Способы проверки безударных гласных
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Представлена разработка урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 19.62 КБ |
prezent_2_klass.pptx | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Способы проверки слов с безударным гласным звуком в корне слова.
2 класс. Учитель Панфилова Л.М. ГБОУ лицей №265
- Развивать умение писать слова с сочетаниями ЧН, ЧК, ЧТ.
- Формирование навыков правописания и самоконтроля; сопоставление двух орфограмм: правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, и правописание непроверяемых гласных (словарных слов).
- Способствовать формированию умения распознавать формы одних и тех же слов и однокоренные слова.
- Развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы, правильно списывать и проверять.
Планируемые результаты обучения
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Тип урока: урок построения системы знаний.
- Учебник . Русский язык 2 класс.
- Рабочая тетрадь по русскому языку.
- Карточки со словами.
- Интерактивная доска.
- Презентация по теме.
- Раздаточные листы.
Ι . Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).
Рады слышать мы звонок,
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
(Проверка готовности к уроку)
ΙΙ.Чистописание. ( Работа в тетради ). Слайд 1.
Чтение – лучшее учение.
Я читаю загадки, а вы запишите отгадки, поставьте ударение, подчёркните безуд. гласн., разделите слова для переноса. Затем поменяйтесь тетрадями. Сделайте проверку с доской и оцените работу своему товарищу зелёной пастой .
1.Какой это мастер
На стекле нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз ? ( Мороз)
2. Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Меня ищи .( Капуста)
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну рассыпчата, вкусна !» (Картофель)
4.Под землёй огонь горит,
А снаружи видно. (Морковь)
5. Как называют одним словом: морковь, лук, капуста, картофель и т.д .? (Овощи. )
6. В поле родился,
На заводе варился.
В стакане растворился. (Сахар)
6.На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках. (Берёза)
Составим предложение со словом «овощи ». Разные овощи растут в огороде.( Работа с доской)
Поставьте ударение, подчеркните безуд. гласные и главные члены предложения.
Какие безударные гласные вы подчеркнули? Как называется орфограмма? Назовите главные члены предложения.
Ι.Постановка учебной задачи
Самоопределение к деятельности.
Бурундуки – мален…кие л…сные жители. Они любят яг…ды, пл…ды шиповника.
- В предложениях, которые вы записали, вставьте пропущенные буквы. Вертикальной чертой разделите слова лесные и плоды на слоги, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
- Какие звуки слышите на месте гласных букв?
Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
-Попробуйте сформулировать задачу сегодняшнего урока.
V. Усвоение изученных знаний и способов действий проверки ( работа по теме урока ).
— Откройте учебник на с.100 , вспомните тему урока, которую изучали ранее. ( Правописание слов с безударным гласным звуком, проверяемых ударением.)
-Чем будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)
-Что такое корень? ( Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)
— Прочитайте задание. Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах.
-Какие гласные называются ударными? ( Те, на которые падает ударение.
— Какие гласные называются безударными? (На которые не падает ударение, он произносится тише, слабее)
— Упр.155 . О чём говорит значок в круге? Работа по вариантам: под цифрой 2 – 1в., под цифрой 3 – 2 в. (Задание повышенной сложности) Молодцы.
Прочитать правило « Обратите внимание».)
Стр.101 упр.156. Читаем задание и записываем в тетради. Взаимопроверка. Оцените работу.
V Ι . ФИЗМИНУТКА.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче.
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
V ΙΙ . Закрепление знаний и способов действий.
Упр.157. Работа у доски. Дети цепочкой записывают слова и объясняют правильность написания.
Прочитайте пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слоны – слон лиса – лисы речной – речка
семья – семьи сосны – сосна морской — море
сады – садик снега – снег сладкий -сладок
-Какие слова подчеркнули? Почему? ( Взаимопроверка.Оценивание друг друга.
V ΙΙΙ .Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Χ. Подведение итогов урока.
-Какую тему изучали сегодня?
-Как правильно написать безударный гласный звук в корне слова?
-Что такое проверочное слово?.
-Какой вид работы понравился больше?
-О чём хотели бы узнать подробнее?
-Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за урок.
ΧΙ.Домашнее задание по выбору с объяснением.(Р .т.____задание на выбор, учебник стр.3-101 прав.,слов.наиз,упр.158 подгот.к письму на память.)
Источник
Упражнения и тест «Безударные гласные в корне слова»
Упражнения
1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик.
2. Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией, а ударную гласную в проверочном слове — двумя линиями.
Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква «а»?
- отр…cль, сокр..щать, р…скошный
- предст…влять, предназн..чение, дек…рация
- пригл…шать, уг…сать, выр…сти
- д..роженька, ф..нтазия, л…боратория.
4. Спиши. Замени одним словом.
Холодное время года – …
Капельки влаги на траве – …
Ночная птица – …
Домик крота –…
Мальчик, который учится в школе – …
5. Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.
Качает ветвями косматыми седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые д_рожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.
8. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.
Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А станет св_тло,
Л_тит в дупло.
9. К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
След – … (глагол) (что делает?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
Шалость – … (глагол) (что делал?)
10. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Среди кустов з_лёных
У речки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.
11. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все кочки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.
12. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.
13. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.
14. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.
15. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.
16. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.
17. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.
18. Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
Свет поб_дит тьму, а мир войну.
Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.
Не сп_ши языком, а тор_пись делом.
Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
Славу легче добыть, чем сохр_нить.
Добрая слава л_жит, а худая б_жит.
Самостоятельно найди пословицы, в которых в глаголах есть безударная гласная, проверяемая ударением.
19. Спиши, вставляя гласную по смыслу.
А)
Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.
В)
Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.
20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.
Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
М…лыш др…жит от страха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
Мать лижет ему шёрстку.
21. Спиши, вставь б/гл по смыслу.
Мама простыни стирала
И на речке пол_скала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку пол_скала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на крыше мой флажок
Разв_вает ветерок.
К старости наш дедушка очень пос_дел.
Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.
22. Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:
клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка.
23. Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).
Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.
С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.
24. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.
Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.
Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.
*25. ЗАПОМНИ!
Иногда при написании слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.
- Б_юкать, об_ятельный – бАять;
- д_лина — дОл (ровный, равнина); НО д_леко — дАль;
- пт_нец, пт_нцы — птЕнчик, НО пт_целов — птИцы;
- бл_год_рить – блАго+дар;
- прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;
- возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;
- до свИдания – вИдеть;
- ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;
- обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение — лИк, лИца;
- к_рыто, к_ра – кОрка;
- нас_кoмoe – насЕчка;
- напр_женный, упряжь — прЯжка;
- неут_мимый – тОмный, истОма;
- осв_домить – вЕдать;
- ош_ломить — шлЕм (шЕлом);
- ос_нить – сЕнь;
- изобр_жать, обр_з — безобрАзие;
- пл_мянник – плЕмя;
- преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;
- всп_рхнуть, п_рхать, п_рошок, п_рОша – пОрох;
- подч_ненный, ч_новник – чИн;
- п_рчатка – пЕрст;
- пл_шмя – плАха;
- сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;
- состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;
- подл_нный – той же длины (длИнный);
- см_калка – намЁк;
- сокр_венный – сокрОвище;
- вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.
Для успешного усвоения орфографической темы «Безударные гласные в корне слов» предлагаем выполнить тренировочный тест. В нем представлены слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне.
1. Буква «а» пишется во всех словах ряда:
- хл…потливый отец, к…митет, похв…ла;
- местопол…жение, разр…стись, прип…рковать автомобиль;
- ф…соль, к…блук, волна к…чает лодку;
- г…рошинка, к…снуться рукой, оз…рение.
2. Буква «о» пишется во всех словах ряда:
- запл…мбировать зуб, отл…жить встречу, в…кзал;
- совп…дение, тр…пический фрукт, предпол…гать;
- к…мпот, зан…веска, оз…ряться;
- сан…торий, непром…каемый плащ, зд…ровье.
3. Буква «е» пишется во всех словах ряда:
- воспр…пятствовать, д…легация, раст…рание красок;
- к…росин, ст…рать бельё, посв…тить поэму;
- уц…нённый товар, ж…мчужина, п…рцовый пластырь;
- з…мляной вал, зал…денеть, ф…олетовый.
4. Буква «и» пишется во всех словах ряда:
- абор…ген, воздушный поц…луй, г…рбарий;
- пал…садник, н…деля, инж…нер;
- выж…гание, прив…легия, скр..петь дверью;
- греб…нь, арт…ллерия, в…нтиляция.
5. Одна и та же буква пропущена в рядах слов:
- с…лома, б…гровый, з…рница;
- бл…снуть, ед…ничный случай, уз…лок;
- в…лчица, спл…чённый, угр…жающий;
- изб…ратели, вн…мание, об…деться.
6. Одна и та же буква пропущена в рядах слов:
- осв…бодительный, ф…нарщик, ск…калка,;
- пол…гаться, ув…жение, подр…жать брату;
- упл…тнить сроки, зат…чить карандаш, сотв…рение мира;
- покл…ниться зрителям, спл…влять лес, попр…шайничать.
7. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же проверяемая безударная гласная:
- изм…рение, прит…снять, в…щество;
- осв…житься, л…тать, вн…мательный;
- под…рить, ук…зательный палец, об…няние;
- фл…мастер, пар…докс, к…бура.
8. Укажите ряд слов с проверяемой безударной гласной в корне:
- ид…альный, пр…чудливый, прод…раться;
- см…риться, выч…сление, ч…стота в доме;
- пр…вращаться, эксп…римент, выб…рет меня;
- укр…тительница, , оч…ровательный, изл…жение.
9. Укажите ряд слов с проверяемой безударной гласной в корне:
- зад…лжать, позв…лить шалость, кат…строфа;
- раздр…жение, обн…жаться, пр…стой;
- ист…пить печь, пол…скать белье, ум…лять о пощаде;
- к…вычки, обст…новка, прод…вец.
10. Укажите ряд слов с проверяемой безударной гласной в корне:
- уг…реть от дыма, р…стение, тр…фарет;
- р…лигия, мар…над, сп…шить на работу;
- ум…лчание, вым…кнуть до нитки, ан…мальный;
- распозн…вать, нак…лить шипцы, отв…рить рис.
11. Укажите ряд слов с непроверяемой безударной гласной в корне:
- д…лина, в…кцина, раск…лить щипцы;
- об…грённый, уг…сать на ветру, благосл…вить;
- к…рамика, д…фект, ц…мент;
- п…лот, зап…рать дверь, совсем обл…ниться.
12. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же непроверяемая безударная гласная:
- м…ротворец, р…месло, зап…вать песню;
- изв…нение, д…кларация, р…ликвия;
- д…виз, м…дальон, п…ченье;
- сент…ментальный, в…негрет, д…рижёр.
13. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же непроверяемая безударная гласная:
- заб…влять, обст…новка, сп…ртакиада;
- нав…ждение, обр…батывать, к…рдинальный;
- ан…мальный, н…тариус, к…ламбур;
- пр…винция, эксп…нат, оп…ленный солнцем.
14. Укажите ряд слов, в корне которых пропущена одна и та же непроверяемая безударная гласная:
- об…жать музыку, подг…товка, вып…лоть сорняки;
- грам…тный, см…родина, об…няние;
- апл…дисменты, позн…вать, б…рдовый;
- пок…янное письмо, г…рмония, к…литка.
Источник