Способы проверки орфограмм корня

Орфограммы в корне слов. Способы их поверки.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Открытый урок на гордском семинаре проектной площадки. Закрепление.2 класс.

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc 61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара.

Учебный предмет : русский язык

Тема урока : Повторение по теме : «Орфограммы в корне слов».

Цель урока : закрепить умение самостоятельно использовать разные способы и приемы проверки орфограмм.

Мировоззренческая идея: осознавать орфографические правила как норму, выработанную носителями языка для обеспечения взаимопонимания.

Планируемые образовательные результаты: ученик по окончании изучения темы умеет:

— различать орфограммы в словах по ориентировочным признакам;

— графически оформлять результаты работы со словом;

-решать орфографические задачи с опорой на алгоритм подбора проверочных слов;

— выбирать более экономные способы и приемы проверки орфограмм в слове;

— находить и исправлять орфографические ошибки;

— планировать предстоящую деятельность;

— выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению.

Программное содержание: Определение орфограммы. Обнаружение орфограммы в словах. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от места положения в слове.

Основные понятия: безударные гласные, парные звонкие и глухие согласные, корень слова, проверочное слово.

Тип урока : Урок обобщения знаний и умений учащихся.

Мизансцена урока: развивающая

Оборудование : система Л.В.Занкова, проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, программно-аппаратный комплекс системы PROClASS.

Источник

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

Источник

Конспект по русскому языку, 4 класс «Орфограммы в корнях. Способы их проверки» УМК «ПНШ»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект по русскому языку, 4 класс «Орфограммы в корнях. Способы их проверки» УМК «ПНШ»

Скачать:

Вложение Размер
Конспект по русскому языку, 4 класс «Орфограммы в корнях. Способы их проверки» УМК «ПНШ» 129.15 КБ
Презентация по русскому языку, 4 класс «Орфограммы в корнях. Способы их проверки» УМК «ПНШ» 456.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16. 02. 2018

ФИО учителя: Богданова В. П.

ФИ студента: Такиуллина Эмилия

ФИО методиста: Кондратьева И. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ( русский язык )

Тема: «Орфограммы в корнях. Способы их проверки»

Цели деятельности учителя: научить видеть орфограммы в корне слова и подбирать проверочные слова.

— уметь видеть орфограммы в корне слов;

— уметь подбирать проверочные слова;

— развитие орфографической зоркости.

— положительная мотивация к учению;

— уважительное отношение к учителю и сверстникам;

— способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование: УМК ПНШ – учебник, рабочая тетрадь Н. А. Чуракова, 4-3 часть, презентация, раздаточный материал.

Методы и приемы

1. Этап самоопределения к деятельности

-Добрый день, ребята! Меня зовут Эмилия Федоровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Давайте улыбнемся друг другу, дети!

Сядьте удобно девочки и мальчики, закройте глаза! Повторяйте за мной!

Сейчас я начну учиться!

Я радуюсь этому!

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу! (Пауза)

Память моя крепка!

Голова мыслит ясно! (Пауза)

Я очень хочу учиться!

Я готов к работе! (Открываем глаза)

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и мотивация

Открыли тетради, запишем дату и классная работа, только вспомним о положении тетради и о посадке при письме.

Начинаем наш урок с орфографической разминки, которая поможет узнать, что нас ждёт сегодня на уроке.

На доске записаны слова:

Выполним это устно.

— Прочитайте слова. Что их объединяет?

— Как называется орфограмма в этих словах?

-Это словарные слова.

-Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

К.: учитывать разные мнения, координировать в сотрудничестве разных позиций.

Практический: устные рассказы на грамматическую тему.

— На экране слова: учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, пробежка, гореть.

— Найдите и запишите слово с…

1.С буквой непроизносимого согласного в корне слова.

2.С буквой безударного гласного в корне слова, проверяемого ударением

3.Мягким знаком после шипящего

4.С буквой парного согласного в корне слова

5 Разделительным мягким знаком

6. С буквой безударного гласного в корне слова, непроверяемого ударением

— Какое слово осталось? Почему?

— Сейчас вы проверяли свою орфографическую зоркость – умение обнаруживать орфограмму в слове. Чтобы правильно написать слово с орфограммой, нужно хорошо знать правила русского языка. А слово, которое осталось на доске, – не случайно. Сегодня каждый из вас выступит в роли учителя. Будет оценивать не только работу свою, но и своих одноклассников.

— Предположите, какая будет тема урока?

Чему мы должны научиться при изучении этой темы?

— Прежде, чем начать работу, давайте вспомним правила, которые помогут вам выполнять задания. Поиграем в игру «Ромашка». Нужно выбрать любой лепесток, прочитать вопрос и ответить на него.

— Что такое «орфограмма»?

— Как проверить безударный гласный в корне слова?

— Как проверить парный согласный в корне слова?

— Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

— Что такое «корень слова»?

— Какие слова называются «родственными»?

-Остается слово УЧИТЕЛЬ, потому что в корне нет орфограммы.

— «Орфограммы в корнях слов»

— 1. Уметь находить орфограммы в словах

2. Уметь подбирать разные способы проверки

3. Определять место орфограммы в слове

— Орфограмма — ошибкоопасное место в слове. Это место в слове, в котором есть 2 и больше вариантов написания.

— Чтобы проверить безударный гласный в корне слова нужно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы на это слово падало ударение.

— Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо.

-корень слова- это общая часть родственных слов.

— Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень, с одним и тем же значением. При этом они относятся к разным частям речи. Так, к примеру, родственными можно назвать слова «белый», «белизна», «белеть».

П.: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника.

Л.: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

К.:участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

наглядный- работа с учебником

Практический – орфографический анализ.

— Надеюсь, что правила помогут вам справиться с заданиями. Сейчас вы будете работать в четверках по часам. На доске и карточках записано стихотворение Дж.Родари.

— Вставьте пропущенные буквы.

Эх, кабы радуга в яс. ной лазур…

Вдру.. ра…цв…ла без д…ждя и без бури!

Праз…ник бы был для каждой стр…ны –

Мир без в…йны, а не после в…йны!

— А сейчас проверим, что у вас получилось.

/к доске выходит 1 четверка/

— Как определить склонение существительных?

— Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям. Работаем в четверках по парте.

Подчёркнутое слово поставьте в начальную форму, выделите суффикс.

(проверка по группам)

/к доске выходит 1 четверка/

1) непроизносимый согласный в корне слова: ясный — ясен ;

2) ЛазурИ, т.к. это сущ. 3 склонение, а в третьем только «и»;

3) правописание парной согласной в конце слова:

4) приставка -рас-, звук Ц- глухой непарный; безударный гласный в корне, проверочное слово цвет:

5)безударный проверяемый гласный в корне слова. Проверочное слово: дождь

6) непроизносимый согласный в корне слова:

Праздник – празден, от слова праздный, т.е. отдыхающий;

7) безударная гласная в корне слова. Проверочное слово: о странах.

Страны – о странах;

8) безударная гласная, проверяемая ударением. Проверочное слово: о войнах.

Войны – о войнах.

1. поставь имя существительное в И. п., в ед.ч.

3. по таблице определи склонение.

4. определи окончание.

— А сейчас мы немного отдохнём.

— Я буду называть слова с корневыми орфограммами. Если это будет безударный гласный, вы шагаете на месте, если парный согласный – выполняете наклоны в стороны, непроизносимый согласный – приседаете.

Стена, снег, честный, шапка, прекрасный, поздний, трава, кружка, весло, солнце, шкаф, река.

Р.: эмоциональный настрой.

5.Первичное закрепление во внешней речи

— Теперь выполним упражнение 61 в учебнике. Прочитайте задание.

— Давайте проверим, какие орфограммы были пропущены?

Вывод: Так, в словах ворошили , запорошили и спешили сочетание Ши

находится на стыке корня и суффикса. а вот в слове большие орфограмма находится на стыке корня и окончания.

— Нам нужно будет списать текст, вставляя пропущенные буквы, назвать орфограмму, выделенную цветом, и выделить, в какой части слова она находится.

— Ворошили- Орфограмма на стыке корня и суффикса.

Вьюги- разделительный мягкий знак после согласных в корне слова.

Запорошили –Орфограмма на стыке корня и суффикса.

Замели – мел — проверяемая безударная гласная в корне слова.

Хорошо – буквы о. е после шипящих на конце наречий

Спешили –Орфограмма на стыке корня и суффикса.

Спрятали — правописание суф –а- в формах прошедшего времени.

Большие – Орфограмма на стыке корня и окончания.

Р.: контроль, оценка, коррекция.

П.: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

К.: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

— Выполним упражнение 62. Прочитайте задание.

1. Найдите слова с орфограммой «написание ча-ща под ударением» и покажите с помощью значков, в какой части слова она находится.

2.Теперь выпишите из текста три прилагательных, три существительных и три глагола с орфограммой «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», рядом напишите проверочные слова.

3. найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень и подчеркните чередование в корне

4.Теперь глагол в рамке (дымился) запишите в н.ф. без частицы –ся-, образуйте от этого слова существительное и прилагательное.

5.Затем от основы слова дым образуют существительное и

— Проверьте себя по словарю, правильно ли вы написали слова.

— нам нужно будет списать текст, вставляя нужные буквы.

1. находят слова с орфограммой «написание ча-Ща под ударе-

нием» и с помощью значков показывают место орфограммы в слове :

чаща (в корне слова ), качался (на стыке корня и суффикса).

2. выписывают из текста три прилагательных, три существитель-

ных и три глагола с орфограммой «безударный гласный в корне сло-

ва, проверяемый ударением». рядом записывают проверочные сло-

ва: лесной (лес), широкой (ширь), ледяную (лёд), снежок (снег), на

верхушке (верх), над головой (головы, головушка), качался (качка),

скрипел (скрип), засинели (синий). (Школьники могут найти другие

слова в тексте с этой орфограммой .)

3. находят и выписывают родственные слова , выделяют в них

корень и подчеркивают чередование в корне: снежок, снежным,

4. слово в рамке записывают в начальной форме без частицы -ся.

Письменно показывают, от основы какого слова оно образовано.

Дым/ + и + ть = дымить

Р.: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того. что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.

7.Рефлексия деятельности (по продукту)

— Вспомните, какую цель мы ставили вначале урока.

— Для чего нам нужно писать правильно?

— Оцените свои знания по данной теме.

— Какое задание вам понравилось больше всего?

— Какое показалось самым трудным?

— Оцените свою работу на уроке по плану:

Сегодня на уроке я научился …

У меня хорошо получилось …

…. задание вызвало затруднение, потому что …

— Спасибо за урок!

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Орфографическая разминка к…л… ндарь п…года адр …с ул… ца

Учитель, ущелье, мощь, праздник, побежал, гореть

«Орфограммы в корнях слов» Цели: 1 . Уметь находить орфограммы в словах; 2. Уметь подбирать разные способы проверки; 3. Определять место орфограммы в слове.

Вставьте пропущенные буквы. Эх , кабы радуга в яс. ной лазур … Вдру .. ра … цв … ла без д… ждя и без бури! Праз …ник бы был для каждой стр… ны – Мир без в… йны , а не после в… йны !

Как определить склонение существительных? 1. поставь имя существительное в И. п., в ед.ч. 2. определи род. 3. по таблице определи склонение . 4 . определи окончание .

Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям. 1 скл . 2 скл. 3 скл.

Выпишите сущ. в 3 столбика по склонениям. 1 скл. 2 скл. 3 скл. радуга дождь лазурь война мир страна праздник буря

Поставьте слово в начальную форму, выделите суффикс. ра … цв … ла

Ворошили Вьюги Запорошили Замели Хорошо Спешили Спрятали Большие Тёплые Стога

Найдите слова с орфограммой «написание ча-ща под ударением» и покажите с помощью значков, в какой части слова она находится. чаща (в корне слова ), — качался (на стыке корня и суффикса).

Теперь выпишите из текста три прилагательных, три существительных и три глагола с орфограммой «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», рядом напишите проверочные слова. лесной (лес), широкой (ширь), ледяную (лёд), снежок (снег), на верхушке (верх), над головой (головы, головушка), качался (качка), скрипел (скрип), засинели (синий).

найдите и выпишите родственные слова, выделите в них корень и подчеркните чередование в корне

Глагол в рамке (дымился) запишите в н.ф. без частицы – ся -, образуйте от этого слова существительное и прилагательное. Дымить Дым/ + и + ть = дымить

от основы слова дым образуйте существительное и прилагательное дымок, дымный

Оцените свою работу на уроке по плану: Сегодня на уроке я научился … У меня хорошо получилось … …. задание вызвало затруднение, потому что … Мне нужно ещё …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Школа России» 3 класс русский язык «Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.»

Конспект урока по русскому языку 3 класс УМК «Школа России» Т.Г.Рамзаева и презентация по теме «Обобщение знаний о способах проверки слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в к.

Конспект урока русского языка по теме «Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова».

Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов .

Конспект урока русского языка по теме «Освоение способа действия для определения падежей»

Ознакомление учащихся с названием падежей и их вопросами, алгоритмом определения падежа слова в предложении.

Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны

Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных.

Конспект урока русского языка «Учимся писать корни и суффиксы»

Данный материал содержит конспект урока — рефлексии по теме «Учимся писать корни и суффиксы» , проведенном во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». Конспект составлен в соответствии с требования.

Конспект урока русского языка «Орфограммы в корнях слов», 4 класс, ПНШ

Конспект урока русского языка.

Конспект урока русского языка во втором классе по теме: «Ознакомление со способами проверки безударных гласных в корне слова»

Данная тема является одной из «сквозных» тем в русском языке начальной школы, поэтому ей уделяется особо пристальное внимание. Необходимо у учащихся расширить представления о способах подбор.

Источник

Читайте также:  Настройки способа оплаты промокод
Оцените статью
Разные способы