Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду
Федюнина Ирина Владимировна
Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду
Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. В статье рассматриваются современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду.
Ключевые слова: сказкотерапия; музыкальная терапия; арт-терапия; изотерапия; игровая терапия.
Дошкольники, живущие в современном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: поток негативной информации из сети Интернет, с телеэкрана; ослабленный иммунитет, вследствие чего частые инфекционные заболевания; быстрый жизненный ритм. Всё это оказывает непосредственное влияние на его эмоциональное самочувствие 1.
Создание условий в детском саду по улучшению психоэмоционального состояния детей, рассматривается из наиболее важных, приоритетных задач в воспитании дошкольников.
Дети, имеющие нарушения эмоциональной сферы, не умеют выражать своё эмоциональное состояние, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик и т. п., затрудняются в понимании состояния других людей. Такие дети затрудняются в общении со сверстниками и взрослыми, часто проявляют агрессию, упрямство, жестокость. Таким образом, без педагогической помощи такие дети оказываются не готовыми психологически к школьной жизни и отношениям в социуме 6.
В детском саду в современных условиях широко применяются методы коррекционной работы с детьми в ДОУ по улучшению психоэмоционального состояния.
Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития эмоциональной сферы дошкольников, свидетельствует о том, что большинство из них использует элементы сказкотерапии, игротерапии, музыкотерапии и арттерапии.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром (М. В. Киселёва)5.
Сказка это тот материал, с помощью которого педагог может решить большое количество проблем по улучшению психоэмоционального состояния детей. Каждая сказка даёт возможность детям мечтать, побывать в волшебном мире. Сказки снимают напряжение у детей, развивают мир фантазии. Проигрывание эпизодов сказки даёт возможность ребёнку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
С дошкольниками наиболее эффективно использовать народные сказки, авторские сказки, которые проводят коррекцию негативных проявлений в поведении.
Педагоги в нашем ДОУ используют готовые сказки следующих авторов для решения следующих проблем развития и адаптации: Михаила Андрианова, Ирины Гуриной, Ольги Быковой, Наталии Смирновой. Педагогами ДОУ составлен сборник сказок на развитие интеллекта у детей дошкольного возраста.
Игровая терапия – это метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром — игра (М. В. Киселёва)5. В детском саду мы используем некоторые элементы игровой терапии. Игра является единственным видом детской деятельности, где ребёнок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, игра способна справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребёнка.
Важно педагогу подобрать игры не только в соответствии с возрастными особенностями детей, но и в соответствии с их проблемами по в психоэмоциональной сфере. Игры можно проводить в режимные моменты, в образовательной деятельности. Включить в игровую терапию можно: игры с правилами, игры соревнования, длительные совместные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, дидактические игры, подвижные игры.
Таким образом, в процессе игровой коррекции происходит восстановление нарушений способности ребёнка к саморазвитию и коррекция эмоциональной сферы ребёнка. Педагоги МБДОУ «Детский сад №359» г. о. Самара составили картотеку подвижных игр, картотеку дидактических игр. Были приобретены дидактические игры комплекс игр Юлии Борисовны Гиппенрейтер: «Наши чувства», «Эмоциональное лото», «Эмоциональная угадайка», психологическая игра «Что делать, если…» Людмила Петрановская, «Семейка гномс», «Домик настроений», «Скажем по кругу друг другу комплимент», «Путешествие в мир эмоций» и многое другое.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) — представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами2.
Арт-терапия включает в себя хромотерапию и изотерапию. Хромотерапия изучает цвета, которые оказывают благотворное или отрицательное влияние на человека. Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативное влияние на поведение детей.
Изотерапия – метод коррекционного воздействия на ребёнка с использованием разнообразия изобразительных средств, где дети имеют возможность отразить своё настроение и реализовать свои возможности. При выборе данного метода работы с детьми по улучшению психоэмоционального состояния следует придерживаться некоторых правил: работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, можно негромко включить музыку; использовать в данной методике нужно нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование снимает нервное напряжение, страхи, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивает эмоционально-положительное состояние, вызывает радость4.
Таким образом, арт-терапия позволяет раскрыть внутренние силы ребенка, способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей 2.
В нашем Бюджетном учреждении широко применяются приемы рисования в технике «мокрым по мокрому». Выбор данной техники рисования не случайный — при рисовании на мокром листе вовсе не обязательно обладать какими-то особенными навыками. Ребёнок получает возможность просто повозиться с красками, понаблюдать за их движением и соединением с водой, рассмотреть, что же получилось. Во время рисования акварелью можно наслаждаться сочностью красок, возникновением мягких переходов цвета (палитра не используется, акварельные краски смешиваются прямо на влажном листе бумаги). Спонтанность и свобода техники пробуждают творческие силы.
В процессе проведения данной работы дети стали больше времени уделять свободной изобразительной деятельности в данной технике рисования, больше говорить о своих эмоциях, высказывать добрые пожелания в адрес других детей. На основании продуктивной деятельности появились новые истории и сказки, где дети отражают свои чувства и учатся определять чувства другого человека.
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний 5. Музыкальная терапия — это способность использования музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка 4.
Музыкальная терапия очень эффективна в коррекции нарушения общения, возникшего у детей по разным причинам. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условие для эмоционального диалога, часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость. Варьирование слушания знакомых и незнакомых произведений, их громкости, скорости даёт возможность направленной работы с разными детьми 3.
При применении музыкальной терапии в коррекционной работе с детьми можно использовать для прослушивания только те произведения, которое нравится всем детям; выбирать знакомые детям пьесы; продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия; подбирать музыкальные инструменты в зависимости от вида коррекционной терапии4.
В музыкальный руководитель нашего Бюджетного учреждения составила картотеку музыкальных произведений, в котором все произведения разделены на блоки: «Музыка для встречи детей и их свободной деятельности», «Музыка для приятного погружения в дневной сон», «Музыка для пробуждения после дневного сна», «Музыка для релаксации». На дисках представлены классические произведения и детские песни.
Таким образом, педагоги проводят целенаправленную и последовательную работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников, активизировать эмоции детей через разные виды детской деятельности, подбирать подходящие методы и приёмы, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей, что помогает развивать все компоненты эмоционального интеллекта дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В мире детских эмоций: пособие для практики работников ДОУ/Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2008.
2. Верещагина, С. Арт-терапия лечения искусством Электронный ресурс / С. Верещагина: статья – 2008. – URL: http://www.inmoment.ru/beauty/health/art_therapy.html/(Дата обращения: 19.10.2015).
3. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова – М. : Издательство Института психотерапии, 2004
4. Вылегжанина, Е. Н. Аукцион педагогических идей Текст / Е. Н. Вылегжанина, Е. Н. Садырина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. — №10. – С. 59.
5. Киселёва, М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселёва – Санкт–Петербург: Речь, 2006.
6. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учеб. пособие/ М. Э. Вайнер – М. : Педагогическое общество России, 2006.
Декупаж в детском саду. Опыт работы с дошкольниками Опыт работы по художественно-эстетическому развитию: ознакомление старших дошкольников с техникой ДЕКУПАЖАвтор: воспитатель высшей категории.
Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями» «Современные формы, методы и приемы работы с родителями». Слайд 1 О себе Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В.
Манка в работе с дошкольниками. Мастер-класс по использованию манной крупы в работе в детском саду Многие дети очень любят рисовать. Рисование приносит им массу удовольствия. А если это ещё и нетрадиционное рисование, то это ещё более.
Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: — выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: — изучить литературу по данной.
Нетрадиционные методы рисования в детском саду Творческий процесс -это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности. Здесь они начинают чувствовать пользу.
Опыт работы. Математика в детском саду. Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта ребёнка играет математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,.
Осенние работы в детском саду Цель: Рассказать детям о труде дворника, его значении, важности. Пояснить детям экологическое и эстетическое значение работы по уборке листьев.
Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.
Современные формы и методы работы с детьми — здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.
Современные технологии коррекционной помощи в условияхспециального инклюзивного образования Современные технологии коррекционной помощи в условиях специального инклюзивного образования Северина Л. В. (Магаданское областное государственное.
Источник
Способы психологической коррекции детей
Ожидайте
Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии детей дошкольного возраста.
Статья:
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречаются дети с отклонениями в поведении: одним совершенно не знакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное. Нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на здоровье, и, в конечном счете, могут привести к искаженному развитию личности.
Формирование разумного или произвольного поведения является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Произвольное поведение ребенка – это поведение осмысленное, инициативное и надситуативное. Осмысленность означает, что ребенок осознает себя источником поведения. В произвольном поведении инициатива действовать определенным возрастом, поступать, так или иначе, принадлежит ребенку. Он способен вести себя независимо от воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собственными, сознательно поставленными целями. Благодаря этой способности реактивное поведение ребенка превращается в активное и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними и над самим собой. Ребенок находится «не внутри» ситуации, а «над ней».
Академик В.М.Бехтерев подчеркивал необходимость приобретения навыков в трех взаимосвязанных сферах: чувств, ума и воли. Выпадение хотя бы одного компонента ведет к нарушениям в личностном развитии ребенка.
К отклоняющемуся, неконструктивному поведению так же относятся:
— гиперактивность – это двигательная расторможенность и отвлекаемость внимания, импульсивность и непредсказуемость в поступках. Ребенок действует, не задумываясь о последствиях, не замышляя ничего плохого и искренне огорчается последствиям своего поступка. Легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла. Поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок. Но самая большая проблема – отвлекаемость. Заинтересовавшись чем – то, забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Любопытен, но не любознателен, отсутствие постоянства в интересах.
— вспыльчивость — склонность устраивать истерику по любому поводу, даже незначительному, не проявляя при этом агрессии. Это скорее выражение отчаяния и беспомощности чем проявление характера.
Но она причиняет неудобства и поэтому тоже требует преодоления.
— агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств достижения целей. Причем, агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной (оскорбляют, дразнят, ругаются) и косвенной (ябедничают, сплетничают) агрессии.
— пассивность — своего рода изоляция в собственном мире от невнимания и неурядиц, тихое безынициативное поведение.
В настоящее время разработаны разнообразные методы психологической коррекции поведенческих отклонений у детей, которые можно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся те методы, которые являются базисными в психодинамическом и поведенческом направлениях. Специальные методы включают в себя тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранение имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов. Эти две группы методов взаимосвязаны друг с другом.
В дошкольном возрасте универсальными формами коррекции являются: игротерапия, арт-терапия.
Арт-терапия представляет собой специализированную форму коррекции, основанную на искусстве, в изобразительной и творческой деятельности, основная цель арт-терапии состоит в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии – одобрение и понятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ребенка, помогает детям узнать себя и свои возможности.
Выделяют различные типы изображений, отражающих как возрастную динамику развития ребенка, так и индивидуально-личностные особенности ребенка: бесформенные и хаотичные каракули, конвенциональные стереотипы – схемы, пиктограммы и собственно художественные произведения.
Существуют возрастные ограничения использования рисунка и живописи как коррекционного метода. Так, в возрасте от 3 до 5 лет изобразительная деятельность еще только формируется, а дети лишь начинают осваивать материал и способы изображения. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остается в рамках игрового экспериментирования и еще не становится эффективной формой коррекции. Преимущество в этом возрасте отдается игротерапии.
Дети старшего возраста уже способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации. Арт-терапия преобретает статус продуктивной формы коррекции наряду с игротерапией. Роль взрослых в творческой деятельности ребенка с возрастом приобретает все большую ценность.
Современная наука рассматривает игротерапию как одно из более эффективных средств коррекции неконструктивного поведения. Психолого -_педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.С.Спиваковской, А.И.Захарова которые подчеркивают, что при планировании коррекционных мер приоритетное внимание должно уделяться ведущей в дошкольном возрасте деятельности – игре. По определению М.И.Чистяковой игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игротерапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Сегодня существует несколько видов игровой терепии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия. Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтичевкая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактулизации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. По мнению Г.Л.Лэндрет, задачи игровой терапии состоят в том, чтобы помочь ребенку: 1). стать более ответственным в своих действиях и поступках; 2). развить более позитивную Я-концепцию; 3). стать более самоуправляемым; 4). выработать большую способность к самопринятию; 5). овладеть чувством контроля; 6). развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; 7). развить собственный источник оценки; 8). обрести веру в себя.
Основные принципы педагога, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка — это естественность, безусловное принятие, понимание.
Директивная игровая терапия – это форма, в которой педагог выступает в роли организатора, руководителя психотерапевтического процесса с принятием на себя ответственности за достижение целей психотерапии. Она базируется на теории социального научения, основной задачей является обучение ребенка адекватному социальному поведению путем подражания (эталону, другим детям, педагогу). При этом аффективной стороне детской игры не уделяется большого внимания. При директивном поведении педагог структурирует ход игротерапии, определяет поведение ребенка, требования сотрудничества в терапии. Психологический механизм идентификации позволяет ребенку усвоить необходимые конструктивные позиции и способы поведения в различных жизненных ситуациях.
При коррекции неконструктивного поведения у детей методом директивной игровой терапии проводится цикл игр, которые предлагаются взрослым ребенку, со стандартным ролевым способом взаимодействия между ними. Форма организации коррекционных игр может быть как индивидуальной, так групповой и фронтальной. При этом вводимая взрослым роль или образ помогает преодолеть ребенку личностную проблему.
Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Использование смешанной игротерапии для коррекции поведенческих отклонений у дошкольников становится возможным при четком отслеживании личностных новообразований и так называемых подвижек в поведении ребенка. Умение ребенка своевременно отреагировать на эти изменения позволяет гибко использовать игровые ситуации, что повышает эффективность психотерапевтического процесса и значительно упрощает его использование.
В современной отечественной науке технологии использования игротерапии представлены в исследованиях А.В.Захарова, М.И.Чистяковой, М.Э.Вайнер, Г.А.Широковой, Л.Костиной.
Итак, игротерапия является ведущим средством и профилактики и коррекции поведенческих отклонений детей дошкольного возраста благодаря тому, что игра, в отличие от деятельности неигрового типа, активнее влияет на процессы становления личности ребенка дошкольного возраста, сильнее затрагивает его глубинные эмоциональные переживания. Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности.
Важную роль в успешности игротерапии играет индивидуально-дефференцированный подход к детям, ориентированный на развитие социальной компетентности ребенка.
Очевидно, что коррекция поведенческих отклонений детей дошкольного возраста требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на специальной психолого-педагогической подготовке взрослых – родителей и воспитателей, вводящих ребенка в новые социальные условия.
Источник