- Статья «Формы проверки домашнего задания по математике»
- Проверка домашних заданий на уроках математики статья по математике на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
- Оригинальные способы проверки домашнего задания
- Рекомендации по организации устного опроса
- Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Статья «Формы проверки домашнего задания по математике»
Формы проверки домашнего задания по математике.
Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Как ученик регулярно и хорошо её будет выполнять, во многом зависит от тех способов и форм проверки, которые выбирает учитель.
На уроках математики мы пользуемся традиционными способами проверки:
-проверка домашнего задания в тетрадях учителем
-вызвать одного или нескольких учеников к доске, которые воспроизводят решение задачи или её доказательство
-математический диктант в форме тестирования
— фронтальный опрос в классе по формулам, понятиям, признакам или значениям
-выполнение задания ,аналогичного домашнему (около доски или в тетрадях, листочках)
-проверка теоретического материала в парах
-использование индивидуальных карточек
-можно провести выборочную проверку письменного задания в старших классах
-найти ошибку в домашнем задании на доске
-самопроверку, используя образцы на школьной доске или интерактивной
— взаимопроверку письменного задания
-проверка домашнего задания в игровой форме :
«передай эстафету» (вопрос-ответ)
«ассистент учителя» (проверка домашнего задания своего ряда, группы)
« блиц –опрос» (подготовленные вопросы классу одним , двумя учащимися)
«математическое лото» ( при закрытии ответов, получается рисунок) и т.п.
Особое место можно отдать проверке творческого домашнего задания, которое активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышает самостоятельность, рождает и сохраняет мотивацию качественно выполнить домашнюю работу. Это интерактивные кроссворды, проекты, ребусы, составление иллюстрированный задач по заданной теме, выполнение рисунков на координатной плоскости, конструирование многогранников и т.д., при которых ученик в большей степени остаётся в «позиции успеха».
Проверку домашнего задания нужно организовывать так, чтобы ученики не сочли данный этап «самым скучным» на уроке.
Источник
Проверка домашних заданий на уроках математики
статья по математике на тему
Способы проверки домашних заданий по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_domashnikh_zadaniy_na_uroke.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРКА ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(из опыта работы )
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи
муниципального образования Гулькевичский район
Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. От способов и приёмов проверки домашних заданий существенно зависит и характер их выполнения.
Дело в том, что при выполнении домашней работы учащиеся начальных классов нередко прибегают к помощи родителей. Зачастую задачи и примеры, выполненные ребенком на черновике, проверяются старшими, ошибки исправляются без какого-либо анализа, работа чисто и аккуратно переписывается в тетрадь.
Продумывая способы проверки домашних заданий, надо иметь в виду, что проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую. Именно сочетание этих двух функции проверки позволяет повысить ее воспитательное значение и активизировать деятельность учащихся при проверке домашних заданий. Проверка домашней работы должна стать органической частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов. Рассмотрим такой пример. Дома учащиеся решали задачу: «В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула больше. Сколько стульев во второй комнате?» Цель урока, на котором проверяется выполнение этой домашней задачи,—формирование умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа.
Продумывая последовательность заданий на данном уроке, учитель, прежде всего, имеет в виду проверку домашнего задания и, основываясь на этом этапе, строит свою дальнейшую работу. Задания выстраиваются в следующей последовательности:
1. Решите устно задачу: «В одной комнате 5 стульев, а в другой на 3 стула меньше. Сколько стульев в другой комнате?»
— Откройте тетради с решением домашней задачи. В чем сходство и различие классной и домашней задачи? (Сходство: даны числа 5 и 3. Вопросы задач одинаковые. Различие: в домашней задаче в условии дано, что во второй комнате стульев больше, а в условии классной задачи—меньше. Решение задач различно.)
-Каким действием решалась домашняя задача? Почему?
2. На доске текст: «На дереве сидели 5 птичек, 3 птички улетели».
- Поставьте вопрос к данному условию. (Сколько птичек осталось?)
- Можно ли решить эту задачу, так же, как домашнюю? (Нет. В домашней задаче 5+3 =8, там есть слово «больше», а здесь птички улетели, их стало меньше.)
3. На доске текст: «На одном столе лежало 5 карандашей. Сколько
карандашей лежало на другом столе?»
— Дополните условие задачи, чтобы она решалась так же, как домашняя.
Опять дети обращаются к домашней задаче. Сопоставляют ее решение с условием и по аналогии дополняют условие предложенной задачи.
Проверяя решение домашних примеров, можно повторить и закрепить различные вопросы курса. Это можно сделать, предложив учащимся следующие задания:
8—6=2 4+6=10 7—3=4 9—8=1
10—5=5 2+5=7 5+4=9 1+7=8
- Прочитайте примеры, в которых вы находили сумму.
- Прочитайте примеры, в которых находили разность.
- Прочитайте примеры, при решениях которых мы использовали переместительное свойство сложения.
- Назовите случаи состава числа 10, которых нет в домашних примерах. Аналогичный вопрос можно задать по отношению к числам 7, 8, 9.
Способ проверки тех же примеров может носить косвенный или опосредствованный характер, например:
1) Составьте из всех примеров на вычитание примеры на сложение и
прочитайте их.
Составляя пример на сложение, ученик использует тот пример на вычитание, который он решил дома, т.е. по тому, как учащийся составит пример на сложение, учитель может судить о правильности решения домашнего примера. (Ответ: 3—4=7. 4+3= 7.) Можно также уточнить, каким примером из домашнего задания пользовался ученик.
2) Из каждого примера на сложение составьте два примера на вычитание и
прочитайте их.
Используя косвенный способ проверки, учитель может поставить перед учащимися и такие вопросы:
- Какое число нужно вычесть из 8, чтобы получить 2? Какой пример из домашней работы помог вам ответить на этот вопрос? (8-6=2.)
- Какое число надо уменьшить на 4, чтобы получить 9? (5; пример: 5 + 4=9)
3) Какое число надо уменьшить на 3, чтобы получить 4? (7;пример: 7-3=4)
Возможны задания и такого характера:
9-х=1. Укажите в домашней работе пример, который поможет вам найти неизвестное число в данном уравнении. (9—8=1)
Аналогичное задание предлагается с уравнениями:
В данном случае не имеет значения тот факт , что с решением уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого учащиеся еще не знакомы. При проверке домашних примеров можно поставить перед учащимися обратную задачу, которую они могут решить, опираясь на выполненные дома примеры.
Например, на доске записаны равенства: П+5=9; П-3=5; 8 -П=2; П+6=10
9—П=1; П+4=9; 10 -П=5; 2+П=7
Предлагаю задание: «Вставьте пропущенные числа, чтобы полученные равенства были верными». После этого примеры, записанные на доске, сопоставляются с примерами в тетради.
Все перечисленные способы могут быть использованы при проверке вычислений в любом концентре. Следует только учитывать те новые знания и умения учащихся, которые они приобретают в процессе изучения курса. Например, при проверке правильности вычислений возможна постановка таких заданий:
56—3 74—20 35+2 46+30 50-6
56+3 74+20 35+20 46—30 58—6
- Прочитайте примеры, в которых находится сумма двузначных чисел.
- Прочитайте примеры, в которых находится разность двузначных чисел.
- Прочитайте примеры, при решении которых вы использовали вычитание из числа 10.
- Прочитайте примеры, и которых ответ равен: 3 десяткам, 7 единицам; 5 десяткам 5 единицам; 1 десятку 6 единицам.
- Прочитайте примеры, в которых данное число увеличивается на несколько единиц, на несколько десятков; уменьшается на несколько единиц, на несколько десятков.
Использование различных способов проверки для закрепления и повторения возможно и при проверке решения уравнений. Например, учащиеся решали дома уравнения: х+4=7, 3+х=6, х+7= 10. Учитель может предложить такие задания:
- х, 7, 6, 3. Составьте из данных чисел одно из уравнений, которое вы решали дома. (3+х=6.)
- Можно ли составить другие уравнения с этими же числами? (х+б=7; х+3=6; х+3=7.) Решите уравнения.
Пока учащиеся решают самостоятельно составленные уравнения в тетрадях, прохожу по классу и выясняю ,как ученики справились с домашним заданием. Слово предоставляется ученику, который допустил в домашней работе ошибку.
3) Почему в уравнении х+4=7 х=3? (Если подставить вместо х число 3,
то получим верное равенство 3+4== 7.)
4) Какое из чисел—2, 5, 3, 4; 8—является решением уравнения х+7=10? Почему?
Особую значимость приобретает проверка домашней работы, если она органически связана с изучением нового материала. Рассмотрим, как можно организовать работу на примере изучения темы.
В начале урока проверяется домашняя задача: «Для школы купили 10 портретов по 3 руб. и 2 портрета по 5 руб. Сколько денег уплатили?» Учитель заранее пишет краткую запись домашней задачи на доске:
Помимо этого на доске записана краткая запись другой задачи: I—10 п. по 3 р.
- Посмотрите, на доске записаны две задачи, одну из них вы решали дома. (По краткой записи воспроизводится домашняя задача и ее решение.)
- А теперь послушайте вторую задачу: «Одна школа купила 10 портретов по 3 руб., а другая 10 портретов по 5 руб. Сколько денег уплатили за все портреты?»
Выясняется сходство и различие классной и домашней задач, предлагается записать решение классной задачи выражением 3х10+5х10.
- Можно решить классную задачу другим способом? (Если учащиеся затрудняются, учитель ставит вопрос по-другому: «Можно ли решить классную задачу таким способом: (3+5)х 10?»)
- Можно ли решить домашнюю задачу другим способом? (Нет.) Почему? (Количество купленных портретов различно.)
Сопоставление классной и домашней задач помогает учащимся понять, в каком случае мы можем сумму двух произведений заменить умножением суммы на число.
— Как можно изменить условие домашней задачи, чтобы можно было ре
шить ее двумя способами?
Изменения вносятся в краткую запись домашней задачи на доске: 2 п. по 3 р.
— Запишите решение этой задачи выражением:
Таким образом, проверка домашнего задания подвела учащихся к изучению нового материала. После проведения такой работы можно предложить ученикам решение примеров двумя способами
(2+8)х8= 2х8+8х8= (3+4)х6= 3х6+4х6=
Если систематически связывать проверку домашнего задания с изучением нового материала, с проведением устного счета, с закреплением и повторением материала, то учащиеся более ответственно относятся к домашнему заданию,
стараются выполнить его самостоятельно, чтобы быть готовыми к тем вопросам, которые ждут их на уроке.
Полезной в этом же плане является работа и по составлению различных вопросов к домашнему заданию самими учащимися.
Данная работа является естественным продолжением использования приемов проверки домашнего задания учителем и служит не только активизации деятельности учащихся во время проверки, но и формированию у них навыков самоконтроля. Начать эту работу можно следующим образом. На одном из уроков сообщаем учащимся. Что сегодня проверять домашнюю работу будет кто-то из учащихся . Можно даже предлагать учащимся дома продумать, как они будут проверять домашнее задание в классе, какие вопросы и задания предложат. Постановка вопросов самими учащимися является полезной в различных аспектах, поэтому не следует учителю жалеть времени на проведение такой работы.
Взаимопроверка домашнего задания — это наиболее высокая ступень самостоятельной деятельности учащихся. К использованию этого приема можно приступить только после того, как в процессе работы будут применяться на уроке различные приёмы проверки домашней работы. Только в этом случае взаимопроверка будет носить не формальный характер, а осуществляться сознательно и ответственно.
1.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст./Н.С.Летес.- М.: Новая школа, 2005.-92с.
2.Гончарова Е.А., Е.Э. Кочурова, А.М.Пышкало. Учись размышлять./Е.А.Гончарова, Е.Э.Кочурова, А.М.Пышкало.-М.: Новая школа, 2004.-260 с.
3.Тимашова Л.С. Развитие логического мышления школьников на уроках математики. /Л.С.Тимашова.- М.: Новая школа,2008.-48с.
Источник
Как проверить домашнее задание: 20 интересных способов
Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
- вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
- провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
- выполнить аналогичное задание;
- использовать индивидуальные карточки;
- провести выборочную проверку письменного задания;
- провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Выйти к доске и рассказать выученное правило или переписать из тетради решенный пример – многим ученикам такая проверка кажется очень скучным занятием. Нередко по этой причине у школьника отпадает всякое желание самостоятельно выполнять подготовку дома.
Как же проверить домашнее задание? Секрет заключается в гармоничном сочетании педагогом традиционных и необычных, оригинальных, интересных форм и методов проверки, которые активизируют мыслительную деятельность у учеников, повышают самостоятельность, рождают и сохраняют мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу. Предлагаем вниманию педагогов несколько интересных идей.
Оригинальные способы проверки домашнего задания
Для ее проведения класс необходимо разбить на группы, каждая из которых будет выступать в защиту своей позиции или взгляда на проблему. Одна точка зрения может быть изложена в учебнике или справочнике, а другая, отличная от нее, может принадлежать кому-то из учеников или учителю. В дискуссии важны рассуждения и аргументы учащихся, а результатом ее станет более глубокое познание сущности изученного явления.
- Вопрос автору (в форме интервью)
Это необычный и очень интересный способ проверки домашнего задания. Учитель предлагает ребятам придумать несколько вопросов автору открытия, изобретения, произведения, чтобы глубже познать его смысл. Отвечать на вопросы могут наиболее подготовленные ученики, а на самые сложные из них — учитель. К примеру, при проверке домашнего задания по химии можно адресовать интересующие вопросы Дмитрию Ивановичу Менделееву, по физике – Исааку Нюьтону, по геометрии – Пифагору, по литературе – Федору Михайловичу Достоевскому.
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Задача учителя сформулировать вопрос по-иному, нежели в учебнике после параграфа. Если ученик добросовестно подготовился к уроку, затруднений с ответом у него не возникнет, а определенное разнообразие в процесс проверки будет внесено.
Ученикам предлагается выслушать ответ одноклассника, подготовить и выступить с устной рецензией на него (с учетом достоинств и недостатков, внесением дополнений и уточнений).
При проверке письменного домашнего задания по химии, русскому или английскому языку, математике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Вместо устного опроса учитель просит отвечать на несложные вопросы по теме письменно. При этом ответ должен состоять из двух-трех слов. Такое задание помогает лучшему усвоению учащимися теоретических знаний.
Правильный вариант выполнения домашнего задания выводится учителем на экран проектора. Ученики сверяются с ним, исправляют допущенные ошибки, получая по ходу необходимые комментарии от учителя или одноклассников.
Рекомендации по организации устного опроса
Проверка домашнего задания путем опроса учащихся – традиционный и наиболее популярный способ. Нередко его используют, чтобы найти пробелы или недостатки в знаниях, забывая о главной задаче опроса – поддержать ученика, оказать помощь, научить. Мы подскажем, как это реализовать на практике.
В нашем случае в качестве светофора выступает длинная картонная полоска красного цвета с одной стороны и зеленого – с другой. Обращенная к учителю зеленая сторона свидетельствует о готовности ученика к ответу на поставленный вопрос («Знаю!»), красная – о том, что ученик не готов ответить («Не знаю!»). Если на вопросы базового уровня ученик показывает красную сторону, — это сигнал тревоги для учителя. Это двойка, которую ученик сам себе поставил. Можно задавать и творческие вопросы, при этом красный сигнал означает «Не хочу отвечать!», а зеленый – «Хочу ответить!».
Если ученик у доски не может справиться с заданием, необходимо обратиться за помощью к классу. Кто хочет помочь? Из тех, кто желает оказать помощь, педагог выбирает наиболее сильного ученика и предлагает ему шепотом дать подсказку товарищу. Как вариант – ученик сам выбирает того, в чьей помощи он нуждается, а учитель дает тренеру 10-15 минут на подготовку.
Педагог дает поручение трем наиболее подготовленным ученикам провести опрос тех, кто подготовился на «5», «4» или «3». Ученик, записавшийся в третью группу и успешно ответивший в ней на вопросы, может еще раз попробовать свои силы.
В этом случае ученику необходимо выбрать правильный ответ из тех, которые предлагает учитель. Такая форма работы при устном опросе используется редко. И совершенно напрасно. Ведь в столкновении разных мнений учащихся «плавится» непонимание. Учитель может стать на защиту неверного ответа, чтобы дать ребятам возможность поспорить.
Учитель негромко беседует с одним или несколькими учениками, а весь класс выполняет другое задание.
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Создается для неподготовленных учеников и находится всегда в одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Задача учителя – держать ситуацию под контролем.
Интересная проверка домашнего задания в начальной школе
Для многих педагогов актуальным является вопрос, как избежать однообразия при проверке домашнего задания в начальных классах. Для младших школьников особенно актуальна и эффективна игровая форма проверки усвоенных знаний. Предлагаем несколько практических идей, которые позволят не только выполнить интересную проверку домашнего задания, но и помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Учителю необходимо подготовить вопросы по пройденной теме, ответы на которые ребята смогут быстро и просто нарисовать. Дети должны быть предупреждены, что ответы нужно не озвучивать, а изображать на бумаге.
Проверяя домашнее задание, педагог задает вопросы и предлагает варианты ответов к ним. В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками. Эта игра – отличная разминка и хороший способ снять напряжение в классе.
В созданных командах педагогом назначается капитан. Задание для каждой из команд заключается в придумывании вопросов по изученной теме и поочередном ответе на них. Право ответа предоставляет капитан. Важно, чтобы в обсуждении принимали участие все члены команды.
Педагогу необходимо заранее подготовить бумажные цветы с семью цветными лепестками по количеству команд. За правильный ответ по пройденной теме команда получает один лепесток. Играют до тех пор, пока и одна из команд не соберет цветок полностью.
Игра проводится в кругу. Учитель задает вопрос и подбрасывает мяч. Ученик, который его поймал, дает ответ.
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка. Предложенные в данной статье способы проверки самостоятельной домашней работы учеников для достижения результата должны применяться педагогом систематически и комплексно.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Источник