- Порядок проведения процедуры проверки техники чтения в 1-4 классах учебно-методический материал по чтению на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проверка навыка чтения 1-4 класс методическая разработка по чтению на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Проверка навыка чтения
- 1-4 классы
- Направления и функции контроля и оценки
- Проверка навыков чтения и понимания прочитанного
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения в 1-4 классах
учебно-методический материал по чтению на тему
Цели и задачи
1.Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения.
2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
— темп чтения, при котором осознается текст;
— навык осознанного чтения в определенном темпе;
— чтение без ошибок.
3 Проведение проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год:
— в начале года (вводный контроль);
— в декабре (текущий контроль);
— в конце года (итоговый контроль).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_chteniya.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения в 1-4 классах
1.Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения.
2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
— темп чтения, при котором осознается текст;
— навык осознанного чтения в определенном темпе;
— чтение без ошибок.
3 Проведение проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год:
— в начале года (вводный контроль);
— в декабре (текущий контроль);
— в конце года (итоговый контроль).
Требования к уровню сформированности навыка чтения
- Способ чтения – чтение целыми словами;
- Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
- Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
- Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Классификация ошибок, влияющих на снижение отметки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
- слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-4 классах.
на конец I полугодия
на конец II полугодия
не менее 10 — 15 (20 — 25) слов в минуту
на 2 — менее 15слов
на 3 — менее 15-19слов
на 4 — менее 20-24 слова
на 5 — от 25 слов
на 2 — менее 15слов
на 3 — менее 15-19слов
на 4 — менее 20-24 слова
на 5 — от 25 слов
на 2 — менее 25 слов
на 3 — 25-29 слов
на 4 — 30-34 слова
на 5 — от 35 слов
на 2 — менее 40 слов
на 3 — 40-44 слова
на 4 — 45-49 слов
на 5 — от 50 слов
на 2 — менее 40 слов
на 3 — 40-44 слова
на 4 — 45-49 слов
на 5 — от 50 слов
на 2 — менее 40 слов
на 3 — 40-49 слов
на 4 — 50-59 слов
на 5 — от 60 слов
на 2 — менее 65 слов
на 3 — 65-69 слов
на 4 — 70-74 слова
на 5 — от 75 слов
на 2 — менее 65 слов
на 3 — 65-69 слов
на 4 — 70-74 слова
на 5 — от 75 слов
на 2 — менее 65слов
на 3 — 65-74 слова
на 4 — 75-84 слова
на 5 — от 85 слов
на «2» — менее 85
на «3» — 85-89
на «4» — 90-100
на «5» — 100 и более
1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения в 1классе может не проверяться.
При проверке техники чтения начале года, показатель скорости чтения должен соответствовать показателю норм чтения прошлого года.
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения
1. Проверка сформированности техники чтения у обучающихся проводится в течение одного дня.
.2. В кабинете, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, один – на которого возлагаются обязанности экзаменатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли ассистента.
3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения мониторинга.
4. Экзаменатор предоставляет обучающемуся необходимый материал на отдельном листе без пометок и подсчета количества слов, второй экземпляр текста находится у экзаменатора (именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются ошибки и недочеты в чтении учащегося).
5. Обучающимся, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
6. Текст, предлагаемый для чтения, обучающийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты.
7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение №1, приложение №2). По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
Проверка техники чтения в 1- 4 классах
20… — 20… учебный год
Фамилия, имя учащегося
Способ чтения: слоговое, целыми словами
Правильность: повтор, искажение, орфоэпические ошибки
Темп чтения: слов в минуту
Рекомендации по оцениванию техники чтения
1. В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения обучающихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения (приложение №1, приложение №2), которая заполняется сразу после каждого обучающегося, читавшего текст.
- Способ чтения (определяется во время чтения) у учащихся начальной школы.
- Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
- Правильность чтения (определяется во время чтения).
- Выразительность чтения (определяется во время чтения).
- Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
3. В ходе проверки техники чтения в таблице (приложение №1, приложение №2) необходимо поставить отметку (+-), чтобы отметить способ чтения каждого учащегося. Отметка итоговая ставится исходя из вышеперечисленных критериев оценки техники чтения.
4. Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на осмысление читаемого.
5. Группы типичных ошибок:
- искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими;
- наличие повторов (слогов и слов);
- нарушение норм литературного произношения:
- орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.
6. Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается знаками (+-).
7. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
— не более двух неправильных ударений;
— отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
— осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
— неточности при формулировке основной мысли произведения;
— нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Осознание прочитанной информации предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
— значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
— содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
— предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
— основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
8. Вывод экзаменатора о том, что для данного обучающегося характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
На основании приложений №1 и №2 учитель анализирует результативность техники чтения класса в целом, выявляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознанного чтения, формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателей техники чтения. Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение №3 (выводы о том, произошло ли повышение/понижение % качества и % выполнения данной работы по сравнению с предыдущей проверкой и какие объективные причины этому предшествовали).
Анализ техники чтения
- Количество учащихся в классе — ……..
- Число проверенных учащихся — ………..
- Цели: выявить навыки чтения:
Понимание слов: ключевых; употребленных в переносном смысле. Понимание предметного плана: о чем, о ком или что говорится в этой части, в тексте, осознание смысла предметного плана, что всем этим хотел сказать автор. Осознание основной мысли произведения.
- Читаю по буквам — …………..учащихся
- Читают по словгам — …………учащихся
- Читают по слогам и целыми словами — …………….учащихся
- Читают целыми словами — ………….учащихся
- Без ошибок – ………. учащихся
- С 1-2 ошибками — …….учащихся
- С 3 и более ошибками — учащихся
- Пропуск, замена, искажение букв, слогов — ………учащихся
- Повторы слов, слогов — ……..учащихся
- Постановка ударения — ……….учащихся
- Ошибки в окончании слов — ………учащихся
- Ниже нормы — ……..учащихся
- В норме — …………учащихся
- Выше нормы — ………учащихся
- Использование основных средств выразительность (пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание –
- Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации — ……учащихся
Источник
Проверка навыка чтения 1-4 класс
методическая разработка по чтению на тему
УМК «Школа 21 века», автор Ефросинина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_navyka_chteniya_1.docx | 26.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверка навыка чтения
1-4 классы
Автор учебника «Литературное чтение» Любовь Александровна Ефросинина разработала систему контроля и оценки уровня подготовки учащихся 1–4-х классов по литературному чтению. Разноуровневые многофункциональные задания позволяют организовать дифференцированную текущую и итоговую проверку знаний и учебных умений учащихся, оценить их продвижение в овладении читательской деятельностью и в литературном развитии.
Образцы текущих работ для всех классов представлены в пособии Ефросининой Л.А. «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы, тексты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания» (в 2 частях) (М.: Вентана-Граф).
Предлагаемый материал может быть полезен не только педагогам, занимающимся по названному учебнику. Творчески работающие учителя могут адаптировать данную систему проверки знаний к своим пособиям по литературному чтению, составить по аналогии собственные задания.
Направления и функции контроля и оценки
В 1–4-х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника.
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и нашей авторской программой курса 1 .
Вот те обобщенные показатели обученности (учебные компетенции) по литературному чтению, которые, соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию.
1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а, следовательно, успешного обучения в школе.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:
- знание изученных произведений , рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;
- представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
- знание книг и произведений из круга детского чтения , предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности , обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). Овладению этой компетенцией в нашем курсе уделяется особое внимание с первого до четвертого года обучения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом , результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).
Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».
Разработанная нами система проверочных (текущих) и контрольных (итоговых) заданий позволяет не только оценить базовые (обязательные) знания, умения и навыки учащихся по предмету, но и определить уровни сформированности их учебно-познавательной (умение учиться) и читательской деятельности, а кроме того, представить динамику развития творческих способностей и значимых психологических качеств личности (воля, эмоции, самосознание, отношение к другим людям и миру, ценностные ориентации и т.д.).
В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
- социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки, учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
- воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
- образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
- эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться. Чтобы контроль и оценка стали стимулом к учению, необходимы установка на успех для каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, доброжелательное и объективное отношение учителя и одноклассников при оценивании результатов работ);
- формирующую самоорганизацию и самоуправление деятельности (учащиеся приобретают навыки самоконтроля и самооценки, умение видеть свои ошибки и исправлять их, принимать и понимать оценку учителя; учитель, анализируя ошибки учащихся, может увидеть недостатки в организации процесса обучения и выбрать способы устранения недочетов).
Проверка навыков чтения и понимания прочитанного
Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеют специфические особенности. Если в 1-м классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов), то во 2–4-х классах оно постепенно становится средством обучения и формируется как общеучебное умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за овладением навыком чтения. Так, меняется соотношение чтения молча и вслух. Если в 1-м классе основное учебное время занимают слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10–15% в 1-м классе до 80–85% в 4-м классе). Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контроля.
-В 1-м классе проверяются овладение слогоаналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, темп чтения текста (в конце года темп чтения – не менее 30 слов в минуту).
-Во 2-м классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения – не менее 50 слов в минуту).
-В 3-м классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворений (темп чтения – не менее 60 слов вслух и не менее 80 слов молча).
-В 4-м классе проверяются овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть – стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений.
При выборе контрольных текстов , предлагаемых для проверки навыка чтения в каждом классе, учитываютя следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз; 4) размер букв и их начертание (шрифт).
Для определения темпа (скорости) чтения используются тексты, состоящие из слов средней длины (в среднем 6,4 буквы).
Технология подсчета проста: сосчитать количество букв и пропусков в каждой строке, разделить на 6,4 и в конце каждой строки записать количество слов средней длины от начала текста до конца данной строки.
Таким образом, готовится текст для проверки чтения вслух и молча.
Скорость чтения обычно соответствует скорости речи, то есть темп чтения человека строго индивидуален.
Время проверки – не менее 3 минут. О замере времени учащимся не сообщается.
Источник