Способы проведения уроков по истории

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории.
статья по истории

Учебно-методическая публикация содержит описание форм и методов активного обучения на уроках истории.

Скачать:

Вложение Размер
formy_raboty_i_metody_aktivnogo_obucheniya_na_urokah_istorii.docx 86.36 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы и методы активного обучения на уроках истории

В педагогической деятельности приоритетными являются активные приемы и средства обучения, позволяющие вовлечь учащихся в познавательный процесс, организовать процесс самостоятельного получения знаний. В первую очередь это метод проблемного диалога, позволяющий привлечь учащихся к поиску проблем и способов их совместного разрешения, что, несомненно, значительно интересней, динамичней, а главное продуктивней, нежели просто изучение параграфа. Как утверждал известный математик М. Полани, «распознание проблемы, которая может быть решена и достойно решения … есть тоже своего рода открытие». Открытие же для ребенка всегда создает ситуацию успеха и познавательного удовольствия. Рискнем утверждать, что любая тема по истории может быть подана в форме эвристического диалога. Грамотно организованный диалог требует соблюдения ряда основных условий: логическая взаимосвязь, четкость вопросов, пошаговый поиск и решение проблемы, быстрая и грамотная корректировка вопросов в зависимости от ответов детей; создание взаимно заинтересованной, доверительной атмосферы, позволяющей спокойно высказать свою точку зрения, не бояться сказать что-то не так.

Образно говоря, дети должны привыкнуть к принципу, сформулированному еще Декартом: «Не бывает глупых мыслей, если они родились в собственной голове, глупым бывает лишь их отсутствие». Конечно, такой диалог требует серьезной подготовки, как от учителя, так и от учеников, переосмысления материала учебников, крайне редко содержащих проблемные ситуации. Крайне важно, что помимо решения учебно-познавательных задач, такой диалог обладает воспитательным значением, способствует развитию коммуникативных навыков, толерантности.

Вторым приемом, способствующим активизации учебного процесса, является использование на уроке системы кластеров, предложенной Т. Г. Мушанским. «Кластер» (гроздь) – выделение смысловых единиц материала и их оформление в виде схемы (Приложение 1). Система кластеров используется как в процессе поиска проблемного поля темы, так и в процессе работы над историческими текстами. Так, при изучении новой темы ученикам предлагается самим решить, на какие вопросы-проблемы следует разбить данную тему, а затем самим же искать ответы .

В процессе такой работы создается мотивация для изучения материала – сами сформулировали вопрос, сами же ищем на него ответ, кроме того происходит систематизация материала, устанавливаются причинно-следственные связи. В конце урока обязательно должна возникнуть следующая «гроздь» кластеров, т.е. более сложных вопросов, называемых «толстыми» вопросами, направленных уже на осмысление материала. Умение самостоятельно формулировать вопросы к теме свидетельствуют о наличии критического, т.е. творческого мышления.

Третьим элементом активизации обучения является уроков-дискуссий, позволяющих выявить противоположные позиции по наиболее актуальным проблемам, их обсудить. Главная цель таких дискуссий – формирование активной, аргументированной познавательной позиции. Основные качества личности, которые воспитываются в процессе таких дискуссий – заинтересованность, интеллектуальная терпимость, умение слушать, умение «держать позицию», ассертивность (умение высказать свою точку зрения без страха). Правила дискуссии формулируются вместе с детьми, что также является сильным воспитательным моментом.

Еще одним приемом активизации обучения является регулярное использование познавательных задач в ходе изучения материала. Основными видами познавательных задач являются:

  • анализ исторических фактов, событий, статистических данных;
  • комментирование различных суждений из газет, журналов, документов;
  • задания на сравнительный анализ, выявление причинно-следственных связей и т.д.

Современные требования к выполнению заданий итоговой аттестации как раз ориентированы на умение учеников выполнять задания такого типа.

Хотелось бы отметить актуальность и эффективность применения интегрированных уроков, позволяющих сформировать целостное восприятие проблемы. Интегрированные уроки облегчают понимание процессов, изучаемых в разных предметных областях, позволяют сократить учебное время на изучение предметов, учат работать в коллективе. Хорошим подспорьем в развитии познавательных УУД является систематичное ведение выполнения следующих заданий:

  • «умные» тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений;
  • заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем (Приложение 2);
  • задания на анализ цифровой информации;
  • задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;
  • задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д. (Приложение 3).

Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Во-первых, этого можно добиться в процессе самостоятельной работы обучающегося. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы. Надо исходить из того, что урок должен быть обучающим, оптимистичным, интересным, деятельным и результативным. Таким образом, самостоятельная работа с историческими источниками помогает становлению ученика как будущего социального исследователя. Умение самостоятельно учиться, добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде — это то, чему ученик должен научиться в школе.

Во-вторых, специально подобрана система заданий, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предположения, выслушивают других и находят верный ответ. При формировании УУД широко используется технология сотрудничества, которая включает организационные формы, нацеливающие учащихся распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг у друга, выполнять работу в малой группе. Все вышеперечисленное вынуждает учителя переходить от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским методам. Приведем примеры тестовых заданий, формирующих познавательные УУД: действия по установлению соответствий, логические действия представлены в приложении П.

Реализация познавательных УУД осуществляется на разных этапах урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

2. Формулирование темы урока, постановка цели

УУД : Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

  • Рассмотрите .
  • Сравните . В чем их отличие?
  • Найдите в учебнике…
  • Может ли… Почему?

УУД : сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников;

УУД: используют знаково – символических средств, выполнение действий по алгоритму;

УУД: устанавливают причинно-следственные связи, строят логические цепи рассуждений;

УУД : поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации;

УУД: извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.

4. Контролирующее задание:

  • закончите предложения, используя текст параграфа;
  • соотнести определения с изученными терминами и понятиями;

УУД: структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные признаки. Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я.

2) Больше всего мне понравилось.

3) Самым интересным сегодня на уроке было.

4) Самым сложным для меня сегодня было.

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял.

7) Сегодня я научился.

8) Сегодня я задумался.

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду…

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Использование перечисленных приемов, методов, типов урока может служить средством реализации познавательных универсальных учебных действий школьников.

Классификация активных методов обучения в контексте

— осознавать познавательную задачу;

— извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

— извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

— умение использовать предметные знания для реализации цели;

-добывать, перерабатывать и представлять информацию;

-оформлять результаты исследования и представлять его;

— осознавать познавательную задачу;

— извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

— осознавать познавательную задачу;

— извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

метод эвристических вопросов

— устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

— осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации,

— устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

— устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

— осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

— осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

— выдвижение гипотез и их обоснование.

метод эвристических вопросов

— устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез.

Представленные методы активного обучения способствуют вовлечению учащихся в познавательный процесс, организации процесса самостоятельного получения знаний, а также повышению познавательной активности.

Методические приёмы представляют собой совокупность приёмов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им способов деятельности учащихся. Под приёмами мы понимаем действия с предметами, а также словесные или письменно-графические действия.

Приемы обучения, представленные в таблице 5 удобно использовать как конструктор урока. Эти приемы также можно применять и в период диагностики УУД на разных этапах урока.

Приемы работы, используемые на разных этапах урока

  • мозговой штурм (Приложение Ж)
  • Прием «Поясните цитату»
  • Прием «Как вы объясните народную мудрость»
  • Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»
  • Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»
  • Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных
  • Прием «Верите ли вы, что…»
  • Прием «З-Х-У» («знаю — хочу узнать — узнал») (Приложение З)
  • Прием инсерт — пометки на полях (Приложение И)
  • Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) (Приложение К)
  • Чтение со стопами (Приложение К)
  • Прием «Сюжетная таблица» (Приложение К)
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы» (Приложение К)
  • Прием «Мое мнение»
  • Прием «Мозговой штурм» (Приложение Ж)
  • Прием «Фишбоун» (Приложение Л)
  • Рефлексивный экран вопросов
  • Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме
  • Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)
  • Что нового вы узнали на уроке
  • «Неоконченное предложение»

Приёмы, способствующие реализации познавательных УУД учащихся на уроках истории (Приложение 4):

А) Приёмы изучения теоретического материала: объяснение информации, которая должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов (без репродуктивных методов обучения нельзя обойтись, они имеют место быть); рассуждение применяется для выявления причинно-следственных связей, существенных черт понятий.

Эти приемы наиболее доступны, когда учитель применяет такие средства обучения, как логические схемы, учебные памятки, рисунки, аппликации, текстовые таблицы, смысловые планы, диаграммы. По ходу объяснения учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях. Им надо лишь изучаемый материал понять и запомнить.

Б) Приёмы изучения хронологии : основные даты; опорные даты; «лента времени»; хронологические комплексы способствуют временные отношения и датированные факты с целью связывания фактов в логические цепочки; календарь важнейших событий; синхронистические таблицы.

В) Приёмы работы с документом: документы повествовательно-описательного характера; документы актового характера (дополняют рассказ учителя); памятники художественного слова.

Все указанные группы документов учитель может включить в свой рассказ, если он передаёт сущность событий, хочет усилить эмоциональность в изложении материала. Отрывок должен быть небольшим, простым и понятным, легко восприниматься на слух. Незнакомые термины и понятия разъясняются.

Г) Приёмы использования художественной литературы: литературные источники — произведения, авторы которых являлись свидетелями или участниками описываемых событий; историческая беллетристика – произведения об изучаемой эпохе; использование художественной литературы для воссоздания картины быта, общественных отношений.

Д) Приёмы использования исторической карты: на уроке в начале изучения темы следует иметь две карты, показывающей местоположение того или иного объекта (государства) на общей карте, а потом уже на тематической.

Е) Приёмы обучения по опорным сигналам: опорные сигналы в графическом, рисуночном, словесном, буквенном отображении информации достаточно эффективно закрепляют в памяти учащихся изученный материал опорными сигналами.

Ж) Приёмы проверки знаний и умений учащихся: письменные – составление планов, таблиц, сочинения, письменные контрольные работы (чаще в виде тестов); устные приемы проверки : беседа по теме, рассказ у доски, устное тестирование, ответ по цепочке повторение и закрепление терминов и понятий проводится в форме игры «Морской бой» (Приложение Н).

Разрабатывая план урока, учителю необходимо выделять основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий):

— рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы;

— умение извлекать информацию из источника;

— описание объекта по схеме

— составление характеристики исторического деятеля.

Для анализа исторического источника используется соответствующая памятка (Приложение 3). В зависимости от способностей школьники анализируют источник либо по памятке, либо без опоры на неё.

В уроке на основе известных фактов, с опорой на памятку ученики дают характеристику историческому лицу (Приложение 3).

На уроках используются следующие формы и методы:

— Составление вопросов к тексту, ответы на них;

— Комментированное чтение текста;

— Составление простого и сложного плана;

— Составление сравнительных, хронологических таблиц;

— Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

— Составление логической схемы, цепочки.

Обучение приемам поиска информации – очень важное познавательное универсальное учебное действие. Основные современные источники информации — это глобальная сеть Интернет и печатные источники.

По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники.

В ходе обучения истории педагогом используются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • выдели ключевые слова в отрывке текста, расположи их на листе;
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы . ;
  • создай таблицу (сверни информацию) по . ;
  • составь набор понятий темы.

Инструмент проверки работы с источником информации (учебник):

1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформление, произношение, логичность изложения;

2) модельный ответ.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Теперь рассмотрим систематизацию приемов технологии по формированию определенных универсальных учебных действий (умений).

Логические универсальные действия

Кластер (Приложение П)

Верные — неверные утверждения (Приложение П)

Инсерт (Приложение И)

Чтение с остановками (Приложение К)

Постановка и решение проблемы

Знали – Хотим узнать – Узнали (Приложение З)

Толстые и тонкие вопрос ы (Приложение К)

Кластер (Приложение П)

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов–осмысление–рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

ТРКМ позволяет добиваться таких образовательных результатов, как:

  • умение работать с информацией в разных областях знаний;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • умение решать проблемы;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • умение сотрудничать и работать в группе;
  • способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Формирование критического мышления в период адаптации ФГОС приобретает особую актуальность.

В качестве целей при изучении выступает не обучение как таковое, при котором содержанием будут лишь практические знания, навыки и умения, а образование личности. При этом важно сформировать у учащихся комплекс познавательных умений, включающих:

  1. находить требующуюся информацию в различных источниках;
  2. критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
  3. систематизировать информацию по заданным признакам;
  4. переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
  5. видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
  6. находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
  7. устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  8. уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
  9. уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.

В целостном процессе обучения проектирование уроков педагоги должны осуществлять с элементами разных технологий: развивающего обучения, компетентностного подхода, системно-деятельностного подхода и их составляющих, представленные в таблице 6, так как обслуживают е различные стороны процесса обучения и способствуют формированию познавательных УУД.

Процесс познания для учеников носит творческий характер, так как через разнообразные виды учебной деятельности ученик способен овладеть УУД.

Вовлечение учащихся в познавательный процесс, организация процесса самостоятельного получения знаний осуществляется с помощью активных приемов и методов обучения: метод проблемного диалога, использование на уроке системы кластеров, проведение уроков-дискуссий, интегрированных уроков, регулярное использование познавательных задач в ходе изучения материала, проведение, заполнение синхронистических, систематизирующих и сравнительных таблиц, задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.

Теоретическое изучение методов формирования универсальных учебных действий, активных форм и методов организации учебной деятельности, применение полученных знаний на практике способствует, как повышению познавательной активности учащихся на уроках истории, так и реализации познавательных универсальных учебных действий.

Источник

Читайте также:  Умозрительный способ исследования это
Оцените статью
Разные способы