Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.
Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.
Главная цель — выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся — контрольно-оценочная и обучающая. В дидактике считается, что главная функция — контрольно-диагностическая.
Ее виды: текущий, периодический и тематический, итоговый контроль.
Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.
Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля.
Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.
Устные — в 5 и 6 классах:
- пересказ материала учебника;
- описательный рассказ с опорой на наглядный образ. Например: путешествие в Афинский акрополь(5 Кл); Средневековый замок (6 Кл);
Рассказ от имени очевидца событий. Например: участник Столетней войны (6 Кл), участник восстания Спартака (5 Кл).
Изложение фактического материала по составленному учителем плану. Например: тема «Экономическое развитие России в первой половине XVI века».
План:
- Рост территории.
- Развитие сельского хозяйства.
- Рост городов.
- Торговля.
Изложение материала с использованием модулей. Например: используя модуль «Революция».
1. Предпосылки революции (наличие революционной ситуации).
4. Движущие силы
6. Этапы, ход событий.
8. Историческое значение
Я использую подобные модули «Народное восстание», «Реформы», «Культура», «Экономическое развитие».
При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили).
Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком «+» и неправильные знаком «-«. (см. приложение №1)
Письменные задания по раздаточному материалу. Например: Средневековая ярмарка, Мастерская средневекового ремесленника.
Использование тестов. Особенно важно в современных условиях — условиях введения ЕГЭ.
Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты — набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.
Основные требования, предъявляемые к тестам — это надежность, объективность и валидность. Надежность теста определяется постоянством, с которым тест измеряет то, что он должен измерить. Понятие надежность включает стабильность результатов, равноценность и внутреннее постоянство форм.
Валидностью это действенность. Валидностью теста принято считать его пригодность для измерения уровня усвоения (качества) тех знаний, которые в тесте нужно измерить. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.
Я применяю тесты как для текущего контроля, начиная с 5 класса (см: приложение №2), так и для тематического (см: приложение №3) и для итогового (см: приложение №4).
Написание творческих сочинений. Например: «Представьте, что Вы побывали в гостях у Перикла» (5 Кл), «С Айвенго на рыцарский турнир» (6 Кл), «Вы участник восстания декабристов» (8 Кл).
Написание Эссе по истории и обществознанию в 10-11 классах (темы см. в Практикумах к ЕГЭ по истории и обществознанию).
1. Работа с документами
2. Составление таблиц
3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-6 классы).
4. Составление схем
5. Составление опорных конспектов
6. Составление планов ответа
Для контроля знаний на уроках истории и обществознания я также применяю индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач (7 класс. История Отечества. Почему ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий I, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский, не смотря на наличие, многочисленных сторонников не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте XVII?).
Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).
Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например: Экологический проект по обществознанию. 8 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.
Мною используются нетрадиционные формы контроля:
Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий.
Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, в) их качество.
Коллективный способ проверки знаний. Например: игра — путешествие по теме «Первобытность». 5 класс, урок — турнир по курсу Средние века. 6 класс, урок — аукцион знаний. Обществознание 9 класс, урок — выборы в государственную думу 11 класс.
Составление презентаций. (Итоговый контроль)
При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:
а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,
б) сочинение на тему.
Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников (например: «Какую роль играли выдающиеся личности в развитии России в начале ХХ века?»).
а) учащиеся дают устный ответ на вопрос билета,
б) групповой зачет.
Ученики объединяются в группы по 3-4 человека, выбирается старший группы. Получив вопрос, группа обсуждает его в течение 20 минут. Затем старший опрашивает всех членов группы и заносит их самооценки в специальный лист, который передает учителю. Затем коллективный рассказ, в любом месте рассказа преподаватель может прервать и предложить продолжить другому.
Зачеты тоже дифференцированы. При проведении зачетов предусматривается время для доработки помощи учителя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний.
В современных условиях — условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ
1. Использование учебных электронных изданий.
Например: Учебное электронное издание Всеобщая история (5, 6, 7, 8 кл. ) предполагает тестовые задания после каждой изученной темы; заполнить схему; вставить пропущенные слова в тексте.
2. Составление ЦОРов
Кроме готовых учебных электронных изданий я составляю сама задания: подписать имена историческим деятелям (тема «Дворцовые перевороты» 7 кл. , тема «Внешняя политика Екатерины II»), заполнить схему (тема «Пирамида власти» 5 кл. ), решите кроссворд(Ранние цивилизации Индии. 5 кл. )
3. Использование учебных электронных заданий.
Если есть возможность (при работе в компьютерном кабинете) каждый работает индивидуально.
При организации проверки знаний и умений учащихся, предусматривающей оценку и контроль не только результатов, но и процесса учения. Важное место занимает планирование деятельности учащихся. При этом важно знать исходный уровень подготовленности учащихся, их возможности, определять систему заданий, исходя из целей урока, продумывать приемы и формы опроса, создавать благоприятные условия для их осуществления.
Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.
Мною используются не все формы и виды контроля. Потому что работа учителя — это творчество, и поэтому каждый выбирает свои методы, формы, пользуется индивидуальными приемами и постоянно должен их совершенствовать.
Я хотела бы освоить новую образовательную технологию «ТОГИС»
(Технология образования в глобальном информационном сообществе )
Литература, которую я использую:
- Е. Е. Вяземский. О. Ю. Стрелова. Методика преподавания истории в школе . М. «Владос» 2004г.
- Журналы: «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе».
- Книга для учителя истории. Ростов — на — Дону, 2002 г.
- Методические разработки уроков.
- В. В. Шоган. Методика преподавания истории в школе. / Ростов-на-Дону. «Феникс» 2005г.
- Е. А. Юнина Технологии качественного обучения в школе. М. 2007г.
- В. В. Гузеев Эффективные образовательные технологии. М. 2006г.
Источник
Формы и приемы проверки знаний на уроке истории
Автор: Добровольская Марина Александровна
Реферат по дисциплине:
«Учебно-методическое обеспечение курса истории в школе»
«Формы и приемы проверки знаний на уроке истории»
Добровольская Марина Александровна
Учитель истории, МБОУ «СОШ№169»
1.Классификация форм проверки знаний учащихся (с.4)
1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся (с.4)
1.2 Виды контроля учащихся (с.7)
2.Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях (с.12)
2.1 Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся (с.12)
Актуальность. Проблема совершенствования методов контроля, критериев оценивания состояния и результатов теории и практики обучения становится наиболее актуальной на этапе отслеживания процесса внедрения образовательных стандартов.
Контроль (проверка) – один из важнейших этапов обучения. Он активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет получать данные о промежуточных и итоговых результатах учебно-воспитательного процесса, оценивать их путём сопоставления с планируемыми результатами, вносить в учебный процесс необходимую корректировку и намечать пути его дальнейшего совершенствования. [5, с.4].
Чтобы правильно строить процесс обучения, соразмерно развитию предлагать задания различной трудности, необходимо знать уровень развития того или иного ребенка, вовремя проводить коррекцию заданий, отслеживать динамику роста творческих способностей. Для этого нужна хорошо налаженная система контроля и оценивания, разнообразная по форме и содержанию, не отнимающая много времени, включающая все виды контроля, отдавая приоритет самоконтролю.
Цель работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках истории.
В ходе работы выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— Изучить литературу, которая позволит выявить правила и закономерности специфики контроля знаний, умений и навыков учащихся.
— Систематизировать накопленные сведения в виде концентрированного текста, схем, рисунков.
— Выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей и какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать на уроках истории.
Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки результатов нельзя говорить об эффективности обучения истории.
1.Классификация форм проверки знаний учащихся
1.1 Сущность, функции и принципы контроля знаний учащихся
Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операции, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.
Контроль — это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса. Контроль педагога направлен как на деятельность учащихся, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов.
Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений — органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контроля. Наряду с контролирующей, контроль выполняет обучающую, диагностическую, воспитывающую, развивающую, прогностическую и ориентирующую функции.
Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешней: ученик — преподаватель и внутренней: ученик — ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль проводится с профилактическо-предупредительной целью и с целью управления процессом обучения, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования, систематизации знаний.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
Диагностическая функция — получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Прогностическая функция проверки служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы)
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.
Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности [6, c.33].
Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Выделение функции контроля подчеркивает его роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике делает контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный процесс.
Контроль может выполнять и специфические функции в зависимости от цели: диагностирующие, констатирующие, прогнозирующие .
Выделяют пять основных принципов контроля:
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование:
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов. В современной педагогике различают следующие виды контроля:
1.2 Виды контроля учащихся
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля должны использоваться адаптации учебного процесса к особенностям контингента учащихся. Некоторые учителя осуществляют предварительный контроль перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его — ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. В ходе такой проверки определяется уровень овладения учащимися исходными категориями предмета (или отдельной темы, раздела), устанавливаются объем и уровень знаний учащихся. На основе полученных результатов учитель планирует, если необходимо повторение (объяснение) материала; учитывает эти результаты в дальнейшей организации учебно-познавательной деятельности школьников. Предварительную проверку проводят также учителя первых классов, комплектуя учащихся. Задолго для учебного года они изучают готовность детей к обучению в школе, знакомят родителей с требованиями, которые будут предъявлены их детям в 1-м классе, советуют, как лучше подготовить малышей в школе [1, c.21].
Если ответ или работа учащегося в начале учебного года будет заслуживать отличной, хорошей или удовлетворительной оценки (при сопоставлении с эталоном), то отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно, видны достоинства ответа, работы ученика или их недостатки. Если же ответ ученика окажется слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то целесообразно применить метод отсроченной отметки, т.е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Такая педагогическая мера диктуется следующим. Если слабый ответ или работа ученика еще не оценены учителем, ему предоставляется возможность улучшить качество своего учебного труда, чтобы получить желаемую оценку. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т.е. этой мерой приводится в действие стимулирующая функция оценки.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение — оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как ученики усваивают учебный материал, как формируются их умения и навыки, помогает учителю наметить рациональные методы и приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы учебной работы учеников, осуществлять постоянное руководство их учебной деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.
В течение учебного года действия учителя в момент оценки будут иными, чем при оценке в начале года. Если ответ или работа ученика оказывается более высокой, то оценка выставляется и сопровождается соответствующим оценочным суждением [14, c.17].
Если же ответ или работа учащегося заслуживают хотя и положительной, но более низкой оценки, чем он обычно получал (т.е. хорошей или удовлетворительной вместо обычной хорошей), то учитель сначала выясняет, почему ученик ответил хуже обычного, а затем тщательно взвешивает, окажет ли намеченная оценка нужное воздействие на ученика, т.е. будет ли она служить стимулом, получению в будущем более высокой оценки. И если это так, выставляет отметку, а в оценочном суждении указывает слабую сторону ответа или работы.
Если же учитель придет к выводу, что ответ не производит нужного воздействия на ученика (не станет стимулирующим или воспитывающим фактором), он не выставляет ее. В таком случае учитель ограничивается оценочным суждением, из которого ученик должен ясно понять, что отметка не выставлена ему на этот раз потому, что она ниже той, которую он обычно получает за свои ответы, а также осознать, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую отметку.
Если ответ или работа учащегося будет заслуживать удовлетворительной оценки, необходимо выяснить причину плохой работы и только после этого решать: выставлять отметку или применить метод отсроченной оценки.
В последнем случае следует учитывать, что причины плохого ответа могут быть уважительными и неуважительными. К неуважительными причинам следует отнести леность или халатное отношение ученика к учебному труду. Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду.
Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчение, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное [14, c.77].
Учитель — не контролер и не фиксатор достижений или неудач учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим. Нельзя травмировать школьника неудовлетворительными отметками, если он не успевает по не зависящим от него причинам. Как можно больше чуткости, доброжелательности к своим воспитанникам при разумных педагогических требованиях к ним и как можно меньше формализма — вот что требуется от каждого учителя.
Тематический (периодический) контроль. Выявление и оценка знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках, обеспечиваются периодическим контролем. Его цель — установить, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы. Тематический контроль, являясь разновидностью периодического, особенной его формой, представляет собой качественно новую систему проверки и оценки знаний, тесно связанную с проблемным обучением.
Учащиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал, анализировать его, выделяя главное, существенное. Специфика этого вида контроля:
• ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, исправить полученную ранее отметку.
• при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным.
• возможность получения более высокой оценки своих знаний.
Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению [14, c.33].
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
Заключительный контроль — выпускные экзамены в школе, защита дипломной работы в вузе, сдача государственных экзаменов.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:
• внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
• взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
• самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Общим для педагогики вопросом является «Как контролировать?». По средствам педагогической коммуникации контроль можно рассматривать с разных точек зрения:
• способов (традиционный или нетрадиционный);
• характера (субъективный, объективный);
• использования ТСО (машинный, без машинный);
• формы (устный, письменный);
• времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый, заключительный);
• массовости (индивидуальный, фронтальный/ групповой);
• контролирующего лица (учитель, ученик — напарник, самоконтроль);
• контроль без дидактического материала (сочинение, устный опрос, диспут);
• с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, билеты, контролирующие программы);
• на основе знакомого, проработанного и усвоенного материала;
• на основе нового материала, сходного по форме и содержанию с усвоенным ранее материалом.
Для эффективного функционирования системы педагогического контроля необходимо соблюдение нескольких ограничивающих условий:
• объективность (т.е. должны быть единые критерии оценки знаний у всех учителей, и эти критерии учащимся должны быть заранее известны);
• гласность, чтобы любое заинтересованное лицо могло проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
• незыблемость — выставленная педагогом оценка не должна подвергаться сомнению ни с какой из сторон (даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии экзаменатор остается прежним) [7, c.102].
2. Практическое применение нетрадиционных методов контроля знаний, умений и навыков на занятиях
2.1 Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся
Эта форма уроков носит (в основном) контрольно-проверочный характер. Ему может быть посвящен как весь урок, так и его часть. Главная цель – выявить наличие, понимание и устойчивость знаний по текущей изучаемой теме или нескольким тема.
При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах.
1. Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде.
2. Вопрос для развернутого ответа учитель ставит перед всем классом, мобилизуя таким образом знания и активность каждого.
3. Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонения от темы, от существа поставленного вопроса (вернуть перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного (помочь постановкой вспомогательных вопросов). [3, С.120]
Вопросы из ранее пройденного целесообразно ставить и в связи с изложением нового материала. Эта работа приближается к тому, что называется соединением изучения нового с проверкой домашнего задания, с проверкой раннее усвоенного материала.
Дифференциация тестов производится в зависимости от цели тестирования, концентра обучения и владения учащимися данным видом учебы.
Тестов издается много. Изучение изданных исторических тестов позволило, выявит в них ряд содержательных и структурных недостатков:[2, С.121]
1.Большинство тестов несовершенно в том, что приводит обучаемых лишь к показу «сухих знаний», но не объяснения факто, событий, действий и поступков личности и т.п.
2.Велика вероятность получения учащимся случайной отличной оценки, так как выбор правильного ответа не широк – из 3-4 вариантов.
3.И без того узкая пятибалльная шкала оценок сокращается до двухбалльной: учащийся за ответ по каждому вопросу получает или отлично или неудовлетворительно.
4.Тестирование предназначено для проверки реализации лишь одной функции учебы, да и то не полностью – образовательной. Тесты не решают вопрос выявления реализации методической функции (умение говорить, доказывать, отстаивать), практической (исследование исторического опыта в современных условиях), не говоря уже о воспитательной функции.
5.В условиях традиционного тестирования выигрывают чаще всего «зубрилы». Рядом с ними оказываются и ленивые, но с хорошо развитой интуицией. Логически мыслящим учащимся, для которых в основе изучения в истории лежат вопросы не «сколько, где и когда», а «почему столько, почему именно там, почему именно тогда», часто оказываются в проигрыше. Выходит, усердные в зубрешке и обладающие интуицией держат верх над неординарными и способными.
Тестирование эффективно, если в его основе лежат 3 фактора:
— длительность (учебная четверть, учебный год, все годы изучения курса истории);
— периодичность (на каждом занятии, по изучении каждой темы, каждого раздела и т.д.);
— комплексность (тесты требуют всесторонних знаний: теоретических, факто-событийных, хронологических, синхронических).
Подход Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой предполагает использовать тест при отработке всех компонентов учебного исторического материала с целью: [5,С.132].
1.выявления хронологических знаний
2.выявления картографических знаний и умений
3.выявление знания главных и неглавных исторических фактов
4.выявление теоретических исторических знаний.
Разработка и использование тестов должны осуществляться дифференцировано.
Матричный контроль — первенец нетрадиционных форм контроля знаний. В этом контроле не допускается многовариантность ответов (в отличие от тестового); ученик должен дать точный ответ и получить точную оценку; выбор вопроса и ответы осуществляется произвольно.
Суть матричного контроля состоит в следующем. Учащимся раздаются разные варианты заранее заготовленных матриц, с вопросами и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный, фиксируя, его знаком « X » . По окончании работы преподаватель собирает матрицы с ответами учащихся и сравнивает их с контрольной матрицей, накладывая ее поочередно на все матрицы с ответами учащихся. За очень короткий промежуток времени можно проверить все работы учащихся и оценить их ответы.
Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс [5, c.16].
Эта форма контроля может быть только текущей: по разделу курса, по теме.
Классу предварительно предлагаются следующие условия игры (критерии оценок):
• за каждый полный ответ — 2 фишки;
• за хорошее дополнение к ответу — 1 фишка.
В общий список выносится 25 вопросов, т.е. ответ должен быть сформулирован и дан за 45-75 секунд. Теоретически возможное число фишек, таким образом, составляет 50.
Ученик, набравший 5 фишек и более, получает зачет по теме или пятерку в журнал, набравший 4 фишки — четверку, 2 фишки — тройку (при условии, что он на нее согласен). Остальные учащиеся остаются неаттестованными и знания по этой теме у них будут выявлены в конце четверти или семестра [12, c.55].
Методика С.Д. Шевченко
Зачет по крупной теме проводится в 2 этапа — повторительно-обобщающий и собственно зачет.
Повторительно-обобщающий этап. Обычно это полтора урока, так как это занятие начинается со второй половины последнего по теме урока. Последняя тема изучена, и оставшиеся 20-25 минут можно отвести на повторение и закрепление нового материала.
Учащийся, отвечающий за оборудование класса, должен быть предупрежден о том, что нужно подготовить к уроку все логические опорные схемы, относящиеся к законченной теме, и другой иллюстрационный материал.
Учащимся предоставляется возможность ознакомиться со всеми этими схемами или своими конспектами: не возбраняются консультации с товарищами или просмотр учебника. На это отводится всего 3-4 минуты (но как они важны!). Их значимость определяется тем, что школьники впервые увидели темы в целом, а не фрагментарно. Так учащимся легче выяснить, какие упущения при изучении темы ими допущены, каковы уязвимые места в их знаниях.
Затем начинается предварительный (пробный) опрос. Оценки при этом не ставятся, ведь это только репетиция; иногда, наоборот, учащиеся задают вопросы учителю и выясняют, уточняют упущенное из внимания раньше.
На следующем уроке повторительно-обобщающий этап продолжается, но уже в форме научной конференции, дискуссии, театрализации или деловой игры. Все это отличается от обычных бесед, опроса тем, что проходит в форме серьезной учебной игры, где учащиеся не только выполняют логические задания, но и активно участвуют в организации занятия, эффективность которого благодаря этому значительно возрастает .
Собственно зачет может иметь разные проявления. Уже на предварительно-обобщающем этапе учитель может поставить некоторым ученикам «зачет-автомат», но предпочтительно, чтобы все опрашивались и не создавалось впечатление о ком-то «избранном». Нередко даже сами учащиеся отказываются от «автоматического» зачета, мотивируя так:
• Я сам хочу убедиться в своих знаниях;
• Лучше я сдам зачет, как и все в классе;
• От пятерки «автоматом» — никакого удовольствия.
Те учащиеся, которые сдали зачет на «5» по теме, приобретают звание «Учитель по теме №. ». Такие «учителя» выбирают себе по 1-2 ассистента и начинают работать микрогруппой.
Постепенно штат «учителей» растет, зачет принимает все большие масштабы. Весь класс (хотя в нем — рабочий гул) занят работой, и даже присутствие случайных посторонних (например, других учителей) никого не смущает.
Объективность проверки знаний «учителями» довольно высокая, потому что высокая требовательность оговорена правилами игры. Школьный преподаватель выборочно контролирует оценки, выставленные «коллегами»; несовпадение мнений — необычная редкость.
С педагогической точки зрения такая форма контроля знаний весьма ценна, потому что в течение 20-25 минут интеллектуально работает не только каждый ученик, но и «учитель». В результате все учащиеся (и «учитель», и опрашиваемый) знают после сдачи зачета любую темы намного лучше, чем до зачета. Так реализуется принцип непрерывности обучения.
Каждый «учитель» ведет учебную карту, заготовленную заранее.
Учительская перепроверка ведется довольно быстро, так как опрос выборочный. Если кто-то из учащихся недоволен полученной на зачете оценкой, он может пересдать его, но уже педагогу, и притом вне урока — в часы консультации.
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения [5, с.28].
В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет «отслеживать» результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ [12,с.18].
Контроль знаний, умений, навыков — это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.
Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.
Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.
Гипотеза «Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения»
1.Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н. Волков И.П. и др. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.
2.Бородина О.И., Щербакова О.М. Тесты по истории России: XIX век. М.: — 1996
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4.
4.Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. Центральное издательство. – М., 2005 – С.17
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе: практическое пособие для учителей.- М.: Владос, 2001.- 240 с.
6.Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе.- М., 1999. — 121 с.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Историческое образование в современной России: Справочно — метод. Пособие.- М.: ООО « Русское слово — учебная книга», 2002. – 135 с.
8.Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.
9. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М.: Владос, 2000. – 104с.
10.Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения- 4е изд., стрер. – М.:2011-224с
11.Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.
12.О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования//Преподавание истории в школе, 1997. — №4 – 85 с.
13. Шаталов В.Ф. Учебные задания для учащихся по курсу истории СССР 7
14. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – Донецк: Сталкер,1998. – 400с.
Источник