- Как проверить аккумулятор автомобиля — все способы проверки
- Для чего нужна проверка аккумулятора
- Способ проверки АКБ
- Визуальный осмотр
- Мультиметр
- При работающем двигателе
- При выключенном двигателе
- Нагрузочная вилка
- Проверка электролита
- Плотность
- Уровень
- Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами
- Способы проверки аккумулятора
- Проверка по индикатору
- Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
- Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
- Применение зарядного устройства при проверке АКБ
- Проверка электролита в аккумуляторе
- Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?
Как проверить аккумулятор автомобиля — все способы проверки
Многие водители сталкиваются с проблемой, когда двигатель не заводится. Проблема особо актуальна зимой, когда автомобиль ночует на улице. Отрицательные температуры негативно влияют на заряд необслуживаемого аккумулятора. Чтобы не стать заложником, достаточно регулярно проверять аккумулятор автомобиля на работоспособность, используя один из доступных способов.
Проверка аккумулятора автомобиля нужна, чтобы вовремя выявить его неисправности.
Для чего нужна проверка аккумулятора
Контроль состояния аккумуляторной батареи – процедура, рекомендуемая не только производителями элементов питания, но и автоэкспертами. Она позволит продлить срок службы АКБ, обеспечить его нормальную работу, вовремя заметить, что аккумулятор требует зарядки, либо замены. Используя мультиметр, водитель не допускает переразряда, в результате снижается вероятность сульфатации пластин.
Способ проверки АКБ
Существует несколько способов проверить аккумулятор, некоторые требуют покупки измерительных приборов, специализированного оборудования.
Визуальный осмотр
Простейший способ узнать работоспособность элемента питания – визуальный осмотр. Такая проверка не требует наличия тестера, других инструментов. Протестировать автомобильный АКБ можно несколькими способами:
На современных моделях необслуживаемых ИП есть индикатор заряда. Он размещён на верхней крышке
Индикатор заряда АКБ.
корпуса в виде круглого окошка. Узнать текущий уровень заряда можно по цвету индикации, таблица расшифровки располагается также на корпусе. Как правило, зелёный – батарея полностью заряжена, серый – заполнена половина ёмкости, красный, чёрный – АКБ необходимо подключить к зарядному устройству.
Если производитель не предусмотрел индикатор, водитель применяет один из двух методов:
- Остывший мотор заводится, одновременно включается ближний свет. Если в течение 5 минут световой поток не тускнеет, аккумулятор работает нормально, не требует каких-либо действий.
- Через минуту после запуска холодного двигателя необходимо несколько раз нажать на сигнал. При нормальном заряде элемента питания звук будет непрерывным, громким.
О ненормальной работе аккумулятора свидетельствуют и другие признаки:
- Стартер плохо крутится при запуске двигателя. Как правило, это связано с низким зарядом аккумулятора, пусковой мощности не хватает, чтобы искра зажгла топливную смесь.
- Аккумулятор не успевает заряжаться, его хватает ненадолго. Проблема актуальна зимой, когда из-за падения температур снижается ёмкость, батарея не способна полностью удовлетворять энергопотребности машины.
Мультиметр
Мультиметр – универсальный измерительный прибор, позволяющий протестировать элемент питания. Чтобы проверить автомобильный аккумулятор, тестер переводится в режим замера постоянного напряжения в диапазоне выше предельного значения напряжения для полностью заряженной АКБ. Далее, на токовыводы устанавливаются щупы с соблюдением полярности: чёрный – «на минус», красный – «на плюс».
После подключения на экране появятся актуальные показания. Напряжение должно быть не менее 12 Вольт, если оно ниже, батарея трубит подключения к зарядно-восстановительному устройству.
При работающем двигателе
Проверка аккумулятора при запущенном двигателе требует предварительного отключения фар, печки, кондиционера, магнитолы, других электроприборов бортовой сети. Для проверки мультиметр подключается к АКБ с соблюдением полярности, полученные данные сравниваются с таблицей.
Если тестер показывает значения 13,5-14,2 В – батарея исправна, повышенное напряжение указывает на разряженный АКБ. Водителю достаточно зарядить АКБ в течение получаса. Если результат отсутствует, АКБ неисправен.
Нормальное напряжение при работающем моторе.
В случае когда напряжение понижено, вероятно, аккумулятор не заряжается. Это вызвано поломкой генератора, окислением контактов.
При выключенном двигателе
Аналогичный алгоритм проверки АКБ и при неработающем двигателе. Щупы крепятся на клеммы, предварительно следует убедиться, что все потребители энергии отключены.
Полученные данные сопоставляются с таблицей:
- 11,7 В – полный разряд АКБ;
- 12,1-12,4 В – 50% ёмкости;
- 12,5-13,2 В – полный заряд.
Нагрузочная вилка
Нагрузочная вилка – специализированный прибор, способный подавать электрическую нагрузку при помощи резистора, тугоплавкой спирали. Он оборудован проводами с щупами, цифровым вольтметром для снятия контрольных показаний.
Нагрузочная вилка.
Алгоритм проверки автомобильного аккумулятора нагрузочной вилкой:
- Тестировать батарею следует при комнатной температуре, в этом случае она не разрядится в результате работы прибора.
- Щупы вилки устанавливаются на токовыводные клеммы аккумулятора с соблюдением полярности.
- После включения вилка создаёт нагрузку в 100-200Ампер, соответствующую работе стартера. Воздействие нагрузочной вилкой осуществляется 5-6 секунд.
- На встроенном вольтметре появятся показания, которые сопоставляются с таблицей.
Значения в вольтах | Текущий уровень заряда |
>10,2 | 100 |
9 | 50 |
8,4 | 25 |
Полностью заряженный АКБ удерживает значение после нагрузки более 10,2 В. Если просадка составит более 8,4 В, для нормального запуска автомобиля её необходимо зарядить.
Если после зарядки напряжение не восстановилось, вероятно, в одной из банок случилось короткое замыкание.
Нагрузочной вилкой можно тестировать как новый аккумулятор, так и бывший в употреблении. Для проверки не нужно снимать АКБ с автомобиля.
Проверка электролита
Проверить уровень заряда аккумулятора помогут параметры электролита. Для этого водителю необходимо определить:
Плотность
Для тестирования необходим автомобильный ареометр – специальный прибор, способный замерить плотность электролита. Он помещается в банку с технологической жидкостью, после чего при помощи груши происходит набор электролита в колбу. На плотность укажет уровень поплавка.
Особенность данного метода определения уровня заряда – водителю необходимо сопоставить полученный результат с таблицей, принимая во внимание текущую температуру воздуха. В зависимости от сезона, среднесуточной температуры, будут отличаться рекомендуемые значения плотности электролита. Например, для температурного интервала -15°С…+8°С плотность полностью заряженного АКБ составит 1,28.
Уровень
Проверить уровень электролита можно только на обслуживаемых аккумуляторах. Для замеров используется обычная стеклянная трубка, на которую нанесена шкала. Она вставляется в банку до сепаратора, другой край зажимается пальцем. Нормальным считается уровень 10-12 мм поверх пластин.
Проверка уровня электролита.
Низкий уровень жидкости говорит о выкипании электролита. Проблема решается доливкой воды до уровня, обозначенного на корпусе аккумуляторной батареи.
Регулярная проверка состояния автомобильной аккумуляторной батареи исключит попадание в ситуацию, когда нужно ехать на работу, а машина не заводится. Для проведения тестирования в домашних условиях достаточно иметь мультиметр. Если АКБ разрядился, в большинстве случае достаточно подключить его к зарядному устройству. В случае когда это не помогло, вероятно аккумулятор не подлежит восстановлению, необходимо купить новый ИП.
Источник
Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами
Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.
Способы проверки аккумулятора
Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки. Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи. Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.
Существует несколько способов проверки состояния АКБ:
- с помощью индикатора;
- с использованием мультиметра;
- нагрузочной вилкой;
- зарядным устройством.
Проверка по индикатору
Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:
- зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
- белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
- черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.
На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.
Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра
Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:
- Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
- Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
- Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
- Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
- Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), В | Уровень заряженности АКБ, % |
12.6 Вольт и больше | 100% |
12.5 — 12.3 Вольт | 75% — 50% |
12,1-11.7 Вольт и меньше | 25% — 0% |
Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.
Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора
Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:
- Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
- Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), В | Уровень заряженности АКБ, % |
10,2 Вольт и больше | 100% |
9.6 — 9.0 Вольт | 75% — 50% |
8,4-7,8 Вольт | 25 — 0% |
При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.
Применение зарядного устройства при проверке АКБ
Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством. Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ. Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.
Проверка электролита в аккумуляторе
Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора. Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки. Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.
Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.
Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки. Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3. При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.
Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?
Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода. Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной. Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.
Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!
Источник