Способы проверки орфограмм слабых позиций

Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм слабых позиций»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Разработка проектной задачи по русскому языку. 2 класс. Проводится для обобщения знаний о способе проверки орфограмм слабых позиций путём изменения слова.

Скачать:

Вложение Размер
illyustrirovannoe_posobie_sposoby_proverki_orfogramm.ppt 2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Способ и формат оценивания результатов работы:

звё з д н ый – звез д а капу с т н ый – капус т а чуде сн ый – чуде с ен Запомни! здра в ствуй праз д ник чу в ство Правописание гласной буквы после шипящего Запомни! ж и -ш и ж и л, мыш и ч а -щ а ч а йник, тащ а т ч у -щ у ч у до, щ у ка Правописание непроизносимого согласного

Название орфограммы Способ проверки Модели Схемы Примеры слов Задание 1. Прочтите рассказ. Ответьте на вопросы. Задание 2 Смоделируйте способ. Задание 3 Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. Задание 4 Оформите наглядное пособие.

Рассказ об одной ошибке Дима написал своему дружку Пете записку: — Приходи с мечом вечером, сыграем . Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку. — Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру. — Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. — Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось? Какого закона письма не знает Дима? ________________________________________________________________ Выпишите слово, в котором ошибся Дима. ________________________________________________________________ Как называется эта орфограмма? Запишите. ________________________________________________________________ Какой нужно применить способ проверки орфограммы? Запишите. ____________________ _________________________________

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Постановка задачи -уточняли условие задачи -обсудили содержание задачи -никак не реагировали на задачу Практическая работа в группах Как группа приняла учебную задачу: -задачу приняла вся группа -решал каждый свою задачу -не понимали, что решают общую задачу

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практическая работа в группах Как группа приступила к работе: -сразу стали выполнять задания -сначала ознакомились со всеми заданиями -была распределена работа между членами группы -было распределено время Был ли в группе лидер (каким образом он появился): -по собственной инициативе -стихийно -по решению группы

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практичес-кая работа в группах Как члены группы взаимодействовали в ходе работы: -никак -обсуждали свои решения -помогали друг другу по запросу Коммуникативные умения: -аргументировали точку зрения -выслушивали мнения других членов группы -уважительно относились к мнениям других членов группы -взаимоконтроль по ходу выполнения задания

Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практическая работа в группах Климат и взаимоотношения в группе: -доброжелательная обстановка -взаимопомощь -ссоры -никакого содержательного общения Представление результатов групп -выступление от группы -помощь -оформление продукта

Замысел проектной задачи.

Результат проектной задачи

Установка на выполнение задачи

Задание 1. Задание 2.

Задание 3. Задание 4.

Этапы работы занятия

1 этап. Постановка задачи. Деятельность учителя Даёт задание Отслеживает деятельность обучающихся в группе Консультирует группы по их запросу Деятельность обучающихся Анализируют и планируют выполнение задания (обсуждают план выполнения задания, распределяют работу между членами группы). Обращаются при необходимости за помощью к учителю.

1 этап. Результаты работы.

2 этап. Практическая работа в группах. Деятельность учителя Отслеживает деятельность обучающихся в группе Консультирует группы по их запросу Деятельность обучающихся Читают «Рассказ об одной ошибке», обсуждают и записывают ответы на вопросы. С помощью схем и моделей описывают способ проверки орфограмм слабых позиций, приводят примеры к способу проверки согласных и гласных звуков в слабой позиции в словах, называющих предмет, признак и действие, оформляют пособие. Обращаются при необходимости за помощью к учителю. Оказывают помощь друг другу. Готовят выступление от группы.

2 этап. Результаты работы. Схемы и модели, описывающие способ проверки орфограмм слабых позиций. Примеры к способу проверки согласных и гласных звуков в слабой позиции в словах, называющих предмет, признак и действие. Готовый для обсуждения вариант пособия от группы. Докладчик от группы, готовый представить результат работы.

3 этап. Представление результатов работы группы Деятельность учителя Устанавливает последовательность выступлений обучающихся. Строит обсуждение на единой платформе. Участвует в обсуждении выступлений: задаёт вопросы на уточнение понимания, вопросы-ловушки. Деятельность обучающихся Представляют работу группы, аргументируя свое решение. Участвуют в обсуждении выступлений, задают вопросы на уточнение понимания. Обращаются при необходимости за помощью к другим группам, к учителю. Исправляют ошибки, недочёты.

3 этап. Результаты работы.

Иллюстрированное пособие: Орфограммы слабой позиции Изменение слова ч. ч. п. п. ч. р. л. в. р. сл о ны – сл о н ска з ка – ска з ок у з кий – у з ок вё з – ве з у м е тёт — м ё л н е сла — н ё с

4 этап. Рефлексия Деятельность учителя Предлагает оценить работу в группах. Задаёт вопросы на уточнение понимания. Деятельность обучающихся Определяют критерии оценки работы обучающихся в группе. Оценивают собственную работу в группе и работу группы в целом.

Анкета для обучающихся после презентации. Поставь отметки на оценочных шкалах: 1) Оцени, насколько интересной для тебя была данная задача. 2) Оцени насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи) . 4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 5) Хотел бы ты работать ещё раз в такой же группе? (обведи) да нет Почему? ____________________________________________________ ___________________________________________________________ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Результаты анкетирования групп:

Критерии оценивания Работа в группе

Домашнее задание: Изготовить наглядное пособие, для этого распределить работу между группами. Рассказать родителям о том, что происходило на уроке.

Источник

Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи

Цели урока:

  • совершенствование умения определять орфограммы, подбирать разные способы проверки;
  • развитие умения работать по алгоритму;
  • развитие творческих способностей;
  • расширение кругозора о народных традициях (празднование Масленицы).

Оборудование:

  • раздаточные индивидуальные сигнальные карточки;
  • таблицы-опоры;
  • орфографические словари;
  • карточки с предложениями;
  • иллюстрации с пейзажами;
  • заготовки снежинок для сочинений;
  • модель Солнца – символ Масленицы;
  • книги с описанием народного праздника.

Организация класса. Приветствие детей и гостей.

Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.

Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).

Закрепим умение определять орфограммы в словах;

Как?- определим способы проверки орфограмм;

Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).

Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;

№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;

№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.

Развитие умения определять орфограммы.

Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).

Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.

Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).

Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.

Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).

Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?

Дети: На одушевленные и неодушевленные.

Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?

Упражнения в определении орфограмм.

Учитель: Продолжаем учиться определять орфограммы в словах. Необходимо расшифровать слова. [с н’ и 1 ж ы 3 н к’ и], [ш у п 1 к’ и], [ш а п 1 к’ и], [п а ? л’ и 1 т’ э л’ и], [п у ш ы 3 с т ы й].

Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).

Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету , действию , признаку . Что общего у всех слов?

Дети: Все о зиме.

Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.

Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).

Дети: (работают со словарями, определяют правописание).

Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.

Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?

Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.

Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.

Дети: Надо:

  • определить… (предмет, признак, действие)
  • изменить… (по опорной схеме)
  • вывод: если…, то…

Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).

Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.

Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:

Развитие речи. Творческая работа.

Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?

Дети: (разбор по составу).

Учитель: От какого слова произошел?

Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.

Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).

Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.

Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.

Дети: (устно образовывают слова).

Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?

Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.

Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).

Лес просыпается после длинного зимнего сна.
Деревья и кусты освободились от снежного плена.
В весеннюю пору оживает каждое дерево.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
На снежных полянах рыжие пятна-проталины.
Вся природа ожила и засверкала.
Высоким и голубым стало небо.
С каждым днём солнце выше поднимается на небе.
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем.
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге.
Яркое солнце рушит последние снежные крепости.
Кончилось долгое зимнее ненастье.
Спешат домой птицы из дальней зимовки.
Наступили светлые весенние дни.
Лучи солнца съедают последний снег.
Солнечные зайчики весело бегают по полянке.
Всё кругом ожило и засверкало.

Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).

Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.

Уходи, Зима седая! Весна, весна кругом живёт и дышит,
Уж красавицы Весны Весна, весна шумит со всех сторон!.
М. Исаковский
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
А. Майков
Плакала Снегурочка, Славный снег! Какая роскошь.
Зиму провожая. Всё, что осень обожгла,
Шла за ней печальная, Обломала, сокрушила,
Всем в лесу чужая. Ткань густая облекла.
Там, где шла и плакала, Эти светлые покровы
Трогая берёзы, Шиты в мерку, в самый раз,
Выросли подснежники – И чаруют белизною
Снегурочкины слёзы. К серой мгле привыкший глаз.
Т. Белозёров К. Случевский

Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.

Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.

Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.

Источник

Читайте также:  Как покрасить яйца домашними способами
Оцените статью
Разные способы