Каким данным из Интернета можно доверять
Сегодня Интернет самый популярный источник информации. Оно и понятно – поиск в Сети занимает меньше времени, чем чтение справочной литературы, а тем более визит в библиотеку, просмотр подшивок газет и телевизионных передач.
Пользуются Интернетом и рядовые пользователи – чтобы узнать почему перестал работать пылесос, и государственные чиновники, бизнесмены и коммерческие организации. Для последних оперативно полученная информация это не только комфортные условия труда, но, зачастую, и вполне осязаемая прибыль.
Информация из Всемирной Сети сегодня провоцирует нас к различным действиям.
С помощью медицинских сайтов мы ставим себе диагнозы, назначаем лечение. На автомобильных – проводим удалённую диагностику сложных неисправностей своей машины, на женских форумах обсуждаем как воспитывать детей.
Часто опубликованная информация оказывается действительно полезной для пользователя. Например, обсуждение техники на форуме даёт возможность узнать о недостатках конкретного устройства и как его можно починить самому. Кроме того, владелец такой бытовой техники может оценить – насколько обоснована стоимость ремонта в местной мастерской.
То есть подобные ресурсы полезны, так как занимаются просветительской деятельностью.
Бывает, что обсуждение ведут между собой профессионалы – тогда обмен советами – это в каком-то смысле бесплатное повышение квалификации. И это тоже плюс таких сайтов.
Доверяй, но проверяй
Но доверять всему, что понаписали в Сети слишком наивно и даже глупо, ведь Интернет это зона свободного доступа, где каждый может делать что ему вздумается. Давайте узнаем, как оценить достоверность информации в интернете. Вот какие есть способы для проверки данных:
- Проверка фактов Факты выдумать невозможно, так как их достоверность уже установлена. У любых фактических и статистических данных есть источник. Проверьте точность опубликованных фактов и числовых значений, и сразу станет ясно – какие данные использованы на сайте. Хорошо если есть ссылки на авторитетные официальные источники. Если выяснится что эти данные неточные или не соответствуют действительности, то и остальные материалы сайта также не заслуживают доверия.
- Поиск других источников Сравнение – самый эффективный способ установления истины. Одну и ту же недостоверную информацию редко публикуют на нескольких сайтах сразу, если только речь не идёт о заказной политической пропаганде. Так что, если одно и то же вы прочитали на разных ресурсах, то информации можно доверять. Но обязательно проверьте первоначальный источник – может оказаться, что все сайты использовали одну ти ту же ложную информацию.
- Использования материала другими сайтами Перепечатка данных с сайта другими ресурсами – хороший знак, значит, этот источник пользуется доверием. Чем больше число ссылок есть в Интернете на исходный материал, тем больше его авторитет. То есть это подтверждает подлинность приведенной там информации.
- Как выяснить рейтинг сайта Достаточно простой способ проверить правдивость информации, это поинтересоваться репутацией сайта, с которого она взята. Солидные ресурсы обычно пользуются доверием, так как дорожить своей репутацией и не размениваться на сомнительные сенсации. Определить популярность сайта можно через топ «Гугла» и «Яндекса». Другой способ – набираете в поисковике название сайта и слово «отзывы». В принципе плюс к репутации наличие свидетельства о регистрации Онлайн-СМИ, такой сайт несёт ответственность за опубликованную информацию. Не вызывают сомнения и данные, опубликованные на официальных сайтах компаний или административных органов, так как это, по сути, первоисточники.
- Кто автор материала? Чтобы выяснить, можно ли доверять статье, поищите информацию о её авторе, познакомьтесь с его работами и отзывами читателей. Если автор статьи опытный журналист или имеет научную степень, то вероятность, что его доводы можно принимать всерьёз, возрастает. Можно попробовать найти в Сети его блоги, аккаунты в социальных сетях и другую информацию, чтобы составить определённое мнение об авторе.
Поиск – дело тонкое
Процесс поиска информации – дело тонкое. Обычно, когда хочешь что-то найти, то точно не знаешь на каких сайтах могут быть интересующие тебя данные. В основном люди используют поисковые сервисы Google и Yandex, реже Yahoo, Rambler и Mail.
Для поиска специальной информации есть особые поисковики:
- astalavista.box.sk – поиск бесплатного программного обеспечения;
- www.bigfoot.com – поиск людей;
- www.lycos.com – поиск музыки, видео, изображений;
- el.visti.net – поиск рефератов, дипломных работ;
- www.deja.com – поиск новостей;
- www.internetri.net – украинский каталог.
Результат во многом зависит от формулировки запроса. Любой поисковик ищет в своей базе данных из миллиардов страниц ту информацию, что совпадает с заданными параметрами. Для этого он использует программу индексации, которая распознает текст, связи, и другие параметры страницы, и сохраняет это в базе данных так, чтобы страницу можно было найти по ключевым словам. После того, как вы ввели поисковый запрос, поисковая машина находит заданные слова в своем индексе. Если бы она искала по всему Интернету, то это бы заняло несколько суток. Но так как поиск идёт в индексе, то некоторые результаты бывают устаревшими. Даже бывает, что страницы уже нет, а поисковик её предлагает в выдаче. В то же время многих свежих страниц в поисковом результате нет. Поэтому если не получилось найти что-то с помощью одной поисковой системы, поищите в другой. Замечено, что Google добавляет новые страницы в индекс намного быстрее – буквально в тот же день, а вот в Яндексе этот процесс может затянуться на неделю и даже больше.
Что такое фейки в интернете
Вы познакомились в соцсети с симпатичной и умной девушкой Асей. Она вам сообщила:
- что весит 57 килограмм;
- ростом – 168 сантиметров;
- пропорции – 90-60-90;
- ей 23 года;
- она зеленоглазая блондинка;
- работает в страховой конторе;
- ездит на Smart Forease;
- живет в отдельной двушке, но есть богатые родители.
После встречи с девушкой «вашей мечты» выясняется:
- брюнетку зовут Роза;
- ростом она чуть ниже 152;
- весит правда меньше – 89 килограмм;
- лет ей около тридцати девяти;
- а ещё она никогда и нигде не работала, так как родители действительно богатые – они торгуют картошкой на местном рынке.
Теперь вы поняли, что красавица Ася – это девушка-фейк, а Роза – реальный человек.
Сегодня распространение фейков в интернете приобрело ощутимые масштабы.
- Для чего же нужны фейки?
- Как выяснить, что это фейк?
- Как проверить подлинность фото опубликованного в сети?
Попробую ответить на эти и сопутствующие вопросы.
Для чего нужны фейки
Фейковые новости и фотоснимки придумывают, чтобы заманить посетителя на сайт, тем самым повысив его показатели. А чем выше показатели, тем больше денег можно заработать на рекламе. Достаточно придумать интересную «утку», как тут же наивные пользователи, не проверяя, разнесут её по сети.
Фейки распространяют в Интернете по таким причинам:
- Чтобы познакомится.
- Заходить на страницы других участников в соцсетях инкогнито.
- Продать товар или услугу в соцсетях.
- Собрать лайки и комментарии.
- Фальшивая страница знаменитости для привлечения подписчиков.
- Имитировать активность на сайте.
- Мошенничество.
- Психические проблемы у автора.
Как опознать фейковую новость? Если информация опубликована на «желтом ресурсе» то высока вероятность, что это фейк.
Если взять аккаунт или страницу пользователя, здесь не всё так просто. Фейковые аккаунты создают для накрутки подписчиков, чтобы потом заработать на рекламе.
Признаки фейкового аккаунта:
- небольшой возраст;
- под прикрытием известной личности;
- данные не полностью, нет индивидуальности;
- подозрительное имя (обычно созвучно с продвигаемым товаром, например Гоша Телефон);
- фотографии «левые» и их немного;
- в ленте в основном спам.
Нужно понимать, что фейками борется админы соцсетей. Если вы просто перепостите фейковую новость, ваш аккаунт могут заблокировать и предложат пройти верификацию, а при повторном инциденте могут выписать вечный бан. Кроме того практически во всех странах законодательство предусматривает ответственность за фейки в Интернете.
Способы проверки фото на фейк
Большинство людей, увидев фото, даже не сомневаются что оно подлинное. А между тем узнать, оригинальная картинка или нет, не сложно.
Если вы пользуетесь браузером Google Chrome, наведите курсор на подозрительное изображение, правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню и кликните по «Найти картинку в Google». Получите все дубликаты, по которым можно будет определить – «дорисовали» ваш снимок или нет. Если новость свежая, а дубли фото опубликованы намного раньше, получается что снимок фейковый.
Можно также воспользоваться специальным сервисом или программой. Например, TinEye
Findexif, Foto Forensics, – это онлайн сервисы, под Windows можно установить для этих целей программу JPEGSnoop, которая работает с разными форматами файлов. Последнее может изучить также видео-форматы и многие другие. Для определения гео-локации снимка можно воспользоваться Google Maps или Wikimapia.
Найти персонажа, который балуется фейковыми картинками можно с помощью сервиса People. С тем, что такое фейки в Интернете, и что существует ответственность за фейки в Интернете – разобрались. Идём дальше.
Делаем выводы
Чётко уясните, что вы ищете. Правильно сформулируйте запрос – это сэкономит время и усилия, и позволит отыскать именно то, что вы хотели. Доверяйте официальным сайтам, информационным агентствам, научным институтам и их исследованиям. Можно верить материалам, перепечатанным из реальных источников – учебники и энциклопедические данные. Достоверность информации в интернете высока именно при таком подходе.
Осторожно относитесь к сайтам типа Википедии. Например, на этом сайте информация может быть недостоверной, так как редактирование статей здесь доступно разным пользователям – и опытному профессору, и обыкновенному школьнику. Википедия поможет вам расширить свой кругозор, но ссылаться на неё в серьезных разработках и статьях рискованно.
Отдельно о блогах и блоггерах, так называемых «гражданских журналистах», порой они выкладывают очень интересную информацию, которую в официальных СМИ не публикуют. Но кроме автора блога никто не может подтвердить её достоверность. Поэтому к блоггерским данным нужно относится осторожно и проверять их намного тщательнее. Даже если речь идёт о блоге известной личности или высокопоставленного чиновника.
Руководствуясь перечисленными советами, опытный пользователь легко отличит правду от лжи. Хотя нельзя исключить вероятность, что даже искушённый человек может попасться в ловушку. Красиво оформленные сайты мошенников и жёлтой прессы могут ввести в заблуждение любого.
При этом даже слегка недостоверные сведения способны нанести ущерб в реальной жизни. Например, вы бронируете отель, почитав восторженные «заказные» отзывы, а когда приезжаете на место, то видите не современные апартаменты, а хижину без горячей воды и с удобствами на улице.
Также можно нанести ущерб здоровью бездумно пользуясь методами «народной медицины», которых полно в Интернете. Особенную опасность представляют непатентованные медикаменты, которые якобы избавляют от импотенции, геморроя, подагры и других хворей буквально за несколько дней. Купив такой продукт, вы можете не только потерять деньги, но и нанести вред здоровью.
Так что всегда проверяйте все данные, найденные в Интернете, потому что последствия пользования недостоверной информацией могут быть печальными.
Если статья показалась вам интересной, то поделитесь с друзьями в соцсетях. Спасибо.
Источник
Новости
Ассоциация «СРОО «Экспертный совет» совместно с Союзом судебных экспертов «Экспертный совет» подготовили Методические разъяснения по проверке достоверности информации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
по проверке достоверности информации
Краткое содержание документа (текст в Word, PDF):
1. Методические разъяснения (МР) предназначены для подготовки отчетов об оценке, носят рекомендательный характер. Отдельные положения МР могут быть использованы при подготовке заключений эксперта в части, не противоречащей положениям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 №73-ФЗ.
2. Оценщик проверяет достоверность информации, использованной при определении стоимости объекта оценки.
3. Не подлежит проверке на достоверность информация, указанная в допущениях (как в Задании на оценку, так и в иных разделах отчета об оценке). При этом:
- данная информация не должна противоречить требованиям законодательства, в частности – заменять результаты анализа рыночной конъюнктуры[1];
- необходимость введения допущений за пределами задания на оценку подлежит обоснованию.
4. Оценщик выполняет проверку достоверности собранной для проведения оценки информации, используя доступные ему способы.
4.1. Границы проверки определяются компетенцией Оценщика и объемом исследования в соответствии с договором на оценку[2].
4.2. Глубина проверки определяется с учетом:
- принципа существенности;
- характеристик источника информации;
- доступного объема информации об объекте оценки и рыночной конъюнктуре;
- наличия оснований ставить под сомнение достоверность конкретной информации.
4.3. Основными способами проверки достоверности информации являются:
- сопоставление с рыночными данными (как из сегмента, к которому принадлежит объект оценки, так и с общерыночными закономерностями);
- сопоставление с аналогичными данными из иного источника;
- проверка отсутствия противоречия между частями информации;
- проверка на соответствие экономической логике.
5. Принцип существенности при проверке достоверности информации: чем большее влияние соответствующая информация оказывает на итоговую величину стоимости объекта оценки, тем более глубоко выполняется проверка ее достоверности.
6. При проверке достоверности информации учитываются следующие основные характеристики ее источника:
- статус[3];
- компетентность по рассматриваемому вопросу;
- независимость от объекта оценки и заказчика оценки[4];
- открытость (доступность)[5].
7. В отчете об оценке приводится пояснения в отношении использованных способов проверки достоверности информации, глубины проверки и ее результатов.
8. При установлении факта недостоверности информации Оценщик может:
8.1. Отказаться от использования:
- недостоверной информации;
- всей информации из соответствующего источника;
8.2. Модифицировать информацию (ее недостоверную часть), при этом в отчете об оценке описываются конкретные изменения информации;
8.3. Отказаться от проведения оценки, если недостоверная информация является существенной для определения стоимости объекта оценки и отсутствует возможность ее замены / модификации.
[1] Некорректное допущение – «Определить рыночную стоимость объекта оценки при условии, что она составляет 100 руб.».
[2] Как правило, Оценщик не осуществляет строительно-техническую, юридическую, почерковедческую, криминалистическую или иную проверку информации за пределами вопросов экономического характера.
[3] Например, обычно отсутствуют основания ставить под сомнение информацию, полученную из органов государственной власти. При этом Оценщик может выполнить ее проверку при наличии на то оснований.
[4] Дополнительно см. «Методические разъяснения по проверке данных Заказчика при оценке отдельных предприятий» МР-1/18 от 10.04.18.
[5] Типичный рыночный субъект принимает решения на основе информации, доступной ему в условиях сложившихся правил делового оборота. Соответственно, более качественная информация (актуальнее, детальнее, достовернее) из закрытых источников не оказывает влияние на поведение типичных рыночных субъектов.
Материалы по теме:
- Методические разъяснения по проверке достоверности информации (текст в Word, PDF).
- Методические рекомендации и разъяснения Экспертного совета Ассоциации.
- Методический совет Ассоциации.
- Союз судебных экспертов «Экспертный совет».
Источник