Способы психологической коррекции стиля общения
Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений.
Представим теоретические положения, которые положены в основу психологической коррекции стиля общения.
Гармоничное общение человека с миром обусловлено его позитивным отношением к самому себе и к миру — верой в себя, в общественные ценности, в свое собственное совершенство, в позитивную сущность другого человека, лежащую в основе равновесия глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» и ограничивающей установки «я не могу».
Гармония внутреннего мира человека и его внешних партнеров развивается в благоприятных взаимоотношениях, способствующих переживанию чувства доверия и личностной состоятельности, укрепляющих веру в позитивную сущность других людей. В неблагоприятных отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, насыщенных негативными эмоциями, установка «я могу» блокируется. Переживаемое при этом чувство беспомощности, «невладения ситуацией» актуализирует установку «я не могу», усиливающую беспокойство, неуверенность в себе. Адекватное восприятие ситуации и партнера подменяется ожиданиями «должного», ограничивающими позитивное видение себя и партнера.
Социальное «ты не можешь» («мы не можем»), возникающеев насыщенных негативными переживаниями отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, порождает интенсивные эмоции страха, стыда, вины, гнева и становится источником конфликта свойственных каждому человеку установок «я хочу и могу» и ограничивающих установок «я хочу, но не могу». Именно поэтому установки «хочу и могу» и «хочу, но не могу» достаточно часто находятся в противоречии: гипертрофированная ограничивающая установка «я не могу» блокирует «я могу», лежащую в основе личностного совершенства; или доминирующая «я могу» не уравновешена социальным регулятором «я не могу». Когда динамическое равновесие установок «могу» и «не могу» нарушается, личность переживает внутренний конфликт, который рано или поздно становится межличностным.
Конфликт установок «я могу — я не могу» и переживаемые при этом негативные эмоции становятся причиной дисгармонии в общении и эмоционально-рефлексивного закрепощения личности.
Исследование, доказавшее состоятельность этих положений, позволило разработать систему психологической коррекции непродуктивного стиля общения.
Цели и задачи процесса психологической коррекции
Главные цели процесса психологической коррекции:
эмоционально-рефлексивное освобождение личности;
овладение потенциалами продуктивного стиля общения.
Их реализация требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение человека с другими посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.
При этом усилия психолога направлены на решение пяти основных задач:
1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку «я могу»;
2) возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания;
3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих позитивную активность личности: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения.
Реализация поставленных задач требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.
Элементы и структура процесса психологической коррекции
Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развития позитивного отношения к миру; расширения самосознания; восстановления позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивного очищения восприятия; овладения соучастной стратегией, контакта; дифференциации и интеграции механизма идентификации-обособления. Эти элементы соотносятся с соответствующими элементами стиля общения: отношением личности к миру, структурой самосознания, активностью личности в индивидуальном пространстве; восприятием ситуации общения, стратегиями контакта, взаимоотношениями в межличностном пространстве. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения.
Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. В то же время эффективные результаты в любом элементе системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Источник
6. психологическая коррекция стиля общения
6. психологическая коррекция стиля общения
Сущность психологической коррекции непродуктивного стиля общения состоит в гармонизации сферы внутриличностных реакций и межличностных отношений.
Представим теоретические положения, которые положены в основу психологической коррекции стиля общения.
Гармоничное общение человека с миром обусловлено его позитивным отношением к самому себе и к миру верой в себя, в общественные ценности, в свое собственное совершенство, в позитивную сущность другого человека, лежащую в основе равновесия глубинной, свойственной каждому человеку установки «я могу» и ограничивающей установки «я не могу».
Гармония внутреннего мира человека и его внешних партнеров развивается в благоприятных взаимоотношениях, способствующих переживанию чувства доверия и личностной состоятельности, укрепляющих веру в позитивную сущность других людей. В неблагоприятных отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, насыщенных негативными эмоциями, установка «я могу» блокируется. Переживаемое при этом чувство беспомощности, «невладения ситуацией» актуализирует установку «я не могу», усиливающую беспокойство, неуверенность в себе. Адекватное восприятие ситуации и партнера подменяется ожиданиями «должного», ограничивающими позитивное видение себя и партнера.
Социальное «ты не можешь» («мы не можем»), возникающее в насыщенных негативными переживаниями отношениях враждебности, принуждения, подчинения сильному авторитету, порождает интенсивные эмоции страха, стыда, вины, гнева и становится источником конфликта свойственных каждому человеку установок «я хочу и могу» и ограничивающих установок «я хочу, но не могу». Именно поэтому установки «хочу и могу» и «хочу, но не могу» достаточно часто находятся в противоречии: гипертрофированная ограничивающая установка «я не могу» блокирует «я могу», лежащую в основе личностного совершенства; или доминирующая «я могу» не уравновешена социальным регулятором «я не могу». Когда динамическое равновесие установок «могу» и «не могу» нарушается, личность переживает внутренний конфликт, который рано или поздно становится межличностным.
Конфликт установок «я могу я не могу» и переживаемые при этом негативные эмоции становятся причиной дисгармонии в общении и эмоционально-рефлексивного закрепощения личности.
Исследование, доказавшее состоятельность этих положений, позволило разработать систему психологической коррекции непродуктивного стиля общения.
Цели и задачи процесса психологической коррекции
Главные цели процесса психологической коррекции:
эмоционально-рефлексивное освобождение личности;
овладение потенциалами продуктивного стиля общения.
Их реализация требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение человека с другими посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.
При этом усилия психолога направлены на решение пяти основных задач:
1) осознание фактов личностной истории, обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, заблокировавших установку «я могу»;
2) возрождение доверия самому себе, веры в духовный авторитет и позитивную сущность другого человека и восстановление депривированных звеньев структуры самосознания;
3) освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих гипертрофию установки «я не могу» и затрудняющих позитивную активность личности: баланс напряжения и расслабленности в теле, рефлексию и ответственность;
4) изменение негативных эмоционально насыщенных установок, искажающих адекватное восприятие ситуации общения, привычных агрессивных и инфантильных моделей общения и овладение соучастной стратегией контакта;
5) самостоятельное развитие обретенных навыков в реальной практике общения.
Реализация поставленных задач требует осознавания и разрешения конфликта между установками «я могу» и «я не могу», нарушающего гармоничное общение посредством возрождения веры в духовный авторитет, свое собственное личностное совершенство и позитивную сущность другого человека.
Элементы и структура процесса психологической коррекции
Процесс психологической коррекции стиля общения представляет собой систему из семи взаимосвязанных элементов: анализа проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развития позитивного отношения к миру; расширения самосознания; восстановления позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивного очищения восприятия; овладения соучастной стратегией, контакта; дифференциации и интеграции механизма идентификации-обособления. Эти элементы соотносятся с соответствующими элементами стиля общения: отношением личности к миру, структурой самосознания, активностью личности в индивидуальном пространстве; восприятием ситуации общения, стратегиями контакта, взаимоотношениями в межличностном пространстве. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения.
Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. В то же время эффективные результаты в любом элементе системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Представим элементы процесса психологической коррекции, их функции и признаки эффективности.
1. Анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента.
Функция: осознание причинно-следственной связи: проблемы во взаимоотношениях в настоящем идентификация с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума эмоционально-рефлексивная закрепощенность.
Показатели эффективности: осознание своей отдельности от других, сопровождаемое состоянием защищенности, радости, интереса, поиска; принятие на себя ответственности за свое саморазвитие и саморазрушение, выражаемое в потребности к совершенствованию стиля общения.
2. Развитие позитивного отношения к миру.
Функция: возрождение веры в свое собственное совершенство, духовный авторитет и позитивную сущность другого человека, развивающие способности взаимодействовать с другими на равных, полагаться на свой собственный авторитет в сочетании с уважением к духовному авторитету.
Показатели эффективности: светлое состояние веры в духовный авторитет, себя и другого человека; позитивное отношение к себе и другим; доверие своим собственным взглядам, суждениям, решениям в сочетании с доверием другим, сопровождающееся переживанием позитивных эмоциональных состояний.
3. Расширение самосознания.
Функции: освобождение эмоциональных и рефлексивных потенциалов депривированных звеньев самосознания.
Показатели эффективности: удовлетворенное притязание на признание; позитивное отношение клиента к своему имени, телу, своей половой сущности; осознанное принятие прошлого, настоящего и будущего; осознанное принятие прав и обязанностей.
4. Восстановление позитивной психической активности.
Функции: освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, вызывающих дисбаланс напряжения и расслабленности в теле; развитие рефлексивных потенциалов; восстановление ответственности за саморазвитие и саморазрушение.
Показатели эффективности: баланс напряжения и расслабленности в теле и переживаемые при этом эмоциональные состояния радости, спокойствия, интереса, поиска (позитивная физическая активность); осознавание особенностей своей личности, ситуации общения и адекватная оценка поведения своего собственного и других людей (позитивная психическая активность); ответственность за успех общения и способность разделить ее с партнером (позитивная социальная активность).
5. Эмоционально-рефлексивное очищение восприятия.
Функция: обособление от неадекватного восприятия ситуации общения, подменяющее реальность ожиданиями «должного», сформированными в прошлом опыте клиента, вызывающими переживания беспомощности, страха, агрессии во взаимоотношениях.
Показатели эффективности: обособление от «тупиковой» ситуации общения, выражаемое в снижении интенсивности страха, беспомощности, раздражения; позитивное восприятие ситуации общения, сопровождаемое переживанием эмоциональных состояний радости, спокойствия, интереса, поиска.
6. Овладение соучастной стратегией контакта.
Функции: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку «я могу», обусловивших идентификацию с деструктивными эмоциональными и поведенческими моделями семьи и социума, агрессивной и инфантильной стратегией контакта; осознанная реализация на практике способности взаимодействовать на равных, доверять себе и другим, нести ответственность за защиту своих собственных взглядов, идей, решений, достижение успешных результатов с помощью соучастной стратегии контакта.
Показатели эффективности: осознание и преодоление эмоциональных состояний, побуждающих к директивной, манипулятивной, подавляющей, угрожающей, силовой моделям агрессивной стратегии и к моделям отвержения, потери, прерывания, беспомощности, ухода инфантильной стратегии контакта; осознанное произвольное владение побуждающей, поощряющей, понимающей, принимающей и поддерживающей моделями соучастной стратегии контакта, позволяющими поделиться с партнерами эмоциональными состояниями защищенности, интереса, умеренной тревоги и целенаправленного поиска в совместном пространстве общения.
7. Дифференциация и интеграция конфликта.
Функции: осознанное разделение сил, порождающих конфликт между желанием быть самим собой и стремлением угодить другим, нарушающий гармонию в общении: осознание фактов личностной истории, заблокировавших установку «я могу», освобождение от интенсивных эмоций страха, стыда, вины, обиды, гнева, порождающих социальную установку «я не могу»; освобождение от сопутствующих деструктивных установок; возрождение установки «я могу»; гармоничная интеграция установок «я могу» «я не могу»; осознанное уравновешивание противоречия «я могу» «я не могу» в реальном общении.
Показатели эффективности: обретение внутренней целостности, уверенности в себе; осознание эмоциональных состояний радости и тревоги умеренной интенсивности как показателей равновесия установок «могу» «не могу»; уважение к духовным заповедям и закону воздаяния наряду с гибким отношением к правилам и нормам; общение с другими в понимающей, принимающей и прощающей моделях и одновременно самовыражение в побуждающей и поощряющей моделях партнерской стратегии общения.
Итак, процесс психологической коррекции включает в себя пять взаимосвязанных элементов: анализ проблем во взаимоотношениях и личностной истории клиента; развитие позитивного отношения к миру; восстановление позитивной психической активности; эмоционально-рефлексивное очищение восприятия; овладение соучастной стратегией контакта.
Элементы процесса психологической коррекции соотносятся с элементами стиля общения. Каждый элемент системы психологической коррекции выполняет строго определенную ему функцию в общем процессе эмоционально-рефлексивного освобождения личности. При этом признаки эффективности каждого элемента процесса психологической коррекции совпадают с позитивными признаками соответствующих элементов в стиле общения. Таким образом, стиль общения и процесс его психологической коррекции объединены в единую систему. Эффективные результаты любого элемента системы психологической коррекции совершенствуют стиль общения в целом, поскольку все элементы его взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Самым важным в процессе психокоррекции является взаимодействие психолога с клиентом.
Психолог при этом использует разные методы, исходя из индивидуальных особенностей клиента. Однако независимо от характера и содержания общения психолога с клиентом неизменной остается сама суть процесса изменения: психолог осознанно использует механизм идентификации-обособления как главный инструмент воздействия.
Процессуальная сторона психологической коррекции представлена пятью главными шагами:
1) психолог устанавливает доверие с клиентом, «включая» механизм идентификации: оба в совместном пространстве общения;
2) психолог усиливает доверие, отождествляя себя с клиентом: переходит в его индивидуальное пространство;
3) психолог «включает рефлексию», ставя клиента перед выбором: оставим все, как есть, или изменим видение ситуации; оба в совместном пространстве общения;
4) психолог «усиливает» ответственность: клиент формирует свое видение ситуации общения в пространстве психолога;
5) психолог «усиливает» доверие клиента к самому себе: помогает клиенту почувствовать уверенность, взять ответственность за свое развитие на себя и постепенно отделиться от пространства психолога.
Основные действия психолога и клиента, направленные на овладение потенциалами продуктивного стиля общения, представлены в таблице:
Основные действия психолога
Основные действия клиента
Установление доверия с клиентом,
Установление доверия с психологом,
рассказ о проблеме
Определение целей психологической
коррекции с учетом потребностей,
желаний, ожиданий и стремлений клиента
Определение желаемых результатов,
Исследование индивидуального стиля
клиента, поиск и выделение ресурсов
продуктивного стиля общения
Осознание объема имеющихся
ресурсов продуктивного стиля
Разработка программы психологической
коррекции: подбор различных вариантов
решения задач и наиболее приемлемых
способов их решения с учетом
индивидуальных особенностей и
конкретных запросов клиента
Участие в разработке программы;
оценка предлагаемых вариантов
решения задач и выбор наиболее
приемлемых способов их решения
Заключение контракта с клиентом;
установление связи: проблема цели
Заключение контракта с психологом,
совершенствование стиля общения
Использование техник и приемов,
адекватных задачам и индивидуальным
Реализация программы и достижение
Преодоление сопротивления и защит
Осознание и преодоление
Предвидение возможного влияния
изменений на референтных лиц клиента и
его основных партнеров по
Осознание влияния изменений на
референтных лиц и основных
партнеров по взаимодействию
Диагностика изменений в стиле общения и
помощь клиенту в осознании объема
возросших ресурсов и продуктивных
Осознание изменений и объема
возросших ресурсов продуктивного
Основные действия психолога
Основные действия клиента
Оценка достижений клиента и
определение проблем, мешающих
достижению успешных результатов на
Осознание своих достижений и новых
задач, требующих дальнейшего
совершенствования стиля общения на
Разработка программы коррекции стиля
общения самим клиентом на основе
сравнений результатов с желаемыми
самокоррекции своего стиля общения
на основе сравнений результатов с
Психология общения
Обсуждение Психология общения
Комментарии, рецензии и отзывы
Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]
Источник