Способы проверок достоверности показателей учета

Способы проверок достоверности показателей учета

2. Проверка достоверности бухгалтерского учета, правильности отражения в учете хозяйственных операций, достоверности учета основных средств, товарно-материальных ценностей, издержек производства и обращения, реализации, расчетов, денежных средств, результатов финансово-хозяйственной деятельности

Достоверность данных бухгалтерского учета осуществляется (достигается) путем непосредственной проверки первичных документов и записей в учетных регистрах бухгалтерского учета. Она проводится сплошным или выборочным методом в зависимости от целей проверки.

При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета за проверяемый период. Сплошной проверке подвергаются операции по постановке на учет (снятия с учета) приобретенных (реализованных, списанных и т. д.) основных средств, товарно-материальных ценностей, в том числе малоценных и быстроизнашивающихся предметов, кассовые, банковские операции, расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами, бюджетом, а также и другие участки деятельности предприятия в случаях, указанных в программе проверки.

При выборочном способе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев.

Если выборочной проверкой установлены серьезные нарушения порядка ведения бухгалтерского учета или злоупотребления, то проверка проводится сплошным способом с обязательным изъятием необходимых документов, свидетельствующих о сокрытии объектов от налогообложения или злоупотреблениях, в порядке, предусмотренном Инструкцией Минфина РСФСР от 26.07.91 N 16/176 «О порядке изъятия должностным лицом государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения у предприятий, учреждений, организаций и граждан».

Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается формальной или арифметической проверками документов.

При формальной проверке устанавливается:

правильность заполнения всех реквизитов документов;

наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр;

подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. В необходимых случаях подпись работника в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение работника в форме объяснений по данному факту хозяйственной операции или направить документы в установленном порядке в органы внутренних дел для проведения графологической экспертизы. Порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел определен письмом Минфина СССР и МВД СССР от 21.07.90 N 82/13 «Об организации взаимодействия государственных налоговых инспекций и органов внутренних дел».

При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, например, правильность показанных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных формах.

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.

При встречных проверках первичные документы и учетные данные проверяемого сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех предприятиях, от которых получены или которым выданы денежные средства или материальные ценности, причем данные, указанные в актах встречных проверок, должны быть обязательно подтверждены подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия, в котором проводится встречная проверка.

Непосредственно на предприятии подлежат обязательной проверке:

— материалы инвентаризации имущества и финансовых обязательств, соответствие ее результатов данным бухгалтерского учета. В случае расхождений выяснить причины и принятые меры;

— результаты переоценки сырья, материалов, топлива и других материальных ценностей по состоянию на 01.01.92, основных фондов (средств) и валютных средств, полнота охвата переоценкой этих фондов и средств и своевременное отражение результатов переоценки по бухгалтерскому учету и в отчетности;

— соответствие данных аналитического учета (инвентарные карточки учета основных средств, оборотные ведомости по движению материальных ценностей и другие учетные регистры) данным синтетического учета (Главной книги, журналов-ордеров и ведомостей к ним и др.);

Читайте также:  Гептрал способ применения внутривенно

— соответствие данных баланса данным Главной книги и журналов — ордеров;

— расчеты по начислению износа основных средств, правильность применения норм амортизации;

— правильность начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам и списание их по учету;

— перевод основных средств в состав средств в обороте в соответствии с п. 1.2 Указаний по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности предприятий (письмо Минфина России от 16.03.92 N 6). В состав средств в обороте переводятся основные средства со стоимостью ниже 3000 руб., приобретенные после 01.01.92;

— законность отражения по учету нематериальных активов и обоснованность списания износа по ним.

Источник

Что проверить, чтобы отчитаться за год без ошибок

Автор: Валентина Петрова, специалист-консультант отдела сопровождения и поддержки компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2020

Даем алгоритм проверки бухгалтерских документов, в том числе и с помощью предназначенных для этого функций программы «1С:Бухгалтерия 8».

Учетная политика

Отсутствие каких-либо необходимых элементов в учетной политике может привести к нарушениям и неправильным расчетам.

Рассмотрим несколько частых ошибок, допускаемых при составлении учетной политики и их последствия:

Компания выбрала одну методику бухучета, а осуществляет расчеты по другой. Например, материальные ценности списываются одним методом, а в учетной политике прописан другой, это приведет к неправильному расчету себестоимости.

Не отражена методика ведения раздельного учета (п. 4 ст. 170 НК РФ). В соответствии со ст. 149 НК РФ при наличии облагаемых и необлагаемых операций обязательно вести раздельный учет (прописать, какие расходы организации относятся к облагаемым, а какие – к необлагаемым). Для компаний, занимающихся экспортом, с применением ставки 0%, также нужно вести раздельный учет, а его методику – отразить в учетной политике (п. 10 ст. 165 НК РФ). Отсутствие методики в учетной политике приведет к потере данных расходов и вычетов, налоговики их просто не зачтут.

Не прописана методика расчета незавершенного производства. Ст. 319 НК РФ гласит, что если налогоплательщик не сможет четко по объектам вести учет и распределять прямые расходы по договорам, то он должен установить в своей учетной политике обоснованный расчет незавершенного производства и следовать именно ему.

Отсутствие данного пункта приведет к установлению налоговиками своего порядка расчета «незавершенки».

Ответа на вопрос «Что проверить перед сдачей отчетности?» ни в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни в Положении по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности в РФ (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н), ни в бухгалтерском стандарте – ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) – нет.

Однако проведение подготовительных мероприятий необходимо, чтобы избежать применения другого стандарта – ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (утверждено Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 № 63н).

Проанализируйте свою учетную политику и при необходимости внесите в нее дополнения. Учетная политика – основополагающий документ, на основании которого ведется бухгалтерский учет предприятия и формируется финансовая отчетность.

Проверка документов

Вспомним, на чем базируется фундамент финансовой отчетности:

первичные документы по хозяйственным операциям;

регистры бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта.

Таким образом, перед составлением годовой отчетности, необходимо провести проверку в документах и регистрах бухгалтерского учета.

На данном этапе выявляется отсутствие документов по отраженным в программе операциям или, наоборот: неотраженные операции по имеющимся первичным документам.

Самые частые ошибки допускаются в первичных документах бухгалтерских счетов «основные средства» и «нематериальные активы».

Читайте также:  Способы увеличения изображения вручную

Основные средства (ОС)

Необходимо проверить: все ли объекты приняты к учету. А при выбытии ОС в документах обязательно должны быть прописаны причины и основания для выбытия основного средства, которое могло бы еще работать. Важно обязательно учесть последствия дальнейшего выбытия – ликвидацию, т. к. в расходы принимается остаточная стоимость ликвидируемых основных средств.

Например, в акте по форме № ОС-4 должно быть прописано: перед ликвидацией ОС разбирается, а его детали и комплектующие компания планирует использовать.

Нематериальные активы

Необходимо проверить правильность принятия к учету нематериальных активов.

В ПБУ 14/2007 (утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н) отражен порядок отнесения к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива.

Регистры

Далее переходим к проверке бухгалтерских регистров: главной книге и оборотно-сальдовой ведомости по всем задействованным счетам бухгалтерского учета. После выполнения всех регламентных операций по закрытию периода (актуализации данных) требуется проверить корректность учетных данных, по которым формируется регламентированная бухгалтерская отчетность.

Отчет «Главная книга» (раздел «Отчеты» – «Главная книга») в программе «1С» позволяет сформировать обобщенный регистр, в котором приводится расшифровка оборотов по дебету в разрезе корреспондирующих счетов, оборотов по кредиту и сальдо по счетам на конец периода (рис. 1).

Из отчета «Главная книга» можно перейти в режим просмотра отчета «Обороты счета», кликнув по выбранному показателю (рис. 2).

Данный отчет составляется на этапе анализа бухгалтерских итогов и заполнения форм отчетности. С его помощью мы можем проверить:

сведения о корреспонденции каждого счета со всеми другими счетами;

начальное и конечное сальдо по счетам (субсчетам) бухгалтерского учета;

дебетовые (расшифровываются по корреспондирующим счетам и субсчетам) и кредитовые обороты за период (выводятся одной записью).

Оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) позволяет проверить (рис. 3):

какие активы стоят на балансе: основные средства, сырье и материалы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы и т.д.;

дебиторскую и кредиторскую задолженность;

контроль кассовой дисциплины;

контроль расчетов с подотчетными лицами (наличие денежных средств);

наличие капитала для продолжения деятельности организации (минимальная стоимость чистых активов);

Оборотно-сальдовая ведомость помогает осуществлять контроль остатков на счетах. Если счет определен как активный, но имеет кредитовое сальдо, то в ОСВ остаток выделяется со знаком «минус». Аналогично помечается дебетовый остаток по пассивному счету (счет 51 на рисунке 3). На конец года должно быть нулевым сальдо и по дебету, и по кредиту для счетов:

91 «Прочие доходы и расходы»;

99 «Прибыли и убытки».

Для раскрытия деталей по каждому счету необходимо из оборотно-сальдовой ведомости перейти в карточку выбранного счета, затем провести анализ по его остаткам и проведенных по нему операций (рис. 4).

Сформировав карточку счета, можно провести ряд мероприятий:

проанализировать информацию по документам движения;

проверить правильное формирование проводки с выбранным счетом;

проверить остатки на любом участке бухгалтерского учета;

найти и исправить ошибку;

внести изменения в выбранный документ.

Другими словами, оборотно-сальдовая ведомость позволяет проверить «разноску» первичной документации по счетам и выявить наличие ошибок. И, самое главное, предотвратить попадание данных ошибок в годовую бухгалтерскую отчетность. Главная книга и оборотно-сальдовая ведомость являются основой для формирования баланса.

Экспресс-проверка

Завершающий этап подготовительных мероприятий для сдачи отчетности – это запуск обработки «Экспресс-проверка ведения учета» (рис. 5).

С ее помощью мы проверим:

соблюдения положений учетной политики;

ведения кассовых операций;

анализ состояния бухгалтерского учета.

После выполнения экспресс-проверки, программа выводит отчет о ее результатах, в котором отражается количество обнаруженных ошибок.

Далее формируется отчет с детальной информацией о каждой выявленной ошибке с подсказками по исправлению (рис. 6). При необходимости из отчета можно перейти к первичным документам и исправить их.

Читайте также:  Норма высева укропа при сплошном способе посева

Источник

Новости

Ассоциация «СРОО «Экспертный совет» совместно с Союзом судебных экспертов «Экспертный совет» подготовили Методические разъяснения по проверке достоверности информации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
по проверке достоверности информации

Краткое содержание документа (текст в Word, PDF):

1. Методические разъяснения (МР) предназначены для подготовки отчетов об оценке, носят рекомендательный характер. Отдельные положения МР могут быть использованы при подготовке заключений эксперта в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 №73-ФЗ.

2. Оценщик проверяет достоверность информации, использованной при определении стоимости объекта оценки.

3. Не подлежит проверке на достоверность информация, указанная в допущениях (как в Задании на оценку, так и в иных разделах отчета об оценке). При этом:

  • данная информация не должна противоречить требованиям законодательства, в частности – заменять результаты анализа рыночной конъюнктуры[1];
  • необходимость введения допущений за пределами задания на оценку подлежит обоснованию.

4. Оценщик выполняет проверку достоверности собранной для проведения оценки информации, используя доступные ему способы.

4.1. Границы проверки определяются компетенцией Оценщика и объемом исследования в соответствии с договором на оценку[2].

4.2. Глубина проверки определяется с учетом:

  • принципа существенности;
  • характеристик источника информации;
  • доступного объема информации об объекте оценки и рыночной конъюнктуре;
  • наличия оснований ставить под сомнение достоверность конкретной информации.

4.3. Основными способами проверки достоверности информации являются:

  • сопоставление с рыночными данными (как из сегмента, к которому принадлежит объект оценки, так и с общерыночными закономерностями);
  • сопоставление с аналогичными данными из иного источника;
  • проверка отсутствия противоречия между частями информации;
  • проверка на соответствие экономической логике.

5. Принцип существенности при проверке достоверности информации: чем большее влияние соответствующая информация оказывает на итоговую величину стоимости объекта оценки, тем более глубоко выполняется проверка ее достоверности.

6. При проверке достоверности информации учитываются следующие основные характеристики ее источника:

  • статус[3];
  • компетентность по рассматриваемому вопросу;
  • независимость от объекта оценки и заказчика оценки[4];
  • открытость (доступность)[5].

7. В отчете об оценке приводится пояснения в отношении использованных способов проверки достоверности информации, глубины проверки и ее результатов.

8. При установлении факта недостоверности информации Оценщик может:

8.1. Отказаться от использования:

  • недостоверной информации;
  • всей информации из соответствующего источника;

8.2. Модифицировать информацию (ее недостоверную часть), при этом в отчете об оценке описываются конкретные изменения информации;

8.3. Отказаться от проведения оценки, если недостоверная информация является существенной для определения стоимости объекта оценки и отсутствует возможность ее замены / модификации.

[1] Некорректное допущение – «Определить рыночную стоимость объекта оценки при условии, что она составляет 100 руб.».

[2] Как правило, Оценщик не осуществляет строительно-техническую, юридическую, почерковедческую, криминалистическую или иную проверку информации за пределами вопросов экономического характера.

[3] Например, обычно отсутствуют основания ставить под сомнение информацию, полученную из органов государственной власти. При этом Оценщик может выполнить ее проверку при наличии на то оснований.

[4] Дополнительно см. «Методические разъяснения по проверке данных Заказчика при оценке отдельных предприятий» МР-1/18 от 10.04.18.

[5] Типичный рыночный субъект принимает решения на основе информации, доступной ему в условиях сложившихся правил делового оборота. Соответственно, более качественная информация (актуальнее, детальнее, достовернее) из закрытых источников не оказывает влияние на поведение типичных рыночных субъектов.

Материалы по теме:

  • Методические разъяснения по проверке достоверности информации (текст в Word, PDF).
  • Методические рекомендации и разъяснения Экспертного совета Ассоциации.
  • Методический совет Ассоциации.
  • Союз судебных экспертов «Экспертный совет».

Источник

Оцените статью
Разные способы