- Медицинская экспертиза: кто и как проводит?
- Как сейчас в России осуществляется медицинская экспертиза? В чем её основные недостатки? Зачем Минздраву понадобилась независимая медицинская экспертиза?
- Кто проводит судебно-медицинскую экспертизу в России?
- Что является критерием оценки работы судмедэкспертов?
- Почему так часто стали назначать повторные экспертизы?
- Зачем Минздраву понадобилась независимая медицинская экспертиза?
- Судебно-медицинская экспертиза
- Что такое судебно-медицинская экспертиза
- Судмедэкспертиза состоит из нескольких этапов:
- Ознакомление с предварительными данными
- Внешний осмотр тела умершего
- Аутопсия – вскрытие тела
- Дополнительные исследования
- Оформление заключения СМЭ о смерти
- Способы проведения судебно медицинских экспертиз
- УТВЕРЖДЕН приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 года N 346н
- I. Общие положения
- II. Порядок приема и регистрации материалов экспертизы
- III. Порядок организации и производства экспертиз
Медицинская экспертиза: кто и как проводит?
Ситуация с проведением судебно-медицинских экспертиз исключительно накалилась за последние несколько лет. О том, кто должен проводить медэкспертизу, обсудили и в Кремле, и в Минздраве, и в Генпрокуратуре, и в Следственном комитете. При этом качество оказываемой медицинской помощи — одна из самых актуальных тем, тем более в период пандемии. Потому и объективная медэкспертиза уверенно занимает первые строки в информповестке.
Проведённый ВЦИОМ в начале октября 2020 года опрос показал, что россияне активного возраста считают, что государство должно оценивать качество медпомощи, причем привлекать к этом независимые от Министерства здравоохранения структуры.
Спустя две недели после опроса Минздрав презентовал проект положения о независимой медицинской экспертизе. Суть проекта — создать в России специальные независимые комиссии экспертов. Под независимой медицинской экспертизой авторы проекта подразумевают внесудебную экспертизу качества медицинской помощи.
От кого по мнению министерства медэкспертиза должна быть независима? От контролирующих органов, страховых компаний или судебных медэкспертов, находящихся в ведомственной подчиненности, — поясняют авторы проекта. По их мнению, и пациенты, и врачи нуждаются в объективном профессиональном мнении.
Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль, который возглавлял рабочую группу инициаторов проекта, пояснил, что предлагаемая система независимой профессиональной экспертизы базируется на немецкой модели, где во главе комиссии стоит не врач, а юрист или судья. Кроме того, независимая экспертиза должна опираться на два принципа: 1) анонимность (это значит, что эксперты работают с обезличенной меддокументацией) и 2) экстерриториальность.
Авторы проекта считают, что создание независимых специальных комиссий экспертов позволит упорядочить проведение судмедэкспертиз, а это, в свою очередь, приведёт к объективному разрешению спорных случаев оценки качества оказанной медпомощи.
Как сейчас в России осуществляется медицинская экспертиза? В чем её основные недостатки? Зачем Минздраву понадобилась независимая медицинская экспертиза?
Расследование и разрешение по существу уголовных дел, в которых речь идет о жизни и здоровье, практически невозможно без применения специальных медицинских знаний в различных формах, из которых основной является судебно-медицинская экспертиза.
Заключение судебно-медицинской экспертизы — один из источников доказательств в уголовном и гражданском процессе. Поэтому судебно-медицинская экспертиза имеет существенное значение в борьбе против преступлений, направленных против жизни, здоровья и личного достоинства граждан, а также в случаях нарушений их гражданских прав, в том числе при причинении вреда здоровью.
Судебно-медицинская экспертиза обслуживает потребности правовой процедуры. Её задача — предоставить возможность суду квалифицировать правонарушение.
Основной нормативный документ в работе судмедэксперта —
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Судебно-медицинская экспертиза — сложное процессуальное действие. Его сложность усугубляется еще и тем, что сегодня в России не существует проработанных и отлаженных на практике стандартов судебно-экспертной оценки действий медицинского работника.
Вот почему при назначении судебно-медицинской экспертизы особое внимание следует уделять выбору экспертного учреждения.
Кто проводит судебно-медицинскую экспертизу в России?
Судебно-медицинскую экспертизу в России проводят как правило государственные учреждения судебно-медицинской экспертизы. Они независимы от органов следствия и прокуратуры.
Однако и в Следственном комитете тоже есть эксперты, которые с недавних пор имеют право проводить судмедэкспертизы (см. указ № 442 от 01.07.2020). Генеральная прокуратура РФ выступала против наделения СК РФ таким правом, однако, летом этого года Владимир Путин поставил точку в дискуссии между ведомствами.
Что является критерием оценки работы судмедэкспертов?
Одним из показателей экспертной работы является количество повторных экспертиз, который используется как критерий оценки качества работы государственных судебно-экспертных учреждений.
По закону комиссионная экспертиза в основном назначается, если результаты проведенного ранее исследования вызывают сомнения (согласно, ч. 2 ст. 207).
«В случаях возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, производство которой поручается другому эксперту».
В последние годы сохраняется тенденция к увеличению как назначений, так и производства различных судебных экспертиз и экспертных исследований. При этом возрастает количество проводимых сложных, многообъектных, комплексных судебных экспертиз.
Почему так часто стали назначать повторные экспертизы?
Наиболее частыми причинами назначения повторных медицинских экспертиз являются:
— наличие противоречий в выводах и исследовательской части экспертизы;
— недостаточная обоснованность или отсутствие обоснования выводов (касается установления тяжести вреда, причиненного здоровью, давности и механизма повреждений);
— требование надзорных органов (прокуратура);
— указание руководителей следственного органа;
— мнение специалиста, отрицающее выводы эксперта;
— несогласие одной из сторон с выводами эксперта;
— невозможность дать ответы на все поставленные вопросы при первичной экспертизе без привлечения узких специалистов;
— невозможность установить причину смерти (например, из-за состояния трупа);
— установление соответствия обстоятельств причинения повреждений и механизма их образования при дорожно-транспортном происшествии.
Почему часто расходятся во мнении экспертные комиссии и районные эксперты? Как правило, при первичной экспертизе используется диагноз, уже имеющийся в медицинских документах (в справке, амбулаторной карте, истории болезни) и не учитывается наличие или отсутствие описания объективных клинических проявлений травмы, отягощенный преморбидный фон, течение сопутствующих заболеваний.
Зачем Минздраву понадобилась независимая медицинская экспертиза?
Сегодня всё чаще к мнению и знаниям судмедэкспертов суд обращается по так называемым «врачебным делам», когда в первую очередь необходимо оценить качество оказания медпомощи. Впрочем, в российском законодательстве даже еще нет термина, поясняющего, что такое «врачебная ошибка». В этой категории дел происходит больше всего споров. При этом каждая из сторон кивает в сторону необъективности другой, особенно, если одна из них — страховая компания или медучреждение.
Суд при рассмотрении дел о причинении вреда здоровью при оказании медицинских услуг должен выяснить:
- Является ли причинителем субъект оказания медицинской помощи либо вред произошел от вышедшего из-под контроля прогрессирования или атипически протекающего патологического процесса, либо — от извращенной реакции организма, либо — от находящегося вовне исследуемых отношений источника.
- Каким — ятрогенным или потребительским — является деликт, т.е. происходит ли вред от медицинского пособия или от немедицинских обстоятельств обслуживания при оказании медицинских услуг.
- В чем суть недостатка безопасности как посягательства и источника наступившего вреда здоровью правообладателя.
Чтобы судьи могли это сделать, выводы судмедэкспертов должны: быть понятны, то есть изложены общедоступным языком; четко продемонстрировать связь между явлениями; быть убеждающими в своей обоснованности и объективности. Выводы судебно-медицинской экспертизы должны позволять суду приближать реальную оценку фактических обстоятельств к идеальной. На данный момент у российских судов не такой возможности, отсюда столько резонансных дел и всё нарастающее недовольство результатами медэкспертиз, как у пациентов, так и у медиков.
Вот почему Минздрав выступил с идеей создания системы независимой медицинской экспертизы, которая должна быть объективна, а не занимать одну из сторон в споре. Более того, возглавлять комиссию экспертов должен человек, способный грамотно изложить в суде выводы исследования, чтобы суд смог вынести верный вердикт. Одной из базовых функций независимой медэкспертизы, кроме того, должно стать урегулирование конфликта между пациентом и медучреждением на досудебной стадии.
Мы также рекомендуем ознакомится с материалами:
Материал подготовлен специалистами Институт судебных экспертиз и криминалистики.
Источник
Судебно-медицинская экспертиза
Уход человека из жизни имеет помимо биологической, еще и социальную сторону. После того, как медицинские работники фиксируют смерть, встает вопрос о том, была ли она естественной или произошла по какой-то иной причине. Главная задача правоохранительных органов на этом этапе – установить, не явилась ли смерть результатом убийства, неосторожности или злоупотребления. Ситуаций, когда человек уходит из жизни преждевременно, существует множество. Среди них может быть не только убийство, но и медицинская ошибка, несоблюдение правил безопасности на работе, нарушение санитарных норм и многие другие. Разобраться в том, что произошло перед смертью с покойным, позволяет проведения судебно-медицинской экспертизы.
Что такое судебно-медицинская экспертиза
СМЭ – процедура, которую проводят, чтобы установить причину наступления смерти в соответствии с характерными изменениями и признаками в организме покойного.
Судмедэкспертиза состоит из нескольких этапов:
- знакомство с личным делом усопшего и обстоятельствами смерти;
- осмотр тела;
- вскрытие и исследование тканей и органов;
- проведение молекулярного анализа;
- формирование заключения о смерти.
Ознакомление с предварительными данными
Когда тело поступает судмедэкспертам, в первую очередь проводится анализ обстоятельств смерти. Сотрудники бюро изучают отчеты правоохранительных органов, показания родственников, медицинские документы и амбулаторную карту покойного. Чем больше информации удастся собрать на этом этапе, тем точнее будет сформировано заключение.
Внешний осмотр тела умершего
Осмотр тела начинается с изучения одежды и личных вещей погибшего. Особое внимание уделяют тем особенностям, которые могут стать уликами: следам и отметинам от острых предметов, следам грязи, опалинам и другим отпечаткам. Затем с помощью специального оборудования останки осматривают на наличие органических веществ и жидкостей. Современные технологии уже сейчас позволяют установить, касался ли кто-то одежды или вещей покойного до или после его смерти.
После этого переходят к исследованию тела. Осматривают целостность кожных покровов и отмечают, какие посмертные изменения уже произошли. Такой анализ позволяет вычислить точное время смерти. Отметины на коже или характерные травмы нередко позволяют судмедэкспертам уже на этом этапе установить причину смерти. Например, по цвету пятен на теле можно предположить, что покойный был отравлен или страдал от определенных заболеваний. Получить информацию о причине ухода человека из жизни можно и по характерным повреждениям тела: царапинам, ссадинам, следам от ударов. Тщательное изучение таких отметок позволяет восстановить сценарий трагедии.
Аутопсия – вскрытие тела
Более информативным методом исследования останков является вскрытие. Оно позволяет судмедэкспертам увидеть особенности, которые при внешнем осмотре были бы незаметны. Обычно во время аутопсии специалисты изучают грудную и брюшную области, а также изменения в мозге. Если во время предварительного анализа у покойного были обнаружены хронические или острые заболевания, исследуют те органы, которые были ими повреждены. Иногда во время СМЭ удается получить вещественные доказательства по делу. Например, если покойный умер в результате огнестрельного ранения, сотрудники бюро, возможно, извлекут из тела пулю. Во время вскрытия берут образцы тканей для последующего биохимического анализа.
Дополнительные исследования
В современной медицине существует множество методик, которые способны помочь в установлении причин смерти. С помощью микроскопического исследования можно заключить, каким предметом была нанесена рана, а гистологический анализ клеток дает четкое представление о том, насколько сильно болезнь поразила органы. В отделениях СМЭ проводят анализ останков на содержание алкоголя, психотропных и лекарственных препаратов.
При проведении исследования важно понимать, какие процессы протекают в организме человека. Иногда установить взаимосвязь между событиями, которые привели к летальному исходу, может только опытный судмедэксперт. Например, если смерть произошла в результате смешения алкоголя и некоторых лекарств.
Оформление заключения СМЭ о смерти
Заключение судмедэкспертов содержит полное описание всех отмеченных признаков на каждом этапе исследования. Описание составляют простым языком, чтобы смысл был понятен даже тем, кто далек от медицины. Это делают для того, чтобы в случае необходимости с отчетом могли ознакомиться все заинтересованные лица: сотрудники правоохранительных органов, судебные исполнители, следователи по делу. Заключение СМЭ является одной из существенных улик, которые учитывают в ходе судебного разбирательства.
Содержится в документе и специальный раздел «Судебно-медицинский диагноз». Его составляют на тот случай, если потребуется дальнейшее освидетельствование, которое будет проводить другая команда медицинских работников. Завершается написание отчета формированием диагноза. Указывают дату, обстоятельства и причину смерти. Документ заверяют официальной печатью учреждения. Позднее на основе заключения СМЭ формируют медицинскую справку о смерти для родственников погибшего.
Источник
Способы проведения судебно медицинских экспертиз
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии со статьей 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 6, ст.640; 2007, N 31, ст.4011; 2008, N 30, ст.3616), пунктом 5.2.100.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2005, N 2, ст.162; 2006, N 19, ст.2080; 2008, N 11, ст.1036; N 15, ст.1555; N 23, ст.2713; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5618; 2009, N 2, ст.244; N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 12, ст.1427, 1434; N 33, ст.4083, 4088; N 43, ст.5064; N 45, ст.5350; 2010, N 4, ст.394; N 11, ст.1225), и в целях совершенствования порядка организации производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации,
в Министерстве юстиции
10 августа 2010 года,
регистрационный N 18111
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
от 12 мая 2010 года N 346н
Порядок организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок регулирует вопросы организации и производства судебно-медицинской экспертизы, включая судебно-медицинскую экспертизу вещественных доказательств и исследование биологических объектов (биохимическую, генетическую, медико-криминалистическую, спектрографическую, судебно-биологическую, судебно-гистологическую, судебно-химическую, судебно-цитологическую, химико-токсикологическую), судебно-медицинскую экспертизу и исследование трупа, судебно-медицинскую экспертизу и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц (далее — экспертиза) в государственных судебно-экспертных учреждениях, экспертных подразделениях системы здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по соответствующим работам (услугам) (далее — ГСЭУ).
2. Правовой основой производства экспертиз в ГСЭУ являются Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст.1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 6, ст.640; 2007, N 31, ст.4011; 2008, N 30, ст.3616), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст.4921; 2002, N 22, ст.2027; N 30, ст.3020, 3029; N 44, ст.4298; 2003, N 27, ст.2700, 2706; N 50, ст.4847; 2004, N 27, ст.2711; 2005, N 1, ст.13; 2006, N 28, ст.2975, 2976; N 31, ст.3452; 2007, N 1, ст.46; N 24, ст.2830, 2833; N 49, ст.6033; N 50, ст.6248; 2009, N 11, ст.1267; N 44, ст.5170; 2010, N 1, ст.4; N 15, ст.1756; N 21, ст.2525, N 27, ст.3431), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4532; 2004, N 31, ст.3230; 2005, N 30, ст.3104; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 31, ст.4011; N 41, ст.4845; 2008, N 24, ст.2798; 2009, N 14, ст.1578, 1579; N 26, ст.3126; N 45, ст.5264; 2010, N 18, ст.2145), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3012; 2005, N 14, ст.1210; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 41, ст.4845; 2008, N 18, ст.1941; N 24, ст.2798; 2009, N 29, ст.3642; 2010, N 18, ст.2145), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.1; N 44, ст.4295; 2003, N 46, ст.4434; N 50, ст.4847; 2004, N 34, ст.3529, 3533; N 44, ст.4266; 2005, N 1, ст.13, 40; N 19, ст.1752; N 30, ст.3131; N 52, ст.5574; 2006, N 1, ст.4, 10; N 2, ст.172; N 6, ст.636; N 19, ст.2066; N 45, ст.4641; N 50, ст.5281; N 52, ст.5498; 2007, N 16, ст.1825; N 26, ст.3089; N 31, ст.4015; 2008, N 20, ст.2259; N 49, ст.5745; N 52, ст.6235, 6236; 2009, N 7, ст.777; N 29, ст.3597; N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291), Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст.2291; 2002, N 1, ст.2; 2009, N 26, ст.3122), а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
3. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в том же значении, что и в действующем законодательстве, регламентирующем конкретный вид судопроизводства.
Порядок привлечения эксперта к судопроизводству, его права, обязанности и ответственность, содержание работы и требования к процессуально предусмотренным экспертным документам определяются действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим конкретный вид судопроизводства.
4. Основаниями для осуществления экспертизы являются определение суда, постановление судьи, дознавателя или следователя.
5. Срок производства экспертизы исчисляется со дня поступления в ГСЭУ постановления или определения о назначении экспертизы и прилагаемых к нему объектов и материалов, необходимых для проведения экспертизы и выдачи экспертного заключения, по день окончания оформления экспертного заключения и его подписания исполнителем (исполнителями).
6. Организация и порядок производства экспертиз в ГСЭУ осуществляются по административно-территориальному принципу.
ГСЭУ в обязательном порядке осуществляют производство экспертиз для органов дознания, органов предварительного следствия и судов (далее — орган или лицо, назначившее экспертизу).
В случае невозможности производства экспертиз и осуществления экспертной деятельности в ГСЭУ, обслуживающем закрепленную за ним территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специализации, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, экспертиза для органа или лица, назначившего экспертизу, может быть осуществлена ГСЭУ, обслуживающими другие территории.
7. ГСЭУ осуществляют свою деятельность с учетом рекомендуемых штатных нормативов (приложение N 1 к настоящему Порядку) и стандарта оснащения медицинскими приборами и оборудованием (приложение N 2 к настоящему Порядку).
8. Производство экспертиз осуществляется государственными экспертами ГСЭУ, занимающими должности экспертов согласно штатному расписанию, в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
Штатную должность государственного эксперта может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование, прошедший подготовку и аттестацию по соответствующей специальности с учетом квалификационных требований и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II. Порядок приема и регистрации материалов экспертизы
9. Постановление или определение о назначении экспертизы и прилагаемые к ним объекты исследования и материалы, необходимые для проведения экспертизы и выдачи заключения эксперта, принимаются непосредственно руководителем ГСЭУ либо специально назначенным им сотрудником.
Сведения о поступивших в ГСЭУ постановлениях и определениях о назначении экспертиз и прилагаемых к ним объектах исследования и материалах в обязательном порядке регистрируются в специальном журнале ГСЭУ.
10. Объектами экспертизы являются трупы и их части, живые лица, вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях; документы, в том числе медицинские, представленные органом или лицом, назначившим экспертизу, и содержащие сведения, необходимые для производства экспертизы.
11. Прилагаемые к постановлению или определению о назначении экспертизы объекты исследования, в том числе материалы дела, принимаются в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать соответствующие пояснительные надписи и исключать возможность несанкционированного доступа к содержимому без ее повреждения.
Вскрывать упаковку с поступившими в ГСЭУ объектами имеет право только эксперт, которому поручено производство экспертизы. В случае, когда постановление или определение о назначении экспертизы было упаковано вместе с объектами исследования и материалами дела, вскрытие упаковки может быть произведено самим руководителем ГСЭУ либо специально назначенным им сотрудником.
Сведения об отсутствии упаковки объектов исследования и материалов дела, а также о наличии ее повреждений указывают в реестре или почтовом уведомлении, в акте вскрытия упаковки, подписываемом экспертом и руководителем ГСЭУ, а также в заключении эксперта.
12. Доставка объектов и материалов осуществляется органом или лицом, назначившим экспертизу, в соответствующие структурные подразделения ГСЭУ:
в подразделение судебно-медицинской экспертизы трупов (судебно-медицинский морг, морг медицинского учреждения, подведомственного органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения) трупы и их части, документы, в том числе медицинские;
в подразделение экспертизы живых лиц — живые люди, документы, в том числе медицинские;
в подразделение экспертизы вещественных доказательств — вещественные доказательства (в том числе биологического происхождения), образцы для сравнительного исследования; документы, в том числе медицинские;
в подразделение сложных экспертиз — материалы уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях; документы, в том числе медицинские;
в иные экспертные подразделения, в которых производятся соответствующие лабораторные и инструментальные экспертные исследования — объекты от трупов и живых людей, образцы для сравнительного исследования; документы, в том числе медицинские.
13. В случае если транспортировка объектов исследования в ГСЭУ невозможна, орган или лицо, назначившее экспертизу, обеспечивает эксперту беспрепятственный доступ к объектам непосредственно на месте и возможность их максимально полноценного исследования.
14. Орган или лицо, назначившее экспертизу, дополнительно представляет образцы для сравнительного исследования, а также документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы (протоколы осмотров, допросов и иных процессуальных действий, справки, выписки, схемы мест происшествия, фотоснимки, электронные носители и т.п.).
Если получение образцов для сравнительного исследования является частью экспертизы, то данная процедура проводится экспертом. В этом случае сведения о получении образцов эксперт отражает в своем экспертном заключении.
III. Порядок организации и производства экспертиз
15. Руководитель ГСЭУ изучает постановление или определение о назначении экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящей экспертизы и на этом основании определяет:
исполнителя (исполнителей), которому поручает производство экспертизы, в том числе эксперта-организатора при производстве комиссионной и комплексной экспертизы;
срок производства экспертизы или участия в процессуальном действии (срок производства экспертизы определяется в пределах срока, установленного в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы);
порядок привлечения к проведению экспертизы или участию в процессуальном действии экспертов иных экспертных, научных, образовательных и других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении экспертизы;
необходимость и порядок обращения к органу или лицу, назначившему экспертизу, с ходатайством о привлечении лиц, не являющихся сотрудниками данного ГСЭУ.
16. Поступившие материалы и объекты исследования, иные процессуальные документы руководитель ГСЭУ передает эксперту в течение рабочего дня, а в случае их поступления в нерабочие дни — в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.
17. Руководитель ГСЭУ или его заместитель по экспертной работе, контролирует соблюдение сроков выполнения экспертизы с учетом даты окончания экспертизы, установленной судом при ее назначении, полноту и качество проведенных исследований, не нарушая принципа независимости эксперта.
18. При наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, руководитель ГСЭУ возвращает материалы экспертизы органу или лицу, назначившему экспертизу, без исполнения с указанием в сопроводительном письме причин возврата.
19. Эксперт, получив материалы и объекты экспертизы, обязан:
изучить содержание постановления или определения о назначении экспертизы, состояние упаковки материалов и объектов (целость, наличие и характер ее нарушения), пояснительные надписи на ней;
установить соответствие представленных объектов перечню, приведенному в постановлении или определении о назначении экспертизы, и оценить их достаточность для решения поставленных вопросов;
оценить возможность производства экспертизы в установленный руководителем ГСЭУ срок, исходя из вида, характера и объема предстоящих экспертных исследований, и доложить ему об этом;
принять меры к обеспечению сохранности материалов и объектов экспертизы.
20. При невозможности выполнения экспертизы в установленный срок руководитель ГСЭУ на основании мотивированного рапорта эксперта, поданного не менее чем за три дня до его истечения, направляет органу или лицу, назначившему экспертизу, письменное уведомление о невозможности выполнения экспертизы в установленный срок.
21. Несоответствие представленных объектов исследования их перечню в постановлении или определении о назначении экспертизы фиксируют в акте вскрытия упаковки.
На основании данного акта руководитель ГСЭУ приостанавливает производство экспертизы и письменно информирует орган или лицо, назначившее экспертизу, о факте установленного несоответствия и причинах приостановки дальнейшего производства экспертизы.
22. После устранения органом или лицом, назначившим экспертизу, причин, препятствующих ее производству, оно может быть возобновлено, при этом срок производства экспертизы продлевается на количество дней, затраченных на устранение выявленных причин.
В случае игнорирования заявленного ходатайства или отказа органа или лица, назначившего экспертизу, в устранении выявленного несоответствия при невозможности его устранения по истечении тридцати суток со дня направления мотивированного письменного сообщения о невозможности производства экспертизы все материалы экспертизы возвращаются без исполнения с указанием причин невозможности ее производства.
23. В случаях непригодности или недостаточности представленных эксперту объектов и материалов для решения поставленных вопросов эксперт составляет письменное уведомление о невозможности производства экспертизы, которое руководитель ГСЭУ направляет органу или лицу, назначившему экспертизу.
Производство экспертизы до получения необходимых и достаточных объектов и материалов, а также разрешения органа или лица, назначившего экспертизу, на применение разрушающих объекты методов исследования, приостанавливается. Сроки приостановки проведения экспертизы согласовываются руководителем ГСЭУ с органом или лицом, назначившим экспертизу.
В случае получения отрицательного ответа или его отсутствия в согласованные сроки эксперт проводит экспертизу по имеющимся объектам с применением неразрушающих методов исследования или возвращает их в порядке, установленном действующим законодательством, с указанием причин невозможности производства экспертизы.
24. При отсутствии на рабочем месте эксперта, имеющего в производстве экспертизу, руководитель ГСЭУ по согласованию с органом или лицом, назначившим экспертизу, продлевает срок ее производства данным экспертом, либо поручает производство экспертизы другому исполнителю, если это не противоречит действующему процессуальному законодательству.
25. Приступив к производству экспертизы, эксперт использует медицинские технологии, разрешенные к применению на территории Российской Федерации, а также другие рекомендованные экспертные методики, и имеющиеся в распоряжении ГСЭУ технические средства для объективного, всестороннего, полного, строго научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов.
При этом в первую очередь применяют медицинские технологии и экспертные методики, не связанные с видоизменением, разрушением или уничтожением объектов исследования.
Источник