Защитные механизмы психики. Примеры из практики
Продолжаем серию статей, посвященных коучингу.
То, что я буду сегодня рассказывать, будет не совсем про коучинг. Скорее, это будет про психологию. А точнее, про внутренние ограничения.
Когда я проходил обучение коучингу, некоторые темы пересекались с психологией .
В коучинговой работе мы, в первую очередь, стараемся избавиться от убеждений, мешающих двигаться к своей цели.
Я решил копнуть поглубже и прочитал несколько статей и несколько книг на эту тему.
Более того, скажу, что это были не какие-то психологические научные труды.
Это была очень классная книжка про психологию создания героя в сериалах и фильмах. Эту книгу написала женщина-психолог. Как мне показалось, книга была написана очень понятным и доступным языком.
> Может, я и не психолог, и не заканчивал никаких тематических курсов. Вам даже может показаться смешным то, о чем сейчас я буду говорить.
Но понимание этих вещей мне очень сильно помогло снять внутренние ограничения. Я как-то лучше стал понимать себя. Стало очевидно, почему я не достигаю цели или почему в определенных ситуациях, я совершаю как будто предначертанные действия .
Поэтому я поделюсь с вами своими выводами.
Первое, о чем я хочу рассказать – это защитные психологические механизмы психики.
Если выражаться научным языком – это психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
То есть, может вдруг случается какой-то косяк, но мы не принимаем его, не хотим подвергнуться отрицательным переживаниям.
В этот момент, у нас включаются защитные механизмы.
Я вам сейчас перечислю самые расхожие внутренние ограничения и на каждое постараюсь привести пример. Сейчас вы все поймете.
В сильном стрессе человек переходит к незрелый модели поведения (ребенок).
Что-то типа “я хочу на ручки”. Получается обратная реакция. Вместо того, чтобы бороться, он пытается защитить свою психику от стресса.
Реакция может быть самой разнообразной. У человека начинается ступор, он впадает в спячку или хочет, чтобы его все жалели, начинает плакать и так далее.
Вот что означает регрессия.
Пример . Это может быть простое заболевание гриппом. Человек лежит с температурой (пусть и небольшой), требует к себе внимания и всячески пытается вызвать жалость и сострадание.
По возможности, снимаем это ограничение. Попробуйте взять себя в руки и установить контроль над событиями.
Кстати, когда я читал про эти механизмы, я узнавал себя в каждом из этих состояний. Интересно, но факт.
Если в детстве, допустим, с нами произошла какая-то психологическая травма, эта травма вытесняется в бессознательное, человек её не помнит, но она на его жизнь влияет.
Пример. Если приводить в пример совсем уж ужасные вещи, то, например, кого-то в детстве били родители или одноклассники. Происходит вытеснение этого факта , человек его не помнит.
Это нормальная, естественная защитная реакция организма.
Сознание не помнит – это да. Но в подсознании, сей факт остался, сидит где-то глубоко и влияет на дальнейшее поведение человека.
> Если продолжить наш пример, то здесь женщина может бессознательно не хотеть рожать детей. Она найдет любые причины, обоснуют все свои доводы по этому вопросу. Скажет, что она не готова, нет денег на ребенка, нет стабильности и так далее. На самом деле, первопричиной является далеко не это.
Конечно, это касается и мужчин тоже.
Это ограничение сложно снять, но, зная врага в лицо, мы можем этому противостоять.
Кстати, про вытеснение в психологической защите писал еще Зигмунд Фрейд .
Человек отрицает факт или событие, которое он не может принять (ему тяжело это принять).
Условно говоря, человек сделал что-то плохое. Настолько плохое, что это может разрушить его самосознание.
Он не хочет быть плохим. Он будет категорически отрицать – нет, такого не было!
Пример. Помните, у Булгакова, разговор Понтия Пилата и Иешуа:
*** «Боги, боги, какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, ведь её не было! Молю тебя, скажи, не было? — Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось»
Не могу не привести этот пример, он просто ярчайший.
Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.
Это когда человек свои мысли, чувства, переживания приписывает другим людям, избегая эти теневые аспекты своей личной ответственности.
Пример. Бывало ли у вас такое, что вы смотрите на человека и он раздражает вас своим поведением?
И вы думаете: Фуу, какой неприятный тип! Ведет себя просто омерзительно!
Но почему мы обращаем на это внимание? Да потому, что в нас самих присутствуют те же самые черты.
> Если бы у нас этого не было, мы бы это не заметили. А тут срабатывает эффект зеркала. Проекция на себя.
У каждого из нас есть внутри некая теневая личность, которую мы боимся выпускать наружу.
Вот эти свои теневые аспекты, которые мы подавляем, мы их видим в проявлениях других людей.
Тот, у которого нет подобных теневых аспектов, на поведение того же самого человека никак не реагирует .
Проекция – это когда мы свои теневые чувства, которые в нас подавлены, приписываем другим людям.
Это когда мы находим объяснение, чтобы оправдать какие-то неприемлемые мысли, чувства, поступки и так далее.
Пример . Девочка Оля проиграла музыкальный конкурс. Признать свое поражение сложно. Конечно, она пела / играла на фортепиано лучше всех! Да и вообще, все места уже давно распределены, как ни старайся. И победитель – родственник кого-то из жюри…
Хотя, на самом деле, это далеко не так. И в реальности, Оля довольно посредственный музыкант.
Уловили? Если принять реальность, можно снять и это ограничение.
Когда эмоции, чувства, действия направляются не к адресату, которому они обращены, а на доступный объект. Поскольку это безопасней.
Пример . Думаю, все мы знакомы с такой ситуацией:
Начальник на работе на вас наорал, а вы пришли домой и наорали на своего ребёнка.
Это и есть замещение. То есть, начальнику вроде как страшно высказать всё в лицо, может и уволить. Зато можно выместить раздражение на более слабом (ребенке, коллеге), потому что это безопасней.
Знакомо? Бывает… Это все те же внутренние ограничения. Едем дальше.
Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.
Это когда исходный импульс преобразуется в противоположный.
Здесь отлично может подойти пример школы.
> Типичная ситуация, когда мальчики дергают девочек за косички, прячут портфель или дарят пустые коробки из под конфет. Может, они не любят девчонок?
Нет. Все это означает ровно наоборот , что девочка нравится, и мальчик любым способом хочет привлечь ее внимание.
Кстати, преобразование может быть не только из позитивного в негативное. Но и наоборот.
Этот способ позволит вам лучше понимать внутренние ограничения и поведение других людей.
Здесь, я думаю, с этим все более-менее знакомы.
Это когда мы направляем биологическую энергию на социально приемлемые цели.
Примером может послужить жизнь и творчество Леонардо да Винчи. Ввиду отсутствия интереса к личной жизни, ему удалось создать множество замечательных произведений искусства.
Сублимация перенаправляет вашу нерастраченную энергию в физическую реальность.
Хоть это и ограничение, но вполне себе позитивное.
Вот такие существуют внутренние ограничения, которые мешают нам жить.
Почему, собственно я об этом говорю.
Когда человек не может достичь своей цели, он использует какой-то защитный механизм психики.
В этот момент ему нужно просто объяснить, что вот прямо сейчас, ты что-то отрицаешь (например) или имеются другие психологические блоки . Давай-ка примем этот факт, уберем то, что мешает достигать целей, тогда тебе будет гораздо легче двигаться вперед.
По крайней мере, я для себя это так определил. Возможно, в психологических вершинах я не разбираюсь, но это мне помогает достигать целей.
Если ты понимаешь: Ага, здесь я что-то вытеснил, но я приму эти внутренние ограничения, поэтому мне будет легче достичь цели.
Ваша задача – увидеть и убрать то, что мешает движению вперед. Или принять этот факт.
Творческое приспособление.
Еще один важный момент, о котором я хочу сказать.
Есть такой ограничивающий фактор, который называется Творческое приспособление.
Это тоже что-то вроде защитного механизма психики , который лучше было бы снять.
Сейчас объясню на понятном примере.
Творческое приспособление – это наилучший способ удовлетворить свою потребность с учетом среды.
Перевожу на простой язык.
Рассмотрим на примере родителей и детей. Нам всем это близко.
Что думает и делает ребенок, чтобы заслужить любовь и внимание родителей?
- Нужно быть послушным, хорошо учиться, помогать другим.
> Увы, ребенок, при этом, ущемляет свои хотелки, лезет из кожи вон, чтобы мама или папа его похвалили. И это не послушание от сердца, это всего лишь модель творческого приспособления.
Может такое быть? Вполне!
К сожалению, этот метод воспитания часто встречается и в наши дни. Но что же происходит потом? Как творческое приспособление влияет на жизнь в дальнейшем?
>>> Когда ребенок вырастает, он и дальше будет наступать на горло собственной песне во взрослой жизни. Например, для того, чтобы заслужить одобрение начальника, или мужа, или друга.
Получается нелепая ситуация: человек уже вырос, ему как бы можно уже избавиться от модели поведения “заслужить любовь”.
Ан нет. Человек уже погрузился в творческое приспособление “заслужить любовь других” и будет это делать на протяжении всей жизни, и даже не попытается его снять.
Из-за этого, человек может не достигать своих целей. Внутренние ограничения сказываются на протяжении всей его жизни.
Раньше он своим приспособлением защищал себя от страданий, стараясь не быть плохим глазах мамы, а теперь, устоявшееся модель поведения контролирует и диктует, как нужно себя вести.
Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.
Я постарался объяснить всё предельно просто.
Например, когда я узнал про эти внутренние ограничения, мне стало как-то легче. Я понял, что это не я какой-то там идиот, а всему есть объяснение. Кроме того, от этого реально избавиться и убрать эти ограничения.
А стал о быть, тебе проще достичь своих целей.
Для меня это было фантастическим открытием, поэтому, я поспешил с вами поделиться.
Подведем итоги.
Стоит ли с ними бороться и убирать? Да, однозначно
Хоть вам и кажется порой, что это некая защита, что с ней вам легче жить, однако, эти же убеждения мешают вам достигать своих целей.
Именно поэтому, вам нужно постараться снять, убрать эти психологические блоки.
Врага надо знать в лицо, поэтому коротко повторим все виды этих внутренних ограничений.
- Регрессия.
Это эффект обратной реакции. В сложной ситуации, человек, вместо того, чтобы собраться и мобилизовать свои силы, начинает ныть и жаловаться. Т.е. ведет себя, как ребенок. - Вытеснение.
Вытеснение можно назвать “активным забыванием”. Это уменьшение негативных эмоций за счет удаления их из памяти. - Отрицание.
Отрицание – это когда человек категорически не желает принимать существующую реальность. Нет! этого не было! Хотя, конечно, было… - Проекция.
Проекция – это когда мы свои теневые чувства, которые в нас подавлены, приписываем другим людям. - Рационализация.
Способность постоянно снимать с себя вину и находить весомые аргументы в пользу самооправдания. - Замещение.
Когда эмоции, чувства, действия направляются не к адресату, которому они обращены, а на доступный объект. - Реактивное преобразование.
Когда исходный импульс преобразуется в противоположный. - Сублимация.
Это когда мы направляем биологическую энергию на социально приемлемые цели. - Творческое приспособление.
Это когда человек подстраивает свое поведение под окружающий его мир.
Еще раз повторюсь, что все это мне помогает достигать целей.
Я постарался донести это до вас как можно доступнее, используя примеры.
Надеюсь, эта информация была для вас полезной.
Если вам что-то было не понятно, или в процессе изучения материала, у вас возникли вопросы, не стесняйтесь, пишите их в комментариях.
Как обычно, я отвечу на них быстро и четко.
Источник
Приемы психологической защиты
В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции. В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах.
Будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой.
В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции.
В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для ее позитивного взаимодействия в социальных группах. Вот классификация основных способов психологической защиты.
1. Отрицание
Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.
При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счетом «никак» на нравоучения не реагирует.
Отрицание может позволить человеку и превентивно (с опережением) отгородиться от травмирующих событий. Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. У многих людей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых человек не силен, особенно по сравнению с другими.
Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чем-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чем-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остается, по возможности, не заглядывать в этот страшный и темный угол. Нередко, сделав что-то не вовремя или не так, как надо, а ничего исправить уже нельзя, «защита» заставляет человека игнорировать опасную ситуацию, вести себя так, как будто ничего особенного не происходит.
Обобщенная оценка опасности информации производится при ее предварительном целостном восприятии и грубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к ослаблению внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешне человек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либо не замечает, считая, что их нет. Поэтому многие люди, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?».
Утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором все, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию к отрицанию. Искренняя и достаточно сильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда человек, сам того не подозревая, подвергает ее тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры.
Вера имеет тенденцию к значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда вера во что-то уже есть, для новой нет места. Человек отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любое покушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности, как если бы речь шла о покушении на ее жизнь.
2. Подавление
Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а ее эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информацией. Для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены — маркированы.
Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если тогда он был разозлен или огорчен (например просьбой что-то сделать), то, чтобы вспомнить об этом, он должен вновь вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может что-то сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было», «Мне это неинтересно, я это не люблю», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку.
3. Вытеснение
Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Ошибки припоминания, как следствие вытеснения, возникают из-за внутреннего протеста, изменяющего ход мыслей. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оно способно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расхода энергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.
Вытеснение — это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:
- вытесненное все-таки прорывается в сознание;
- неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.
Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, таким образом, имеет функциональный смысл, поскольку может заставить человека либо по-новому попытаться воспринять и оценить травмирующую ситуацию, либо подключить другие защитные механизмы. Однако обычно следствием вытеснения является невроз — болезнь личности, не способной разрешить свой внутренний конфликт.
4. Рационализация
Суть рационализации — в отыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется и уже после этого осознается в измененном виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» на расхождение между причиной и следствием, которое так заметно для внешнего наблюдателя.
Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон». Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса и виноград») — это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их.
Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ «Я».
5. Реактивные образования
Например, преувеличенная любовь ребенка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства — ненависти к родителям. Ребенок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.
Определенные социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций — реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь — в ненависть и т. п.
Вот эта неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчеркнутость есть показатель реактивного образования. Если я проявляю такую же лавину чувств к начальнику, как и к родным и близким, то это сигнал того, что это чрезмерное отношение к начальнику в основе своей реактивно. Тут уместен вопрос: «Зачем я хочу так сильно симпатизировать руководителю и поддерживать его, какие негативные чувства скрыты за этим?»
Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему (ней)?»
А зашита типа «сладкий лимон» — это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу — «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).
Чаще всего рационализация достигается с помощью двух типичных вариантов рассуждения: 1) «зеленый виноград»; 2) «сладкий лимон». Первый из них основывается на занижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.
6. Замещение
Замещение — это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности не только наказывать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злости могут выступать домашние животные, родители, дети и др.
Капризы, которые нельзя направить на руководителя (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут быть направлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всем виноват»). Иными словами, замещение — это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для ее удовлетворения.
Итак, суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для ее удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.
7. Ирония
Современное понимание двойственности характера иронии заключается в следующем:
- Ирония — выразительный прием, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии мое «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».
- Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, все же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
- Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на ее бескорыстие, ирония дает самоудовлетворение.
- Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца (не моментальная реактивность).
Как психическое состояние ирония — это измененный знак моего переживания ситуации с «минуса» на «плюс». Тревога сменилась уверенностью, враждебность — снисходительностью… Человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета: я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня есть возможность управления этими состояниями.
Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное.
8. Сновидение
Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план — из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении.
Задача сновидения — выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.
С точки зрения психологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, с которыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие ему способы и формы поведения, практические результаты, к которым привел совершаемый им выбор. Во сне находят отражение ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и к окружающим, в том числе любая органическая недостаточность с точки зрения физического здоровья.
Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении не прекращается.
Сон может фокусировать внимание:
- на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
- на причинах возникновения проблемы;
- на путях выхода из проблемы (ее разрешение).
Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое поведение, самоутвердиться и поверить в себя. Сновидение — это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируются и преобразуются таким образом, что последовательность сна дает дополнительное удовлетворение или уменьшение напряжения.
При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постоянно думаешь о чем-то и переживаешь.
9. Сублимация
Сублимация — это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм — в дружбе, в творчестве и т. п. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.
Сублимация реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание.
По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.
Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливыми или авторитетными людьми. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для человека направлении.
Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять свое «Я» за счет качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своем месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.
Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому необходимым условием жизнедеятельности является постоянное усложнение защиты и расширение ее репертуара.
10. Идентификация
Идентификация — это возвышение себя до другого путем расширения границ собственного «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в свое «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить свое «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению, и в этом — защитная функция механизма идентификации.
Благодаря идентификации достигается символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. Путем произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. В широком значении идентификация — это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчужденности.
Незрелой формой идентификации является имитация. Эта защитная реакция отличается от идентификации тем, что она целостна. Ее незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определенному лицу, любимому человеку, герою во всем. У взрослого человека подражание избирательно: он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека.
Обычно идентификация проявляется в исполнении ролей реальных или выдуманных. Например, дети играют в дочки-матери, в школу, в войну, в трансформеров и т. д., последовательно проигрывают разные роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, прячутся от врагов, защищают слабых. Человек идентифицируется с теми, кого больше любит, кого выше ценит, создавая тем самым основу для самоуважения.
11. Фантазия (мечта)
Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.
Фрейд сказал, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида.
В честолюбивых фантазиях объект желания человека — это он сам. В эротически окрашенных желаниях объектом может становиться кто-то из близкого или далекого социального окружения, кто в реальности объектом желания и быть не может.
И наконец, фантазия выполняет роль замещающего действия, поскольку реальную ситуацию человек решить не может или считает, что не может. И тогда вместо реальной ситуации воображается мнимая, иллюзорная ситуация, которая фантазирующим человеком разрешается. Если трудно решить настоящий конфликт, то разрешается конфликт-подмена. В защитной фантазии паллиативно переживается внутренняя свобода от внешнего принуждения. Результатом психозащитного использования фантазии может быть жизнь в мире иллюзий.
12. Перенос
Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение — подмена объектов изливания накопившейся негативной энергии «танатоса» в виде агрессии, обиды.
Начальник в присутствии других коллег устроил вам разнос. Ответить ему тем же вы не можете. Вы понимаете ситуацию: если отвечу начальнику тем же способом, остановлю, осажу его, то следствием могут быть еще большие неприятности. Поэтому ваше «мудрое Я» ищет объекты, на которых можно выместить свою обиду, свою агрессию. Благо что таких объектов «под рукой» множество. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, безропотность, невозможность осадить вас.
Они должны быть в такой же степени безгласны и послушны, в какой вы безгласно и послушно выслушивали упреки и унизительные характеристики («Лентяй!» «Бездарь!« «Наглец!») со стороны своего начальника и вообще любого, кто сильнее. Ваша неотреагированная на истинного виновника злость переносится на того, кто еще слабее вас, еще ниже на лестнице социальной иерархии, на подчиненного, тот, в свою очередь, переносит ее дальше вниз, и т. д. Цепи вымещения могут быть бесконечными. Ее звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (разбитая посуда при семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и т. д.)
13. Проекция
Например, если субъект или объект, с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.
Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий, с которым сначала связывалось удовлетворение потребности. Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.
Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счет сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами.
Если «враг» снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые по отношению к себе.
Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.
Таков, например, механизм религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу приписывая им собственные мотивы, желания, чувства. Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.
Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может увидеть злой умысел, интригу. Человек безмерно добрый, тот, которого в народе называют «святая простота», не способен на проекцию. Он не видит злого умысла, недоброжелательности в действиях по отношению к себе, потому что сам не способен на это.
14. Интроекция
Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.
Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку усвоил (интроектировал) такое отношение родителей к себе.
Вероятность возникновения этого способа защиты тем выше, чем сильнее и (или) длительнее воздействия внешних или внутренних блокираторов желаний, с одной стороны, и чем невозможнее убрать эти блокираторы и сильнее исполнить свои желания, осуществить свои цели — с другой. При этом невозможность устранения фрустратора сопровождается вымещением отрицательной энергии на замещающем объекте.
Обращенность субъекта против себя оборачивается образованием телесных и психических симптомов, т. е. знаков болезни. К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное артериальное давление, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и т. д.
15. Деперсонализация
При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они — пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определенной мере «защитить» субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания их страданий. Кроме того, это дает возможность им скрывать свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.
Источник