«Методы организации занятий»
«Методы организации занятий»
В задачи учителя на уроке входит: обеспечить максимальную занятость каждого ученика на протяжении всего времени занятий, дать всем четкие задания, контролировать работу и оказывать помощь, следить за порядком и дисциплиной. Используются следующие методы организации занятий.
Фронтальный метод состоит в том, что всем учащимся класса дается общее задание и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением учителя. Сигнал к началу выполнения упражнения учитель дает только после того, как убедится, что задание понято.
Чтобы хорошо видеть, как каждый учащийся выполняет упражнения, учитель должен занять в зале или на площадке такую позицию, где имеется широкое поле зрения. Наиболее удобные точки — на середине или в углу площади зала. Чтобы полуить еще лучший обзор, можно встать на скамейку или плинт, если он имеется.
Заметив, что часть учеников допускает существенные ошибки, следует немедленно дать команду: «Стоп!» («Стой!») — и объяснить, в чем они состоят. Если ошибки незначительны, можно разъяснить их позже, после окончания всех упражнений.
Ни в коем случае нельзя давать команду к началу упражнения, пока все ученики не примут правильное исходное положение. Правильность поз следует очень тщательно контролировать.
Темп и ритм движений учитель задает голосом (подсчетом), хлопками, метрономом (лучше электрическим) или магнитофоном (рекомендуется использовать четырехдорожный).
При посменном методе задание также дается всем одинаковое, но выполняется последовательно группами (мальчики, девочки) или отделениями. Посменный метод применяют тогда, когда пропускная способность снарядов мала (например, не для всех хватает пролетов гимнастической стенки), когда каждому ученику при выполнении упражнения нужно обязательно оказывать помощь (например, удерживать ноги при отклонении тела назад и поднимании, сидя на скамейке), когда нужен строгий контроль правильности выполнения упражнений (например, при сгибании и разгибании рук в упоре лежа — следить за выпрямленным положением тела). Плотность урока при посменном методе не намного ниже, чем при фронтальном, так как в обоих случаях ученикам необходимы паузы отдыха между упражнениями.
Упражнения выполняют последовательно друг за другом все ученики. Задание обычно для всех одинаковое, но при желании некоторым ученикам можно его усложнять или облегчать, например, при прыжках через козла отодвинуть мостик, предложить перед приземлением после прыжка сделать хлопок руками и т. п.
При групповом методе отделениям даются разные задания, и они выполняются всеми сразу (например, прыжки со скакалкой) или поочередно по одному, по два (упражнения на брусьях и т. п.) самостоятельно. Потом производится смена мест занятий. Учитель обычно находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание, требующее помощи и страховки. Работой других отделений в это время руководят командиры отделений.
Круговой метод заключается в том, что количество мест занятий (станций) увеличивают до четырех — восьми; все отделения последовательно (по кругу) выполняют на каждой станции определенные задания. Упражнения выполняются или в произвольном темпе с интенсивностью 50—70% от максимума в течение 2—3 мин, или в максимальном темпе 30—40 с. Всего проходят 2—3 круга, отдых между ними продолжается от 30 с до 1—2 мин.
Индивидуальный метод предполагает отдельные задания каждому ученику. Но обычно такие задания дают не всем, а лишь некоторым учащимся, например отстающим в овладении каким-либо видом упражнений или, наоборот, занимающимся и спортивной школе. Учитель обязательно контролирует выполнение заданий. Индивидуальные задания дают и на дом, например разучивание каких-либо упражнений для развития координации движений— со скакалкой, с обручем и т. д.
Как уже говорилось, одним из главных путей приобщения детей к регулярным занятиям физическими упражнениями является выработка у них умения заниматься самостоятельно. Как этого добиться? Во-первых, когда ученики на уроке занимаются по отделениям, желательно, учитывая уровень знаний и умений, дать школьникам возможность самим (учитель только ставит задачу), подбирать те или иные упражнения для развития двигательных качеств, придумывать, как провести игру, выбирать снаряды и инвентарь, измерять результаты, определять победителей соревнований и т. д. Это частично-поисковый метод. Учащиеся IV—VI классов в таких условиях могут быть очень изобретательным и, активными, но, чем больше мера самостоятельности, естественно в разумных пределах, тем выше их интерес к уроку.
Другой вид самостоятельных занятий — выполнение домашних заданий учителя. Какие это могут быть задания? Разучить ту или иную комбинацию упражнений, развивающих ловкость, или отдельные упражнения со скакалкой, с обручем, с гимнастической палкой, с малыми мячами. Разучить показанные на уроке элементы техники метания мяча, прыжка в длину, передвижения на лыжах. Довести выполнение упражнений — приседаний на одной ноге, сгибания и разгибания рук в упоре лежа и т. д.— до определенного количества повторений. Улучшить результаты бега на ту или иную дистанцию. Подготовить краткое сообщение (на 2—3 мин) об итогах выступления спортсменов на тех или иных интересных соревнованиях (по периодической или телевизионным передачам). И так далее.
Следующий вид самостоятельных занятий — по собственному почину учащихся. Например, совершенствование в спусках с гор на лыжах, игра с товарищами в футбол и т. п. Чтобы стимулировать такие занятия, учитель должен проявлять к ним интерес и поощрять детей за активность. В ряде школ учителя по определенному расписанию предоставляют каждому классу раз в неделю на один час спортивный зал для самостоятельных занятий. Ответственными за порядок и организованное проведение занятия назначают физоргов. Учитель их инструктирует и консультирует. Сам учитель в часы занятий может находиться в преподавательской комнате, по мере надобности выходя к классу. В эти часы ученики могут также самостоятельно выполнять тесты, записывая результаты в личные карточки, досдавать невыполненные нормы, готовиться к соревнованиям и т. д.
Уроки физической культуры в IV-VI классах: Пособие для учителей/. , , и др.; Под ред. . – 2-е изд., доп. и перераб. – М.:Просвещение, 1984. – 208 с., ил. – (Б-ка учителя физ. культуры).
Источник
Методы и формы организации урока
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся
Для решения определённых задач урока и раскрытия творческого потенциала на уроках учителю необходимо использовать различные методы, средства и формы организации деятельности обучающихся.
Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:
Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально- нравственных ситуаций);
б) методы стимулирования долга и ответственности (убежде ния, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а)методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в)методы практического контроля и самоконтроря
• объяснение — это вид устного изложения, в котором раскры ваются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. рас крывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
• рассказ — это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);
• работа с печатным словом (с книгой) — это метод, позво ляющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
• изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добы тые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усво енное;
• повествование — это вид изложения, в котором связно рас сказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, про текающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
• описание — вид изложения, в котором дается последователь ное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
• рассуждение — вид изложения, в котором дается последователь ное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
• проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставлен ных учителем;
• беседа — форма овладения учащимися информацией в во просно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.
К практическим методам относятся:
Наблюдение — это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты — самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудо ванием.
Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необхо димости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного по искового решения;
• частично-поисковые, или эвристические методы, исполь зуются для подготовки учащихся к самостоятельному реше нию познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
• исследовательские методы — способы организации поиско вой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Кейс-метод . Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.
Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа . Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся . Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.
Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Необычная форма урока урок-театр
Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Работа в парах . Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.
Средства организации деятельности учащихся
языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;
произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);
средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);
учебные компьютерные программы по теме урока;
уровень квалификации и внутренней культуры учителя;
формы организации учебной деятельности на уроке.
отдельные тексты из учебника, пособий, книг, справочников;
отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;
средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);
технические средства обучения;
На уровне предмета
система условных обозначений различных дисциплин:
искусственная среда для накопления навыков по данному предмету;
учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
учебники и учебные пособия;
методические разработки (рекомендации) по предмету;
При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.
Источник