Способы проверки парного глухого согласного

Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе «Перспектива» (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведены образцы заданий, которые учитель может дополнить по своему усмотрению, скопировав нужный слайд и изменив задание). Презентация состоит из 10 слайдов, управление выполняется щелчком левой кнопки мыши в поле слайда.

Скачать:

Вложение Размер
Конспект урока 35.43 КБ
Презентация к уроку 1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет – конкурс

2012/2013 учебный год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Конспект урока на тему:

«Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»

Автор: Мерзлютина Ирина Александровна,

учитель начальных классов, ВКК

Место выполнения работы: МБОУ Прогимназия № 2,

г. Воронеж, ул. Вл. Невского, д.65б

  • научить находить и проверять парные по звонкости – глухости согласные в середине слова;
  • показать способ проверки парных согласных в середине слова;
  • развивать речь детей при составлении устного рассказа по образцу;
  • провести пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  1. Личностные умения:
  • проявлять интерес к изучению темы;
  • творческое отношение к процессу оказания помощи в проверке написанных слов.
  1. Метапредметные умения:
  1. Познавательные умения:
  • Различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосноваывать своё мнение;
  • Распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
  • Использовать приобретённые знания при проверки слов.
  1. Регулятивные умения:
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
  • выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
  • исправлять ошибки в учебном тексте.
  1. Коммуникативные умения:
  • формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
  • адекватно использовать средства для представления результата.
  1. Предметные умения:
  • писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова;
  • оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
  • писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: лента букв, сигнальные веера с парными согласными, опорные слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.

— Ребята, я сегодня шла на работу и думала, поможете вы мне провести урок сложный, загадочный, интересный. Покажите мне свои глазки. Я сейчас в них смотрю и уверена, что такой урок обязательно получится. А сейчас улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.

— Откроем свои тетрадочки и посмотрим на отметки. Встаньте у кого сегодня лучшие тетради. Скажем хором: «Молодцы!».

— Дети, а как вы думаете, почему у них лучшие тетради? Правильная посадка, наклон тетради, ручку держали правильно, аккуратно писала).

— Ну, что ж, давайте правильно сядем, положим тетрадь с наклоном и красиво напишем «число» и «классная работа». Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите на слоги.

— Ребята, сегодня наш урок русского языка пройдёт в необычной форме, а в форме игры. Мы с вами побываем на станциях, название которых вы видите на экране. На каждой станции вам будут предложены задания для выполнения. СЛАЙД 2.

— Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого». Хоровое чтение.

  1. Актуализация знаний. Станция «Чистописай — ка.

Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске) СЛАЙД 3.

— Прочитайте, что это? (Пословица)

— Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)

— Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание . (Устно. Не дорог — буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок — буква К, т. к. это суффикс ОК.)

— Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)

— На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).

— Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающий впереди стоящие согласные.

— Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).

— Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)

— Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)

  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

— Ребята, а теперь подумайте, какая сегодня будет тема урока? ( Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова ).

— Чему же мы сегодня будем учиться? (Сегодня мы будем правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочное слово).

  1. Словарная работа. Станция «Расставляйка — ка».

— А вот перед нами станция «Расставляй-ка». Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита. Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.

— На доске написаны слова. Прочитайте их вслух, какие буквы в них надо написать вместо точек? Покажите веером какая буква спряталась за цветочком?

т. традь, з. вод, м. дведь, завтр. к, гор. д, м. роз, к. р. ндаш. СЛАЙД 4 — 5

— Слова для ответа поделите на группы. (В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую гласную е. В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о; В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безударную гласную а.)

— Запишите слова в алфавитном порядке. Проверьте. Молодцы.

— Что объединяет написанные слова между собой? (Они из словаря, они — существительные, оканчиваются на парный согласный звук.)

— Какие различия вы видите в данных словах? (5 существительных отвечают на вопрос что?, а существительное медведь отвечает на вопрос кто? Слово тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш на букву глухого парного согласного.)

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце? (Изменить данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо слышался нужный звук.)

— О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили? (О трех.)

  1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (зуб — зубы).
  2. Изменить слово – добавить слово «нет» (зуб – нет зуба).
  3. Подобрать однокоренное слово – назвать ласково (зуб — зубик).

— Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

Все напишем правильно

И запомним правило:

Парный в слове проверяй

Рядом гласный подставляй.

— Сравните слова, записанные на доске:

— В каком слове вы не сомневались в написании парной согласной? (Морковный).

— Почему? (Звучит чётко).

— Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного нет рядом? (Согласный звук [н]).

— Сделайте вывод четвёртого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук [н]).

  1. Упражнения в применении правила на письме. Станция «Запоминай – ка».

— Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно и постарайтесь запомнить их.

сестра — брат товарищ — друг

вагон – рельс бутон — цветок

песня — частушка писатель — сказка

— Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их в столбик. Самостоятельная работа учащихся.

— Проверьте свою работу по образцу. СЛАЙД 5 -7

— А теперь дадим характеристику парным звукам и подберём проверочные слова.

— Ребята, а на какие две группы можно разделить эти слова? Ответы детей.

— Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «друг» и «сказка»? Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:

— Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. Место парных согласных не влияет на способ проверки.

  1. Групповая работа. Станция «Составляй – ка».

— Составьте словосочетания. Первое слово в словосочетании дано, а вот второе вы в группах вместе и дружно составите из слов, используя для этого их первый слог.

Интересная. (загадка) СЛАЙД 8

Забор, гадкий, камера.

русалка, башмак, канат.

пояс, годность, какаду.

— Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, определитесь, кто в группе будет отвечать.

— Выполняем физминутку со следующей речевкой. Не только выполняем, но и находим слова на орфограмму сегодняшней темы.

— Какие же слова на написание парной согласной в конце слова или перед согласными вам встретились? Укажите способ проверки.

— Шажки— шажок (меняет форму слова)

— Посадка — посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

— Мягкие — мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного).

8. Выборочное письмо. Станция «Выбирайка – ка». СЛАЙД 9

— Сейчас вам предстоит поработать с вашим другом – учебником и закрепить эти знания. Откройте учебники на стр. 118 и найдите упр. 176.

— Прочитайте текст. О чём он?

— Озаглавьте его. («Большой пруд»).

— Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке).

— Что растёт по берегам пруда? (Берёзки и дубки).

— Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произнесении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадает, т. е. парные согласные нужно проверять).

— В каких ещё ловах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами).

— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, подбирая к ним проверочные слова. Подчерните орфограммы.

— Сравните, какие слова не просто называют предметы, а выражают отношение говорящего.

— А сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас листочки, на которых вы должны будете выполнить тест по теме урока. (У соседа по парте на обратной стороне правильные ответы. Ребята обмениваются листочками и проверяют работу друг друга по оборотной стороне своего листочка. Один учащийся работает на компьютере).

  1. Подведение итога урока. Станция «Обобщай-ка». СЛАЙД 10

— И вот последняя остановка. Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Дети рассказывают над какими согласными они сегодня работали? На, какие группы делятся парные согласные? Где могут находиться парные согласные? Как проверить правописание парных согласных?( при ответах выставляется схема)).

Источник

Технологическая карта урока «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова

Технологическая карта урока

ФИО учителя Лир Н. П.

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема: « Способы проверки парных согласных на конце и в середине слов»

Тип урока: «Урок открытия новых знаний»

Цель: Знакомство со способами проверки написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов путем подбора проверочных слов.

Предметные знания, предметные действия

— Совершенствовать умение применять алгоритм правила

— Путём наблюдения, сравнения ввести правило о способах проверки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова

-определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно);

-оценивание и коррекция деятельности

-умение сравнивать, анализировать .

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

-воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь работать по алгоритму.

-участвовать в учебном диалоге

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества;

— принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

-сопоставлять собственную оценку своей деятельности с ее оценкой товарищами, учителем;

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

достижения планируемых результатов урока

Создать атмосферу дружелюбия и симпатии, деятельности на уроке

Учитель включает в деловой ритм

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт сегодня впрок!

— А что вы ждете от сегодняшнего урока? Чему бы вы хотели научиться на уроке?

Настраиваются на урок

Выстроено учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность .

Учитель выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки

— Минутка чистописания. Но сначала ответьте мне на несколько вопросов.

— Какая буква лишняя, почему? (н). Охарактеризуйте её. (Обозначает согласный звук, непарный, всегда звонкий).

Из орфографического словаря назовите слово на эту букву. Почему слово оказалось в словаре? (Ответы детей.)

Что общего у согласных б и в? ( Они парные звонкие )

Сколько их пар в русском языке? (6). Назовите их.

Попробуйте сами сформулировать тему урока. (Сегодня на уроке мы будем говорить о п равописани и парных звонких и глухих согласных в конце слова и после согласных)

Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности

Сформулирована тема урока

Создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебное пространство

Учитель создает проблемную ситуацию

– Можно ли сказать, что парные согласные в слове пишутся так, как слышатся? Знаете ли вы способы проверки парных согласных ? Хотите себя проверить?

— Будем учиться писать парный согласный в конце и середине слова и находить способы проверки при выборе букв. Какие умения нам понадобятся сегодня на уроке, чтобы правильно написать слова с парной согласной?

(-умение находить в слове согласный, который нужно проверять.

-умение проверять парные согласные

-умение обосновывать выбор проверочного слова (условиям: быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.)

-умения выбрать и записывать букву) (слайд 2) Эти умения прописаны у вас в листе самооценки)

Ставят цель и задачи к уроку.

определяют необходимые умения

Поставлена цель деятельности; сформулированы необходимые умения.

Построение проекта выхода из затруднения

Организовать работу над решением учебной задачи с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Совершенствовать умения преобразовать информацию из одной формы в другую.

Учитель организует «открытие» детьми нового знания

-Кто напомнит, что обозначает слово «орфограмма»?

— Я предлагаю вам поработать с интересующей нас орфограммой.

Запишите проверочные слова

— народ, — берёзка, — сапожки

Знаем способ проверки? (один-много) В чем затруднения? Почему? (Не походит способ проверки к слову сапожки )

В русском языке существуют ещё несколько способов проверки. Эти секреты вы раскроете сами, проведя небольшое исследование. Работаем в паре.

— Когда парная согласная слышится хорошо? (после проверяемого согласного стоит гласная буква или согласный н, р, л, м). Подчеркните её двумя чертами. Какие способы проверки вы увидели?

Давайте обобщим ваши наблюдения и сделаем выводы ( Способов проверки два 1) изменить форму слова 2) подобрать однокоренное слово )

Теперь сможете подобрать поверочное к слову сапожки ? (сапожник, сапожок)

Составляют план достижения цели и определяют средства для её достижения, наблюдают за языковым материалом,

анализируют, делают выводы

Поставлена и решена проблема, выдвинуты гипотезы и их обоснование;

Выстроено инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Учитель организует работу по составлению модели

Работа в группах

Заполните модель (Кластер) «Способы проверки парных согласных в середине и конце слова»

С интерактивной доске работают 4 учащихся

Оцните работу в группе.

Сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).

Обсуждают, анализируют, делают выводы,

Составляют алгоритм способов проверки парных согласных

Организована работа в группе;

работа с разными видами информации;

Представлена информация в виде кластера;

Организовать разрядку (разминку)

Дополнительная цель: улучшение мозгового кровообращения в сосудах мозга, отдых глаз.

— Закройте глаза. Представьте, что у вас длинный-длинный нос, совсем как у Буратино. Теперь с закрытыми глазами носом напишите в воздухе: «Я молодец!»

Первичное закрепление изученного материала

полученные знания в

Учитель организует закрепление полученных знаний.

Игра «Зоопарк». Кто знает значение слова зоопарк? В городе Красноярске есть зоопарк «Роев ручей» (слайд 4). Кто там побывал?

Мы отправляемся в зоопарк.

(Рассмотри обитателей зоопарка. Какие слова лишние? (слон и тигр). Почему? Запишите слова с пропусками парных согласных в слабой позиции. Самопроверка (слайд 6) Как мы называем такие слова? (Это проверяемые слова.)

Какое умение проверяли? ( Умение находить в слове согласный, который нужно проверять ( оцените это умение)

Используют полученные знания при выполнении практических заданий .

Записаны слова согласно инструкции.

(строка 1, Умение находить в слове согласный, который нужно проверять )

Организовать разрядку (разминку

Покажите, как крадётся кошка к своей добыче? Как она умывается? Потягивается?

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организовать самостоятельную работу учащихся по решению учебной задачи с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Учитель организует деятельность по применению новых знаний

Возьмите зелёную карточку и прочитайте задание. Кому нужна помощь? (Предлагаю карточку-помощницу)

1.Подчеркни проверочные слова. Выделите корень. Какой способ проверки использовали?

Лошадка, лошади — лошадь

Уточка, утки – утка

Голубинная, голубой – голубь

Кошечка, кошки – кошка

Тетерева, тетеревиный – тетерев

Моржи, моржовый – морж

Самопроверка. (слайд 7) Почему слова лошадка и кошки не являются проверочными? ( слабая позиция парных согласных) А слово голубой? (не является однокоренным к слову голубь). Подберите устно существительные к словам: голубинная и моржовый.

Кто такие моржи? Есть ли другое значение этого слова? ( люди…)

Какое умение проверяли? ( умение выбирать способ проверки ) У кого возникли затруднения в задании? В каком месте вы допустили ошибку? (оцените эти умения )

Выполняют задание самостоятельно

Решена учебная задача

(строка 2, Умею выбирать способ проверки)

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выявить качество и уровень усвоения знаний и способов действий.

— Сейчас вы будете работать с информацией. Прочитайте задание.

Подчеркни в словах орфограмму, над которой мы работаем на уроке.

Тетерев – осторожная и очень подвижная птица. У него короткий клюв. Зимой в мороз тетерев падает с деревьев в снег и ночует там в лунках. Зимой птица питается серёжками берёз, отдирает мягкую кору дерева.

— Что нового вы узнали о жизни тетерева? Проверка

— Возьмите карточку синего цвета. Прочитайте задание. (Запиши проверочные слова и вставь нужную букву)

У кого другие проверочные слова? Какой способ использовали? С каким умением работали? ( умением подбирать проверочное слова и умение обосновывать выбор проверочного слова; умением выбирать и записывать букву ( условие- быть близким по значению, после согласного должна идти гласная или буква н р л м .) Оцените эти умения

У кого возникли затруднения в задании? В каком месте вы допустили ошибку?

Мир животных удивителен и прекрасен. В зоопарках и заповедниках созданы специальные условия для жизни животных. В зимнее время погибает много животных от голода и холода. Как мы можем помочь, чтобы сохранить животных родного края?

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Решена учебная задача

(строка 3 и 4 умение подбирать проверочное слово и обосновывать этот выбор; умение выбирать и записывать букву )

Организовать обсуждение учащимися результатов своей учебной деятельности .

Учитель организует рефлексию

— Какова была цель урока? Достиг ли урок цели?

— Какие открытия для себя сделали?

— За что можете себя похвалить?

— Кто смог помочь товарищу?

-Получился ли урок таким, каким вы его хотели увидеть?

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Осознаны учащимися результаты своей учебной деятельности.

-ничего не понял.

-могу, но нужна помощь;

— могу помочь другим.

— А теперь рассмотрите свои листы самооценки и сделайте вывод о своей работе на уроке. Отметьте красным карандашом те задания, в которых было много ошибок.

Оцените свою работу по лесенке успеха.

Дать инструктаж по домашнему заданию

Учитель организует объяснение домашней работы

Составьте и запишите небольшой текст по опорным словам: мороз, кормушка, хлебные крошки, голод. Это ваше домашнее задание.

Есть ещё 2 задания. Составить памятку способов проверки парных согласных и задание в учебнике с. 24 з. 38. Вы можете выбрать любое, которое вам по силам

Записывают в дневники д/з

1.Умею находить в слове согласный, который нужно проверять

2.Умею выбирать способ проверки

3.Умею обосновывать выбор проверочного слова

4.Умею выбрать букву

Работа в группе

Смог помочь товарищу

Мне было комфортно

1. ОДИН ГОРО ( т, д )

2. МОРКО ( в, ф ) Ь

4. БОЛЬШАЯ КАРТО ( ш, ж) КА

5. ЧТО? ПОКУ ( п, б) КА

ЧТО ДЕЛАТЬ ? ПОКУПАТЬ

6. КАКОЙ ? СЛА ( т, д) КИЙ

7. КАК? РЕ ( с, з ) КО

8 . ЧТО? ЯГО ( т, д) КА

БУКВА Н ЯГОДНЫЙ

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 813 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 323 человека из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 321 человек из 65 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-479605

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Гипотиазид 25 миллиграмм способ применения
Оцените статью
Разные способы