Презентация «Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных» 4 класс УМК «Школа России»
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Русский язык 4 класс УМК «Школа России»
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных
учитель начальных классов
МБОУ «Мамонтовская СОШ»
Двадцать четвёртое ноября.
Упражнение в чистописании по образцу учителя
Правило красивого письма в широкую строку
Пишите буквы высотой в половину широкой строки, соблюдайте наклон письма!
Определите, по какой теме будем работать сегодня?
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе
Работаем по таблице!
Учимся проверять безударные падежные окончания по таблице! змея, чайка воробей, медведь морковь, ладонь
Просклонять — значит изменить по падежам.
- Как будем работать с данными существительными?
Учимся проверять безударные падежные окончания по таблице! И. п. (кто?) змея, чайка Р. п. (кого?) змеи, чайки Д. п. (кому?) змее, чайке В. п. (кого?) змею, чайку Т. п. (кем?) змеёй, чайкой П. п. (о ком?) о змее, о чайке
Просклонять — значит изменить по падежам.
- К какому склонению относятся эти существительные?
- Какое слово является помощником для проверки? Почему?
Учимся проверять безударные падежные окончания по таблице! И. п. (кто?) воробей, медведь Р. п. (кого?) воробья, медведя Д. п. (кому?) воробью, медведю В. п. (кого?) воробья, медведя Т. п. (кем?) воробьём, медведем П. п. (о ком?) о воробье, о медведе
Просклонять — значит изменить по падежам.
- К какому склонению относятся эти существительные?
- Какое слово является помощником для проверки? Почему?
Учимся проверять безударные падежные окончания по таблице! И. п. (кто?) морковь, ладонь Р. п. (кого?) моркови, ладони Д. п. (кому?) моркови, ладони В. п. (кого?) морковь, ладонь Т. п. (кем?) морковью, ладонью П. п. (о ком?) о моркови, о ладони
Просклонять — значит изменить по падежам.
- К какому склонению относятся эти существительные?
- Какое слово является помощником для проверки? Почему?
Работаем по таблице!
- Как вы понимаете каждый из способов проверки безударных окончаний?
Надо выучить окончания по таблице и вспоминать их!
Надо определить склонение, подставить слово – помощник с ударным окончанием
В копилку знаний: слова — помощники для проверки безударных окончаний имён существительных
Алгоритм проверки безударного падежного окончания имени существительного Алгоритм проверки безударного падежного окончания имени существительного
1. У имени сущ. безударное
4. Подбираю слово — помощник и ставлю его в ту же падежную форму: …
5. Пишу такое же ,как у слова — помощника.
2. Определяю склонение сущ.
3. Определяю падеж сущ.
Каким способом вы воспользуетесь для проверки окончаний существительных в данном предложении?
На полянке под осиной
на полянке -1 скл., П.п.
под осиной — 1скл., Т.п.
Каким способом вы воспользуетесь для проверки окончаний существительных в данном предложении?
В чаще у полянки запела лесная зарянка.
в чаще -1 скл., П.п.
у полянки — 1скл., Р.п.
Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки … Рукавицы на руках, Шапка на макушке …
- Объясните, почему выделенные окончания имён существительных надо проверять?
- Каким образом?
Безударное падежное окончание имени существительного является орфограммой. Безударное падежное окончание имени существительного является орфограммой.
Безударное падежное окончание существительного проверяй:
ударное окончание подставляй!
Учимся решать орфографические задачи! Давно облетели осенние листья клён __ , лип __, топол __, берёзк __ .4 Только иглы ел __ , кедр __, пихт __ остались зелёными.
- Объясните, какие слова — помощники можно использовать?
Подведём итоги работы!
- С какой орфограммой работали на уроке?
- Как проверить безударные окончания имён существительных?
- Какие слова помощники можно использовать?
Оцените свою работу!
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных понятен, могу использовать!
Благодарю за работу на уроке!
С алгоритмом проверки безударных окончаний имён существительных пока затрудняюсь.
Источник
«Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
УМК «Школа России»
Тип урока — Закрепление изученного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_22.docx | 382.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество
Романова Мария Фёдоровна
Сарлейский филиал МБОУ Богоявленская СШ
Учитель начальных классов
Общая информация
«Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных»
Закрепление изученного материала
Цель : закрепление способа проверки безударных окончаний имен существительных;
Задачи: 1) развивать орфографическую зоркость в процессе работы с безударными окончаниями имен существительных;
2) закрепить алгоритм работы по проверке безударных окончаний имен существительных
3) развивать коммуникативные УУД: умение организовываться в пару, группу, вести учебный диалог;
4) развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;
5) развивать познавательные УУД: умение выделять информацию, структурировать знания;
6) развивать личностные УУД: формировать мотивацию к изучению родного языка, воспитывать лингвистическую культуру.
Компьютер, интерактивная доска.
Учебник, тетради учащихся, КИМы, наглядный материал и раздаточный материал.
Планируемые результаты урока
- личностные
- Воспитание лингвистической культуры; формирование мотивации к изучению родного языка.
- предметные
- Формирование грамматических и орфографических понятий, предопределённых дидактическими задачами урока.
- метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать.
2) Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог в соответствии с задачами коммуникации.
3) Регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
Самостоятельная работа по проверке умения подбирать, анализировать и грамотно записывать слова с изучаемой орфограммой; контрольный тест на этапе рефлексии.
Литература и Интернет-ресурсы
- Учебник В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс, 1 часть. Рабочая тетрад.
- В.В.Никифорова . Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.
План урока с хронометражем
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения (3 мин.)
3.Выявление места и причины затруднения (4 мин.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (4 мин.)
5. Реализация построенного проекта (5 мин)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)
8. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)
9. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Самооценка учащимися собственной деятельности 2 мин.
Домашнее задание С. 103 упр. 183, по заданию учебника.
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности . Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).
Учитель предоставляет слово заранее подготовленному ученику, который читает стихотворение и предлагает найти слова-синонимы.
Вьюга, снежная пурга
Напряди нам пряжи.
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи –
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.
Потрудись, кузнец- мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берёз
К ночи новогодней.
Далее учитель предлагает дополнить синонимический ряд
Учитель предлагает найти сходства и различия в этих словах ( метель, вьюга, пурга, буран)
Далее учитель подводит учащихся к формулированию темы урока. Учитель задаёт вопрос: « Какое из этих слов может быть проверочным при выборе окончания? Всем ли словам оно поможет?»
Обучающиеся слушают стихотворение, а в процессе слушания находят синонимы и объясняют, почему эти слова являются синонимами.
Ученики называют слово буран
Учащиеся называют признаки сходства ( это имена существительные в ед. ч., ) и различия
( род и склонение )
Учащиеся называют слово пурга , т.к. у него ударное окончание.
Учащиеся называют слово буран и дают объяснение: «Слово другого склонения»
Развиваются регулятивные УУД, так как идёт целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке, принятие учебной задачи.
Развиваются познавательные УУД, потому что учащиеся учатся работать со словарём как одним из источников информации.
Развиваются познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.
Учитель дает письменное задание:
По узкой дорожк., по широкой площад. ехал я на лошад. А потом у маленькой речк.. ехал я на овечк.. .
— В какой части слова вы решали орфографические задачи?
-Кто расскажет алгоритм действия?
Учитель обращается к интерактивной доске (кадр 2 презентации « Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных »)
Учащиеся выполняют, затем проверяют, находят ошибки и исправляют их, объясняют почему так произошло.
Затем участвуют в целеполагании, принимают учебную задачу, формулируют тему урока:
«Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных»
Развиваются личностные УУД, потому что задание носит мотивационный характер
(мотивация вызвана тем, что задание носит частично – поисковый характер, для выполнения которого у учащихся есть необходимый арсенал умений).
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения — каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Учитель предлагает заполнить таблицу, просклонять им. существительное – метель
Затем учитель подводит высказывания детей к составлению алгоритма (кадр 3 презентации)
Обучающиеся заполняют таблицу в парах , проговаривают развернутое рассуждение, необходимое для решения орфографической задачи.
Ученики высказывают мнение о том, что способ проверки этих орфограмм таков: « Нужно поставить слово в нач. форму и определить скл.. затем подобрать слово-помощник и поставить его в тот же падеж»
Учащиеся вспоминают вывод учёных, который они рассматривали на предыдущем уроке, делают попытку пересказать его.
Затем проводится сверка устных ответов учащихся с информацией учебника, вносятся коррективы в высказывания.
Развиваются коммуникативные УУД, потому что задание связано с умением слушать, выстраивать устные высказывания.
Развиваются познавательные УУД, потому что происходит развитие мыслительных операций анализа, сравнения, классификации, обобщения; повторяются способы действий
Развиваются коммуникативные УУД, потому что учащиеся, рассматривая вопросы, рассуждают, аргументируют мнения, активно и внимательно слушают друг друга.
Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера.
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).
Учитель предлагает для размышления вопрос:
«Достаточно ли знать правило, чтобы грамотно писать?»
Далее учитель предлагает варианты организации работы по выполнению проблемного задания: работать индивидуально или разбившись на группы.
Ученики высказывают мнение о том, что главное – не только правило знать, нужно уметь его применять.
Учащиеся выбирают групповой способ, обосновывая тем, что трудные задания легче и интереснее выполнять в группах.
Развиваются личностные УУД, поскольку вопросы учителя направлены на самоопределение, осознание смысла, осуществление личного выбора.
5.Реализация построенного проекта . Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.
Учитель организует групповую работу (по 4 чел. в группе), в ходе которой в отпечатанном тексте нужно проверить правильность рассуждения ( если согласны ставьте над ним +, если нет , зачеркивайте неверное рассуждение, над ним пиши правильное и заполняй окошко), обосновать правильность написания, используя алгоритм.
«Раньше на Руси ни один праздник не обходился без карусел…
(1 скл. , без рук и ). На ярмарочной площад… (1скл., на рук е ) манила к себе, прежде всего, карусель. Она была любимиц… (1 скл., рук ой ) не только детей, но и взрослых. Девушки и парни со смех…
( 2 скл., плеч ом ) усаживались на расписных коней и уносились в заветную сказку».
Учитель задает вопрос «На что ещё нужно обратить внимание?»
Учитель предлагает сравнить свои выводы с выводами учёных. (стр. 103 учебника)
Учащиеся распределяются на группы, планируют совместную работу, действуют самостоятельно, но, в случае затруднения, обращаются за помощью к учителю.
По истечении определённого времени, группы представляют отчёты по работе, дополняют ответы других групп.
Обоснование правописания строится следующим образом: «Ставлю ударение в слове, определяю безуд. гласный в окончании, ставлю слово в нач.форму, определяю склонение. Подбираю слово-помощник, ставлю его вместо проверяемого определяю окончание, пишу его в безударной позиции».
Ученики находят слово, ( любимицей ) у которого окончание не совпадает с окончанием проверочного слова. И делают вывод, что оно зависит от того какова основа в слове – твёрдая или мягкая.
Развиваются познавательные УУД, поскольку происходит систематизация, обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме (в виде высказывания) и в письменной
Развиваются регулятивные УУД, потому что происходит целеполагание, планирование работы, соблюдение намеченной последовательности действий.
Развиваются коммуникативные УУД, потому что организовано учебное сотрудничество в группах по выполнению задания, а затем идёт межгрупповое взаимодействие.
Развиваются познавательные УУД, потому что углубляются и уточняются лингвистические понятия учащихся, расширяется познавательная сфера
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Учитель предлагает выполнить задание в парах:
«Впиши в словосочетания подходящие по смыслу предлоги, постарайся использовать все. Вставь буквы в окончания».
«Добирался ___ пристан…
ехал __ опушк… лес. ;
проходил ___ дорожк… ___ библиотек…;
прыгал ___ ел… ___ ел…
По, от, мимо, к, до, из
Ученики выполняют задание, а затем идёт фронтальное обсуждение выполненной работы
Развиваются познавательные УУД, потому что идёт повторение ключевых понятий темы урока.
Развиваются коммуникативные УУД, потому что сначала идёт парная, а затем фронтальная работа, при которой класс даёт доказательные ответы, дополняет ответы друг друга, комментирует свои и чужие мысли.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу на индивидуальных карточках «Прочитай строки из стихотворения,. Над именами существительными с «окошками» в окончаниях указывай склонение, на строках пиши проверочные слова и вставляй буквы. Решай и другие задачи.
Улетел скв.рец от стуж.,__
Сыто за мор.м живёт, ___
Воду п.ёт из тёпл.й луж.__
Только песен не п.ёт.
Он скучает по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечн., по деревн._
По с.седу воробью.
По истечении отведённого времени учитель предлагает проверить свою работу, сличив с правильным вариантом, представленным на слайде
Улетел скворец от стужи,
1 скл., от земли __
Сыто за морем живёт,
Воду пьёт из тёплой лужи
Только песен не пьёт.
Он скучает по деревьям,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревне
По соседу воробью.
Учащиеся работают самостоятельно , вставляя следующие слова в предложения:
Развиваются познавательные УУД, поскольку у учащихся формируются умения самостоятельно работать по заданию, применяя сформированный способ действия.
Развиваются личностные УУД, поскольку задание сопровождается мотивацией достижения успеха (ребята в полной мере готовы к его качественному выполнению).
Развиваются регулятивные УУД, так как задание завершается самопроверкой, самооцениванием собственного знания-незнания.
8. Включение в систему знаний и повторение . Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Учитель демонстрирует на слайде №5 слова и предлагает разделить их на группы по склонениям, написать проверочные слова для каждой группы, указать над ними склонение:
На болот…, у беседк…, о топол…, для дедушк…, о птиц…, по сестрёнк…, в огород…, за яблон…, к опушк…, мимо юнош.
Обучающиеся выходят к доске и вставляют в таблицу слова-помощники и распределяют существительные по типу склонения.
К доске вызываются слабые учащиеся, им предлагается объяснить правописание безударных гласных в окончаниях.
Развиваются познавательные УУД, потому что идёт смысловой анализ материала, повторение изученного алгоритма проверки безударных гласных в окончаниях.
Развиваются коммуникативные УУД, поскольку учащиеся учатся строить устные высказывания и обоснованно отвечать на вопросы.
9. Рефлексия учебной деятельности . Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Учитель организует проверку усвоения материала урока на основе тестовых заданий закрытого типа, представленных в «Тестовых заданиях» (автор В.В.Никифорова)
1. Найди существительные 3скл.
2) ладонь 4)окунь
2. В каком слове выбор пропущенной буквы зависит от склонения?
1) вид_л 3) зеркал_
2)двор_к 4) озер_м
3. При склонении каких имён существительных можно допустить ошибки в окончаниях?
1 стрела 3. радость
2. чашка 4. степь
4. Окончание какого слова может быть проверочным для безударных гласных окончаний имён существительных 2 скл.?
1) дедушка 3) портфель
5. Где нужно вписать окончание-е?
1) для стройк_ 3) в одежд_
2) в выс_ 4) от подруг_
Затем учитель задаёт домашнее задание
Выполнить упражнение 183 на с.103 учебника.
Учащиеся, выполняют тест.
В качестве эталона даётся серия ответов на слайде № 6:
Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку, ставят себе отметку, соответствующую количеству правильных ответов.
Ученики, определившись с домашним заданием, задают уточняющие вопросы и записывают задание в дневник.
Развиваются регулятивные УУД, потому что идёт оценивание степени освоения своих знаний (рефлексия)
Источник