Способы прямого регулирования ценообразования

Статья 13. Методы государственного регулирования цен

Статья 13. Методы государственного регулирования цен

1. Прямое регулирование цен осуществляется путем установления:

предельных цен (коэффициентов);

предельных уровней рентабельности по отдельным видам продукции (услуг);

предельных размеров снабженческо-сбытовых надбавок и торговых наценок, величины скидок;

порядка декларирования цен и их изменения;

порядка предварительного уведомления о предстоящем изменении цен;

ценовые соглашения на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

2. Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения:

льготного налогообложения (в части их поступления в местные бюджеты);

субсидий и дотаций из бюджета;

льгот по арендной плате.

3. Органы государственной власти края, местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством, нормативными актами Российской Федерации и настоящим Законом, самостоятельно определяют направления и методы регулирования цен для всех субъектов ценообразования, перечень продукции, товаров, услуг (в дальнейшем — продукция), цены на которые регулируются.

Решение принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса на нее. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации), в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных фондов, потребности в инвестициях, необходимых на воспроизводство, с учетом амортизационных отчислений;

удаленность различных групп потребителей от места производства продукции;

соответствие качества производимой (реализуемой) продукции спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 9. Методы государственного регулирования цен и тарифов

Статья 9. Методы государственного регулирования цен и тарифов

1. Прямое регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:

— фиксированных цен и тарифов;

— предельных цен и тарифов;

— предельных уровней рентабельности по отдельным видам товаров, продукции (работ, услуг);

— предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок;

— согласования цен и тарифов.

2. Косвенное регулирование цен и тарифов осуществляется посредством:

— заключения ценовых соглашений по цепочке технологического передела;

— уведомления хозяйствующим субъектом о предстоящем изменении цен и тарифов;

— введения льготного кредитования;

— выделения субсидий и дотаций из бюджета и других механизмов.

3. Правительство Кабардино-Балкарской Республики в пределах своих полномочий самостоятельно определяет направления и методы регулирования цен и тарифов для субъектов ценообразования по установленному перечню продукции, товаров и услуг. Регулирование вводится на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов в повышении качества производимой (реализуемой) продукции и в удовлетворении спроса и предложения на нее. При этом принимаются во внимание:

а) обоснованность всех статей затрат в себестоимости производства товаров, работ и услуг определяется положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, другими нормативными актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики;

б) стоимость основных производственных фондов, потребность в инвестициях, необходимых на воспроизводство, с учетом амортизационных отчислений и собственной прибыли;

в) удаленность различных групп потребителей от места производства продукции;

г) соответствие качества производимой (реализуемой) продукции;

д) государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Как государство регулирует цены

В современных экономических реалиях вопрос о государственном регулировании цен является одним из ключевых. В чем суть этого понятия и какова его методология, рассказываем в статье.

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Читайте также:  Лечение хондроза народными способами

Правовые основы государственного регулирования цен:

  1. Конституция РФ, статья 7.
  2. Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
  3. Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
  4. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
  5. Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Как регулируются стоимость

Государственные цены бывают фиксированными (ФЦ), устанавливаемыми госорганами и регулируемыми (РЦ). Предельное значение РЦ определяется госорганами в зависимости от воздействия условий экономической конъюнктуры.

Выделяют прямые и косвенные методы регулирования. К прямому воздействию относятся:

  • установление ФЦ;
  • установление РЦ;
  • определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44;
  • ценовое декларирование;
  • замораживание общего уровня расценок или только на отдельные виды товаров, работ, услуг;
  • введение тарифов и рекомендательных, залоговых, гарантийных, паритетных расценок.

Косвенные рычаги включают функционирование системы налогообложения, контроль над процентными ставками рефинансирования, координирование государственных расходов, торговую и административную политику, антимонопольное законодательство и многое другое.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник

Формы и методы воздействия государства на цены

Регулирование цен и их соотношений на микроэкономическом уровне осуществляется на основе спроса и предложения (устанавливаются равновесные цены). На макроуровне регулирование цен должно осуществляться государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат — калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. — 10-12% в год, на 2004 г. — 8-10%, на 2005 г. — 6,5-8%, на 2008 г — 5- 7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. рост цен составил 120,2%, в 2002 г. — 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на нее.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров (отдельные товары), или временный или частичный запрет на изменение цен.

Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на электроэнергию Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на электроэнергию, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесло стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

Читайте также:  Щитовой способ проходки тоннелей

2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности)и индивидуальным предпринимателям нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т. е. не изменяется при исполнении контракта. Предварительная фиксация цены предполагает ограниченный контроль за затратами в ходе выполнения контракта со стороны заказчика. Предприятие-изготовитель в данном случае принимает на себя хозяйственный риск и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от ценового диктата производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления.

Многие цивилизованные страны с развитой рыночной экономикой уже прошли этап регулирования верхних пределов цен на товары первой необходимости, в частности на продукты питания, и теперь уже отказались от этой меры. Но отказались не потому, что она плоха, а потому, что надобность в ней отпала, поскольку рынок полностью насыщен, существует эффективная конкуренция не только между теми, кто производит товары, но и теми, кто их реализует, полностью исключен монополизм производителей и торговцев путем действия эффективного антимонопольного законодательства.

В своей деятельности российское правительство с 1996 г. ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликероводочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.

Установленные минимальные цены включают оптовые цены предприятий-изготовителей, ставки акциза, НДС, лицензионный сбор, а для продукции, производимой или ввозимой из стран, не входящих в СНГ, — таможенную стоимость и таможенные платежи. Минимальные цены утверждаются и при необходимости пересматриваются Министерством экономического развития и торговли на основании представлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.) Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов. Размер их может быть дифференцирован по отраслям и группам продукции.

Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны пересматриваться предприятиями в сторону снижения. Дальнейшая реализация этой продукции должна производиться по сниженным ценам с рентабельностью не выше предельного уровня.

За рубежом этот метод практически не используется. Он имеет серьезный недостаток: не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. В мировой практике уровень цен регулируется через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

Читайте также:  Способы разрешения проблемных конфликтных ситуаций

7. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

Органы ценообразования вправе принимать решение о регистрации декларируемой цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключать с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные.

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

  • с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;
  • путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;
  • путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
  • путем регулирования налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видов продукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование — существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода.Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

В связи с высоким урожаем в 2001 и 2002 гг. возник переизбыток зерна, и цены на него резко снизились, не возмещая затрат на производство. Государство решило продолжить в 2002 г., как и в предыдущем, интервенции по закупке зерна. Цель такой акции — поддержать сельхозтоваропроизводителей, скупить у хозяйств их зерно, удержать цены от дальнейшего падения. Правительством было выделено на эти цели 6 млрд. руб.

В результате цены на зерно поднялись на 14%. Увеличение цены составило 300 руб. на тонну. Эта прибавка к цене есть не что иное, как дотации государства товаропроизводителям зерна. Все закупленное государством зерно было заложено на хранение, застраховано и в любой момент могло быть использовано для операций по стабилизации рынка зерна.

Органы государственной власти могут заключать с юридическим или физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями продукции в части принятия производителями продукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
  • разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.

Хватит гуглить ответы на профессиональные вопросы! Доверьте их экспертам «Клерка». Завалите лучших экспертов своими вопросами, они это любят!

Ответ за 24 часа (обычно раньше).

Вся информация про безлимитные консультации здесь.

Источник

Оцените статью
Разные способы