- Методы воздействия в психологическом консультировании, их характеристика.
- Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании
- Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании
- 1. Понятие воздействия в психологическом консультировании
- 2. Приемы и способы воздействия
- 2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультировании можно разделить на две группы:
- Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании
- 1. Понятие и функции раппорта
- 2. Техника построения раппорта
- Психологическое консультирование
- Психологическое воздействие на клиента специалистов по социальной работе. Формы активного воздействия на личность. Психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие при решении трудностей и конфликтов. Трудности социальной адаптации человека.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Методы воздействия в психологическом консультировании, их характеристика.
Когда специалист уже довольно хорошо представляет себе, что и как делает клиент, создавая тем самым свои проблемы, он предлагает клиенту свое профессиональное видение проблемы таким образом, чтобы человек смог это понять и сделать свои собственные выводы.
Психологическое консультирование подтверждает, что проблемное поведение выгодно клиенту, потому что оно удовлетворяет неосознаваемые потребности, которые невозможно по каким-то причинам удовлетворить по-другому.
Таким образом, в результате коррекционного воздействия, клиент будет хорошо представлять, как его поведение и способы реагирования ухудшают отношения. Психологическое консультирование помогает человеку сформировать возможные альтернативы поведения и выбрать для себя наиболее подходящий вариант.
Так как психологическое консультирование является краткосрочным процессом, и большинство посещений, около 75% – разовые, то консультант помогает клиенту изменить свою ситуацию, но при этом не стремится к глубинным изменениям как в психотерапии.
В среднем в психологическом консультировании на решение одной проблемы отводится от одной до шести встреч, поэтому тщательная, детальная проработка позитивных вариантов поведения происходит не всегда. А иногда сама возможность иного отношения к ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. Человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше.
Большинство авторов считает психологическое воздействие неотъемлемой частью процесса консультирования. Это воздействие фактически основано на использовании разнообразных техник и приемов разных направлений в консультировании: психодинамического, поведенческого, когнитивного или экзистенциально-гуманистического. Выбор техник во многом определяется теоретико-методологической ориентацией консультанта, но зависит также и от конкретного случая, от психологических особенностей личности клиента, от его актуальной жизненной ситуации.
Вот некоторые из них:
• Акцентуирование противоречий в рассказе клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.
• Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев – интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.
• Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.
• Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленные психологические защиты, а его поведение наносит вред окружающим.
• Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.
• Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных). Цель: создать условия, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и сам смог сделать необходимые выводы.
• Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.
• Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном ему личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.
Можно направить клиента на то, чтобы он сам смог найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства.
Достаточно часто в консультировании используются консультантические техники, заимствованные из когнитивного направления, например, Сократовский диалог.
– Все люди достойны уважения?
– Вы достойны уважения?
Для повышения самооценки депрессивного клиента несколько раз заставляем его просто сказать: «Да». Согласившись с каким-либо очевидным высказыванием, клиент затем и в менее очевидных случаях с большей степенью вероятности скажет «да».
Отдавая себе отчет в ограниченных возможностях психологического воздействия, мы, тем не менее, продолжаем прикладывать все возможные усилия для оптимизации состояния и самочувствия клиента, и делаем это до тех пор, пока клиент продолжает посещать консультанта.
Источник
Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании
Понятие воздействия в психологическом консультировании
Приемы и способы воздействия
1. Понятие воздействия в психологическом консультированииотличается от такового в медицинской модели психотерапии и имеет следующие характерные особенности:
• в психологическом консультировании в качестве средства воздействия не применяется гипноз;
• воздействие оказывается из позиции «личность — личность» и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта, терапевта;
• целью средств воздействия, которые использует психолог-консультант в процессе консультирования, является стимулирование клиента к активности в консультативном пространстве, а также формирование у него активной жизненной позиции, ответственности за себя, осознанности.
2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультировании можно разделить на две группы:
• вербальные средства воздействия,основанные на специфически организованной беседе, к которым относятся:
— домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией действий;
— дискуссии, ориентированные на принятие клиентом определенного решения;
— специальные задания и упражнения, цель которых — изменение или углубление хода беседы, осознание клиентом определенных механизмов и фактов;
• невербальные средства воздействия,целью которых, в первую очередь, является обеспечение процесса консультирования как такового и снятие у клиента напряжения, тревожности и формирования комфорта и консультативного контакта; к этой группе относятся:
— пространственно-временные характеристики организации беседы;
— мимика, жесты, позы консультанта;
— голосовые характеристики консультанта;
— эмпатия как выражение консультантом эмоционального принятия и сопереживания.
Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании
Понятие и функции раппорта
Источник
Вопрос 22. Средства воздействия в психологическом консультировании
1. Понятие воздействия в психологическом консультировании
2. Приемы и способы воздействия
1. Понятие воздействия в психологическом консультировании отличается от такового в медицинской модели психотерапии и имеет следующие характерные особенности:
• в психологическом консультировании в качестве средства воздействия не применяется гипноз;
• воздействие оказывается из позиции «личность — личность» и не подразумевает пассивного восприятия клиентом манипуляций и действий консультанта, терапевта;
• целью средств воздействия, которые использует психолог-консультант в процессе консультирования, является стимулирование клиента к активности в консультативном пространстве, а также формирование у него активной жизненной позиции, ответственности за себя, осознанности.
2. Приемы и способы воздействия в психологическом консультировании можно разделить на две группы:
• вербальные средства воздействия, основанные на специфически организованной беседе, к которым относятся:
— домашние задания с совместно выработанной четкой инструкцией действий;
— дискуссии, ориентированные на принятие клиентом определенного решения;
— специальные задания и упражнения, цель которых — изменение или углубление хода беседы, осознание клиентом определенных механизмов и фактов;
• невербальные средства воздействия, целью которых, в первую очередь, является обеспечение процесса консультирования как такового и снятие у клиента напряжения, тревожности и формирования комфорта и консультативного контакта; к этой группе относятся:
— пространственно-временные характеристики организации беседы;
— мимика, жесты, позы консультанта;
— голосовые характеристики консультанта;
— эмпатия как выражение консультантом эмоционального принятия и сопереживания.
Вопрос 23. Раппорт в психологическом консультировании
1. Понятие и функции раппорта
2. Техника построения раппорта
1. Понятие раппорта в психотерапии тесно связано с гипнозом и означает словесный контакт гипнотизируемого с гипнотизером. В психологическом консультировании раппорт понимается как завязывание теплых личных отношений консультанта с клиентом и создание атмосферы взаимного доверия, которая служит основой всех дальнейших терапевтических воздействий консультанта и изменений клиента.
Функцией раппорта является выстраивание моста взаимоотношений через реализацию консультантом позиции принятия клиента и демонстрацию искреннего интереса к нему и к той, проблеме, с которой он обратился.
2. Демонстрация консультантом интереса к клиенту начинается с первых минут консультативного взаимодействия и осуществляется следующими способами:
• невербальное поведение консультанта;
• установки и поведение консультанта.
Приветствие предполагает, что консультант проявляет искренний интерес к клиенту на стадии знакомства, когда ведет себя вежливо и заинтересованно, называя клиента по имени. Вводная беседа. В начале беседы клиент, как правило, испытывает затруднения, связанные с тревогой от посещения консультации или страхом, что его не поймут, и т. п. Консультант с целью снятия тревоги и других негативных чувств клиента должен создать атмосферу доверия и принятия в консультативном пространстве. Для этого он в течение первых нескольких минут беседы может говорить об относительно нейтральных, но не совсем уж отдаленных от контекста консультирования вещах.
Для этого консультант может использовать следующие фразы и темы для беседы:
— упоминание имени клиента; упоминание родного города клиента;
— упоминание общих знакомых;
— замечание о каких-то внешних вещах в кабинете, обстановке и т. п.;
— отметить внешность клиента, обратив внимание на стиль его одежды, аксессуары, украшения и т. п.;
— замечания относительно погоды и последних новостей; рассказ о своих предыдущих делах, которые консультант закончил перед встречей с данным клиентом;
— упоминание статуса клиента и его занятий.
Существуют следующие правила использования вводной беседы:
— если клиент не нуждается во вводной беседе, консультант не должен ее навязывать;
— если консультант использует вводную беседу с клиентом, то она не должна превышать нескольких минут;
— у клиента с высокой мотивацией на получение помощи не должно создаваться ощущения, что консультант не проявляет уважения и интереса к его проблеме, так как говорит о вещах малозначимых;
— необходимо следовать за клиентом и ориентироваться на его потребности.
Невербальное поведение консультанта в установлении раппорта означает:
• демонстрацию искреннего интереса и уважения к клиенту через свое невербальное поведение — в своей мимике, выражении глаз, улыбке, голосе;
• отражение невербальных проявлений клиента, то есть копирование, подстройка консультанта под голос, интонации, мимику, жесты и позы клиента.
Обстановка кабинета оказывает сильнейшее влияние на построение атмосферы доверия между клиентом и консультантом.
Консультанту необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
• положение консультанта и клиента по отношению друг к другу, когда оптимальным является незначительное, частичное разделение пространства клиента и консультанта каким-либо предметом, чаще всего письменным или журнальным столом;
• клиент не должен сидеть против света, который бил бы ему в лицо;
• комфортная мебель как для консультанта, так и для клиента, в противном случае, если у консультанта удобное кресло, а клиенту предложен стул, это создает ощущение неравенства позиций участников.
Установки и поведение консультанта играют важнейшую роль в установлении раппорта. Консультант должен обратить внимание на следующие профессиональные и поведенческие установки:
• соблюдение конфиденциальности бесед и озвучивание этого правила клиенту;
• отсутствие со стороны консультанта оценок клиента, его поведения или личностных черт;
• проявление эмпатии и принятия клиента с целью создания у него ощущения эмоциональной теплоты того пространства, в котором он находится;
• формирование у клиента ощущения естественности, неторопливости процесса консультирования;
• поддержание атмосферы доверия и состояния контакта с клиентом в течение всего процесса консультирования, а не только на его начальных этапах.
Источник
Психологическое консультирование
Психологическое воздействие на клиента специалистов по социальной работе. Формы активного воздействия на личность. Психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие при решении трудностей и конфликтов. Трудности социальной адаптации человека.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.02.2014 |
Размер файла | 25,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Теоретические основы консультирования
2. Организация и формы психологического консультирования
3. Этапы процесса психологического консультирования
4. Методы работы психолога в процессе консультирования
Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педагогики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социальном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознаваемыми человеком.
Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер, — безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и т.д.
К таким проблемам, требующим специальной профессиональной помощи относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена места жительства и т.д.
Таким образом, в идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку населения в различных затруднительных случаях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга проблем.1. Теоретические основы консультирования
В профессиональной деятельности специалистов по социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное психологическое воздействие на клиента. Среди различных способов подобного воздействия ключевая роль принадлежит психологическому консультированию. Оно является важным неотъемлемым элементом в любой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов
Психологическое консультирование — один из эффективных методов психологического воздействия на человека с целью оказания профессиональной помощи в решении конкретных проблем.
Психологическое консультирование связано с другими формами активного воздействия на личность (психологической коррекцией, психотерапией и др.). Специфика психологического консультирования состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы. 1
Консультирование предназначено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизненных задач. Психокоррекционное же или психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.
Умение консультировать является показателем профессионального мастерства специалиста по социальной работе. В системе мероприятий по социальной защите населения психологическое консультирование в перспективе может стать одним из наиболее частых видов оказания профессиональной помощи. К его преимуществам относятся: сравнительная простота, экономичность, возможность оказания непосредственной экстренной помощи.
Объективная необходимость рассматриваемого метода психологического воздействия связана с тем, что значительная часть клиентов службы социальной защиты находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывают трудности социальной адаптации, имеют неустойчивую социальную мотивацию, признаки отклоняющегося поведения, сталкиваются со сложностями межличностных отношений; преодолевают трудности критических возрастных этапов и поэтому нуждаются в психологической поддержке и коррекции, направленной на решение конкретных внутренних проблем.
Теоретические основы психологического консультирования связаны с современными представлениями о структуре и функционировании личности, механизмах взаимодействия людей в процессе непосредственного общения. Теоретические знания существенно помогают психологу-консультанту работать целенаправленно, правильно выбирать способы и оценивать результаты собственных воздействий на клиента.
Проведем первоначальный анализ основных закономерностей, которые могут быть положены в основу теории консультирования.
Наиболее важным принципом является представление о непрерывном процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути. Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении современной психологии и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком Эриксоном. Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми. Каждая нормальная личность обладает достаточными внутренними ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.
Дополняет вышеизложенный принцип концепция сензитивных и кризисных периодов развития личности. В наиболее развернутом виде эта концепция представлена в трудах Э. Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов, которые неизбежно наиболее должен преодолеть человек в течение жизни. От исхода кризиса (благоприятного или неблагоприятного) зависит возможность дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее деформации. Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь психолога-консультанта.
2. Организация и формы психологического консультирования
Основной целью психологического консультирования в сфере социальной работы является оказание непосредственной психологической помощи клиенту. психологический социальный конфликт адаптация
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
— оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
— оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
— информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
— повышение общей психологической грамотности;
-мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
— коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
— выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Показания к психологическому консультированию
Существуют три типичных повода для проведения психологической консультации:
— самостоятельное обращение клиента к психологу за помощью;
— приглашение клиента на консультацию психологом;
— направление клиента на консультацию администрацией.
Первый вариант является наиболее благоприятным для эффективной работы с клиентом. Это связано с высокой мотивацией и наличием осознанной проблемы, с которой человек обращается к психологу. Для увеличения доли самостоятельных обращений должна быть налажена система информирования населения о возможности получения психологической консультации.
Второй вариант обусловлен необходимостью профилактической работы с различными категориями населения, находящимися на учете органов социальной защиты. Особенностью консультирования в таких случаях является необходимость предварительного формирования мотивации к работе, снятие возможного напряжения и беспокойства.
Третий вариант наиболее сложен для работы психолога. В данной ситуации психолог выступает в роли посредника, возможно в конфликтной ситуации. Администрация рассчитывает на помощь социального работника в нормализации состояния и поведения клиента, предотвращении назревающих отклонений и срывов. Для успешного решения задач консультирования в этом случае необходима соответствующая предварительная подготовка, формирование мотивации, снятие негативных установок по отношению к работе с психологом.
При отсутствии мотивации клиента к работе с психологом проведение эффективной консультации невозможно.
Условия проведения психологической консультации
Консультация проводится в отдельном изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультации помещение должно быть недоступно для неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный отдельный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь специальное оборудование для создания цветового и звукового фона (диапроектор со слайдами, магнитофон с записями функциональной музыки). Дизайн кабинета должен располагать к доверительному неформальному общению. Желательно иметь удобную мягкую мебель, а также стол и необходимые принадлежности для психологического тестирования, включая компьютер и соответствующее программное обеспечение. При проведении беседы психолог-консультант и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Следует избегать ситуаций, когда консультант и клиент разделены столом или чем-либо подобным. Консультанту желательно не принимать закрытых, скованных поз (скрещенные руки, положение «нога на ногу»), поскольку это передает напряжение клиенту. Во время работы полезно возможно чаще смотреть в лицо, собеседнику обеспечивая «контакт глаз». При проведении консультации психологу следует избегать курения, приема пищи, каких-либо посторонних дел, отвлекающих внимание от клиента.
Продолжительность одной консультации варьирует от одного до полутора часов. Нецелесообразно делать перерывы во время консультации.
Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Психолог может вести рабочие записи во время консультации, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента.
В протоколе консультирования должны быть отражены:
· информация о семье,
· кем направлен на консультацию,
· заявленная клиентом психологическая проблема,
· предварительный и уточненный психологический диагноз, формы и методы консультации,
· поведение человека в процессе беседы и его отношение к работе,
· личные впечатления психолога о клиенте,
· ошибки и промахи консультанта,
· направления дальнейшей работы с клиентом,
· другие необходимые сведения.
Классификация форм психологического консультирования
Психологическая консультация может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Групповые консультации организуются после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами.
Индивидуальные консультации делятся на:
· однократные и многократные;
· консультации по личному обращению;
· в результате вызова, направления;
· без дополнительного тестирования, с дополнительным тестированием;
· без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов;
· изолированные и комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг в промежутках между консультациями).
Консультации классифицируются по характеру решаемых задач (основных и дополнительных), в частности, на информирующие, проблемно-ориентированные, развивающие, корригирующие и другие.
Кроме того, возможно выделение различных видов консультаций в зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог-консультант (когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, психоанализ и другие).
3. Этапы процесса психологического консультирования
Подготовительный этап консультирования
На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости психолог подбирает и готовит методики для дополнительного психодиагностического тестирования клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.
Основной этап консультирования
Основной этап консультирования — это беседа психолога с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.
Первая фаза — психологическая настройка консультанта.
Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог освежает в памяти всю сумму сведений об очередном, клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.
Вторая фаза — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу.
Первое, что должен сделать консультант после приветствия — предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной — трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни. 5
Третья фаза — заключение «договора-контракта» между психологом и клиентом.
Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее проведении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заключенного контракта достигается взаимопонимание, намечается программа сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к консультанту.
Четвертая фаза — так называемая фаза «исповеди».
Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами, междометиями и др.). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе. 6
Пятая фаза — фаза активного расспроса клиента и получения дополнительной психологической информации.
Психолог задает ряд целенаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблем клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. Перечень методик можно варьировать, но целесообразно включить в него методы оценки эмоционального состояния и психического здоровья, оценки индивидуально-типологических и личностных особенностей, оценки мотивационно-ценностной структуры личности и сферы межличностных отношений. Короткие методики выполняются непосредственно в ходе консультирования, более трудоемкие предлагаются в форме «домашнего задания».
В результате пятой фазы консультант формирует обоснованное мнение о причинах психологических затруднений клиента и намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает свое мнение клиенту.
Шестая фаза консультирования является решающей по своей значимости и требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства.
Содержание этой стадии — совместная интерпретация психологических проблем клиента. Консультанту не следует в категоричной форме предъявлять клиенту свое понимание ситуации, здесь лучше подойдут фразы типа: «Мне кажется, что дело в том-то», или «Здесь прослеживается связь с тем-то». При этом следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемыми интерпретациями. Если согласие достигается, данная версия принимается за основу обоими участниками консультирования. Но если предположение не вызывает никакой реакции и оставляет клиента равнодушным, консультанту приходится от него отказаться и искать другое решение. Однако если клиент бурно протестует против предложенного толкования, считая его абсолютно неверным, можно предположить, что консультант близок к самой сути проблемы. В этом случае необходимо проявить максимальную сдержанность и, игнорируя возможные агрессивные выпады со стороны клиента, подробно обосновать правоту своей позиции, преодолеть сопротивление собеседника.
Таким образом, шестую фазу можно считать успешно завершенной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин психологических проблем и трудностей клиента.
Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента.
В литературе эта стадия описана как фаза «расширения целей». Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков. Возможно привлечение личного жизненного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.
Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения.
Клиенту предлагается высказать свое мнение о проведенной работе. Психолог дает окончательную оценку успешности консультации. Если в повторной консультации необходимости нет, целесообразно дать клиенту «домашнее задание» в форме конкретной программы действий по улучшению своего состояния и самостоятельному решению назревших проблем. В случае необходимости рекомендуются различные формы социально-психологического тренинга, овладение методиками саморегуляции и прочее. Если же проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной консультации и ее примерная программа. Психологу необходимо убедиться, что клиент расстается с ним в нормальном психическом состоянии.
После того, как закрылась дверь за клиентом, консультанту необходимо заняться собой. Эту стадию можно назвать Фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Психологу на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.
Заключительный этап психологического консультирования
Заключительный этап консультирования наступает после завершения совместной работы с клиентом (разовой консультации либо серии консультаций). На заключительном этапе психолог окончательно осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и при необходимости намечает меры воздействия на социально-психологическое окружение в интересах клиента. На этом этапе возможно конкретное взаимодействие с официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации условий для решения его личных проблем.
4. Методы работы психолога в процессе консультирования
Метод психодиагностического тестирования
Этот метод позволяет получить объективную качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах консультируемого клиента. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.7
Метод динамического наблюдения
Наблюдение проводится в течение всего процесса консультирования и позволяет получать непосредственную психологическую информацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях человека. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обращать внимание на тон речи и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, манеру общения, особенности психомоторного реагирования и прочее. Квалифицированное наблюдение должно проходить незаметно для клиента.
Метод эмоционального заражения
Метод предполагает прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психологов консультируемому человеку. Необходим для коррекции психического состояния человека, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психологической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овладения этим методом психологу необходимо совершенствовать умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.
Этот метод состоит в мало аргументированном словесном воздействии на человека с целью изменения его мнений, установок и отношений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта. Внушение целесообразно применять для снятия психологических защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является «резервным» и применяется, когда другие возможности воздействия на человека исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации (шестая стадия основного этапа консультирования).
Суть метода убеждения состоит в развернутой логической аргументации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне уравновешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним «общий язык», то есть обладать коммуникативной компетентностью.
После установления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может уточняться и пересматриваться. Этому способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной проблеме, которая может быть связана с психологическими трудностями либо со средовыми факторами.
Цели лечения определяют методы работы. Структуры отношений социального работника и клиента могут включать эмоциональные разгрузки, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги в завершении контакта зависят от индивидуальных особенностей ситуации.
Продолжительность взаимодействия зависит не только от индивидуальных факторов, но и от агентства, особенностей его финансирования и идеологии деятельности.
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: РИД «Соц. здоровье России». 2003..
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая книга, 2005..
3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000
4. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал, 2000, Т.
5. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М.: Изд-во МГУ, 2000.
6. Цербин В.П., Лепеженкова Л.Н. Опыт психологической консультации в Ленинграде // Психологический журнал. 2004.
7. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Сущность психологии воздействия как традиционного направления социально-психологического знания. Структура и способы воздействия на клиента. Психологический контакт и благоприятный психологический климат. Доверительные отношения и убеждение клиента.
контрольная работа [30,1 K], добавлен 11.10.2014
Психологическое консультирование. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Ориентация на нормы и ценности клиента. Запрет давать советы. Разграничение личных и профессиональных отношений. Включенность клиента в процесс консультирования.
реферат [8,4 K], добавлен 08.01.2006
Психологическое консультирование взрослых людей по личностным проблемам. Основные теории и классические методы. Теории личности, практика и структура процесса консультирования. Психологическое консультирование при алкоголизме, при переживании утраты.
реферат [25,1 K], добавлен 17.09.2008
Психологическое консультирование как область психологической практики. Основные преимущества и недостатки тестирования как формы проведения контроля. Признаки острого горя. Типы речевого поведения и их особенности. Речь клиента в консультативном диалоге.
контрольная работа [139,3 K], добавлен 01.11.2011
Психологическое воздействие как возможность влиять на поведение людей, их чувства и умы путем устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей. Проблемы исследования механизмов психологического воздействия в России и за рубежом.
курсовая работа [48,4 K], добавлен 17.07.2013
Источник