- Деление с остатком
- Правило 1
- Деление с остатком — это деление одного числа на другое, при котором остаток не равен нулю.
- Правило 2
- При делении с остатком остаток всегда должен быть меньше делителя.
- Порядок решения
- Проверка деления с остатком
- Деление в столбик
- Деление в столбик
- Как правильно делить в столбик
- Как выглядит деление в столбик с остатком
- Примеры на деление в столбик
- Деление чисел с остатком
- Деление с остатком целых положительных чисел
- Деление с остатком положительного числа на целое отрицательное
- Деление с остатком целого отрицательного числа на целое положительное
- Деление с остатком целых отрицательных чисел
- Деление с остатком с помощью числового луча
- Проверка деления с остатком
- Теорема о делимости целых чисел с остатком
- Изучение темы » Деление с остатком»
Деление с остатком
Начнём рассмотрение новой темы с решения задачи.
Мама принесла 8 конфет и разделила их поровну между двумя детьми. Сколько конфет получил каждый?
Каждый ребёнок получил по 4 конфеты.
На следующий день мама опять принесла 8 конфет, но в гостях у её детей была ещё одна подружка. Мама опять разделила конфеты поровну, но уже между тремя детьми. Сколько конфет получил каждый ребёнок?
Каждый получил по 2 конфеты и 2 конфеты остались лишними.
Как это записать?
Как сделать проверку?
Правило 1
Деление с остатком — это деление одного числа на другое, при котором остаток не равен нулю.
Правило 2
При делении с остатком остаток всегда должен быть меньше делителя.
Порядок решения
1. Нахожу наибольшее число до 14, которое делится на 5 без остатка. Это число 10.
2. Вычитаю из делимого найденное число: 14 − 10 = 4
3. Сравниваю остаток с делителем
Проверка деления с остатком
1. Умножаю неполное частное на делитель.
2. Прибавляю остаток к полученному результату.
3. Сравниваю полученный результат с делимым, он должен быть МЕНЬШЕ.
Деление в столбик
В 23 содержится 5 раз по 4, и ещё остаётся 3.
Решение записывают так:
23 : 4 = 5 (ост. 3) или так:
, где 23 — делимое, 4 — делитель, 5 — неполное частное, а 3 — остаток.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Источник
Деление в столбик
О чем эта статья:
3 класс, 4 класс
Как правильно делить в столбик
Делить столбиком проще, чем высчитывать в уме. Этот способ наглядный, помогает держать во внимании каждый шаг и запомнить алгоритм, который впоследствии будет срабатывать автоматически.
Рассмотрим пример деления трехзначного числа на однозначное 322 : 7. Для начала определимся с терминами:
- 322 — делимое или то, что необходимо поделить;
- 7 — делитель или то, на что нужно поделить:
- частное — результат действия.
Шаг 1. Слева размещаем делимое 322, справа делитель 7, между ставим уголок, а частное посчитаем и запишем под делителем.
Шаг 2. Смотрим на делимое слева направо и находим ту часть, которая больше делителя. 3, 32 или 322? Нам подходит 32. Теперь нужно определить сколько раз наш делитель 7 содержится в числе 32. Похоже, что четыре раза.
Проверяем: 4 × 7 = 28, а 28
Шаг 3. Остаток равен 4. Для продолжения решения его нужно увеличить. Мы сделаем это за счет следующей цифры делимого. Приписываем к четверке оставшуюся двойку и продолжаем размышлять.
Шаг 4. Сколько раз делитель 7 содержится в числе 42? Кажется, шесть раз. Проверяем: 7 × 6 = 42, 42 = 42 — все верно. Записываем полученное число к четверке справа — это вторая цифра частного. Делаем вычитание в столбик 42 из 42, в остатке получаем 0. Значит, числа разделились нацело.
Мы закончили решать пример и в результате получили целое число 46.
Как выглядит деление в столбик с остатком
Это такое же деление, только в результате получается неровное число, как получилось в примере выше.
- Например, делим 19 на 5. Наибольшее число, делящееся на 5 до 19 это 15. Проверяем 5*3=15, 19-15=4. Ответ: 3 и остаток 4. Записываем так: 19:5=3(4).
- Еще пример: делим 29 на 6. Также определяем максимальное число, делящееся на 6 до 29. Подходит 24. Ответом будет: 4 и остаток 5. А записываем: 29:6=4(5).
Примеры на деление в столбик
Давайте закрепим знания на практике. Для этого разделите столбиком примеры ниже, а после проверьте полученные цифры — чур, не подглядывать!
Источник
Деление чисел с остатком
О чем эта статья:
Деление с остатком целых положительных чисел
Деление — это разбиение целого на равные части.
Остаток от деления — это число, которое образуется при делении с остатком. То есть то, что «влезло» и осталось, как хвостик.
Чтобы научиться делить числа с остатком, нужно усвоить некоторые правила. Начнем!
Все целые положительные числа являются натуральными. Поэтому деление целых чисел выполняется по всем правилам деления с остатком натуральных чисел.
Попрактикуемся в решении.
Пример
Разделить 14671 на 54.
Выполним деление столбиком:
Неполное частное равно 271, остаток — 37.
Ответ: 14671 : 54 = 271(остаток 37).
Деление с остатком положительного числа на целое отрицательное
Чтобы легко выполнить деление с остатком положительного числа на целое отрицательное, обратимся к правилу:
В результате деления целого положительного a на целое отрицательное b получаем число, которое противоположно результату от деления модулей чисел a на b. Тогда остаток равен остатку при делении |a| на |b|.
Неполное частное — это результат деления с остатком. Обычно в ответе записывают целое число и рядом остаток в скобках.
Это правило можно описать проще: делим два числа со знаком «плюс», а после подставляем «минус».
Все это значит, что «хвостик», который у нас остается, когда делим положительное число на отрицательное — всегда положительное число.
Алгоритм деления положительного числа на целое отрицательное (с остатком):
- найти модули делимого и делителя;
- разделить модуль делимого на модуль делителя
- получить неполное частное и остаток;
- записать число противоположное полученному.
Пример
Разделить 17 на −5 с остатком.
Применим алгоритм деления с остатком целого положительного числа на целое отрицательное.
Разделим 17 на − 5 по модулю. Отсюда получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2. Получим, что искомое число от деления 17 на − 5 = − 3 с остатком 2.
Ответ: 17 : (− 5) = −3 (остаток 2).
Деление с остатком целого отрицательного числа на целое положительное
Чтобы быстро разделить с остатком целое отрицательное число на целое положительное, тоже придумали правило:
Чтобы получить неполное частное с при делении целого отрицательного a на положительное b, нужно применить противоположное данному числу и вычесть из него 1. Тогда остаток d будет вычисляться по формуле:
d = a − b * c
Из правила делаем вывод, что при делении получается целое неотрицательное число.
Для точности решения применим алгоритм деления а на b с остатком:
- найти модули делимого и делителя;
- разделить по модулю;
- записать противоположное данному число и вычесть 1;
- использовать формулу для остатка d = a − b * c.
Рассмотрим пример, где можно применить алгоритм.
Пример
Найти неполное частное и остаток от деления −17 на 5.
Разделим заданные числа по модулю.
Получаем, что при делении частное равно 3, а остаток 2.
Так как получили 3, противоположное ему −3.
Необходимо отнять единицу: −3 − 1 = −4.
Чтобы вычислить остаток, необходимо a = −17, b = 5, c = −4, тогда:
d = a − b * c = −17 − 5 * (−4) = −17 − (− 20) = −17 + 20 = 3.
Значит, неполным частным от деления является число −4 с остатком 3.
Ответ: (−17) : 5 = −4 (остаток 3).
Деление с остатком целых отрицательных чисел
Сформулируем правило деления с остатком целых отрицательных чисел:
Для получения неполного частного с от деления целого отрицательного числа a на целое отрицательное b, нужно произвести вычисления по модулю, после чего прибавить 1. Тогда можно произвести вычисления по формуле:
d = a − b * c
Из правила следует, что неполное частное от деления целых отрицательных чисел — положительное число.
Алгоритм деления с остатком целых отрицательных чисел:
- найти модули делимого и делителя;
- разделить модуль делимого на модуль делителя;
- получить неполное частное и остаток;
- прибавить 1 к неполному частному;
- вычислить остаток, исходя из формулы d = a − b * c.
Пример
Найти неполное частное и остаток при делении −17 на −5.
Применим алгоритм для деления с остатком.
Разделим числа по модулю. Получим, что неполное частное равно 3, а остаток равен 2.
Сложим неполное частное и 1: 3 + 1 = 4. Из этого следует, что неполное частное от деления заданных чисел равно 4.
Для вычисления остатка применим формулу. По условию a = −17, b = −5, c = 4, тогда получим d = a − b * c = −17 − (−5) * 4 = −17 − (−20) = −17 + 20 = 3.
Получилось, что остаток равен 3, а неполное частное равно 4.
Ответ: (−17) : (−5) = 4 (остаток 3).
Деление с остатком с помощью числового луча
Деление с остатком можно выполнить и на числовом луче.
Пример 1
Рассмотрим выражение: 10 : 3.
Отметим на числовом луче отрезки по 3 деления. Видим, что три деления помещаются полностью три раза и одно деление осталось.
Решение: 10 : 3 = 3 (остаток 1).
Пример 2
Рассмотрим выражение: 11 : 3.
Отметим на числовом луче отрезки по 3 деления. Видим, что три деления поместились три раза и два деления осталось.
Решение: 11 : 3 = 3 (остаток 2).
Проверка деления с остатком
Пока решаешь пример, бывает всякое: то в окно отвлекся, то друг позвонил. Чтобы убедиться в том, что все правильно, важно себя проверять. Особенно ученикам 5 класса, которые только начали проходить эту тему.
Формула деления с остатком
a = b * c + d,
где a — делимое, b — делитель, c — неполное частное, d — остаток.
Эту формулу можно использовать для проверки деления с остатком.
Пример
Рассмотрим выражение: 15 : 2 = 7 (остаток 1).
В этом выражении: 15 — это делимое, 2 — делитель, 7 — неполное частное, а 1 — остаток.
Чтобы убедиться в правильности ответа, нужно неполное частное умножить на делитель (или наоборот) и к полученному произведению прибавить остаток. Если в результате получится число, которое равно делимому, то деление с остатком выполнено верно. Вот так:
Теорема о делимости целых чисел с остатком
Если нам известно, что а — это делимое, тогда b — это делитель, с — неполное частное, d — остаток. И они между собой связаны. Эту связь можно описать через теорему о делимости с остатком и показать при помощи равенства.
Теорема
Любое целое число может быть представлено только через целое и отличное от нуля число b таким образом:
где q и r — это некоторые целые числа. При этом 0 ≤ r ≤ b.
Докажем возможность существования a = b * q + r .
Доказательство:
Если существуют два числа a и b, причем a делится на b без остатка, тогда из определения следует, что есть число q, и будет верно равенство a = b * q. Тогда равенство можно считать верным: a = b * q + r при r = 0.
Если посчитать, что b — целое положительное число, тогда, следует выбрать целое q так, чтобы произведение b * q не было больше значения числа а , а произведение b * (q + 1) было больше, чем a.
Тогда необходимо взять q такое, чтобы данное неравенством b * q
Источник
Изучение темы » Деление с остатком»
Тема: Изучение деления с остатком в начальной школе.
В основе разъяснения смысла деления с остатком лежит теоретико-множественная трактовка определения: «Разделить с остатком целое неотрицательное число a на натуральное число b — значит найти целые неотрицательные числа q и r , что a = bq + r и 0 r b ».
Деление с остатком вводится после внетабличного умножения и деления и является подготовкой к письменному делению многозначных чисел.
Для того чтобы учащиеся хорошо усвоили новый материал, им необходимо знать из ранее пройденного такие вопросы: 1) смысл деления; 2) табличные случаи деления без остатка.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ темы «Деление с остатком»:
Цель- ознакомить с конкретным смыслом деления с остатком, опираясь на предметные действия.
На этом этапе решаются практические задачи на деление с остатком, вводится форма записи деления с остатком. Все задачи решаются практически.
На этом уроке уч-ся убеждаются в том, что большее число всегда можно разделить на меньшее, только иногда при делении получается остаток.
При подборе практических заданий для разъяснения смысла деления с остатком лучше использовать ситуации, связанные с делением по содержанию, так как процесс этого деления можно показать не только на предметных множествах, но и иллюстрировать.
Первую задачу целесообразно подобрать так, чтобы она носила проблемный характер. Причем решение задачи желательно сопровождать практической демонстрацией.
Рассмотрим конкретные примеры:
В результате практической работы с демонстрационным материалом дети убеждаются в том, что иногда при делении могут остаться предметы
— Для ответа на вопрос задачи 1 надо узнать, сколько раз по 5 содержится в 14.
— В 14 содержится 2 раза по 5 и еще остается 4.
Выполненные действия переводятся на язык математических знаков:
— Сколько было мячей? (14) Запишем это.
— Что мы делали с мячами? (Раздавали игрокам по 5 штук в каждому).
— Скольким игрокам смогли раздать? (2) Сколько мячей осталось? (4). Решение записывают так:
При знакомстве с формой записи деления с остатком важно обратить внимание на то, что обозначает каждое число в этой записи.
При знакомстве с делением с остатком вводится новый вид записи действия деления – «уголок»
Цель — на основе наблюдений подвести детей к выводу: остаток при делении всегда меньше делителя.
В качестве подготовки можно использовать следующие упражнения:
1) Повторить ряды чисел из таблицы умножения, делящиеся на данное число («Назовите числа, которые делятся на 2 без остатка»).
2) Можно провести игру: учитель называет подряд числа от 1 до 30. Уч-ся внимательно слушают его и, когда он называет число, делящееся без остатка, например на 3, поднимают руку или хлопают в ладоши.
Для раскрытия соотношения между делителем и остатком в учебниках предлагаются следующие задания:
Одновременно учитель заполняет таблицу:
Ученики замечают, что при делении на 2 в остатке получается 0 или 1; при делении на 3 остатки могут быть равны 0, 1 или 2.
На основании знания таблицы деления ученики выполняют деление нескольких последовательных чисел на 4, 5 и продолжают заполнение таблицы:
— Сравните делитель и остатки и сделайте вывод.
Упражнения для закрепления:
Цель — познакомить с приемом подбора, делимого для нахождения частного и остатка.
1) Назови все числа, которые без остатка делятся на 2, на 3 и т.д.
2) Среди данных чисел выбери числа, которые без остатка делятся на 5, на 7 и т.д.
3) Назови число, ближайшее к числу 60, которое меньше, чем 60, и делится на 9 без остатка.
4) Среди данных чисел 45, 46, 47 выбери ближайшее к числу 48 число, которое меньше, чем 48 и делится на 5 без остатка.
На этом этапе вводится знакомство с алгоритмом проверки деления с остатком:
Цель — познакомить учащихся с приемом подбора частного при делении с остатком.
Прием, с которым знакомятся ученики (подбор такого числа, при умножении которого на делитель получается число, близкое к делимому), более трудоемкий, чем прием подбора делимого. Однако многократное умножение частного на делитель способствует запоминанию таблицы умножения.
Цель — познакомить учащихся со случаем деления с остатком меньшего числа на большее.
С этой целью предлагаются задачи:
Решая задачи, учащиеся приходят к выводу, что при делении меньшего числа на большее частное равно 0, а остаток равен делимому.
В некоторых учебниках этот этап даётся учащимся с опорой на прием подбора делимого:
Цель — познакомить учащихся со способом проверки деления с остатком.
В качестве подготовки надо вспомнить правило проверки деления умножением. Анализируя образец в учебнике, ученики высказывают свои предположения о проверке деления с остатком.
Выясняется, что для проверки деления с остатком надо сравнить остаток с делителем: если остаток больше делителя, то деление выполнено неправильно; если остаток меньше делителя, то частное надо умножить на делитель и прибавить остаток. Если полученное число равно делимому, то вычисления выполнены правильно.
Деление с остатком – случай, который при решении практических задач встречается гораздо чаще, чем деление без остатка. Поэтому знакомство с ним имеет большое практическое значение хотя бы в этом смысле. Это важно ещё и потому, что в школьной практике дети, постоянно встречаясь только со случаями деления без остатка (в течение всей работы над темой «Умножение и деление в пределах 100»), часто приходят к убеждению, что, например, 8 разделить на 3 вообще нельзя. Если на практике им приходится сталкиваться с такой задачей, то они теряются и не знают, что делать. Поэтому нужно сделать всё для того чтобы такие задачи не «пугали» детей, и чтобы они в дальнейшем не объясняли «опечаткой» в условии задания такие случаи деления.
Деление с остатком нужно хорошо знать для сознательного усвоения алгоритмов письменных вычислений. Это ещё одна из причин, из-за которой этому вопросу следует уделить повышенное внимание.
Навык деления с остатком вырабатывается в результате тренировки, поэтому надо больше включать примеров на деление с остатком как в устные упражнения, так и в письменные работы, при этом обращать внимание, что частное находят делением, а остаток — вычитанием.
Источник