- Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Центр социальной помощи семье и детям Невского района
- Психологическая поддержка учащихся
- Индивидуальная поддержка педагога-психолога с учащимся по преодолению трудностей в обучении.
Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
статья на тему
В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_pedagogicheskoy_zashchity.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
Трудные ситуации для ребенка
Способы решения проблемы, выходя из трудной ситуации
Не успевает по предмету: негативное отношение учителя, учеников
Часто болеет: хронические заболевания, ослабленное здоровье
Методы поддержки физического здоровья ребенка, методы поддержки развития интеллектуальных способностей
Беседа с учителем. Открытый разговор с классом в отсутствии неуспевающего
Педагогический консилиум. Беседа с родителями о необходимости консультации у врача. Организация помощи со стороны одноклассников
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья
Прекращение насмешек, беседа с классом в отсутствии ученика, беседа с учеником
Рефлексивно-терапевтическая беседа с ребенком, беседа с родителями. Поиск места для занятий, творческого дела для раскрытия способностей ребенка. Нравственные беседы в классе
Насмешки сверстников, неадекватная самооценка
Замедленное физическое развитие
Поддержки методов положительных эмоций, методы поддержки физического здоровья, метод угашения отрицательных переживаний
Беседа с ребенком с целью снятия эмоционального напряжения. Прекращение насмешек со стороны учащихся. Беседа с классом в отсутствии ученика
Поиск адекватного занятия для ребенка, где бы он смог раскрыть свой потенциал, а сверстники оценить его по достоинству (участие в праздниках)
Ученики избивают, частые драки
Возможный травматизм как физический, так и психический
Методы педагогической защиты от людей, методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка
Беседа с классом, тренинг, мероприятия по сплочению коллектива и взаимопомощи (поход)
Замедленное психическое развитие
Методы педагогической защиты от людей, методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка
Прекращение насмешек, беседа с учениками
Обращение к ребятам за помощью. Нравственные беседы. Беседы с родителями. Консультации врачей.
Стрессогенное и фрустрированное состояние, неадекватное поведение, издевательства ребят. Разрыв отношений с другом, с любимой
Перегрузки по предмету
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Беседа с учителем об уменьшении нагрузки. Направление к врачу. Прекращение издевательств
Педагогический консилиум. Консультация у врача. Беседа с родителями. Организация познавательных игр. Тренинг самопознания. Нравственные беседы.
Неадекватное поведение (истерика, буйство, обморок)
Пограничное психическое состояние
Метод угашения отрицательных переживаний
Попытка успокоить ребенка. Срочное отправление ребенка домой с родителями. Вызов врача
Направление ребенка на консультацию к врачу. Беседа с родителями. Беседы с учителями об отношении к такому ребенку
Ребенок замкнут, неопрятен, ни с кем не дружит (одиночество)
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
Эмоциональная поддержка (погладить, прижать к себе, пожалеть, ободрить и т.д.)
Рефлексивно-терапевтическая беседа психолога. Беседа с родителями. Создание ситуации успеха у ребенка (поручение, роль в празднике)
Отверженный в классе, «новичок»
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки развития коммутативных способностей, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Общее собрание в классе
Организация досуга. Нравственные беседы, паломничества, тренинг общения
Нарушение прав ребенка со стороны педагога
Методы педагогической защиты от людей, методы поддержки психического здоровья
Беседы с учителем. Привлечение администрации. Эмоциональная поддержка ребенка
Педагогический консилиум. Курс «Граждановедения»
Хулиганское поведение (ворует, дерется, сквернословит и т.д.)
Пьющая семья, частые драки и оскорбления в семье, недоедание
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
Превращение хулиганских действий. Беседа с учеником
Беседа с родителями. Привлечение одноклассников. Чтение духовной литературы. Курс «Граждановедения» тренинг общения. Интимные беседы с ребенком
Не ориентируется в ситуациях, нарушает правила для учащихся в школе
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
Остановка ребенка от нарушений. Беседа с учеником
Беседа с родителями. Совместный поиск проблемы ученика и способов ее разрешения
Прогуливает уроки, сбегает с уроков
Отсутствие интереса к учению вследствие возникновения проблем в обучении еще в начальной школе
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, методы поддержки психического здоровья, методы педагогической поддержки развития способностей
Беседа с учеником, сопровождение его в класс. Присутствие классного руководителя, родителей, администрации, психолога на уроках
Наблюдение за ребенком на уроках. Совместное выявление проблемы и поиск ее решения. Подбор интересного для ребенка занятия. Организация помощи со стороны одноклассников, учителей
Источник
Центр социальной помощи семье и детям Невского района
Психологическая поддержка учащихся
Одним из приоритетных направлений в работе психолога отделения дневного пребывания несовершеннолетних является оказание психологической помощи учащимся. В этой статье речь пойдет о сохранении и укреплении психологического здоровья учащихся совместно с ближайшим социальным окружением ребёнка, а именно родителями и педагогами.
Психологическое здоровье включает в себя такие компоненты как личностное и духовное развитие школьника с учётом его познавательных, социальных и психологических потребностей. Приобретая новый социальный статус «Ученик», ребёнок оказывается в новой для него ситуации взаимодействия с обществом. В этот момент на помощь могут прийти взрослые, которые смогут объяснить принципы взаимоотношений с этим новым миром. Несомненно, любые перемены, это всегда стресс. И то, как ребёнок справится с ним, зависит во многом, от родителей, педагогов, а также специалистов, оказывающих психологическое сопровождение.
Если родитель имеет адекватное представление о потенциальных возможностях своего ребенка, то он сможет с пониманием отнестись к трудностям, возникающим в процессе обучения и вовремя обратиться за помощью к специалистам различных направлений. Таким образом, родитель оказывает психологическую поддержку своему ребёнку-ученику.
Когда для педагога является важным совместное с ребёнком определение его возможностей и интересов, то поиск путей преодоления учебных и личностных проблем, станет той самой психологической поддержкой.
Психолог может сосредоточиться на создании условий, в рамках которых педагоги и родители могли бы получить профессионально и личностно значимое знание о способах оказания психологической поддержки детям.
Понимая необходимость формирования психологического здоровья, важно помнить выполнение возрастных задач развития. Работа психолога опирается на возрастные и личностные особенности детей.
- В возрасте 7-10 лет, на начальном этапе образовательного маршрута, важно помочь ребёнку адаптироваться к новой социальной ситуации, принять социальный статус ученика. Работа направлена на проработку таких понятий как ответственность и распределение ресурсов.
- Основным направлением психологической работы в младшем подростковом возрасте (10-11 лет), может являться формирование умения учиться.
- В работе с учащимися 11-12 лет особое внимание уделяется развитию самосознания, в частности формированию у подростка чувства собственного достоинства и уверенности в себе, укреплению чувства взрослости, а также формированию интересов и мотивации учения.
- В старшем подростковом возрасте 13-14 лет важно обратить внимание на развитие навыков общения подростка со сверстниками, формирование волевого поведения, умение владеть своим эмоциональным состоянием и развитие воображения.
- В возрасте от 15 лет психологическая поддержка выражается в проведении проф-ориентационных мероприятий и организации групповой и индивидуальной работы в рамках исследования личностных особенностей.
Психологическая поддержка включает в себя несколько этапов работы, которые формируют комплексное взаимодействие между всеми уровнями социального окружения учащихся.
Диагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение когнитивной, эмоциональной и социальной сфер учащихся. На данном этапе выявляются трудности, оценивается степень их коррекции, предполагаются возможные варианты дальнейшего сотрудничества.
Коррекционно-развивающая – предполагает активное воздействие на учащегося с целью формирования у него ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности.
Консультативная – оказывает помощь в решении проблем личности.
Просветительская – формирует потребность в психологических знаниях и желание использовать их в интересах собственного развития.
Профилактическая – предупреждает возможное неблагополучие в психическом и личностном развитии учащихся.
Наши отделения уникальны тем, что создает для ребенка макет его обычного ежедневного социума, где есть сверстники, взрослые, но где нет уже наработанных школьных шаблонов, «заработанных» им в школе. Психологи проявляют особое внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни в целом.
Благодаря небольшой группе отделения, удается осуществлять качественный, почти индивидуальный подход к каждому ребенку, отслеживается его текущая жизнь в школе, его успеваемость, осуществляется помощь по решению проблем взаимоотношений в школе, обучение навыка общению со взрослыми.
Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних № 1, Шелгунова 17, тел. 409 80 14
Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних № 2, Коллонтай,7/2, тел. 417-52-88
Авторы: Заведующий отделением дневного пребывания для несовершеннолетних № 2
Егорова Татьяна Александровна
Психолог отделения психолого-педагогической помощи № 2 Захарова Екатерина Андреевна
Источник
Индивидуальная поддержка педагога-психолога с учащимся по преодолению трудностей в обучении.
Тема: Индивидуальная поддержка педагога-психолога с учащимся по преодолению трудностей в обучении.
В начале учебного года проводится плановая диагностическая работа по изучению адаптации учащихся 1 класса.
Преподавателю класса предлагается оценить учащихся на основе наблюдений по 4 критериям (эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие), которые влияли на результат:
уровня интеллектуального развития;
особенностей личности, характера;
По итогам диагностики среди учащихся, которые оказались в числе дезадаптированных, был ребенок с задержкой психического развития. Также по результатам мониторинга первоклассников готовности к обучению в школе у ученика имеются некоторые трудности при обучении, пониженный уровень навыков чтения, письма и счета, пониженный уровень мотивации к обучению, низкая организованность учебной деятельности, ребенок имеет трудности в общении со сверстниками.
С учеником — проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по программам Ольги Владимировны Хухлаевой «Тропинка к своему я» , Натальи Петровны Локаловой «120 уроков психологического развития для младших школьников», «Психологическая азбука» Татьяны Анатольевны Аржакаевой. Занятия проводились 3 раза в неделю по 20-25 минут.
На занятиях мы формировали умения осуществлять различные умственные действия, развивали самостоятельность, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формировали такие психологические качества и умения, которые помогают школьнику усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Организовывали деятельность ученика таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью.
Более подробно я остановлюсь на программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития для младших школьников».
На занятиях с ребенком проводились:
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребенка определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут).
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие ребенка: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
8. В конце каждого занятия проводится РЕФЛЕКСИЯ.
Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний, что отражается и на характере их социальных контактов . Для развития эмоционально-волевой сферы ребенка я включала элементы занятий из программы психологических занятий Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» и «Психологическая азбука»Т.А. Аржакаевой, И.В. Вачковой, А.Х. Поповой . Занятия направлены на формирование самопознания ребенка, на развитие взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками, осознание своих эмоций и эмоций окружающих. Эмоциональный контекст варьируется от самого конкретного до самого общего, требующего максимальной творческой работы фантазии ребенка. Ученик учится показывать определенную эмоцию, оценивать невербальные средства выражения эмоционального воплощения, подмечать тонкие детали в выражении эмоций своих товарищей.
В течение года велась также работа с педагогами и родителями. Были даны рекомендации для воспитания и обучения ребенка. Разработаны рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ученика, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
В конце учебного года была проведена повторная плановая диагностическая работа по изучению адаптации учащихся 1 класса, по итогам которой все ученики адаптировались к школе.
Также была проведена диагностика на определение уровня интеллектуального развития; выявление уровня познавательных способностей ребенка. Использовался тест структуры интеллекта Векслера. По результатам, которого у ученика хорошая норма интеллектуального развития, умственная работоспособность высокая, поведение адекватное, эмоционально-устойчивое.
Таким образом, ученик стал самостоятельным, способным к рассуждениям, самоконтролю, научился отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения. Сейчас мальчик учится во втором классе. Диагноз ЗПР сняли.
Источник