Способы психологической профилактики профессионального выгорания

Профессиональное выгорание

Профессиональное выгорание – это частный случай эмоционального выгорания, синдром, который развивается вследствие истощения личностных ресурсов человека на фоне постоянного стресса и усталости, связанных с работой.
Профессиональное выгорание – это нормальная реакция психики на постоянный уровень эмоционального «зашумления». Некоторые исследователи придерживаются точки зрения, что профессиональное выгорание является психологической реакцией адаптации к условиям работы. Прежде всего данному явлению подвержены представители тех профессий, чья деятельность связана с общением с людьми, эмпатией и высокой ответственностью. Причем чем выше эмоциональная нагрузка и чем более уязвимая категория людей, с которой работает человек, тем быстрее происходит выгорание. Также выгорание часто наступает у людей с определенными личностными особенностями, которые являются менее стрессоустойчивыми.
Впервые об этом синдроме заговорили американские Кристина Маслач и Сьюзан Джексон в 1970-х годах. Они выделяли три основные составляющие профессионального выгорания:

  • эмоциональное истощение (вследствие высокой нагрузки и конфликтов на работе);
  • отстраненное, циничное отношение к людям (возникает как защитная реакция психики на эмоциональное истощение), иногда переходит в дегуманизацию;
  • занижение своих профессиональных достижений, синдром самозванца.

По Международной классификации болезней 10 пересмотра данный синдром имеет код Z73.0 (Переутомление).
Усилить симптоматику может внутренний конфликт между реальными условиями работы и желаемыми (круг обязанностей, размер заработной платы, неудобный график).

Эмоциональное выгорание педагогов

Профессиональное выгорание у педагогов наступает вследствие пролонгированного во времени стрессового воздействия в процессе межличностного общения. Согласно различным лонгитюдным исследованиям, за несколько лет работы педагог способен разочароваться в своей профессии и стать либо равнодушным к своим подопечным и эмоционально холодным, либо принять решение о смене рода деятельности на менее стрессовый и не требующий такого уровня эмоциональной включенности.
Факторы, которые способствуют выгоранию педагогов:

  • Идеализация своей профессии.
  • Высокая ответственность за своих подопечных.
  • Высокая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка.
  • Самоотверженная помощь, которая приводит к дисбалансу между интеллектуально-энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением.
  • Регулярные ролевые конфликты.
  • Работа с «трудными» детьми.
  • Злоупотребление алкоголем (особенно у педагогов в детских домах и в колониях несовершеннолетних).

Психологические переживания педагогов влияют на их работоспособность, психофизиологическое состояние и на характер межличностных отношений с коллегами и детьми. Особенности педагогических коллективов таковы, что в них плохо налажены обратная связь и поддержка, зато часто встречаются критика и разобщенность. Чем дольше длится раздражение, тем быстрее появляются психосоматические заболевания, пропадает любая мотивация к работе.

Эмоциональное выгорание медицинских работников

Согласно статистике, 64% врачей имеют невротические нарушения, 68% – синдром эмоционального выгорания, 38% – депрессивное состояние.
Необходимость работать с нездоровыми и жалующимися людьми делает картину мира медработника более мрачной. Постоянная забота и усилия, направленные на восстановление других, сильно исчерпывают внутренний ресурс человека. Симптомы эмоционального выгорания у медперсонала – истощение и изнеможение, отсутствие сочувствия к пациентам, циничность, неприязнь к работе.
Большое количество факторов, которые даже поодиночке могут привести к профессиональному выгоранию, сочетаются в сфере медицины. Психотравмирующие факторы для медиков, способствующие выгоранию, это:

  • постоянное нахождение под давлением со стороны пациентов и их родственников, начальства;
  • высокая степень ответственности;
  • напряженная и часто однообразная работа;
  • нехватка среднего и младшего медперсонала;
  • условия труда, близкие к экстремальным (депривация сна, суточные дежурства, неполноценное питание и т.д.).

Все это способствует возникновению высокого уровня психоэмоционального напряжения, которое постоянно присутствует и дополняется необходимостью взаимодействовать с большим количеством людей.
В зависимости от направления работы выгорание может наступать раньше или позже. Например, медсестры выгорают быстрее, чем врачи, а сотрудники отделений реанимации быстрее, чем терапии.

Эмоциональное выгорание психологов

Работа психолога связана с постоянным общением с людьми в кризисных и проблемных ситуациях. Помогающая профессия подразумевает тонкое чувствование состояния другого, поэтому часто негативные эмоции клиентов отражаются на внутреннем состоянии психолога.
Особенно быстро наступает профессиональное выгорание у тех, кто работает в экстремальных условиях, с последствиями психологических травм и в отделениях психоневрологического стационара. От специалиста требуется не только выдерживать любые состояния клиентов, но и делать это в напряженном режиме.
Основной симптом эмоционального выгорания психологов, оказывающих продолжительную и экстренную психологическую помощь, это равнодушное отношение к проблемам клиентов.
Причины эмоционального выгорания психологов:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, восприятие клиентов, воздействие на них);
  • повышенное чувство ответственности (необходимость вникать в проблему клиентов, сопереживать);
  • психологически трудный контингент (люди с серьезными психологическими проблемами: нарушители порядка, умирающие больные, клиенты с депрессией и т.д.);
  • склонность к эмоциональной ригидности;
  • отсутствие регулярной психотерапии самого психолога;
  • отсутствие супервизии.

Самодиагностика профессионального выгорания

Для диагностики профессионального выгорания психотерапевты используют опросник К. Маслач, адаптированный для России Н. Е. Водопьяновой. Также возможно использование опросника В.В. Бойко.
Для самодиагностики можно использовать опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Первичную диагностику профессионального выгорания можно провести самостоятельно, оценив количество совпадений из следующего списка симптомов:

  • чувство постоянной усталости, эмоционального и физического истощения, которое не проходит даже после отдыха;
  • неудовлетворенность работой;
  • сомнения в своей профессиональной пригодности и компетенциях;
  • нежелание общаться с начальством, коллегами, учениками, клиентами или пациентами;
  • отстраненность;
  • ощущение, что «вокруг тебя одни дураки»;
  • бессонница, головные боли, изменение веса, сонливое состояние;
  • снижение чувствительности – пропадает острота зрения, слуха, тактильных ощущений;
  • в социальном спектре появляется равнодушие, пассивность, которые часто сменяются раздражительностью;
  • эмоциональная неуравновешенность, повышенное чувство тревоги, страха, частые нервные срывы;
  • ощущение, что работа становится тяжелее;
  • сознательное нарушение графика работы (уход либо регулярное желание уйти раньше времени, попытки уединиться);
  • нежелание принимать решения, брать ответственность и проявлять какую-либо инициативу;
  • употребление алкоголя, психостимуляторов, увеличение потребления кофе и сигарет.
Читайте также:  Подсолнечное масло способ применения

Профилактика профессионального выгорания

Профилактикой развития выгорания могут быть: качественный отдых, внеплановый отпуск или переструктурирование деятельности. При эмоциональной напряженности будет очень полезно посещение психолога или психотерапевта.
При начальной стадии профессионального выгорания следует больше внимания уделять своему эмоциональному состоянию и брать паузу, когда есть ощущение, что руководитель, коллеги или клиенты требуют невозможного, срываются на негатив, пытаются переложить ответственность.
Что делать:
1. Прежде всего, необходимо осознать и дать имена всем своим негативным эмоциям: усталость, злость, грусть, обида, раздражение и т.д.
2. Четко сформулировать причины появления этих чувств: «Я злюсь, потому что ученик проявляет равнодушие к моему предмету», «Этот пациент меня раздражает, потому что выдвигает невыполнимые требования».
Важно обойтись без оценочной лексики в адрес того, на кого направлены негативные эмоции («наглый», «зажравшийся», «самодовольный» и т.д.).
Обязательно необходимо выделять время после работы на личные отношения, отдых, хобби, путешествия. Все занятия, связанные со сменой деятельности, восполняют потраченный ресурс. Кроме того, если у человека есть только работа, он начинает сильнее переживать об увольнении, что также стимулирует выгорание.
В выбранной деятельности необходимо полностью убрать всю идеализацию, разделить объективные обстоятельства и субъективное восприятия условий работы: не жить ожиданием, когда бюджетная организация превратится в творческое креативное пространство. Чем меньше внутреннее несоответствие, тем меньше ожиданий и разочарований. Главное – правильно расставлять приоритеты. Ни один проект не должен становиться важнее сна, еды и полноценного отдыха, если не приносит глубочайшего удовлетворения. В противном случае стоит задуматься о смене профессии.

Как бороться с профессиональным выгоранием?

Для борьбы с профессиональным выгоранием есть действенные методы:

  • техники релаксации для снятия напряжения и восстановления ресурса;
  • анализ и коррекция ожиданий и фактических условий работы;
  • смена деятельности или места работы (как в условиях одной организации, так и полная смена сферы работы);
  • качественный перерыв – лучше взять отпуск за свой свет и окунуться в творчество или поездку куда-либо, чем окончательно сгореть.

Если самостоятельные методы борьбы с выгоранием не помогают, то необходимо обратиться за консультацией к психологу. Специалист разберет конкретно вашу ситуацию, научит справляться с негативными эмоциями, восстанавливать собственный ресурс, что в итоге улучшит качество жизни и эмоциональный фон.
Для диагностики и коррекции профессионального выгорания запишитесь на консультацию специалиста по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Источник

Профессиональное выгорание: что это такое и как его предотвратить?

Бывает ли у вас ощущение, что вы ненавидите свою работу лютой ненавистью? Или что вас от нее тошнит? Или что еще чуть-чуть, и вы бросите все к чертовой бабушке и возьмете билет в один конец на все свои деньги, оставшиеся до зарплаты? И пусть этих денег хватит только на пригородную электричку, вам уже все равно, потому что все достало.

Нет, мы не имеем в виду первые 5 минут после пробуждения в 6 утра. И не вторую половину дня пятницы, когда сердце греют билеты на концерт, лежащие в левом нагрудном кармане, а последние часы рабочей недели тянутся безумно долго. Такое бывает почти у всех, и это, в общем-то, почти нормально.

А вот если гнев, ненависть или апатия при мысли о работе возникают постоянно или вовсе никуда не уходят, это повод заподозрить профессиональное выгорание и срочно пройти нашу программу «Психическая саморегуляция». Что это за «зверь» такой – профессиональное выгорание? Попробуем понять и обезвредить!

Что такое профессиональное выгорание?

Понятие «синдром эмоционального выгорания» впервые появилось в 1974 году. Его ввел в научный оборот американский психиатр Герберт Фрейденбергер. Исследования в данном направлении были продолжены профессором психологии Калифорнийского университета в Беркли Кристиной Маслач, в результате чего появился термин «синдром выгорания».

Кристина Маслач описала трехкомпонентную модель выгорания. Применительно к профессиональному выгоранию она выделила такие составляющие как эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция (преуменьшение значимости) личных достижений. Исследования, проведенные группой ученых под руководством Кристины Маслач, подытожены в статье Job Burnout («Выгорание на работе») [C. Maslach, W. Schaufeli, M. Leiter, 2001].

В последующие годы конкретные примеры профессионального выгорания рассмотрены во многих научно-популярных статьях и книгах. Например, в работе Burned Out («Сгореть»), опубликованной в Scientific American Mind [Ulrich Kraft, 2006]. В целом, эволюция представлений о синдроме эмоционального выгорания была достаточно длительной, что отражено в одноименном коллективном научном труде «Эволюция представлений о синдроме эмоционального выгорания» [И. Зражевская и др., 2020].

В наступившем тысячелетии интерес к теме профессионального выгорания вышел за рамки сугубо научных исследований. С некоторых пор, а именно с мая 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания внесен в обновленный перечень Международной классификации болезней, который составляет Всемирная организация здравоохранения [ВОЗ, 2019].

Обращаем внимание, что это не означает признания выгорания в качестве болезни. Как поясняет ВОЗ, синдром отнесен к факторам, которые влияют на здоровье человека и статистику обращений в медицинские учреждения [ВОЗ, 2019]. ВОЗ определяет его как итог длительного стресса на работе, который не получилось преодолеть. И выделяет основные признаки, по которым можно определить выгорание на рабочем месте.

Симптомы профессионального выгорания:

  1. Физическое и/или мотивационное истощение.
  2. Психологическое дистанцирование от рабочих обязанностей, негативное и/или циничное отношение к работе.
  3. Снижение работоспособности.

Если наблюдаются все три признака – это достаточный повод, чтобы говорить о профессиональном выгорании. Стоит уточнить, что признаки относятся исключительно к рабочим обязанностям и работе. Для прочих не менее важных сфер жизни есть другие определения.

Читайте также:  Чистка от паразитов способы

Разумеется, ВОЗ не просто констатировала факт, что проблема существует, но и взялась за установление причин данного явления и разработку научных принципов, на основе которых можно помочь сохранить работникам психическое здоровье.

Возможно, у кого-то возникнет вопрос: неужели это такая уж большая проблема, и у Всемирной организации здравоохранения нет забот поважнее, чем заниматься темой профессионального выгорания? На самом деле это проблема не только психологическая, психическая и медицинская, но и экономическая.

Последствия синдрома профессионального выгорания для экономики

Статистика неумолима, и наглядно свидетельствует, что последствия синдрома профессионального выгорания для экономики ничуть не меньше, чем последствия различного рода кризисов, скачков доллара и прочих регулярно происходящих в мировой экономике событий.

Как удалось выявить в ходе исследований, проведенных ВОЗ, снижение производительности труда из-за различного рода депрессий и психологических расстройств наносит мировой экономике ущерб, эквивалентный примерно одному триллиону долларов в год [ВОЗ, 2019].

Даже понимая условность любых оценок глобального масштаба, тут можно согласиться, что ущерб от профессионального выгорания достаточно велик. Как выяснила в ходе исследования компания Gallup, две трети граждан США – государства, являющегося одной из ведущих мировых экономик – с разной степенью интенсивности ощущают признаки профессионального выгорания.

Если быть совсем точными, в состоянии профессионального выгорания часто или постоянно находятся 23% работающих американцев, а время от времени в это состояние впадают 44% трудящихся граждан США [B. Wigert, S. Agrawal, 2018]. При этом страдающие профессиональным эмоциональным выгоранием американцы болеют на 63% чаще, чем их коллеги, не страдающие данным синдромом, и в 2,6 раз чаще заняты активным поиском новой работы. Думается, не стоит уточнять, что человек, занятый поиском новой работы, не слишком активен и эффективен на своем нынешнем рабочем месте.

Есть и статистика борьбы с проблемой. Каждый доллар, вложенный в психическое здоровье работающих граждан, приносит отдачу в 4 доллара в виде повышения производительности труда и снижения пропусков рабочих дней из-за болезней, которые следуют за психологическими нарушениями [ВОЗ, 2019].

Самой эффективной в этом плане является профилактика профессионального выгорания и недопущение у работников состояний, влияющих на их здоровье и производительность труда. Для этого важно создать на работе здоровый психологический климат и исключить причины развития профессионального выгорания и прочих психологических расстройств.

Причины профессионального выгорания

Существует множество факторов риска профессионального выгорания и прочих психологических расстройств на рабочем месте, которые вкупе негативно влияют на психологическое состояние работников. ВОЗ выделила основные причины, наиболее часто ведущие к профессиональному выгоранию и другим психологическим расстройствам, отрицательно влияющим на производительность труда [ВОЗ, 2019].

Факторы риска профессионального выгорания:

  • Нечеткая постановка задач.
  • Размытые критерии эффективности.
  • Отсутствие возможности влиять на результат в своей зоне ответственности.
  • Отсутствие необходимых ресурсов для выполнения поставленных задач.
  • Искусственные ограничения на возможность принимать решения.
  • Отсутствие поддержки или слабая поддержка на работе.
  • Притеснения и разные формы психологического насилия.
  • Отсутствие гибкого графика при наличии объективной необходимости в таковом.

Это, напомним, основные факторы риска, выделяемые ВОЗ. В уже упомянутом исследовании компании Gallup указывается на другие достаточно веские причины выгорания. Среди них, в частности, неконтролируемая нагрузка, недостаточная зарплата, неоправданные цейтноты, изначальное отсутствие четко прописанных ролей и обязанностей на работе [B. Wigert, S. Agrawal, 2018].

В российских реалиях ко всему вышеперечисленному следует добавить постоянные отвлекающие факторы, мешающие работникам сосредоточиться, и нагрузки сверх нормы [Д. Сусеева, 2019]. Кроме того, негативное влияние на психическое здоровье россиян оказывает «стресс больших городов» и навязанный глянцем «культ успешности».

Россия по историческим меркам сравнительно недавно узнала, что такое «культ успешности», поэтому далеко не все искренне стремящиеся соответствовать трендам граждане смогли адекватно «переварить» эту информацию и понять, что хорошее здоровье и разумный баланс семьи и карьеры – это тоже составляющие жизни успешного человека.

В итоге у многих сверхсознательных товарищей развивается синдром гиперответственности, когда они готовы отвечать чуть ли не за восход солнца на востоке и закат на западе, и твердое убеждение, что они должны много (точнее, непрерывно) работать, чтобы никого не подвести и что-то доказать людям, которым они, в общем-то, глубоко безразличны.

Есть и другие когнитивные искажения в восприятии такого явления как профессиональное выгорание. В нашей ментальности принято считать, что

эмоциональное и профессиональное выгорание свидетельствуют об усердии, самоотверженности и работника. Интересно, что такое восприятие отлично сосуществует с прямо противоположным отношением, которое предполагает, что «выгорать» могут лишь изначально незаинтересованные в работе и результате люди, а настоящие профессионалы всегда в тонусе по определению [Д. Сусеева, 2019].

И, наконец, риск профессионального выгорания может нести сама специфика деятельности. Так, профессиональное выгорание педагогов, врачей и работников МЧС встречается намного чаще, чем, к примеру, профессиональное выгорание библиотекарей, музейных смотрителей и младших научных сотрудников НИИ.

Что же теперь делать и можно ли как-то избежать профессионального выгорания? Да, но при условии, что профилактике профессионального выгорания работников будут уделять внимание и работодатели, и сами работники.

Профилактика профессионального выгорания

Выше мы уже начали говорить о том, как важно создать на работе здоровый психологический климат и исключить причины развития профессионального выгорания и прочих психологических расстройств. ВОЗ, опираясь на данные научных исследований, предлагает действовать в трех направлениях:

  1. Снижать факторы риска, связанные с работой.
  2. Развивать положительные аспекты труда, поддерживать сильные качества сотрудников.
  3. Решать проблемы, возникшие с психическим здоровьем сотрудников.
Читайте также:  Все способы диагностики двигателя

Каким образом этого достичь? ВОЗ конкретизировала свои рекомендации, предложив четкие меры по решению проблемы [ВОЗ, 2019].

Меры профилактики профессионального выгорания со стороны работодателей:

  • Мониторинг рабочей обстановки и выяснение, насколько она способствует нормальному психическому состоянию сотрудников.
  • Мотивация сотрудников, приложивших усилия по улучшению своей работы.
  • Изучение стороннего опыта, применимого в конкретной сфере деятельности.
  • Изучение проблем и запросов работников.
  • Организация возможностей для получения психологической помощи и поддержки.
  • Мониторинг ситуации со здоровьем сотрудников и предоставление помощи (материальной, организационной) для решения их проблем.
  • Привлечение работников к участию в принятии решений.
  • Формирование у работников чувства сопричастности к успехам компании.
  • Разработка и реализация планов карьерного роста работников.

Это то, что могут (и должны!) делать работодатели для поддержания нормального психологического состояния своих работников. Однако ответственность за собственное здоровье лежит и на самих работниках. Поэтому, если есть основания подозревать у себя профессиональное выгорание, нужно срочно принять меры.

Меры профилактики профессионального выгорания со стороны работников:

  • Поиск конкретных причин неудовлетворенности работой и возможностей их устранения.
  • Анализ соотношения положительных и отрицательных факторов в работе. Если негатив перевешивает, стоит задуматься о смене работы.
  • Формирование четких границ между рабочим и личным временем.
  • Разделить личные и навязанные цели, найти возможности для реализации того, что важно лично вам, а не только тем, кто чего-то ждет от вас (начальство, жена, родственники).
  • Определить и осознать зону своей компетенции. Не переживать из-за того, что от вас не зависит.
  • Заботиться о своем здоровье – спорт, отдых, прогулки, нормальное питание, здоровый сон.

Если последовательно реализовать все эти пункты, вероятность профессионального выгорания существенно уменьшится. Кроме того, такой подход позволит разумнее распределить силы и время на решение рабочих задач, найти время и другие ресурсы для своих личных целей, что повысит уровень удовлетворенности жизнью в целом [Д. Сусеева, 2019]. А не пропустить профессиональное выгорание поможет самодиагностика.

Профессиональное выгорание: самодиагностика

В самом начале статьи мы рассмотрели основные симптомы профессионального выгорания. Возникают они, конечно же, не сразу. Прежде, чем человек впадет в состояние мотивационного и физического истощения, дистанцирования от своих профессиональных обязанностей, может пройти достаточно много времени, когда можно было бы предпринять действенные меры.

Но для этого нужно понимать, что профессиональное выгорание происходит не одномоментно, а проходит ряд последовательных стадий. Если внимательно прислушиваться к себе и своему организму, можно заметить даже начальную стадию и первые предпосылки к профессиональному эмоциональному выгоранию и вовремя его предотвратить. Благо, все эти стадии достаточно подробно описаны в книге Das Burnout – Syndrom. Theorie der inneren Erschoepfung («Синдром выгорания. Теория внутреннего истощения») [М. Burisch, 2014].

Стадии профессионального выгорания:

  1. Начальная стадия: повышенная мотивация и заинтересованность сменяются эмоциональным истощением, беспокойством, озлобленностью, апатией и пессимизмом.
  2. Снижение заинтересованности: проявляется в виде нетерпения и нетерпимости, постоянных упреков и конфликтов, неорганизованности и неточности в выполнении задач.
  3. Эмоциональные реакции и присвоение вины: депрессия сменяется агрессией.
  4. Редукция: снижение работоспособности, мотивации, отсутствие фантазии, сопротивление всему новому.
  5. Поверхностность, притупление эмоций: проявляется в равнодушии, упрощении реакций, стремлении к одиночеству, отказу от хобби.
  6. Психосоматические реакции: ослабление иммунитета, плохой сон, снижение или набор веса, головные боли, невозможность расслабиться.
  7. Отчаяние: чувство безнадежности, отсутствия смысла жизни, в тяжелых случаях суицидальные мысли.

Помимо самонаблюдения могут помочь специально разработанные учеными и психологами тесты на профессиональное выгорание. Самый первый тест был разработан профессором психологии Кристиной Маслач совместно с психологом Джеймсом Джексоном.

Позднее было выполнено множество адаптаций этого теста, в частности, для реалий жизни в нашей стране. Предлагаем вам ознакомиться со всеми вариантами. Это станет наилучшей самодиагностикой, потому что поможет исключить элемент случайности, неизбежный при прохождении одной отдельно взятой версии теста.

Тесты на профессиональное выгорание (самодиагностика):

Тест Виктора Бойко – это, фактически, самостоятельная и самодостаточная работа автора, потому что данный тест намного шире, чем предложенный Кристиной Маслач. Как минимум, потому, что в тесте Виктора Бойко почти в 4 раза больше вопросов, чем в тесте Маслач, плюс предусмотрены пункты, позволяющие перепроверить валидность и релевантность ранее данных ответов. Это позволяет нивелировать ошибки восприятия для интерпретации теста в случае, если тестируемый не понял какой-то из вопросов.

Таким образом, можно сказать, что с высокой степенью вероятности помогут предотвратить профессиональное выгорание самодиагностика и профилактика. Как сказано выше, меры профилактики профессионального выгорания должны предприниматься как со стороны работодателей, так и со стороны работников.

Кроме того, мы настоятельно рекомендуем пройти нашу программу «Психическая саморегуляция», даже если у вас нет никаких предпосылок к профессиональному выгоранию. Изучение приемов регуляции своего психологического состояния позволит научиться сохранять самообладание в любых жизненных и профессиональных ситуациях, что является наилучшей профилактикой эмоционального и профессионального выгорания.

Часто бывает, что отсутствие признаков профессионального выгорания предопределено вовсе не стрессоустойчивостью человека, а реальным отсутствием стрессирующих факторов, что редко, но бывает. Выше мы уже говорили о том, профессиональное выгорание педагогов, врачей и пожарных встречается намного чаще, чем профессиональное выгорание библиотечных работников, сотрудников музеев и научно-исследовательских учреждений.

В данном случае это связано, в первую очередь, с характером работы, а не с личностными качествами работников. Можно, конечно, предположить, что личные качества некоторым образом влияют на выбор профессии, но отрицать, что обладатель диплома педагогического университета, работающий в школе, вынужден нервничать больше, чем его коллега, устроившийся в библиотеку, никто не возьмется.

Мы желаем вам психического здоровья и душевного равновесия. А еще предлагаем пройти небольшой проверочный тест для закрепления изученного материала:

Источник

Оцените статью
Разные способы