Способы психологического воздействия определение

Методы психологического воздействия — приемы влияния на людей

Бывают ситуации, когда человек неуверенно себя чувствует в общении с другими, либо ему не хватает знаний и навыков, как донести до собеседника свою волю. В таких случаях помогают действенные методы психологического воздействия на собеседника. В этой статье подробно описано, как влиять на людей при помощи психологии и чего при этом делать не стоит.

Психологическое воздействие помогает самоутвердиться в обществе

Психологическое воздействие это

Люди, которые живут вместе или часто находятся в обществе друг друга, так или иначе, оказывают воздействие, учитывая собственный интерес.

Психологическим воздействием на человека можно назвать набор способов, которые определенным образом влияют на психику собеседника. Эти методы воздействия подразумевают несколько составляющих:

  • определение характера собеседника;
  • знание реакции в стрессовых ситуациях;
  • особенности поведения.

Человек, который применяет приемы воздействия в общении, может делать это неосознанно или намеренно. Люди, работающие в разных областях, могут быть заинтересованы, чтобы потребители принимали выгодное решение.

Методы влияния на человека

Иногда люди могут чувствовать, как на них влияют психологически. Самый распространенный пример, встречающийся в повседневной жизни, – это персонал маркетинга, торговли, а также политики и даже в юридической среде, когда человеку навязывают исполнение законов. Психологические приемы влияния на людей подразумевают способность контролировать психоэмоциональный уровень, отключение сознания и использование определенной методики.

Методы воздействия на личность – это использование одного или нескольких способов сразу:

  1. Атака на психическое состояние. Прием подразумевает активное воздействие на собеседника, чередуя несколько действий: бурная жестикуляция, многословность, постоянная перемена мест тела.
  2. Моделирование поведения. Процесс воздействия подразумевает неподвижность манипулятора, бездействие и использование однозначных фраз или слов. Способ обладает эффектом, схожим с гипнозом. У собеседника появляется ряд определенных мыслей, его мнение становится навязанным манипулятором, поведение – типичным для конкретной ситуации.
  3. Воздействие. Средство воздействия путем использования двусмысленных фраз и продуманной позы. У людей появляются двусмысленные образы, отчего они вынуждены делать выбор в пользу манипулятора.
  4. Давление на психику. Манипулятор может управлять посредством утвердительной и приказной формы речи, отсутствием возражений, устойчивой позицией тела. Происходит формирование эффекта принижения. Такой тип воздействия часто применим в военной системе.

Влияние на подсознание происходит ежедневно из разных сфер жизни

Подражание

Это вид психологического воздействия, более применимый в педагогике. Механизм оказывает влияние на процесс развития личности. У человека возникает желание копировать поведение манипулятора, его поступки, речь, движения и прочее. Если манипулятор соответствует идеалу в представлении человека под воздействием, то желание подражать будет постоянным.

Заражение

Это форма воздействия, когда эмоциональное состояние передается от одного человека к другому. К примеру, когда индивид в раздраженном состоянии портит настроение другим. Воздействие такого образа способно передавать положительные и отрицательные эмоции. Этот способ считается самым старым и действенным среди больших социальных групп. Быстрее всего успеха можно добиться в плохо сплоченном коллективе. Свои мысли, настрой, убеждения человек передает толпе именно за счет эмоций.

Убеждение

Основной принцип способа – в том, чтобы суметь повлиять на разум собеседника. Этот прием бывает безуспешен с плохо развитыми личностями, поскольку часто споры ни к чему не приводят, если человек недостаточно интеллектуально развит. Чтобы завоевывать доверие собеседника, необходимо помнить о правдивости своей речи. Хитрость воздействия кроется не только в высказывании убеждений, но также в аргументации, их доказательстве.

Обратите внимание! Убеждение основывается на том, чтобы суметь повлиять на суждения человека.

В задачу манипулятора входит изменение мнения собеседника, поэтому беседу должен начинать тот, кто заинтересован.

Читайте также:  Полисорб инструкция по применению способ применения

Внушение

Это метод влияния не является эмоциональным. Манипулятор должен направить на собеседника взгляд, интонацию голоса, правильно подбирать слова и проявить авторитет. Люди педагогических специальностей часто применяют этот способ к ученикам подросткового возраста.

С помощью этого типа воздействия можно заставить человека сменить свои убеждения, тип мышления, заставить выполнять какую-то роль. Особенность внушения в том, что человек не меняет способность мыслить, а проявляет готовность принять чужое мнение.

К внушению чаще прибегают родители и педагоги

Эмоциональное влияние

О расположении человека во время разговора нередко дает понять его эмоциональное состояние. Несколько признаков о том, что человек попал под влияние собеседника:

  • При встрече с собеседником проявляет радость, чтобы впоследствии он испытывал положительные эмоции от вида манипулятора.
  • Во время смеха люди смотрят на человека, который вызывает у них симпатию.
  • Использование отрицательных частиц в начале разговора сразу программирует в сознании собеседника нежелание что-то делать. Например, на фразу «Не хочешь выпить кофе?» собеседник скорее ответит отказом.
  • Не извиняться без необходимости.

Другие способы влияния

Как повлиять на человека психологически, используя некоторые детали поведения во время разговора? Можно научиться оказывать влияние на людей, запомнив несколько приемов:

  • Периодически обращаться к собеседнику по имени.
  • Копирование интонации, жестов и мимики во время общения обеспечивает расположение собеседника.
  • Чтобы собеседник начал относиться положительно, необходимо соблюдать зрительный контакт. Важно отметить про себя, какой цвет глаз.
  • Необходимо овладеть искусством лести – она должна быть, но не излишняя.
  • Следить за тем, чтобы голос во время спорной беседы был спокойным. Впоследствии собеседник будет ощущать чувство вины, это указывает на его неправоту.

Важно! Если дать собеседнику выговориться, не перебивать, впоследствии услышанную информацию можно использовать в своих интересах.

Многие люди не подозревают, что применяют техники воздействия

Цели воздействия

Независимо от того, на какую группу людей необходимо воздействовать, цели влияния относятся к одной из групп:

  • внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
  • утверждение авторитета среди остальных;
  • моделирование стандартов поведения и понятий;
  • усвоение чувства значимости;
  • самореализация.

Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.

Между собой эти цели делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К первым относятся те, когда манипулятор старается самоутвердиться, заставить кого-то выполнять за него какие-то действия или преследует эгоистическую цель. Непреднамеренное влияние может оказывать человек, просто находясь в комнате. Другие начинают копировать его поведение, поддаются его убеждениям, внезапно склоняются к его точке мировоззрения. Такая способность может проявиться спонтанно без какого-то злого умысла.

Большинство манипуляторов преследует собственный интерес

Читайте также:  Сравнение равных групп способом приложения

Ошибки манипуляции

Не всегда получается правильно пользоваться методами воздействия на людей. Некоторые распространенные ошибки раскрывают мотивы людей, и способы воздействия становятся не действенными:

  1. Первая ошибка заключается в том, что собеседник замечает, что им манипулируют. Такое возможно, если собеседник сам владеет подобным навыком общения, либо если манипулятор перестарался. В некоторых сферах общение подразумевает манипулирование, например, в трудовой среде между начальником и подчиненным, в семейной среде между родителями и детьми.
  2. Манипулятор не учел влияние дополнительных факторов. Любое психологическое воздействие может сработать или нет под влиянием различных моментов: собеседник владеет техникой защиты от психологического воздействия, собеседник отвлечен своими мыслями или любые другие причины. Техника иногда может не сработать, но это не значит, что недейственна в целом.
  3. Манипулятор надеется оказать влияние на подсознание человека и забывает про его логическое мышление. Если техника может сработать на подсознательном уровне, то достаточно развитая логика может ухватиться за деталь и вызвать сомнение, отчего психологическое воздействие может не иметь успех.

Методы воздействия делятся между собой на способы: эмоциональные и физические. Каждый из них более эффективен среди отдельных групп людей и для достижения разных целей. Сами цели манипулятора могут быть намеренными или нет, на практике в большинстве случаев манипулятор преследует эгоистические мотивы. Обучиться технике воздействия можно на приеме психолога или самостоятельно, используя курс практик по пособиям или аудиокнигам.

Видео

Источник

Психологическое воздействие

Определение понятия психологического воздействия

Психологическое воздействие – это преднамеренное или непреднамеренное влияние одного или нескольких людей на психологические состояния, чувства, мысли и поступки другого человека или группы людей.

Существует несколько основных способов психологического воздействия, отличающихся друг от друга, во-первых, по психологическим механизмам, обеспечивающим влияние, во-вторых, по степени активности субъекта и объекта влияния, в-третьих, по доминированию рационального или эмоционального начала в воздействии, в-четвертых, по степени осознанности влияния субъектом и объектом воздействия.

Основные способы психологического воздействия

  1. Убеждение – логически аргументированное психологическое воздействие одного человека или группы людей на логико-эмоциональную сферу другого человека или группы людей, которое воспринимается критически и рационально, а реализуется сознательно. При этом субъект убеждения (убеждающий) отбирает, логически упорядочивает определенные факты и, выстраивая их в логической последовательности, побуждает объекта убеждения (убеждаемого) совершить подобный анализ и придти к точке зрения субъекта убеждения. При этом активизируется мыслительный процесс объекта убеждения.
    Методы убеждения. По форме различают дидактический, сократический и диалогический методы убеждения. Дидактический метод предполагает монолог субъекта убеждения, при сократическом методе убеждение осуществляется пошагово, с учетом реакций объекта убеждения, диалогический метод убеждения используется в ходе переговоров, дискуссий, полемики, спора.
    Эффективность убеждения зависит от особенностей убеждающего сообщения, свойств субъекта и объекта убеждения.
    Убеждающее сообщение включает в себя 3 элемента: тезис (положение, нуждающееся в доказательстве), аргументацию (или доводы) и извлечение выводов. Чтобы убеждение было эффективным, тезис должен быть доступным, четким и однозначным, логически непротиворечивым, не должен меняться в ходе процесса. Аргументация, или доводы в защиту тезиса, должны быть ориентированы на конкретного человека или группу людей, их количество должно быть минимальным, а весомость – максимальной. Извлечение выводов является наиболее эффективным в том случае, если объект убеждения осуществляет его самостоятельно и наименее эффективным – если субъект убеждения высказывает сформулированные выводы в назидательной форме.
    К свойствам субъекта убеждения, оказывающим влияние на эффективность убеждения, относятся преимущественно те качества, которые связаны с умением быстро ориентироваться в ситуации, а именно: скорость восприятия, гибкость мышления, свобода владения речью, способность к эмпатии, мотивация, интерес к общению, умение быстро принимать решение при изменении ситуации. Кроме того, важное значение имеют качества субъекта убеждения, оказывающие влияние на восприятие субъекта убеждения объектом убеждения, а именно: кредитность (дружественность, искренность, умение расположить к себе), компетентность, внешняя привлекательность, динамизм эмоциональной сферы.
    К свойствам объекта убеждения, оказывающим влияние на эффективность убеждения, относятся установка на содержание сообщения и особенности социального окружения и самой личности.
  2. Внушение – это способ психологического воздействия, направленный на эмоциональную сферу человека или группы людей, при котором внушаемое сообщение воспринимается неосознанно, некритически и реализуется в поведении с большой долей автоматизма.
    Виды внушения: по направленности – гетеросуггестия (внушение извне) и аутосуггестия (самовнушение); по степени осознанности – гипнотическое, постгипнотическое, в естественном сне, в бодрствующем состоянии; по содержанию – положительное (формирование мотива) и отрицательное (запрет); по цели – преднамеренное и непреднамеренное; по методу – прямое и косвенное.
    Эффективность внушения зависит от особенностей суггестора (внушающего), взаимоотношений между суггестором и суггерентом (внушаемым), условий или эмоциональной ситуации, характеристик внушаемого сообщения и внушаемости суггерента.
    К особенностям суггестора, оказывающим влияние на эффективность внушения, относятся его авторитет, ореол известности, статус, мнение о его нравственных качествах, обаяние.
    Эффективности внушения способствуют такие взаимоотношения между суггестором и суггерентом, которые предполагают наличие доверия, преданности и ощущение зависимости суггерента от суггестора.
    Эффективности внушающего воздействия способствуют такие условия, при которых происходит сужение сознания суггерента.
    К особенностям внушаемого сообщения, оказывающим влияние на эффективность внушения, относятся характеристики голоса суггестора, директивная (повелительная) форма высказываний, отсутствие пауз в речи, образность и понятность выражений и т.д.
    Повышенной внушаемостью обладают люди с заниженной самооценкой, доверчивые, робкие, впечатлительные, мечтательные.
  3. Психическое заражение – это процесс передачи эмоционального состояния от одного человека к другим, осуществляющийся на психофизиологическом уровне. Отличительными особенностями психического заражения являются его массовый характер и невербальный уровень передачи. Необходимым условием психического заражения является наличие толпы.
    Эффективность психического заражения зависит от количества присутствующих людей, силы эмоционального заряда, степени общности между присутствующими.
    Наиболее ярким примером психического заражения является паника. Паника проходит несколько этапов:
  • Воздействие шокового стимула, приводящее к эффекту замешательства. На этом этапе панику можно остановить путем воздействия более сильного стимула (например, фразы типа «Делайте как я!»).
  • Циркулярная реакция толпы, при которой возбуждение людей нарастает в геометрической прогрессии.
  • Демонстрация одним из людей образца поведения, кажущегося спасительным, которому следуют остальные.
  • Массовые панические действия, при которых люди находятся в состоянии аффекта.
  • Выход людей из панического состояния: является индивидуальным (ступор, агрессия и т.д.)
Читайте также:  Как сдать сессию способы
  • Подражание – это основанное на способности к идентификации осознанное или неосознанное воспроизведение манер, черт или поступков другого человека или группы людей.
    Способность к подражанию заложена в природе человека, т.к. подражание старшему поколению являлось одним из условий выживания.
    Подражанию способствуют следующие факторы:
    • Моральное одобрение образца другими людьми;
    • Элементы новаторства в образце;
    • Публичная известность образца;
    • Распространенность образца, мода;
    • Внушающее воздействие, связанное с образцом.
  • Конформность – это тенденция изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало ожиданиям окружающих и их требованиям. Конформность как свойство личности, выражающееся в податливости групповому давлению, следует отличать от конформизма – приспособления к меняющимся социальным условиям.
  • Источник

    Оцените статью
    Разные способы