- Методы психологического познания человека
- Как познать себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии
- Что значит самопознание
- Почему узнать самого себя так трудно
- К чему приводит недостаток самопознания
- Что дает самопознание
- Способы познать себя
- 1. Замедление
- 2. Правильные вопросы
- 3. Самонаблюдение и самоанализ
- 4. Осознанность
- 5. Психологическая работа
- 6. Применение различных техник
- 7. Эзотерические системы
- Заключение
Методы психологического познания человека
Изучая психические процессы, индивидуальные психологические особенности личности с целью плодотворного ее формирования, психология применяет определенные методы (способы и приемы) исследования.
Исследовательская методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит описание объекта и процедур исследования, способов фиксации и обработки полученных данных.
Учение о методе составляет особую область знаний – методологию.
Методы психологии конкретизируются в исследовательских методиках.
Рис.4. Методы исследования в психологии
Сложностью психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существуют различные психологические направления, имеющие свою методологию, свои принципы, поэтому и методы исследования в различных психологических школах также будут существенно отличаться.
В отечественной психологии принята классификация исследовательских методов, предложенная Б.Г. Ананьевым. Он выделил 4 группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и интерпретационные (рис.4).
1. Организационные методы.
К ним относятся методы лонгитюдный, сравнительный и комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется по конечным результатам исследования. Данная группа методов применяется с целью организации исследования.
Лонгитюдный метод предполагает длительное исследование, непрерывное прослеживание хода психологического развития, заранее определенного программой, рассчитанной на много лет. Основным недостатком лонгитюдных методов является значительная затрата времени, требуемая на их организацию и проведение.
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Особенно важное место сравнительный метод занял в психологическом учении Л. С. Выготского о высших психических функциях, особенно при изучении языка и мышления.
Существуют также комплексные исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти программы создаются, в основном, для решения крупных практических задач и характеризуются общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами.
2. Эмпирические методы.
К этой группе методов относятся:
наблюдение и самонаблюдение;
психодиагностические методы (тесты, анкеты, социометрия, интервью и беседы);
анализ продуктов деятельности (хронометрия, циклография, оценка работ, изделий и т.д.);
моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.); биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизни человека, документации).
Применение методов зависит от того, каким организационным методом пользуется исследователь.
Метод наблюдения — это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека для его последующего анализа и объяснения.
Наблюдение — самый распространенный метод из всех методов психологии. Преимущества метода наблюдения заключаются в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Однако наблюдение по большей части должно дополняться другими методами исследования.
Наблюдение может быть: сплошным или выборочным,долговременным или кратковременным, внешним или внутренним, непосредственным или опосредованным, включенным или невключенным, открытым или скрытым.
Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Различают следующие виды психологического эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий.
Характерным признаком лабораторного эксперимента является то, что его проводят в лабораторных условиях (часто с помощью специальной аппаратуры), действия испытуемого определяются инструкцией, и он знает, что над ним экспериментируют. С помощью лабораторного эксперимента исследуют особенности психических процессов, психологические особенности групповой деятельности.
Естественный эксперимент (был предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) предполагает исключить напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. С этой целью исследование переносится в обычные, естественные условия, в которые незаметно для испытуемого вносятся определенные изменения.
Констатирующий эксперимент — изучение психических состояний, свойств, явлений, образований без оказания влияния на изменение исследуемых параметров.
Формирующий эксперимент — метод психического развития личности в условиях педагогического процесса. Цель формирующего эксперимента объясняется в его названиях: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, активного формирования психики.
Эти виды эксперимента были весьма основательно разработаны в психологии и описаны в исследованиях Н.А. Менчинской, Г.С. Костюка, А.А. Люблинского, А.Ф. Лурия и др.
Одним из основоположников экспериментальной психологии в России является Н.Н. Ланге (1858-1921).
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение сведений о деятельности испытуемого, в которых объективируются свойственные ему психические явления. Беседа является вспомогательным средством для дополнительного исследования изучаемой проблемы.
Виды бесед: сбор анамнеза, интервью.
Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, Получаемые от него самого или, при объективном анамнезе, от хорошо знающих его лиц.
Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (заранее подготовленные) вопросы.
Анкетирование — метод сбора данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет. Анкета — вопросник, содержание которого и способ ответа на вопросы заранее планируются исследователем в зависимости от поставленных им целей. Вопросы анкеты могут быть открытыми, когда ответ дается в свободной форме и закрытыми, когда дается полный набор вариантов анкеты. К анкетированию целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к каким-либо вопросам, либо опросить большое количество людей в короткий срок. Основное преимущество анкетирования состоит в большом охвате людей, гарантии анонимности.
Тестирование — один из методов психологического исследования, основанный на систематическом применении тестов для количественного измерения показателей способностей, а также для прогноза поведения.
Английское слово тест означает «проба» или «испытание». Термин был введен в практику в конце XIX века американским психологом Дж. Кеттелом. Широкое распространение тесты получили с тех пор, как, А. Бине совместно с Т. Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей. В настоящее время метод используют наряду с другими методами для выявления способностей, навыков, умений, для более точной характеристики некоторых качеств личности, для выявления годности для работы в той или иной области. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Различают несколько видов тестов:
— тесты интеллекта направлены на выявления уровня умственного потенциала человека (тест Векслера, тест Бине — Симона и т.д.),
— креативные тесты направлены на оценку уровня творческого потенциала человека (методика Торренса и др.),
— проективные тесты предполагают изучение целостного изучения личности испытуемого (тест «Рисунок человека», методика Роршаха, методика Люшера и т.д.);
— личностные тесты направлены на изучение личностных характеристик человека (тесты Кеттела, Личко, опросник Айзенка);
— тесты специальных способностей (художественных, технических, музыкальных и т.д.) применяются для оценки обучаемости человека в овладении знаниями, умениями и навыками.
Изучение продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных, научных произведений, изобретений и т.д.) — метод, позволяющий изучить объективные продукты деятельности и сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.
Специфическими формами метода анализа результатов деятельности являются контент-анализ и графология.
Контент-анализ — метод, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики автора.
Графология — метод, позволяющий определять психические свойства автора по характеристикам почерка.
Моделирование — это сравнительно новый метод теоретического исследования, необходимый как для познания психических явлений, воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции.
Биографический метод — сбор и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников и т.д.) Зная основные этапы жизни индивида можно понять, в результате каких обстоятельств формировались те или иные черты личности.
Специальную группу обрабатывающих методов исследования составляют количественные (статические) методы, применяемые в целях психологического измерения и качественного анализа результатов.
Количественные методы (регистрация, ранжирование и др.) в психологии используют как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных.
Регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество выполненных заданий).
Ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка участников эксперимента в зависимости от результата выполненных заданий).
3. Интерпретационные методы.
Эту группу составляют различные варианты генетического и структурного методов.
Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований и свойств личности.
Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними (психография, типологическая классификация, психологический профиль).
Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов:
I этап — подготовительный. Собираются сведения, выдвигается предположение (гипотеза).
II этап — собственно исследование. На этом этапе путем использования различных конкретных методик получают данные, которые определяются характером поставленной задачи.
III этап — обработка данных. Проводятся количественный и качественный анализы данных исследования, которые дают возможность выявить существенные связи и закономерности.
IV этап — интерпретация полученных данных, что позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования.
Вопросы для самоконтроля по теме:
1. Что изучает психология?
2. Каковы объект и предмет психологии?
3. Какие задачи ставит перед собой психологическая наука?
4. Что представляет собой система психологических наук?
5. С какими науками связана психология?
6. Дайте характеристику основных методов психологии.
7. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного специалиста.
Источник
Как познать себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии
Приветствую вас, друзья!
На стене древнегреческого храма Аполлона в Дельфах античными мудрецами была высечена фраза: “Познай самого себя”. С тех пор прошли столетия. Науки, изучающие человека, шагнули далеко вперед, но актуальность изречения по-прежнему сохраняется. Сегодня мы разберем, как познать себя, что это вообще значит и для чего нужно самопознание современному человеку.
Что значит самопознание
Самопознание – это осмысление самого себя, изучение своих психологических, биологических, социальных и духовных особенностей.
Самопознание берет свое начало еще в младенчестве, когда ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, и продолжается всю нашу жизнь.
Если говорить простым языком, то познание человеком себя самого – это изучение:
- своих сильных и слабых сторон;
- страхов;
- желаний;
- интересов;
- привязанностей;
- склонностей;
- надежд;
- способности коммуницировать;
- отношения к жизни и людям;
- ценностей;
- отношения к критике;
- удовлетворенности жизнью и т. д.
Почему узнать самого себя так трудно
- Нехватка времени. Мы живем в бешеном ритме, ломаем голову над тем, как совмещать работу и семью, гонимся за заработком, подвергаемся стрессам и плохо спим. При таком образе жизни идея о самопознании кажется сущей чепухой. В каждодневном цейтноте нам иногда некогда посидеть в тишине и выпить чашку чая. О каком уж там познании может идти речь. Кстати, рекомендую почитать нашу статью о том, как бороться со стрессом, а также ознакомиться с подборкой книг для улучшения качества сна.
- Ставка на внешнее. Мы больше нуждаемся во внешнем успехе, продвижении, статусе, влиянии, материальных благах и недооцениваем важность утоления внутреннего голода. Однако достижение успеха очень тесно связано с самоанализом. Если не обращать внимания на то, что внутри, можно получить опустошение, даже достигнув приличных высот.
- Нежелание смотреть правде в глаза. Все мы иногда совершаем нелицеприятные поступки, произносим обидные слова, недостойно себя ведем. Если начать копаться в своей личности, то можно обнаружить там много негативного. А кто любит узнавать о себе такое? Куда проще не замечать и не мешать комфортному восприятию себя любимого. А то еще придется что-то менять и рушить мир, к которому так привыкли.
- Неосознанность действий.Многие вещи в своей жизни мы делаем неосознанно. Поскольку мозгу сложно концентрироваться на всех действиях в каждом моменте, всех чувствах и эмоциях, он идет по пути меньшего сопротивления и включает автопилот.
- Отождествление себя со своими мыслями. Обладая ярко выраженным критическим мышлением, человек забывает, что он является совокупностью ума, чувств и тела. При таком ограниченном способе исследования себя достигнуть самопознания крайне трудно.
- Руководство только чувствами.Это предполагает обратную предыдущему пункту ситуацию, когда человек идет на поводу сиюминутных чувств, не учитывая то, что оценка действительности может быть искажена в силу разных факторов.
К чему приводит недостаток самопознания
По словам британского писателя и автора англоязычных бестселлеров Алена Де Боттона, “недостаток самопознания оставляет нас открытыми для случайностей и ошибочных амбиций”.
А чем еще чревато отсутствие познания себя:
- Низкой самооценкой и тревожностью. Если человек не имеет четкого представления о том, что он из себя представляет, какими преимуществами владеет и что за потенциал в нем сидит, при оценке себя он будет ориентироваться на мнение окружающих, а оно, как известно, далеко не всегда бывает лестным.
- Сложными отношениями с окружающими. Речь идет как о личной жизни, отношениях с близкими людьми, так и о социальных связях с коллегами, друзьями, посторонним окружением. Человек, который не знает, что он любит и чего хочет, будет неизменно вступать в токсичные отношения, терпеть чужие жалобы, грубость, пренебрежение и прочий негатив.
- Нелюбимой работой.При выборе профессии мы часто руководствуемся желаниями родителей или общественным признанием. Человек, который знает и ценит себя и свое время, будет стремиться найти занятие по душе, способствующее развитию и успеху. Как найти свое предназначение, вы можете прочитать в отдельной нашей публикации.
- Спусканием денег на ветер.В этом случае финансы разбрасываются на вещи, которые не приносят истинного удовольствия, а приобретаются в угоду моде. И так каждый раз. Причем таким образом расходуются не только деньги, но и время.
Что дает самопознание
Как выглядит человек, который не боится познавать себя и смотреть на свою личность трезво и честно:
- Он не перекладывает ответственность за свои неудачи в отношениях и карьере на других людей, а пытается разобраться в ситуации и решить ее наиболее экологичным образом.
- У него здоровая самооценка, которая позволяет не впадать в уныние при критике, конкуренции, проигрыше и т. д.
- Он становится более осознанным, меньше пользуется автопилотом и начинает замечать мельчайшие изменения.
- Он перестает обвинять себя и других за плохое настроение.
- Адекватно относится к деньгам: не тратит их впустую, а направляет туда, что является действительно важным для него.
- Он привыкает слышать и слушать себя, свое тело, отдыхать, когда это по-настоящему необходимо. Такой человек относится к себе бережно, с любовью и пониманием.
- Просыпается чувствительность к миру и окружающим людям, растет взаимопонимание.
- Он способен вносить положительные изменения в свою жизнь, поскольку понимает, как люди сдерживают себя и по каким причинам.
- При выборе он опирается только на себя.
- Человек понимает свою уникальность и обладание исключительным набором качеств, необходимых для развития.
- Становится более гармоничным и счастливым.
Способы познать себя
Перейдем от теории к практике и узнаем, с помощью каких методов и инструментов можно глубже погрузиться в свою личность, лучше узнать себя и обрести гармонию.
1. Замедление
Логично, что при нашем ритме жизни заниматься самопознанием крайне сложно. Для начала сбавьте темп и выделите время для себя. В сутках 24 часа и, поверьте, при грамотном их использовании можно найти время для чего угодно.
Рекомендую почитать о техниках тайм-менеджмента, которые помогут более продуктивно управлять своей жизнью.
2. Правильные вопросы
Два главных вопроса, которые важно регулярно задавать самому себе:
- Что сейчас происходит в моей жизни?
- Насколько меня это устраивает?
Всплывающие в голове ответы лучше фиксировать на бумаге по пунктам. Для более объемного понимания лучше сразу взять несколько сфер жизни и пройтись по каждой из них. Спросите себя: “Что сейчас происходит у меня с личной жизнью, профессиональной реализацией, со здоровьем, финансами, творческим самовыражением?”
Если в каких-то сферах были выявлены искажения, создающие дискомфорт, следует перейти к следующему этапу и выяснить причины, возможные способы коррекции или даже обоснованность личных претензий к той или иной области жизни.
Какие еще вопросы помогут лучше узнать себя:
- Как я себя чувствую в данный момент?
- Кто я? Кем считаю себя сам, какое место занимаю в социуме, на работе, в семье?
- Какова моя жизненная цель и ценности, куда я двигаюсь?
- Нет ли у меня обид на родителей и если есть, то в чем причина?
- Какие люди вызывают у меня симпатию и антипатию?
- Какими своими поступками и достижениями я горжусь?
- В каких ситуациях я проявил себя некорректно и можно ли было этого избежать?
- Какие вещи в жизни я считаю самыми главными? Сколько времени я им уделяю?
- Какие покупки я часто совершаю, руководствуясь рекламой или трендами, которые впоследствии не приносят мне удовольствия?
- Какие зависимости тянут меня вниз? Готов ли я их корректировать?
- Какие негативные черты своего характера я не хотел бы демонстрировать дорогим мне людям и окружающим?
- Что заставляет меня завидовать в последнее время?
- Что мешает мне принимать решения и делать свою жизнь лучше?
3. Самонаблюдение и самоанализ
Узнать себя поможет простое наблюдение за своим поведением, внутренними ощущениями, эмоциями, реакциями на те или иные слова и события. За таким наблюдением непременно должен следовать самоанализ, который поможет подтвердить или опровергнуть собственные выводы, выяснить причины и подумать над улучшением ситуации.
Приведу пример. Наблюдая за собой, человек понимает, что он чрезмерно стеснителен. Путем самоанализа удается подтвердить этот факт: бывает сложно освоиться в компании незнакомых людей, трудно выразить свою точку зрения, возникает желание отмолчаться, отсидеться, при попытке что-то сказать пересыхает в горле, краснеет лицо.
После этого проводится оценка: всегда ли наступают приступы смущения или только в конкретных ситуациях и при определенных условиях. Далее человек ищет способы справиться со своей застенчивостью, выполняет разные техники, практики, записывается на тренинги и т. д.
4. Осознанность
Контроль над своими действиями, мыслями и чувствами делает человека по-настоящему хозяином своей судьбы.
Индийский философ Ошо в книге “Осознанность” описал практику нахождения в состоянии “здесь и сейчас”. Он убежден, что главный навык, которому стоит учиться, – это наблюдение. Вот какие рекомендации он дает:
- Наблюдайте за каждым своим действием, за каждой мыслью, которая проходит через ваш ум, за каждым желанием, которое охватывает вас.
- Наблюдайте за тем, что и как вы говорите, какими жестами это сопровождаете, как вы ходите и даже чистите зубы, принимаете ванну.
- Не ешьте механически, набивая рот пищей, жуйте с наблюдением, с чувством. Иначе даже самая вкусная еда покажется пресной и не принесет удовлетворения.
- Наблюдайте. Так вы поймете, как много до сих пор упускали.
5. Психологическая работа
Она заключается в чтении книг по психологии и соционике, в прохождении психологических тестов, выявлении собственного психотипа, хронотипа и т. п.
Есть много классификаций типов личности человека: по Холланду, по Юнгу, по темпераменту, восприятию и др.
Вот, например, как выглядит соционическое разделение типов личности (смотрите картинку ниже).
6. Применение различных техник
Приведу пример самой простой и безопасной техники самопознания, в основе которой лежит арт-терапия и психологическая работа с субличностями.
Практика проходит в два этапа:
- Мыслительный.Закройте глаза и представьте себя в будущем. Срок может быть любой – 1 месяц, 5–10 лет. Обратите внимание, как вы выглядите, что у вас есть, чего нет, счастливы ли вы, как себя чувствуете, чем занимаетесь, с кем живете, кто находится в близком окружении и т. д.
- Выражение в рисунке. Теперь перенесите представленный образ на бумагу. Не гонитесь за техникой исполнения. Главное – проявить творчество, выбрать цвета, формы.
Смысл этой техники в том, чтобы соотнести образ, что был создан в воображении, с тем, что есть сейчас в реальности. Так появится возможность понять, что есть в будущем и чего не хватает в данный момент, что хотелось бы получить или, наоборот, от чего избавиться.
Если будущее видится туманным и некомфортным, стоит задуматься над психологическими блоками, которые даже на уровне воображения не позволяют увидеть себя радостным и гармоничным. В таком случае блок можно тоже представить в виде рисунка, поразмыслив над тем, какой у него может быть цвет, размер, форма, на что он похож, для чего служит и т. д.
7. Эзотерические системы
Тот, кто не считает себя закоренелым скептиком, может использовать различные эзотерические инструменты, которые позволяют глубже заглянуть в свой внутренний мир. К таковым можно отнести:
- астрологию;
- дизайн человека (Human Design);
- карты Таро;
- нумерологию;
- медитации;
- йогу;
- цигун;
- космоэнергетику;
- энергию Рейки;
- ченнелинг.
Таких техник на самом деле очень много. При этом вовсе не обязательно бросаться в крайности и начинать постигать все и сразу. Каждому может подойти что-то свое. Я, например, несколько лет занималась йогой с тренером, мне нравятся медитации, также интересуюсь нумерологией, Таро и Human Design. Возможно, вы тоже сможете раскрыть новые грани своей личности с помощью одного из таких инструментов.
Заключение
Мы с вами выяснили, как человек может познавать сам себя. Самопознание – это не высокие философские беседы о смысле жизни и бренности бытия. Это системные и осознанные действия, которые помогают обрести себя настоящего через живой опыт.
Напоследок хочу порекомендовать вам подборку книг на тему познания себя.
Источник