Способы проведения валютного регулирования

О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации

Хозяйственная деятельность имеет много специфических нюансов, а государство регулирует и контролирует их с помощью различных инструментов. Одним из таких нюансов являются операции с валютами и ценными бумагами, в отношении которых применяются положения закона о валютном регулировании и валютном контроле и других нормативных актов. В этом обзоре мы раскроем понятие и сущность валютного контроля для «чайников», расскажем об особенностях валютного контроля в 2021 году.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

Для чего нужен

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Какие операции подлежат валютному контролю

Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
  • ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
  • перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
  • перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
  • перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Читайте также:  Какое значение имеет этот способ для человека

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

Срок подачи документов

В Инструкции 181-И подробно расписаны сроки предоставления документов в 2021 году по тем или иным действиям. Приведём некоторые из них:

  • срок постановки экспортного контракта на учет – до 15-ти рабочих дней после дня зачисления средств на счёт резидента-экспортёра (п. 5.7);
  • срок подачи СПД в валютный контроль – до 15-ти рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на таможенной декларации проставлена отметка о дате выпуска либо в котором были оформлены подтверждающие документы (пп. 8.2.1, 8.2.2);
  • срок принятия банком решения о снятии контракта с учёта (отказа в снятии с учёта – до 2-х рабочих дней после подачи заявления резидентом (п. 6.4)

Порядок проведения валютного контроля

Контроль валютных операций входит в сферу полномочий органов, указанных выше, и производится в соответствии с 173-ФЗ и инструкциями (регламентами) по валютному контролю. Эти многостраничные нормативные документы детально прописывают правила валютного контроля. Валютный контроль в РФ осуществляется в соответствии с:

  • Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И, которая регламентирует контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов РФ со стороны агентов валютного контроля – уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • Административным регламентом контроля соблюдения обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках за пределами РФ и представлять отчёты о движении средств по таким счетам (утверждён Приказом ФНС от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@);
  • Административным регламентом контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом из РФ (утверждён приказом ФТС от 17.07.2019 № 117).

Каждый из этих актов регламентирует правила осуществления валютного контроля в определённой сфере для определённых операций. В этой статье нет возможности изложить содержание этих многостраничных документов, поэтому рекомендуем нашим читателям самостоятельно ознакомиться с интересующими их положениями.

Остановимся кратко на новшествах, которые были введены в законодательство о валютном контроле с 1 июля 2018 года:

  • упрощены процедуры контроля по контрактам в сумме менее 200 тыс руб;
  • предоставление паспортов сделок заменено постановкой договоров на учёт;
  • банки должны указывать на ошибки в контрактах;
  • на компании возложена ответственность по указанию сроков исполнения соглашений.

Ответственность за нарушения валютного законодательства

За нарушение правил валютного контроля может грозить административная (ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность. Размер штрафов по валютному контролю зависит от вида правонарушения, которых в ст. 15.25 КоАП РФ насчитывается около 20-ти. Для иллюстрации приведём информацию по некоторым из них:

  • за незаконные валютные операции, например, куплю-продажу валюты, минуя уполномоченные банки – штраф для физлиц, ИП и юрлиц от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции, для должностных лиц от 20 тыс до 30 тыс руб (ч. 1);
  • за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счёта, об изменении реквизитов счёта за пределами РФ – штраф для физлиц от 4 тыс до 5 тыс руб, для должностных лиц от 40 тыс до 50 тыс руб, для юрлиц от 800 тыс до 1 млн руб (ч. 2.1);
  • за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, должностным лицом, ранее оштрафованным за такое же правонарушение – дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет (ч. 5.1).

Ст. 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств:

  • в крупном размере (от 100 млн до 150 млн руб) – штраф от 200 тыс до 500 тыс руб или в размере дохода осуждённого за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительные работы до 3-х лет, либо лишение свободы до 3-х лет (ч. 1);
  • в особо крупном размере (свыше 150 млн руб), группой лиц по предварительному сговору, с использованием заведомо подложного документа или с использованием юрлица, созданного для совершения преступлений в финансовой сфере – лишение свободы до 5-ти лет со штрафом до 1 млн руб или в размере дохода осуждённого за период до 5-ти лет либо без такового (ч. 2).
Читайте также:  Простой способ для помпонов

Если у вас остались вопросы по теме валютного контроля, наш юрист готов дать подробные разъяснения.

Источник

Способы проведения валютного регулирования

Принят
на девятнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств — участников СНГ
(постановление N 19-6
от 26 марта 2002 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О валютном регулировании и валютном контроле

Настоящий Закон определяет виды имущества, признаваемого валютными ценностями, понятие и виды валютных операций и правила их осуществления, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок открытия и ведения счетов резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и счетов нерезидентов в валюте государства, а также ввоза, вывоза и пересылки валютных ценностей, цели и направления валютного контроля. ответственность за нарушения валютного законодательства.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Валютное регулирование

Валютное регулирование — деятельность специальных государственных органов (органов валютного регулирования), определенных законодательством государства, по установлению порядка обращения валютных ценностей, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия.

1. Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

2. Национальная валюта:

а) находящаяся в обращении, а также изъятая или изымаемая из обращения, но подлежащая обмену национальная валюта в виде банковских билетов (банкнот) центрального (национального) банка и монет;

б) средства в национальной валюте на счетах в банках и иных кредитных организациях в государстве и за его пределами.

3. Валютные ценности:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте и (или) удостоверяющие право на получение иностранной валюты;

в) платежные документы (финансовые инструменты) и другие долговые обязательства, номинал которых выражен в иностранной валюте.

4. Внутренний валютный рынок — совокупность отношений резидентов и нерезидентов, связанных с совершением операций купли-продажи (конверсионных операций) с валютными ценностями и национальной валютой на территории государства.

5. Организатор торгов на внутреннем валютном рынке (валютная биржа) — созданное в соответствии с законодательством государства юридическое лицо, предоставляющее в порядке и на условиях, устанавливаемых центральным (национальным) банком государства, услуги по организации торгов иностранной валютой и расчетов по итогам торгов.

6. Уполномоченные организации — банки и иные кредитные организации, имеющие лицензию центрального (национального) банка государства на проведение операций с валютными ценностями, предусмотренных банковским законодательством.

Статья 3. Субъекты отношений, регулируемых настоящим Законом

1. Резидентами государства являются:

а) граждане государства, постоянно проживающие в этом государстве физические лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в государстве на основании вида на жительство (либо заменяющего его документа), выданного соответствующими государственными органами;

б) все юридические лица, созданные в соответствии с законодательством государства, с местом нахождения в государстве, а также их филиалы и представительства с местом нахождения в государстве и за его пределами;

в) дипломатические и иные официальные представительства государства, находящиеся за пределами государства.

2. Нерезидентами государства являются все юридические и физические лица в государстве и за его пределами, а также филиалы и представительства юридических лиц, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, а также их филиалы и представительства, не указанные в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 4. Валютные операции

Валютными операциями являются:

а) операции с валютными ценностями, указанными в подпунктах «а», «б», «в» пункта 3 статьи 2 настоящего Закона, в том числе сделки, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов (финансовых инструментов) в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в государство, а также вывоз и пересылка из государства валютных ценностей любым способом;

в) сделки между резидентами и нерезидентами, связанные с переходом права собственности и иных прав на национальную валюту, а также ценные бумаги, платежные документы (финансовые Инструменты) и другие долговые обязательства, номинал которых выражен в национальной валюте;

г) осуществление международных денежных переводов.

Статья 5. Текущие валютные операции и валютные операции,
связанные с движением капитала

1. Валютные операции между резидентами и нерезидентами подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением капитала, в соответствии с законодательствами государств.

2. Текущими операциями являются:

а) переводы без отсрочки платежа для осуществления сделок, связанных с экспортом и импортом товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе прав на них;

б) осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных сделок в пределах срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций;

в) предоставление и получение кредитов и займов в пределах срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций;

г) перевод и получение дивидендов, вознаграждения (интереса) и иных доходов по депозитам, инвестициям, ссудным и иным операциям;

д) переводы неторгового характера, перечень которых устанавливается законодательством государства.

3. Операциями, связанными с движением капитала, являются:

а) «прямые» инвестиции — вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием, и «портфельные» — инвестиции, направленные на приобретение ценных бумаг;

Читайте также:  Способы установки оконных откосов

б) переводы в оплату имущественных и иных прав на недвижимость;

в) осуществление расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных сделок свыше срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций;

г) предоставление и получение кредитов и займов свыше срока, установленного законодательством государства для осуществления текущих валютных операций.

4. Случаи отнесения валютных операций, не указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, к текущим либо связанным с движением капитала устанавливаются национальным законодательством.

Глава 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Статья 6. Органы валютного регулирования

1. Валютное регулирование относится к исключительной компетенции государства.

2. Органы валютного регулирования определяются законодательными актами государства.

3. Президент, правительство и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.

Статья 7. Порядок проведения операций с иностранной валютой
на внутреннем валютном рынке

1. Запрещается использование иностранной валюты при проведении расчетов на территории государства за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства, а также нормативными актами государственных органов в пределах их компетенции.

Порядок осуществления валютных операций на территории государства устанавливается законодательством государства и органами валютного регулирования в пределах их компетенции.

2. Купля-продажа (конверсия) иностранной валюты в государстве производится резидентами и нерезидентами через уполномоченные организации в соответствии с банковским и (или) валютным законодательством государства.

Уполномоченные организации вправе заключать конверсионные сделки как между собой, так и через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых центральным (национальным) банком государства.

3. Купля-продажа (конверсия) иностранной валюты, минуя уполномоченные организации, запрещена.

Статья 8. Счета резидентов

1. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных организациях в порядке, установленном центральным (национальным) банком государства. Резиденты обязаны обеспечить зачисление денежных средств от внешнеэкономической деятельности на счета в уполномоченных организациях за исключением случаев, установленных банковским законодательством государства.

2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте государства в иностранных банках в порядке и на условиях, установленных банковским и (или) валютным законодательством государства резидента и законодательством государства, в котором открываются указанные счета.

3. Уполномоченные организации открывают корреспондентские и иные счета в банках государства и иностранных банках в соответствии с банковским законодательством государства и законодательством, регулирующим деятельность иностранных банков.

Статья 9. Счета нерезидентов

1. Нерезиденты имеют право открывать счета в иностранной валюте и в национальной валюте в уполномоченных организациях и осуществлять по ним операции в порядке, установленном банковским и (или) валютным законодательством государства.

2. Иностранные банки вправе открывать корреспондентские и иные счета в иностранной валюте и в национальной валюте в банках государства и осуществлять по ним операции в порядке, установленном банковским и (или) валютным законодательством государства.

Статья 10. Порядок осуществления платежей и переводов по
текущим валютным операциям

Платежи и переводы, осуществляемые для исполнения текущих валютных операций между резидентами и нерезидентами, производятся через уполномоченные организации в порядке, установленном законодательством государства, без ограничений.

Статья 11. Порядок осуществления платежей и переводов по
валютным операциям, связанным с движением капитала

Платежи и переводы, осуществляемые для исполнения валютных операций, связанных с движением капитала, и проводимые с использованием национальной валюты и иностранной валюты, осуществляются в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 12. Ввоз и вывоз наличной иностранной валюты,
ценных бумаг и платежных документов в иностранной
валюте

1. Ввоз наличной иностранной валюты, ценных бумаг (в том числе выпущенных в бездокументарной форме), платежных документов (финансовых инструментов) и других долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте и (или) удостоверяющих право на получение иностранной валюты, резидентами или нерезидентами осуществляется без ограничений.

2. Порядок и нормы вывоза резидентами и нерезидентами наличной иностранной валюты, ценных бумаг (в том числе выпущенных в бездокументарной форме), платежных документов (финансовых инструментов) и других долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте и (или) удостоверяющих право на получение иностранной валюты, устанавливаются в соответствии с законодательством государства.

3. Таможенное оформление ввоза и вывоза валютных ценностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством государства.

Статья 13. Ввоз и вывоз наличной национальной валюты,
ценных бумаг и платежных документов в национальной
валюте

1. Ввоз и вывоз резидентами и нерезидентами наличной национальной валюты и платежных документов (финансовых инструментов) и других долговых обязательств, выраженных в национальной валюте и (или) удостоверяющих право на получение национальной валюты, осуществляются в соответствии с банковским и (или) валютным законодательством государства.

2. Ввоз и вывоз резидентами и нерезидентами ценных бумаг (в том числе выпущенных в бездокументарной форме), выраженных в национальной валюте и (или) удостоверяющих право на получение национальной валюты, осуществляются в порядке, определяемом государственным органом, регулирующим отношения в области выпуска, обращения и регистрации ценных бумаг.

3. Таможенное оформление ввоза и вывоза ценностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством государства.

Статья 14. Пересылка иностранной и национальной валюты,
ценных бумаг, платежных документов в иностранной и
национальной валюте

Пересылка иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов (финансовых инструментов) и иных долговых обязательств в иностранной и национальной валюте допускается резидентами и нерезидентами в случаях и порядке, установленных законодательством государства.

Глава 3. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ
(НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

Статья 15. Цель и направления валютного контроля
(надзора за соблюдением валютного законодательства)

1. Целью валютного контроля (надзора за соблюдением законодательства) является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте, регулируемых настоящим Законом.

Источник

Оцените статью
Разные способы