- МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА консультация (2, 3, 4 класс) на тему
- Методика проведения контрольного диктанта.
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Виды проверочных работ по русскому языку и как их проводить на уроке? Рекомендации учителю
- Как проводить диктанты на уроках?
- Виды диктантов
- Объяснительный диктант
- Словарный диктант
- Выборочный диктант
- Контрольный диктант
- Способы исправления ошибок в диктантах
- Как проводить контрольное списывание?
- Виды контрольного списывания
- Как проводить изложение?
- Как проводить сочинение?
- Как оценивать сочинение?
- Как проводить тесты на уроке?
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА
консультация (2, 3, 4 класс) на тему
Методика проведения контрольного диктанта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_provedeniya_kontrolnogo_diktanta.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИКТАНТ – вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух или зрительно предложения, слова, текста. По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Главная задача обучающих диктантов – научить детей правописанию, основная задача контрольных диктантов – проверить уже усвоенные знания и освоенные способы орфографического действия .
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИКТАНТА
Учитель диктует текст в соответствии с произносительными нормами русского языка. Сначала ученики слушают весь текст, который медленно и выразительно читает учитель. Затем текст читается по отдельным предложениям. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Диктуя текст, учитель выдерживает равномерный темп, спокойный тон, предупреждая тем самым отставание в письме. При этом важно читать текст громко и внятно, четко произнося слова. Чтение учителя не должно быть подсказывающим или «подлавливающим» ученика.
Когда учащиеся запишут весь текст, учитель читает его снова целиком от начала до конца, делая небольшие остановки между отдельными предложениями. Дети, следя по тетрадям, проверяют написанное.
Контрольный (проверочный) диктант – вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать их без ошибок. Цель – выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умениями применять их на практике.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОГО ДИКТАНТА
- Слова с неизученными орфограммами заранее записываются на доске и чётко проговариваются учителем во время диктовки. Слова с непонятным лексическим значением должны быть прокомментированы учителем до прочтения текста диктанта в целом. Постановка знаков препинания, выходящих за рамки учебной программы для начальных классов, предупреждается во время чтения текста.
- Важно заранее подготовить рабочие места учеников: убрать со столов все ненужные предметы, оставив только необходимые для записи диктанта и выполнения грамматических заданий учебные принадлежности.
- В начале урока учитель сообщает учащимся цель проведения контрольной работы.
- Медленно и выразительно прочитывает весь текст , предлагаемый для диктанта. Цель прочтения: определение смысловых частей текста (при диктовке учитель не предупреждает учащихся о “красной” строке, если таковое специально не оговаривается в инструкции по проведению контрольной работы)
- Затем текст диктанта читается учителем по отдельным предложениям . Каждое предложение учитель диктует два раза подряд : первый раз для восприятия и понимания, а второй раз – для записи. Школьники должны приступать к записи предложения только по окончании его чтения учителем. Примечание: нумерация предложений учителем не указывается.
- Одно из основных требований к диктующему – это достаточно громкий голос. Диктовать следует, стоя на одном месте, чтобы не заставлять учащихся каждый раз напрягать свой слух по-новому.
- В процессе контрольного диктанта подсказки учителя исключаются , в том числе и при произношении слов.
- Чтение должно быть медленным, но не настолько, чтобы терялась или разрывалась мысль, выраженная данным предложением. Необходимо обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст, для чего необходимо соблюдать ровный темп чтения .
- После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки, дописать слова, если они были пропущены. После самопроверки диктанта учащиеся выполняют грамматические задания.
- Содержание грамматических заданий учитель записывает по вариантам на доске до начала урока . Перед выполнением грамматических заданий учитель прочитывает и комментирует все задания вариантов. Затем учащиеся самостоятельно, без помощи учителя выполняют грамматические задания независимо от их последовательности.
- После выполнения грамматических заданий, если позволяет время, нужно дать учащимся возможность ещё раз проверить всю работу .
- Со звонком с урока учитель собирает все работы учеников.
Источник
Виды проверочных работ по русскому языку и как их проводить на уроке? Рекомендации учителю
Проверочные работы являются ключевым способом определения качества усвоения школьниками учебного материала. Они дают возможность выявить пробелы в знаниях и вовремя их устранить. Существуют разные виды проверочных работ, и каждая из них имеет свою методику проведения. Разберем подробнее на примерах уроков русского языка.
При обучении русскому языку практикуются устные и письменные формы проверки и оценки знаний. К ним относятся:
В методической литературе четко указано предназначение, способ проведения и порядок оценивания каждого вида проверочных работ.
Как проводить диктанты на уроках?
Главный вид проверочных работ на уроках русского языка —диктант. Он используется для проверки орфографии и пунктуации школьников. Диктант может проводиться в течение всего урока или использоваться как отдельное упражнение на любом этапе занятия.
Виды диктантов
- объяснительный;
- словарный;
- выборочный;
- контрольный;
- творческий.
Каждый вид диктанта имеет свой порядок проведения и проверки.
Объяснительный диктант
Цель объяснительного диктанта заключается в проверке умений ученика увидеть имеющиеся в предложении орфограммы. Это развивает орфографическую зоркость и позволяет выработать устойчивый навык использования определенного правила. Порядок проведения следующий.
- Прочитать весь текст для ознакомления.
- Прочитать первое предложение.
- Продиктовать это предложение по частям для записи.
- Повторное чтение предложения для проверки выполняет ученик. Он должен назвать и кратко объяснить имеющиеся в словах орфограммы.
- Следующие предложения диктуются в аналогичном порядке.
При проверке учитываются ошибки, допущенные во всем тексте или только ошибки, которые встречаются в словах с изучаемой орфограммой.
Есть и другие варианты проведения объяснительного диктанта.
Можно сочетать его с предупредительным диктантом. В этом случае орфограммы в первом предложении объясняет сам учитель перед тем, как приступить к его диктовке. Во втором и третьем предложении такое объяснение выполняют отдельные ученики. Остальной текст диктуется с объяснением орфограмм после того, как предложение будет записано.
Наиболее сложный вариант подразумевает умение находить в тексте сразу несколько орфограмм и классифицировать их. У учеников должны быть карточки с номерами и описанием каждой орфограммы. После записи предложения, дети ищут слова с орфограммами и проставляют соответствующие числа.
При оценивании объяснительного диктанта необходимо учитывать была ли допущена ошибка в слове с орфограммой и, если была, исправил ли ее ученик самостоятельно.
Словарный диктант
Этот вид диктанта используется для проверки умения правильно писать слова с непроверяемым написанием. Такие слова дети должны заучивать наизусть. Учитель последовательно диктует, проговаривая слова внятно и в соответствии с нормами произношения, а ученики записывают.
Можно вместо диктовки использовать картинки. В таком случае учитель показывает изображение, а дети самостоятельно записывают его название.
Проверке подлежат все записанные слова.
Выборочный диктант
Выборочный диктант помогает проверить степень отработки написания слов на изучаемое правило. Дети должны уметь на слух определять слова, в которых есть нужная орфограмма. Этот диктант проводится в таком порядке.
- Ознакомительное чтение текста.
- Повторение изученного правила, знание которого нужно проверить. Приводя примеры, можно назвать некоторые слова из текста диктанта.
- Поочередное чтение предложений. Дети самостоятельно выбирают нужные слова и записывают их в тетрадь.
При проведении выборочного диктанта можно пригласить 1 – 2 учеников, которые будут записывать слова на тыльной стороне доски. По окончании их записи открываются и проверяются со всем классом. При этом каждый сверяет свою работу с правильным образцом. Осуществляя оценивание, нужно учитывать количество выписанных слов и правильность их написания.
Контрольный диктант
Контрольный диктант проводится в конце изучения темы или как итоговая проверочная работа. Его цель выявить уровень навыков правописания Тексты для контрольных диктантов включают слова с разными орфограммами.
Методика проведения следующая.
- Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия. Объяснение непонятных или незнакомых слов. Ознакомление со словами на неизученное правило.
- Чтение первого предложения. Диктовка его по частям. Учитель должен соблюдать равномерный темп, позволяющий всем детям успеть записать озвученные словосочетания.
- После того, как дети запишут под диктовку предложение в тетради, учитель читает его с начала, а дети проверяют и расставляют разделительные знаки.
- Аналогичная работа проводится поочередно с каждым предложением.
- Когда весь текст будет записан, учитель начинает читать его с начала, дети проверяют.
- Ученикам дается время для самостоятельной проверки текста.
- После написания контрольного диктанта предлагается выполнить несколько грамматических заданий.
При проверке учитываются все допущенные ошибки (кроме тех, что относятся к правилам, которые еще не изучали) и оформление работы. Нормы оценивания и количество слов в тексте для каждого класса четко регламентированы.
Способы исправления ошибок в диктантах
Проверяя диктанты можно использовать разные способы исправления ошибок.
- Учитель зачеркивает неправильно написанную букву и сверху пишет правильную.
- Учитель только зачеркивает ошибку, а ученик сам ее исправляет.
- Учитель подчеркивает слово, в котором допущена ошибка, а ученик ее находит и исправляет.
- Учитель делает пометку на полях, указывая, что в этой строчке есть ошибка, ученик ищет и исправляет.
На следующий урок после проведения контрольного диктанта проводится анализ ошибок.
Как проводить контрольное списывание?
Контрольное списывание позволяет выявить уровень развития навыков самодиктовки и самопроверки, умения детей каллиграфически правильно оформлять письменную работу.Такой вид работы занимает только часть урока, время четко регламентируется. Для проведения списывания подбирается текст с указанным объемом слов. Он должен быть напечатан на индивидуальных карточках, которые раздаются каждому ученику.
Необходимо соблюдать такую последовательность.
- Ознакомительное чтение текста учителем. Проверка восприятия.
- Самостоятельное чтение текста детьми.
- Повторение правил списывания. Следует напомнить ученикам, что необходимо запоминать все слово и диктовать его себе по слогам, а не списывать побуквенно.
- Списывание.
- Самостоятельная проверка написанного текста.
Проверка контрольного списывания предполагает выставление двух отметок: за грамотность и за оформление.
Виды контрольного списывания
Можно использовать разные виды такой проверочной работы:
- выборочное списывание (выписывают только слова с нужными орфограммами);
- списывание с группированием (выбирая из текста отдельные слова, дети должны их разделять и записывать по указанным группам);
- творческое списывание (в процессе списывания ученикам необходимо выполнить грамматические изменения слов, например, поставить в нужном падеже, или восстановить деформированное предложение и т.д.).
После списывания может быть предложено грамматическое задание, которое следует оценивать отдельно.
Как проводить изложение?
Изложение проводится для проверки уровня навыков письменной речи, умения передавать содержание текста без искажения его содержания и орфографически правильно его записывать. Для изложения необходимо выбирать текст повествовательного характера с понятным для учеников сюжетом. Размер текста регламентируется.
Сначала учитель читает текст для ознакомления детей с его содержанием. После каждой части текста делается пауза, чтобы им легче было следить за сюжетной линией рассказа.
Далее задаются вопросы по содержанию текста. Необходимо выяснить насколько хорошо ученики его поняли. Можно попросить назвать главную мысль произведения, его главных героев, оценить их поступки и т.д.
Затем учитель читает текст повторно, указав задание, что нужно определить из каких частей он состоит. Вместе с детьми выделяется каждая часть, обсуждается ее краткое содержание и выбирается заглавие. По ходу этой работы составляется план текста. Он должен быть записан на доске и в тетрадях.
Учителю заранее нужно выбрать из текста слова, написание которых вызовет у школьников трудности. Во время словарной работы он обращает внимание детей на такие слова и записывает их на доске. Можно повторить некоторые правила орфографии, которые ученики будут использовать во время написания изложения.
С опорой на составленный план дети устно пересказывают отдельные фрагменты текста и выбирают опорные слова, которые записывают на доске. По окончании 1 – 2 ученика пересказывают весь текст с начала, а все остальные под руководством учителя анализируют устный пересказ, исправляют недостатки, уточняют отдельные моменты.
После этого учитель читает текст третий раз.Дети слушают и запоминают. Затем они приступают к самостоятельному изложению содержания текста, ориентируясь при этом на его план и опорные слова. Закончив работу, ученики выполняют самопроверку.
При оценивании изложения необходимо учитывать полноту и соблюдение последовательности отражения событий в тексте. Также обращается внимание на речевое оформление, правильность построения предложений, употребления слов и их грамматических форм. И третий аспект — орфографические и пунктуационные ошибки. Он оценивается отдельным баллом.
Как проводить сочинение?
Сочинение — наиболее сложная проверочная работа, которая дает возможность определить уровень коммуникативных умений, языковых навыков и орфографической грамотности. Проведение такой работы имеет свою специфику и состоит из следующих этапов.
- Беседа по теме сочинения для накопления и упорядочивания материала.
- Составление и записывание (на доске и в тетради) плана.
- Речевая подготовка, составление списка опорных слов.
- Устное составление сочинения, обсуждение различных вариантов текста, усовершенствование формулировок.
- Орфографическая подготовка. Можно проанализировать слова с орфограммами, которые прозвучали в устном сочинении.
- Самостоятельная работа над сочинением. Учитель может оказывать индивидуальную помощь ученикам.
- Самопроверка.
Как оценивать сочинение?
Оценивание сочинения осуществляется по нескольким критериям:
- соответствие теме, полнота ее раскрытия;
- целостность композиции текста, соблюдение последовательности;
- наличие логических взаимосвязей между частями текста;
- правильность построения предложений и словосочетаний, употребления слов и выражений;
- орфографические и пунктуационные ошибки.
Сочинение оценивается двумя отметками. На следующий урок после проверки нужно зачитать лучшие сочинения в классе и проанализировать допущенные в других работах ошибки. Как правило, обсуждается содержательная часть сочинения, а работа над орфографическими ошибками проводится самостоятельно.
Как проводить тесты на уроке?
Тестовая проверка необходима для определения уровня теоретических знаний и практических навыков применения изученных правил по изученной языковой теме. Для ее проведения разрабатываются тесты, состоящие из нескольких вопросов и вариантов ответов. Тесты могут быть распечатаны на индивидуальных карточках для каждого ученика, зачитаны вслух (небольшие тесты), также тесты можно проходить на смартфонах, планшетах, компьютерах, через специальные системы тестирования.
Тесты могут содержать различные типы вопросов:
- задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- задания на установление соответствия;
- задания на восстановление последовательности;
- задания на выбор правильных элементов списка;
- задания открытого типа на дополнение или свободное изложение.
Чаще всего тест выполняются непосредственно на карточке с вопросами. Задания в тетрадь не переписываются. Поэтому выполнение тестов занимает мало времени по сравнению с другими видами проверочных работ. Это позволяет проводить их довольно часто на любом этапе урока.
Для каждого типа заданий (в зависимости от его сложности) устанавливаются четкие критерии оценивания. Благодаря этому очень удобно проводить компьютерное тестирование с автоматическим подсчетом баллов При этом ученик видит свою отметку сразу же по окончании теста. Компьютерные тесты удобно использовать для индивидуальной проверки знаний школьников, поскольку учителю не нужно отвлекаться на их проведение и оценивание.
В каждом классе четко определен перечень и количество обязательных проверочных работ по основным школьным предметам. Учитель может дополнительно проводить промежуточные проверки, чтобы своевременно корректировать и устранять пробелы в знаниях школьников, приучать детей к выполнению подобных работ.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник