Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограмм слабых позиций»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Разработка проектной задачи по русскому языку. 2 класс. Проводится для обобщения знаний о способе проверки орфограмм слабых позиций путём изменения слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
illyustrirovannoe_posobie_sposoby_proverki_orfogramm.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способ и формат оценивания результатов работы:
звё з д н ый – звез д а капу с т н ый – капус т а чуде сн ый – чуде с ен Запомни! здра в ствуй праз д ник чу в ство Правописание гласной буквы после шипящего Запомни! ж и -ш и ж и л, мыш и ч а -щ а ч а йник, тащ а т ч у -щ у ч у до, щ у ка Правописание непроизносимого согласного
Название орфограммы Способ проверки Модели Схемы Примеры слов Задание 1. Прочтите рассказ. Ответьте на вопросы. Задание 2 Смоделируйте способ. Задание 3 Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки. Задание 4 Оформите наглядное пособие.
Рассказ об одной ошибке Дима написал своему дружку Пете записку: — Приходи с мечом вечером, сыграем . Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живет Петя, и передала записку. — Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру. — Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет. В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. — Мяч будет! Петька принесет, я ему написал записку. Он обещал. Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мяча в руках его было оружие для фехтования – длинный деревянный меч. Почему так получилось? Какого закона письма не знает Дима? ________________________________________________________________ Выпишите слово, в котором ошибся Дима. ________________________________________________________________ Как называется эта орфограмма? Запишите. ________________________________________________________________ Какой нужно применить способ проверки орфограммы? Запишите. ____________________ _________________________________
Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Постановка задачи -уточняли условие задачи -обсудили содержание задачи -никак не реагировали на задачу Практическая работа в группах Как группа приняла учебную задачу: -задачу приняла вся группа -решал каждый свою задачу -не понимали, что решают общую задачу
Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практическая работа в группах Как группа приступила к работе: -сразу стали выполнять задания -сначала ознакомились со всеми заданиями -была распределена работа между членами группы -было распределено время Был ли в группе лидер (каким образом он появился): -по собственной инициативе -стихийно -по решению группы
Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практичес-кая работа в группах Как члены группы взаимодействовали в ходе работы: -никак -обсуждали свои решения -помогали друг другу по запросу Коммуникативные умения: -аргументировали точку зрения -выслушивали мнения других членов группы -уважительно относились к мнениям других членов группы -взаимоконтроль по ходу выполнения задания
Экспертный лист для оценки работы группы: Этапы работы Критерии оценки работы обучающихся в группе Оценка (да, нет) Ф.И. ученика Практическая работа в группах Климат и взаимоотношения в группе: -доброжелательная обстановка -взаимопомощь -ссоры -никакого содержательного общения Представление результатов групп -выступление от группы -помощь -оформление продукта
Замысел проектной задачи.
Результат проектной задачи
Установка на выполнение задачи
Задание 1. Задание 2.
Задание 3. Задание 4.
Этапы работы занятия
1 этап. Постановка задачи. Деятельность учителя Даёт задание Отслеживает деятельность обучающихся в группе Консультирует группы по их запросу Деятельность обучающихся Анализируют и планируют выполнение задания (обсуждают план выполнения задания, распределяют работу между членами группы). Обращаются при необходимости за помощью к учителю.
1 этап. Результаты работы.
2 этап. Практическая работа в группах. Деятельность учителя Отслеживает деятельность обучающихся в группе Консультирует группы по их запросу Деятельность обучающихся Читают «Рассказ об одной ошибке», обсуждают и записывают ответы на вопросы. С помощью схем и моделей описывают способ проверки орфограмм слабых позиций, приводят примеры к способу проверки согласных и гласных звуков в слабой позиции в словах, называющих предмет, признак и действие, оформляют пособие. Обращаются при необходимости за помощью к учителю. Оказывают помощь друг другу. Готовят выступление от группы.
2 этап. Результаты работы. Схемы и модели, описывающие способ проверки орфограмм слабых позиций. Примеры к способу проверки согласных и гласных звуков в слабой позиции в словах, называющих предмет, признак и действие. Готовый для обсуждения вариант пособия от группы. Докладчик от группы, готовый представить результат работы.
3 этап. Представление результатов работы группы Деятельность учителя Устанавливает последовательность выступлений обучающихся. Строит обсуждение на единой платформе. Участвует в обсуждении выступлений: задаёт вопросы на уточнение понимания, вопросы-ловушки. Деятельность обучающихся Представляют работу группы, аргументируя свое решение. Участвуют в обсуждении выступлений, задают вопросы на уточнение понимания. Обращаются при необходимости за помощью к другим группам, к учителю. Исправляют ошибки, недочёты.
3 этап. Результаты работы.
Иллюстрированное пособие: Орфограммы слабой позиции Изменение слова ч. ч. п. п. ч. р. л. в. р. сл о ны – сл о н ска з ка – ска з ок у з кий – у з ок вё з – ве з у м е тёт — м ё л н е сла — н ё с
4 этап. Рефлексия Деятельность учителя Предлагает оценить работу в группах. Задаёт вопросы на уточнение понимания. Деятельность обучающихся Определяют критерии оценки работы обучающихся в группе. Оценивают собственную работу в группе и работу группы в целом.
Анкета для обучающихся после презентации. Поставь отметки на оценочных шкалах: 1) Оцени, насколько интересной для тебя была данная задача. 2) Оцени насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 3)Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи) . 4)Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 5) Хотел бы ты работать ещё раз в такой же группе? (обведи) да нет Почему? ____________________________________________________ ___________________________________________________________ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Результаты анкетирования групп:
Критерии оценивания Работа в группе
Домашнее задание: Изготовить наглядное пособие, для этого распределить работу между группами. Рассказать родителям о том, что происходило на уроке.
Источник
Способы проверки орфограмм в слабой позиции. Развитие речи
Цели урока:
- совершенствование умения определять орфограммы, подбирать разные способы проверки;
- развитие умения работать по алгоритму;
- развитие творческих способностей;
- расширение кругозора о народных традициях (празднование Масленицы).
Оборудование:
- раздаточные индивидуальные сигнальные карточки;
- таблицы-опоры;
- орфографические словари;
- карточки с предложениями;
- иллюстрации с пейзажами;
- заготовки снежинок для сочинений;
- модель Солнца – символ Масленицы;
- книги с описанием народного праздника.
Организация класса. Приветствие детей и гостей.
Учитель: Сегодня на уроке нам появилась возможность на гостей посмотреть и себя на уроке показать.
Знакомство с темой, целями, планом урока (схема).
Закрепим умение определять орфограммы в словах;
Как?- определим способы проверки орфограмм;
Учитель: Давайте повторим, какие орфограммы скрываются под числами 1, 2, 3,? (на карточках).
Дети: №1 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по сильной позиции;
№2 – орфограммы в слабой позиции, которые можно проверить по словарю;
№3 – орфограммы на какое-нибудь изученное правило.
Развитие умения определять орфограммы.
Словарная работа (работа по 1 пункту плана урока).
Учитель: Прослушайте слова, определите общую орфограмму.
Дети: Гласные в слабой позиции, которые можно проверить по словарю (№2).
Учитель: Запишите слова с проговариванием вслух: девочка, медведь, ребята, деревня, товарищ, коньки, береза, облако.
Дети: (2 ученика) работают по словарю со словом – облако (правописание).
Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – предметы… Почему?
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 2 группы?
Дети: На одушевленные и неодушевленные.
Учитель: По каким признакам можно разделить слова на 3 группы?
Упражнения в определении орфограмм.
Учитель: Продолжаем учиться определять орфограммы в словах. Необходимо расшифровать слова. [с н’ и 1 ж ы 3 н к’ и], [ш у п 1 к’ и], [ш а п 1 к’ и], [п а ? л’ и 1 т’ э л’ и], [п у ш ы 3 с т ы й].
Дети: (читают слова, объясняют орфограммы).
Учитель: Выбрать и записать по 1 слову-предмету , действию , признаку . Что общего у всех слов?
Дети: Все о зиме.
Учитель: (чтение звуковой записи [з’ и м а]). Назовите следующее время года.
Учитель: (чтение звуковой записи [в’ и с н а]).
Дети: (работают со словарями, определяют правописание).
Совершенствование умения проверки орфограмм слабых позиций.
Учитель: Переходим ко 2 пункту нашего плана. Как он звучит?
Дети: Будем учиться, как проверять орфограммы.
Учитель: Необходимо составить порядок рассуждения.
Дети: Надо:
- определить… (предмет, признак, действие)
- изменить… (по опорной схеме)
- вывод: если…, то…
Учитель: (в ходе работы ученики пользуются уже ранее составленной в период изучения темы опорной таблицей – на столе по 1 схеме (приложение 1)).
Дети: (объясняют устно способ проверки орфограмм по сильной позиции). х(а,о)лодная, в(и,е)сёлые, руч(е,и)йки, сн(е,и)говик, поб(е,и)жали, т(е,и)кут, моро(з,с), м(и,е)тели, пт(е,и)нцы, з(и,е)мовать, доро(ж,ш)ки.
Учитель: Надо сгруппировать слова в 2 столбика и записать по 3 слова о каждом времени года:
Развитие речи. Творческая работа.
Учитель: Завершили работу над 1 и 2 пунктами плана. Впереди – задание от Снеговика – сюрприз, но чтобы его получить надо выполнить 3 задания. 1 задание – из каких частей состоит слово снеговик?
Дети: (разбор по составу).
Учитель: От какого слова произошел?
Дети: От слова снег, при помощи суффиксов.
Учитель: Что такое снег? (Вспомнить из изученного на уроках “Окружающий мир”).
Дети: Вода в твёрдом состоянии. Лёд и снег.
Учитель: Образуйте от данных слов слова, обозначающие признаки и действия.
Дети: (устно образовывают слова).
Учитель: Выполнив 3 задания, вы получаете сюрприз от Снеговика – снежинки, на которых будете писать сочинение “Прощай, Зимушка-Зима!”. Почему Снеговик предложил такую тему?
Дети: Заканчивается зима, скоро придет весна.
Учитель: Снеговик приготовил вам ещё подсказки, чтобы сочинение получилось красивым, интересным (раздаёт карточки с предложениями каждому ученику).
Лес просыпается после длинного зимнего сна. |
Деревья и кусты освободились от снежного плена. |
В весеннюю пору оживает каждое дерево. |
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. |
На снежных полянах рыжие пятна-проталины. |
Вся природа ожила и засверкала. |
Высоким и голубым стало небо. |
С каждым днём солнце выше поднимается на небе. |
Выглянуло ясное солнышко и улыбнулось всем. |
Весеннее солнце льёт на землю свет и тепло. |
Огромный медведь заворочался с боку на бок в теплой берлоге. |
Яркое солнце рушит последние снежные крепости. |
Кончилось долгое зимнее ненастье. |
Спешат домой птицы из дальней зимовки. |
Наступили светлые весенние дни. |
Лучи солнца съедают последний снег. |
Солнечные зайчики весело бегают по полянке. |
Всё кругом ожило и засверкало. |
Дети: (расставляют ударение в словах, готовят выразительное чтение).
Учитель: (открывает иллюстрации с зимними и весенними пейзажами). Прочитайте выразительно классу предложения с карточек. Просмотрите внимательно ещё раз иллюстрации и послушайте несколько строчек из стихотворений разных поэтов.
Уходи, Зима седая! | Весна, весна кругом живёт и дышит, | |||||||||||||||||
Уж красавицы Весны | Весна, весна шумит со всех сторон!. М. Исаковский | |||||||||||||||||
Колесница золотая | ||||||||||||||||||
Мчится с горной вышины! | ||||||||||||||||||
А. Майков
|
Учитель: При написании сочинения используйте слова, с которыми мы сегодня работали на уроке, предложения-подсказки от Снеговика и свою фантазию. Обратите внимание на составные части текста (вступление, основная часть, заключение).
Учитель: Почему сегодня мы так много говорим об этих временах года.
Дети: Заканчивается одно время – зима, скоро начнётся другое – весна.
Учитель: (Кратко о народной традиции проводов зимы и встречи весны, о праздновании Масленицы, о солнце – символе жизни, радости, богатого урожая. Угощение блинами и пожелание добра, радости и богатого урожая (в знаниях)). На уроке чтения продолжается работа по составлению текста и написанию сочинения.
Источник