- Виды проверки домашнего задания по русскому языку статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
- Оригинальные способы проверки домашнего задания
- Рекомендации по организации устного опроса
- Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
- Методические рекомендации по проверке домашнего задания на уроках русского языка в школе
- Просмотр содержимого документа «Методические рекомендации по проверке домашнего задания на уроках русского языка в школе»
Виды проверки домашнего задания по русскому языку
статья по теме
Виды проверки домашнего задания по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dzruss.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды проверки домашней работы по русскому языку
Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).
^ При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:
• фронтальная проверка выполнения упражнения;
• выборочная проверка письменного задания;
• фронтальный опрос по заданию;
• выполнение аналогичного упражнения;
• взаимопроверка выполнения письменного задания;
• опрос по индивидуальным карточкам;
• опрос с вызовом к доске.
Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.
Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной.
По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.
В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.
Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).
Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.
Источник
Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
- провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
- выполнить аналогичное задание;
- использовать индивидуальные карточки;
- провести выборочную проверку письменного задания;
- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
- Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них — учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, — это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник
Методические рекомендации по проверке домашнего задания на уроках русского языка в школе
В статье предлагаются самые эффективные и оригинальные способы и приёмы проверки домашнего задания
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по проверке домашнего задания на уроках русского языка в школе»
В данной статье я предлагаю интересные и оригинальные способы проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Абдувагапова Розия Равуповна – учительница русского языка школы №29 Гиждуванского района Бухарской области.
Роль домашнего задания в процессе обучения в школе сложно переоценить. Будет ли ученик регулярно и качественно выполнять его, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель.
Проверка выполнения учениками домашнего задания – важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
— вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
— провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
— использовать индивидуальные карточки;
— провести выборочную проверку письменного задания;
— провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Я хочу остановиться на самопроверке задания, так как суть самопроверки сводится к умению сопоставлять результат своего труда с эталоном. Самопроверка ученика предполагает:
— умение оценивать свою работу адекватно;
— умение видеть свои ошибки и находить рациональные способы решения проблемы;
— умение изменять ритм своих действий согласно изменившимся условиям;
— умение самостоятельно составлять проверочные задания.
С точки зрения психологов, самопроверка опирается на память и внимание, а важнейшую роль играет мышление. То есть, ученику нужно не просто запомнить, например, шаблон правильного ответа, но и суметь объяснить порядок действий, доказать правильность выводов.
Как же, всё таки, проверить домашнее задание?
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради ответ – многим ученикам. Такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у учеников отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома. Именно такая скучная, однообразная организация проверки домашнего задания становится одной из причин снижения интереса учащихся к изучению предмета.
Секрет проверки домашнего задания заключается в гармоничном сочетании учителем не традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.
Предлагаю несколько интересных идей:
Дискуссия. Для её проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своего ответа, своей позиции или взгляда на проблему. Точки зрения могут быть изложены учениками. Как в письменной, так и в устной форме. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом её станет более глубокое познание сущности изученного материала.
Вопрос автору( в форме интервью). Этот необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания можно применить на уроках литературы. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов ученику, который выступает в роли, например, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова и т.п. ( И.А. Крылову: Сколько басен вы написали? О чем ваше басни? Что такое мораль? А.С.Пушкину: Какую пословицу вы подобрали для эпиграфа к повести «Капитанская дочка»? Назовите темы вашей поэзии? О чем стихотворение «Осень»? Ваше любимое стихотворение? Прочитайте наизусть?
Тематический кроссворд. Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Неожиданные вопросы. Задача учителя сформировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определённое разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Рецензия на устный ответ. Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом правильности или неправильности, внесением дополнений и уточнений)
Взаимная проверка. При проверке письменного домашнего задания по русскому языку можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение упражнения, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках.
Краткие письменные ответы. Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трёх слов. Такие задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Сверка с проектором. Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя.
Проверка домашнего задания путём опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать ему помощь, научить. Как это реализовать на практике?
— Опрос-светофор:В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зелёного с другой. Обращённая к учителю зелёная сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопрос базового уровня ученик показывает красную сторону, — это сигнал тревоги для учителя. Это низкий балл, который ученик сам себе поставил.
— Солидарный опрос:Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Из тех, кто желает оказать помощь, учитель выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шёпотом дать подсказку товарищу.
— Взаимный опрос: Учительдаёт поручение трём наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся на третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может попробовать свои силы во второй или в первой группе.
— Программируемый опрос: Ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам поспорить.
— Тихий опрос: Учитель негромко опрашивает одного или нескольких учеников, когда весь класс выполняет другое задание.
— Опросная цепочка: Такой способ опроса рекомендуется применить для получения развернутого и логический связного ответа. При этом один ученик начинает отвечать, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль.
Для многих учителей актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно эффективно игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаю несколько практических идей, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Игра «Рисуем ответ»: Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать.
Игра «Похлопаем-потопаем»: Проверяя домашнее задание учитель задаёт вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Это игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение.
Игра «Семицветик»: Учителю необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока одна из команд не соберёт цветок полностю.
Игра «Мяч по кругу»: Игра проводится в кругу. Учитель задаёт вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, даёт ответ.
Каждый учитель может внести креативы, исходя из уровня сформированности ЗНУ у своих учеников.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.
Источник