Способы проверки парных согласных звуков

Памятка по русскому языку «Парная согласная» 1-4 классы
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Памятка по русскому языку для начальной школы, которую можно использовать на этапах изучения нового материла, закрепления и повторения пройденного, при работе над ошибками, а так же при выполнении учащимися домашних заданий.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_parnye_soglasnye.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

по звонкости и глухости:

б – п, в – ф, г – к, з – с, д – т, ж – ш

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й .

Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ

в СЕРЕДИНЕ слова

1. изменить форму слова

1. подставить слово «НЕТ »

тру б ка – нет тру бо к

2. подставить слово «НЕТ»

огоро д – нет огоро да

2. назвать ласково

кру ж ка — кру же чка

3. назвать ласково

гла з – гла зи к

3. подобрать однокоренное

гри б ки — гри бн ой

4. подобрать однокоренное

морко в ь – морко вн ый

ду б – ду бр ава

оши б ка — оши бл ись

по звонкости и глухости:

б – п, в – ф, г – к, з – с, д – т, ж – ш

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й .

Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй!

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ

в СЕРЕДИНЕ слова

1. изменить форму слова

1. подставить слово «НЕТ »

тру б ка – нет тру бо к

2. подставить слово «НЕТ»

огоро д – нет огоро да

2. назвать ласково

кру ж ка — кру же чка

3. назвать ласково

гла з – гла зи к

3. подобрать однокоренное

гри б ки — гри бн ой

4. подобрать однокоренное

морко в ь – морко вн ый

ду б – ду бр ава

оши б ка — оши бл ись

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку 3 класс

Памятки использую по учебнику Бунеева.

«Части речи» — памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш.

Памятки по русскому языку 2 класс

Благодаря пошаговому алгоритму ученик сам сможет определить тип ошибки и самостоятельно оформить письменную работу над ошибками. В памятке есть подробные инструкции, рекомендации и образцы выполнения .

Памятки по русскому языку 4 класс

Материал содержит паятки по рускому языку для учащихся 4 класса.

Памятки по русскому языку 4 класс

Материал содержит памятки по русскому языку для 4 класса.

Памятки по русскому языку 4 класс

Материал содержит памятки по русскому языку 4 класс.

Памятки по русскому языку 2 класс для учащихся

Предложенный материал могут использовать учащиеся 2 класса. Предложенные памятки уместны для любого УМК.

Источник

Парные согласные звуки

Парные соглас­ные зву­ки — это шум­ные соглас­ные, кото­рые обра­зу­ют пары по при­зна­кам звонкости/глухости или твёрдости/мягкости.

Выясним, что такое пар­ные соглас­ные в рус­ском язы­ке, какие пары соглас­ных раз­ли­ча­ют в зави­си­мо­сти от их фоне­ти­че­ских осо­бен­но­стей. Приведем таб­ли­цу и при­ме­ры пар­ных соглас­ных в кон­це и сере­дине слов.

Звуки речи

Разговаривая меж­ду собой или читая вслух, мы про­из­но­сим сло­ва. Наша речь состо­ит из слов. Каждое сло­во скла­ды­ва­ет­ся из звуков.

Звук — это мини­маль­ная еди­ни­ца речи. Звуки речи отли­ча­ют­ся от букв тем, что зву­ки про­из­но­сят­ся, а бук­вы пишут­ся. С помо­щью букв пере­да­ют­ся зву­ки на пись­ме. Звуки созда­ют фоне­ти­че­скую обо­лоч­ку сло­ва, кото­рую мы слы­шим и можем сами вос­про­из­ве­сти с помо­щью орга­нов речи.

Друг от дру­га зву­ки речи отли­ча­ют­ся спо­со­бом обра­зо­ва­ния. Одни зву­ки про­из­но­сят­ся так, что воз­дух сво­бод­но про­хо­дит меж­ду напря­жён­ны­ми голо­со­вы­ми связ­ка­ми и через рото­вую полость, кото­рая при этом может менять своё очер­та­ние. Так обра­зу­ют­ся глас­ные зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Они состо­ят толь­ко из голо­са. Другие зву­ки речи, и их гораз­до боль­ше, фор­ми­ру­ют­ся ина­че. При их обра­зо­ва­нии выды­ха­е­мый воз­дух встре­ча­ют на сво­ём пути раз­лич­ные пре­пят­ствия при смы­ка­нии и раз­мы­ка­нии орга­нов речи и выхо­дит через рот либо через нос. При этом воз­ни­ка­ет харак­тер­ный для каж­до­го зву­ка шум. Так обра­зу­ют­ся соглас­ные звуки:

Согласные зву­ки явля­ют­ся шум­ны­ми, так как фор­ми­ру­ют­ся с помо­щью шума. Большинство этих зву­ков речи явля­ют­ся пар­ны­ми согласными.

Что такое парные согласные?

Согласные зву­ки состо­ят из шума и голо­са или толь­ко из шума. В зави­си­мо­сти от соот­но­ше­ния голо­са и шума в рус­ском язы­ке различают

  • звон­кие согласные
  • глу­хие согласные

Звонкие соглас­ные состо­ят из шума и голо­са. При их про­из­но­ше­нии напря­жён­ные голо­со­вые связ­ки колеб­лют­ся под напо­ром выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

И напро­тив, в речи суще­ству­ют соглас­ные зву­ки, кото­рые фор­ми­ру­ют­ся пол­но­стью из шума:

При про­хож­де­нии выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха голо­со­вые связ­ки не виб­ри­ру­ют. Голос совер­шен­но не участ­ву­ет в их рож­де­нии. Эти соглас­ные зву­чат приглушённо.

Многие шум­ные соглас­ные похо­жи по фоне­ти­че­ским харак­те­ри­сти­кам, кро­ме при­зна­ка глухости/звонкости. С этой точ­ки зре­ния такие похо­жие по спо­со­бу обра­зо­ва­ния звон­кие и глу­хие соглас­ные обра­зу­ют меж­ду собой пары.

Запишем звон­кие соглас­ные вер­ти­каль­но сле­ва в соот­вет­ствии с их места­ми в алфа­ви­те. Так лег­че их будет запом­нить. И при­ве­дём спра­ва пар­ные глу­хие согласные.

Наглядно про­де­мон­стри­ру­ем пар­ные соглас­ные в сле­ду­ю­щей таблице.

И толь­ко сонор­ные соглас­ные [ й’], [л], [л ‘] [м],[ м’][н],[н ‘][р], [ р’] не име­ют пар­но­го глу­хо­го соглас­но­го, а глу­хие соглас­ные [х], [ч’], [ц], [щ’] — пар­но­го звон­ко­го соглас­но­го. Это непар­ные звон­кие и глу­хие согласные.

Парные звон­кие и глу­хие соглас­ные помо­гут раз­ли­чать слова:

Парные соглас­ные так­же раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Понаблюдаем:

  • ворон [в] — верёв­ка [в’]
  • доли­на [д] — дере­во [д’]
  • гомон [г] — герб [г’]
  • сок [с] — село́ [с’].

Только все­гда твёр­дые пар­ные соглас­ные [ж] и [ш] не име­ют соот­вет­ству­ю­щих мяг­ких согласных:

  • ж ёлудь [ж о л у т’]
  • про ж о́рливый [п р а ж о р л’ и в ы й’]
  • ш о́рох [ш о р а х]
  • ш ёлк [ш о л к].

Если же пар­ные соглас­ные нахо­дят­ся в сере­дине или в кон­це, то они ведут себя по-разному. В зави­си­мо­сти от того, какой звук нахо­дит­ся рядом, про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния или оглу­ше­ния. Из-за это­го воз­ни­ка­ют затруд­не­ния в напи­са­нии слов.

Посмотрим, как меня­ют­ся пар­ные соглас­ные зву­ки в кон­це и в сере­дине слов.

Парные согласные в конце и середине слова

Если звон­кий соглас­ный ока­зал­ся в кон­це или перед глу­хим соглас­ным в сере­дине сло­ва, то эта пози­ция явля­ет­ся сла­бой для него. При про­из­но­ше­нии в кон­це сло­ва неиз­беж­но про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ко­го соглас­но­го. Послушаем, как зву­чат конеч­ные соглас­ные в словах:

  • кра б [п]
  • пок­ро в [ф]
  • сапо г [к]
  • горо д [т]
  • моло­дё ж ь [ш]
  • отка з [с].

В сере­дине слов глу­хой соглас­ный вли­я­ет на преды­ду­щий звон­кий и меня­ет каче­ство его зву­ча­ния. Звонкий упо­доб­ля­ет­ся ему и при про­из­но­ше­нии сло­ва ста­но­вит­ся глу­хим. Убедимся в этом:

  • коро б ка [п]
  • кол­до в ство [ф]
  • ков­ри ж ка [ш]
  • дога д ка [т].

Аналогично могут воз­ник­нуть сомне­ния в напи­са­нии слов с конеч­ны­ми глу­хи­ми согласными:

  • отк­ли к («к» или «г»)
  • ера­ла ш («ш» или «ж»)
  • голо с («с» или «з»).

Глухие соглас­ные, ока­зав­шись перед звон­ки­ми, так­же меня­ют своё зву­ча­ние. Происходит фоне­ти­че­ский про­цесс озвон­че­ния глу­хих согласных:

Как видим, зву­ча­ние пар­ных соглас­ных и напи­са­ние соот­вет­ству­ю­щих букв в сло­ве не совпадают.

Как проверить парные согласные в слове?

В таких слу­ча­ях пом­ним, что в напи­са­нии пар­ных соглас­ных букв не сле­ду­ет пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва. В рус­ском язы­ке мно­гие сло­ва пишут­ся не так, как слы­шат­ся. На пись­ме оглу­ше­ние и озвон­че­ние соглас­ных не обо­зна­ча­ет­ся. Морфема сохра­ня­ет свое еди­ное напи­са­ние вне зави­си­мо­сти от зву­ча­ния, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния. Обратимся к пра­ви­лу напи­са­ния пар­ных согласных.

Чтобы уста­но­вить истин­ный харак­тер соглас­ных кор­ня и про­ве­рить пар­ные соглас­ные, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

1. поста­вим сло­во с сомни­тель­ным конеч­ным соглас­ным в фор­му мно­же­ствен­но­го числа:

У сло­ва «моло­дёжь» нет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла. Тогда при­бе­га­ем к дру­го­му спо­со­бу проверки.

2. Образуем фор­му роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла, в чём нам помо­гут сло­ва «мно­го» или «нет»:

  • моло­дё ж ь — мно­го молодёжи;
  • ера­ла ш — нет ералаша;
  • коро б ка — мно­го коробок;
  • ков­ри ж ка — нет коврижек.

После сомни­тель­но­го соглас­но­го появил­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нил его звучание.

3. Поищем род­ствен­ное сло­во, в кото­ром после про­ве­ря­е­мо­го пар­но­го соглас­но­го ока­жет­ся глас­ный звук или сонор­ные «н», «л», «м», «р»:

  • пля ж — пляжный;
  • скла д ка -скла­ды­вать;
  • оши б ка — оши­боч­ка, ошибочный;
  • ла п ка — лапа, лапочка;
  • пово з ка — возить;
  • руба ш ка — рубашечный.

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка, чаще все­го заим­ство­ван­ных, нель­зя про­ве­рить пар­ные соглас­ные с помо­щью «кон­троль­но­го сло­ва». Это сло­вар­ные сло­ва, напи­са­ние кото­рых запомним:

Видеоурок

Источник

Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе «Перспектива» (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведены образцы заданий, которые учитель может дополнить по своему усмотрению, скопировав нужный слайд и изменив задание). Презентация состоит из 10 слайдов, управление выполняется щелчком левой кнопки мыши в поле слайда.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 35.43 КБ
Презентация к уроку 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет – конкурс

2012/2013 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Конспект урока на тему:

«Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»

Автор: Мерзлютина Ирина Александровна,

учитель начальных классов, ВКК

Место выполнения работы: МБОУ Прогимназия № 2,

г. Воронеж, ул. Вл. Невского, д.65б

  • научить находить и проверять парные по звонкости – глухости согласные в середине слова;
  • показать способ проверки парных согласных в середине слова;
  • развивать речь детей при составлении устного рассказа по образцу;
  • провести пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  1. Личностные умения:
  • проявлять интерес к изучению темы;
  • творческое отношение к процессу оказания помощи в проверке написанных слов.
  1. Метапредметные умения:
  1. Познавательные умения:
  • Различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосноваывать своё мнение;
  • Распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
  • Использовать приобретённые знания при проверки слов.
  1. Регулятивные умения:
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
  • выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
  • исправлять ошибки в учебном тексте.
  1. Коммуникативные умения:
  • формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
  • адекватно использовать средства для представления результата.
  1. Предметные умения:
  • писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова;
  • оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
  • писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: лента букв, сигнальные веера с парными согласными, опорные слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.

— Ребята, я сегодня шла на работу и думала, поможете вы мне провести урок сложный, загадочный, интересный. Покажите мне свои глазки. Я сейчас в них смотрю и уверена, что такой урок обязательно получится. А сейчас улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

— Откроем свои тетрадочки и посмотрим на отметки. Встаньте у кого сегодня лучшие тетради. Скажем хором: «Молодцы!».

— Дети, а как вы думаете, почему у них лучшие тетради? Правильная посадка, наклон тетради, ручку держали правильно, аккуратно писала).

— Ну, что ж, давайте правильно сядем, положим тетрадь с наклоном и красиво напишем «число» и «классная работа». Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите на слоги.

— Ребята, сегодня наш урок русского языка пройдёт в необычной форме, а в форме игры. Мы с вами побываем на станциях, название которых вы видите на экране. На каждой станции вам будут предложены задания для выполнения. СЛАЙД 2.

— Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого». Хоровое чтение.

  1. Актуализация знаний. Станция «Чистописай — ка.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске) СЛАЙД 3.

— Прочитайте, что это? (Пословица)

— Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)

— Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание . (Устно. Не дорог — буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок — буква К, т. к. это суффикс ОК.)

— Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)

— На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).

— Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающий впереди стоящие согласные.

— Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).

— Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)

— Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— Ребята, а теперь подумайте, какая сегодня будет тема урока? ( Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова ).

— Чему же мы сегодня будем учиться? (Сегодня мы будем правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочное слово).

  1. Словарная работа. Станция «Расставляйка — ка».

— А вот перед нами станция «Расставляй-ка». Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита. Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

— На доске написаны слова. Прочитайте их вслух, какие буквы в них надо написать вместо точек? Покажите веером какая буква спряталась за цветочком?

т. традь, з. вод, м. дведь, завтр. к, гор. д, м. роз, к. р. ндаш. СЛАЙД 4 — 5

— Слова для ответа поделите на группы. (В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую гласную е. В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о; В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безударную гласную а.)

— Запишите слова в алфавитном порядке. Проверьте. Молодцы.

— Что объединяет написанные слова между собой? (Они из словаря, они — существительные, оканчиваются на парный согласный звук.)

— Какие различия вы видите в данных словах? (5 существительных отвечают на вопрос что?, а существительное медведь отвечает на вопрос кто? Слово тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш на букву глухого парного согласного.)

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце? (Изменить данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо слышался нужный звук.)

— О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили? (О трех.)

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (зуб — зубы).
  2. Изменить слово – добавить слово «нет» (зуб – нет зуба).
  3. Подобрать однокоренное слово – назвать ласково (зуб — зубик).

— Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Все напишем правильно

И запомним правило:

Парный в слове проверяй

Рядом гласный подставляй.

— Сравните слова, записанные на доске:

— В каком слове вы не сомневались в написании парной согласной? (Морковный).

— Почему? (Звучит чётко).

— Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного нет рядом? (Согласный звук [н]).

— Сделайте вывод четвёртого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук [н]).

  1. Упражнения в применении правила на письме. Станция «Запоминай – ка».

— Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно и постарайтесь запомнить их.

сестра — брат товарищ — друг

вагон – рельс бутон — цветок

песня — частушка писатель — сказка

— Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их в столбик. Самостоятельная работа учащихся.

— Проверьте свою работу по образцу. СЛАЙД 5 -7

— А теперь дадим характеристику парным звукам и подберём проверочные слова.

— Ребята, а на какие две группы можно разделить эти слова? Ответы детей.

— Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «друг» и «сказка»? Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:

— Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. Место парных согласных не влияет на способ проверки.

  1. Групповая работа. Станция «Составляй – ка».

— Составьте словосочетания. Первое слово в словосочетании дано, а вот второе вы в группах вместе и дружно составите из слов, используя для этого их первый слог.

Интересная. (загадка) СЛАЙД 8

Забор, гадкий, камера.

русалка, башмак, канат.

пояс, годность, какаду.

— Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, определитесь, кто в группе будет отвечать.

— Выполняем физминутку со следующей речевкой. Не только выполняем, но и находим слова на орфограмму сегодняшней темы.

— Какие же слова на написание парной согласной в конце слова или перед согласными вам встретились? Укажите способ проверки.

— Шажки— шажок (меняет форму слова)

— Посадка — посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

— Мягкие — мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного).

8. Выборочное письмо. Станция «Выбирайка – ка». СЛАЙД 9

— Сейчас вам предстоит поработать с вашим другом – учебником и закрепить эти знания. Откройте учебники на стр. 118 и найдите упр. 176.

— Прочитайте текст. О чём он?

— Озаглавьте его. («Большой пруд»).

— Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке).

— Что растёт по берегам пруда? (Берёзки и дубки).

— Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произнесении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадает, т. е. парные согласные нужно проверять).

— В каких ещё ловах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами).

— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, подбирая к ним проверочные слова. Подчерните орфограммы.

— Сравните, какие слова не просто называют предметы, а выражают отношение говорящего.

— А сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас листочки, на которых вы должны будете выполнить тест по теме урока. (У соседа по парте на обратной стороне правильные ответы. Ребята обмениваются листочками и проверяют работу друг друга по оборотной стороне своего листочка. Один учащийся работает на компьютере).

  1. Подведение итога урока. Станция «Обобщай-ка». СЛАЙД 10

— И вот последняя остановка. Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Дети рассказывают над какими согласными они сегодня работали? На, какие группы делятся парные согласные? Где могут находиться парные согласные? Как проверить правописание парных согласных?( при ответах выставляется схема)).

Источник

Читайте также:  Глаза у детей способы
Оцените статью
Разные способы