Статья «Активные способы проверки письменных домашних заданий»
Активные способы проверки письменных домашних заданий.
Проверка домашнего задания — неотъемлемый компонент едва ли не каждого школьного урока.
В школьной практике нередко можно наблюдать уроки, когда на проверку домашнего задания вовсе не отводится времени или затрачивается не более 1-2 минут, что позволяет установить лишь сам факт выполнения задания учащимися.При такой организации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить, насколько глубоко усвоен пройденный материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что новый материал без глубокого осмысления ранее пройденного не может быть усвоен достаточно прочно . Степень же осмысления учащимися ранее приобретенных знаний учителю логичнее всего устанавливать в процессе проверки домашнего задания, т. е. до начала рассмотрения на уроке нового материала.
Задавание уроков на дом является целесообразным только тогда, когда учитель организует учет и качество выполнения этих заданий. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки дают лишь отрицательные результаты.
Серьезным недостатком в работе учителей является стандартизация способов проверки письменных упражнений, выполняемых учащимися дома. Как свидетельствуют многочисленные факты, на уроках русского языка чаще всего используется прием «сплошного « чтения учащимися записанных слов, словосочетаний, предложений и связных текстов «по цепочке» . Несмотря на требование учителя внимательно слушать отвечающего и исправлять замеченные ошибки, не все учащиеся делают это, в результате чего в тетрадях учеников остается немало неисправленных ошибок . К тому же в данном случае учащиеся вынуждены опираться только лишь на слуховые представления, в то время как зрительные представления, являющиеся весьма эффективным средством развития орфографической и пунктуационной зоркости учащихся вольно или невольно игнорируются учителем
В связи со сказанным учителю нужно стремиться использовать активные способы проверки домашних заданий.
1.Выборочная проверка. Это способ, требующий от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой установкой учителя.
Например, в 6 классе проверяется упражнение, где требуется, вставив пропущенные буквы, обозначить приставки –ПРЕ,-ПРИ. По требованию учителя учащиеся вначале читают слова с приставкой –ПРИ и объясняют соответствующие написания с помощью правил, а затем переходят к разбору слов с приставкой-ПРЕ. При этом важно обратить внимание учащихся на то, что в безударном положении указанные приставки на слух не различаются, и по этой причине нужно знать и уметь применять на письме данное правило.
На уроках синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах учащиеся сначала могут проанализировать ,например, конструкции с обособленными членами, а затем предложения, не содержащие таких членов; или в начале учащиеся разбирают конструкции с вводными словами, а затем с омонимичными членами предложения и т.п.
Известно, что в учебниках по русскому языку содержится немало упражнений, при выполнении которых учащимся приходится работать как над новыми, так и над ранее пройденными правилами. В этом случае представляется возможным в ходе выборочной проверки домашнего
задания не только организовать весьма результативную работу учащихся по сопоставлению рассмотренных накануне орфограмм или пунктограмм, но и более углубленно повторить целый ряд орфографических и пунктуационных правил, которые были изучены школьниками ранее.
В таком случае к выборочной проверке письменного задания учащиеся готовятся заранее Выполняя домашнее задание, они производят классификацию встречающихся в соответствующих текстах упражнений орфограмм и пунктограмм. Результаты подобной работы оформляются в письменной форме в виде перечня повторенных правил.
В результате подобной работы в тетрадях учащихся появляется своеобразный план, по которому ведется беседа на уроке .При этом сначала объясняются орфограммы на недавно пройденные правила ,а затем по плану, предлагаемому самими учащимися, анализируются все остальные орфограммы.
В учебниках довольно часто одновременно предлагаются задачи орфографического и пунктуационного характера, учащимся следует составлять два перечня встречающихся в текстах упражнений правил: перечень правил орфографии и перечень правил пунктуации. При этом проверку домашнего задания надо начинать с объяснения правил пунктуации, а затем уже переходить к анализу правил орфографии.
Некоторые учителя в 8-9 классах на уроках синтаксиса пытаются одновременно( «синхронно») проверять и то, какие знаки препинания учащиеся расставили в записанных предложениях, и то, какие орфограммы в нужных случаях написали. Все это серьезно затрудняет работу по формированию прочных правописных навыков у учащихся, мешая нормальному протеканию мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения.
Выборочная проверка позволяет не только контролировать уровень правописных навыков учащихся, но и также выяснять то, в какой мере учащиеся овладели различными видами фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического разбора. Выборочная проверка повышает интерес учащихся к работе.
2.Самопроверка.Это способ, при котором учащиеся проверяют свои работы путем сличения их с образцами выполнения упражнений, заранее записанными на классной доске или демонстрируемыми на экране с помощью проектора. Самоконтроль за правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справочных пособий, наглядных таблиц.
Указанный способ проверки приучает детей самостоятельно замечать и исправлять ошибки в своих работах; способствует формированию у учащихся познавательных мотивов самообразования.
3.Взаимопроверка. Это способ, когда учащиеся, обменявшись тетрадями, отмечают ошибки в работах друг друга. Учащиеся могут обмениваться тетрадями как по собственному желанию, так и по назначению учителя. Это вносит разнообразие в работу учащихся и позволяет каждому ученику иметь более четкое представление о том, как выполняются домашние задания в классе в целом Достаточно эффективной оказывается взаимопроверка работ учащимися под контролем помощников учителя — консультантов из числа лучших учеников.
Указанный способ проверки целесообразно соединять с самоконтролем. Важной составной частью данного способа проверки является итоговая беседа, в ходе которой выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления. В процессе выполнения подобной работы у учащихся отрабатывается умение самостоятельно определять характер ошибок и находить способы их преодоления.
4.Выполнение учащимися работы, аналогичной домашней. В этом случае домашнее задание в классе может не проверяться, поскольку учитель имеет возможность проверить и оценить его после уроков. Учащимся предлагается выполнить задание, аналогичное домашнему. Например, составить предложения по опорным словами или синтаксическим моделям.По качеству выполнения подобного задания учитель может судить о глубине понимания учащимися пройденного материала, а также о том, насколько самостоятельно они приучены делать уроки дома. Весьма желательно при этом давать учащимся дифференцированные задания, что обеспечит индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам.
5.Проверка задания с помощью диктанта. Готовясь к уроку, учитель выписывает из упражнения, предложенного учащимся в качестве домашнего задания, трудные в орфографическом отношении слова или синтаксические конструкции, содержащие сложные случаи постановки знаков препинания.
Начиная урок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения. По результатам этой диктовки можно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно изученную теорию.
Занимаясь подобной работой, необходимо учитывать уровень подготовки учащихся. Если же обнаружится, что учащиеся имеют слабые знания по русскому языку, то, прежде чем начать диктовку, учителю следует разобрать с учащимися трудные случаи правописания, которые встретились им в домашней работе. В противном случае при написании диктанта учащиеся могут допустить те же ошибки, которые ими были сделаны при выполнении домашнего задания, что впоследствии весьма отрицательно скажется на формировании соответствующих правописных навыков.
Для контроля целесообразно вызвать одного ученика писать диктант на части классной доски, поставленной под углом к классу .Затем записи показываются всему классу, коллективно обсуждаются, исправляются допущенные ошибки. После этого каждый ученик еще раз тщательно проверяет записи в своей тетради.
6.Проверка домашнего задания с помощью консультации. Работа может быть организована следующим способом . Вначале учитель сообщает, что письменные задания после проверки в классе с помощью консультации будут проверяться и оцениваться после уроков. Причем отметки за работы учитель поставит гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольного характера( за одну неисправленную ошибку ученик может получить «тройку», а за две- «двойку»).
Учащиеся должны быть предельно внимательными во время консультации, которую организует учитель. При этом используется способ обнаружения ошибок учащимися, обычно применяемый при написании диктанта «Проверяю себя». Вначале учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать тексты домашних упражнений и отметить все случаи написаний, в правильности которых они сомневаются.
Затем организуется беседа с классом. Учащиеся задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель сам не торопится отвечать, а адресует соответствующие вопросы классу, вовлекая тем самым всех учащихся в активную мыслительную деятельность.
Не следует разрешать учащимся по нескольку раз спрашивать о характере одних и тех же написаний, в этом случае внимание учащихся будет рассеиваться.
Подобный вид проверки повышает ответственность за порученную работу, дисциплинирует мышление.
Все перечисленные способы проверки домашнего задания способствуют совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности, воспитанию способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью.
Источник
Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
выполнить аналогичное задание;
использовать индивидуальные карточки;
провести выборочную проверку письменного задания;
провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них — учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Краткие письменные ответы
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Сверка с проектором
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, — это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Игра «Рисуем ответ»
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
Командная игра «Что и почему?»
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Источник