Способы проверки следственных действий

Способы проверки следственных действий

УПК РФ Статья 164. Общие правила производства следственных действий

1. Следственные действия, предусмотренные статьями 178 частью третьей, 179, 182 и 183 настоящего Кодекса, производятся на основании постановления следователя.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случаях, предусмотренных пунктами 4 — 9, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, следственные действия производятся на основании судебного решения.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 143-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

4. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц.

4.1. При производстве следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 частями первой — четвертой, 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также статьями 159 частями пятой — седьмой, 171, 171.1, 171.3 — 172.2, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе не допускается необоснованное изъятие электронных носителей информации, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 164.1 настоящего Кодекса. При производстве следственных действий также не допускается изъятие специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) документов и сведений, прилагаемых к указанной декларации.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.12.2018 N 533-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 498-ФЗ, от 24.03.2021 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Следователь, привлекая к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 — 8 настоящего Кодекса, удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если в производстве следственного действия по уголовному делу в отношении соучастников преступления участвует лицо, в отношении которого уголовное дело выделено в отдельное производство в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве, то оно предупреждается о предусмотренных главой 40.1 настоящего Кодекса последствиях несоблюдения им условий и невыполнения обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве, в том числе в случае умышленного сообщения ложных сведений или умышленного сокрытия от следствия каких-либо существенных сведений.

(в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. При производстве следственных действий могут применяться технические средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Перед началом следственного действия следователь предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств.

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе.

8. В ходе производства следственного действия ведется протокол в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.

Ст. 164 УПК РФ. Общие правила производства следственных действий

Источник

Проверка сообщения о преступлении без защитника

Начальный этап уголовного судопроизводства в России. В ходе которого, производятся различные мероприятия (процессуальные и непроцессуальные действия) направленные на обнаружение установление и закрепление следов преступления, свидетельствующих о причастности конкретных лиц к преступлению, равно как и к их непричастности.

Учитывая назначение уголовного судопроизводства, защита прав и законных интересов лиц и организаций потерпевших от преступлений в той же мере, что и защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Проверка каждого сообщения о преступлении должна быть эффективной и объективной.

Проверка сообщения о преступлении, направлена на ускоренный сбор сведений о преступлении, поступивших в сообщении о преступлении (ч. 1 ст. 140 УПК РФ), в целях принятия процессуального решения (ст. 145 УПК РФ).

Должностное лицо правомочное проводить проверку сообщения о преступлении обязано принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Читайте также:  Ржаной хлеб рецептура способ выпечки сорт муки вводимые добавки

Руководители должностных лиц, проводящих проверку сообщения о преступления вправе продлить сроки проведения проверки сообщения о преступлении по мотивированному ходатайству лиц, проводящих проверку до 10 и до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ). На практике, срок проведения проверки сообщения о преступлении может затянуться на месяцы, а в некоторых случаях годы.

Каким образом. Должностное лицо правомочное проводить проверку о преступлении, принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а руководитель его отменяет, направляя материал для проведения дополнительной проверки, и так каждые 30 суток, либо спустя несколько лет, проверка возобновляется после отмены последнего решения.

Не безызвестно, что в ходе этой самой проверки сообщения о преступлении возможно применение мер процессуального принуждения и иные различные механизмы давления и принуждения, со стороны должностных лиц, поскольку из числа, проводящих проверку сообщения о преступлении, значится: получение объяснений, образцов для сравнительного исследования, истребование документов и предметов, их изъятие, производство судебной экспертизы, производство осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлечение специалистов, поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

Следует отметить, что некоторые правомочия должностных лиц уполномоченных проводить
проверку сообщения о преступлении, не регламентированы нормами Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации. Некоторые из них:

а) получение объяснений лица в отношении которого ведется проверка сообщения о преступлении.

б) истребование и изъятие документов и предметов у лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Следует особенно подчеркнуть, что сведения полученные в результате проверки сообщения о преступлении могут быть использованы в качестве доказательств, но при условии соблюдения требований ст. 75 и 89 УПК РФ (ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ), а также при соблюдения права на защиту, в ином случае все доказательства полученные в этой стадии должны рассматриваться судами как доказательства, полученные с нарушением закона. Об этом в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Однако разъяснения Высшего суда не помеха для использования доказательств полученных в стадии проверки для избрания той же меры пресечения, в случае последующего возбуждения уголовного дела. Об этом тут.

Несмотря на отсутствие в УПК РФ самого понятия, лицо в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, его определение можно выделить из положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ.

Авторское определение заучит следующим образом: лицо в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении – это лицо, с участием которого производятся процессуальные действия направленные на установление его причастности к совершению преступления, которому государство обязано обеспечить возможность получения квалифицированной юридической помощи.

Возникновение статуса (вне процессуального) у лица в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, тесно связно с производством процессуальных действий в отношении конкретного лица, в связи с подозрением в преступлении. Отсюда в уголовно-процессуальном кодексе право на участие адвоката, которое возникает с момента производства процессуальных действий в стадии проверки сообщения о преступлении.

При этом в качестве обязательного условия возникновения права на адвоката, законодатель связывает производство процессуального действия или принятия процессуального решения, которое затрагивает:

а) права лица в отношении которого проходит проверка сообщения о преступлении,
б) интересы лица в отношении которого проходит проверка сообщения о преступлении,
в) свободы лица в отношении которого проходит проверка сообщения о преступлении.

То есть только при производстве процессуальных действий, перечисленных в ч. 1 ст. 144 УПК
РФ, и только в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают права и свободы заподозренного в преступлении.

Когда как, с таким подтекстом нельзя согласиться по мнению автора, адвокат может представлять интересы не только лица, которого заподозрили в совершении преступления, но и других лиц с участием которых производятся действия направленные на установление обстоятельств преступления, а принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.

То есть, адвокат может представлять интересы:

— заявителя о преступлении, жертвы преступления — потерпевшего от предполагаемого преступления.

— гражданского истца, лица, которому причинён материальный ущерб предполагаемым преступлением.

— свидетеля, очевидца преступления, лица которому могут быть известны сведения о предполагаемом преступлении.

— заподозренного в преступлении — лица, которого подозревают в совершении преступления.

— иных лиц, принимающих участие в стадии проверки сообщения о преступлении, права и свободы которых затрагиваются проводимыми следственными или иными процессуальными действиями.

Безусловно, сам факт проведения следственных действий с участием конкретного лица, направленных на установление его причастности к преступлению, свидетельствует о наличии минимальных подозрений лица в совершении преступления. При намерении следователя, провести процессуальное действие, с участием лица заподозренного в совершении преступления, следователь обязан разъяснить права ему, предусмотренные ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, из числа которых право на участие адвоката.

Читайте также:  Способы образования метаморфических горных пород

Более того, если в ходе проверки сообщения о преступлении предпринимаются меры ограничивающие права и свободы лиц, с участием которых проводится проверка сообщения о преступлении, государству следует предоставить соответствующий механизм защиты во время проведении таких действий, один из таких это право на квалифицированную юридическую помощь, посредством участия адвоката, гарантированную Конституцией Российской Федерации.

Адвокат, принимая участие на стороне представляемых им лиц, вправе использовать полномочия, предоставленные ему Уголовно-процессуальным законодательством, а также Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Адвокат, принимающий участие на стороне лица заподозренного в совершении преступления, будет являться защитником (п. 6 ч. 3 ст. 49 УПК РФ), а значит распространение гарантий, предусмотренных ст. 48 Конституции России, в том числе на бесплатное участие адвоката в этой стадии оправдано.

Автору статьи представилась возможность исследовать проблему обеспечения прав лица, в отношении которого ведется проверка сообщения о преступлении, на своем личном опыте. Об этом тут.

Столкнувшись с своеволием должностных лиц и суда при применении норм Уголовно-процессуального кодекса, автором были предприняты попытки защиты Конституционных прав в суде Российской Федерации. Об этом тут.

В процессе исследования автором выявлены некоторые проблемы реализации права на участие защитника в доследственной проверке.

Во-первых, механизм появления защитника в стадии проверки сообщения о преступлении вызывает трудности, поскольку должностные лица, проводящие проверку сообщения о преступлении не заинтересованы в участии защитника на стороне лица, которого они изобличают в совершении преступления.

Несмотря на зафиксированное право на участие адвоката-защитника, с момента начала процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в УПК РФ нет механизма приглашения привлечения адвоката-защитника, лицу, которое изъявило желание пригласить адвоката, исключением составляют случаи приглашения заподозренного лица в назначенный день и назначенное время повесткой. В таком случае заподозренное лицо имеет возможность пригласить адвоката по аналогии с положениями ч. 5 ст. 189 УПК РФ. В иных случая, задержание, доставление, лица, без оформления его процессуального статуса или разъяснения положений ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ, а также предоставления времени для приглашения адвоката-защитника затруднительно. Об этом, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 506-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав положениями ст. 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Об этом тут.

Во-вторых, понятие процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении толкуется правоприменительными органами и судами по-разному, из чего возникает неоднозначное толкование, какие именно процессуальные действия затрагивающие права и свободы лица в отношении которого ведется производство по делу, предполагают участие защитника-адвоката.

В УПК РФ п. 35 ст. 5, под процессуальными действиями значится — процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ. К такми можно отнести, получение образцов (202 УПК), истребование сведений (п. 4 ст. 21 УПК), изъятие и выемка (ст. 182 УПК РФ), назначение экспертиз (ст. 195, 200, 201 УПК РФ), осмотр, эксгумация, освидетельствование, следственный эксперимент (176-181 УПК РФ). При этом, в УПК РФ отсутствует порядок получения объяснений у лица в отношении которого производиться проверка сообщения о преступлении. Более того, вопрос о том, затрагивается право лица, конкретным проводимым процессуальным действием или нет, зависит от усмотрения должностного лица.

В-третьих, правоприменительные органы связывают возможность участия защитника в доследственной проверке с процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого, а иной раз ссылаются на то, что проверка сообщения о преступлении проводится не в отношении конкретного лица, а по факту, необоснованно отказывая в обеспечении участия защитника на стороне лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении.

Обозначенные проблемы отчасти связанны с отсутствием закрепленного в УПК РФ определения лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, отсутствие процессуального статуса лица в отношении которого производится проверка сообщения о преступлении, отсутствие указаний на ссылки конкретных норм, регулирующих перечень процессуальных действий в стадии проверки.

Отдельные проблемы участия защитника-адвоката в стадии проверки сообщения о преступлении связанны с материальной возможностью лица заподозренного в преступлении пригласить защитника самостоятельно, поскольку его обеспечение за счет средств федерального бюджета не предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 50 УПК РФ, в случае если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета.

Как мы видим, положения ч. 5 ст. 50 УПК РФ, не предполагают возмещение расходов на участие адвоката в стадии доследственной проверки, а только в стадии предварительного расследования. Что является основанием и препятствием для реализации Конституционного права на бесплатную, квалифицированную юридическую помощь в этой стадии.
Об этом в Определении Конституционного суда от 20 декабря 2016 года № 2740-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьей 50 и частями первой и первой1 статьи 144 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации». Об этотм тут.

Читайте также:  Способ ведения мяча спортсменом 8 букв

Отсутствие статуса лица в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, и статуса лица, с участием которого проводится проверка сообщения о преступлении вызывает массу трудностей при реализации прав таких лиц.

— на получение процессуальных решений в ходе проверки сообщения о преступлении.

Об этом Конституционный суд указал: : «оспариваемые заявителем положения частей первой и первой1 статьи 144 УПК Российской Федерации, определяющие права и обязанности дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при рассмотрении сообщения о преступлении, в том числе обязанность разъяснить лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, их права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом, и обеспечить возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, не закрепляют специальный правовой статус информации, содержащейся как в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, так и в постановлении о его отмене, и не устанавливают запрет на ознакомление с такими процессуальными решениями лиц, чьи права и законные интересы ими затрагиваются». — Определение по жалобе Голенко А. П. № 1239-О от 23 июня 2016 года. Об этом тут.

— на разрешение ходатайств лица, принимающего участие в проверке сообщения о преступлении.

Об этом Конституционный суд указал: «В ходе проверки сообщения о преступлении, составляющей начальную стадию досудебного производства, подозреваемый либо те лица, кому должны быть обеспечены права, которыми мог бы пользоваться подозреваемый, не лишены – как и на других стадиях уголовного процесса – права заявлять ходатайства и отводы, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания, защищаться всеми иными средствами и способами, не запрещенными законом (пункты 5, 8 и 11 части четвертой статьи 46 УПК Российской Федерации)». — Определение по жалобе Голенко А. П. № 1135-О от 26 мая 2016 года. Об этом тут.

— на возврат имущества изъятого в ходе проверки сообщения о преступлении.

Об этом Конституционный суд: «Согласно статье 125 УПК Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, способные причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, судья выносит решение либо о признании действия (бездействия) или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение, либо об оставлении жалобы без удовлетворения (часть пятая). Из содержания данной нормы прямо следует обязанность судьи рассмотреть жалобу на решения и действия (бездействие) должностных лиц и принять одно из указанных решений, что не только не нарушает права и законные интересы лица, в отношении которого вынесено обжалуемое решение, но и, напротив, обеспечивает их защиту (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 475-О, от 18 декабря 2007 года № 913-О-О, от 19 марта 2009 года № 273-О-О, от 23 октября 2014 года № 2352-О, от 29 января 2015 года № 35-О, от 27 октября 2015 года № 2330-О и др.). Определение по жалобе Голенко А. П. № 1946-О от 29 сентября 2016 года. Об этом тут.

При этом, невооруженным глазом видно, что положения ст. 145 и 148 УПК РФ, не содержат обязанности должностных лиц, разрешать судьбу имущества в ходе проверки, в соответствии со ст. 6.1 УПК РФ и по аналогии положений 82 и п. 9 ч. 2 ст. 213 УПК РФ (то есть разрешать вопрос об изъятом имуществе, при принятии процессуального решения по результатам проверки сообщения о преступлении). О конституционности положений ст. 145 и 148 УПК РФ, в этой части, Конституционный суд уклонился.

Отдельный вопрос о праве лица, в отношении которого производилась проверка, в том случае если в ходе проверки были применены меры ограничивающие права и свободы лиц, экономическую деятельность лиц, которые повлекли за собой ущерб, моральный или материальный не разрешен ни в УПК РФ ни в ГПК РФ. Когда как, возможный механизм мог быть прописан в главе 18 УПК РФ.

Пресненским районным судом города Москвы, рассмотрен иск о компенсации морального вреда, истцам — лицам с участием которых производилась проверка сообщения о преступлении. Решением суда по гражданскому делу № 02-1529/2018, в удовлетворении исковых требований отказано, апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Подробнее об этом будет отдельная публикация.

К сожалению прочная практика сохраняется, курс уголовного судопроизводства направлен на господство силовых ведомств, покрываемых судебной коалицией.

Источник

Оцените статью
Разные способы