- Способы проведения социологического опроса
- 3.Социологический опрос: разновидности и их особенности.
- Билет18
- 1.Русская социология начала XX в.
- Методы социологического опроса
- Условия проведения социологического опроса
- Виды социологического опроса
- Готовые работы на аналогичную тему
- Особенности социологических опросов
- Опрос, как метод социологического исследования
Способы проведения социологического опроса
Структура технического задания
Оно начинается с достаточно подробного описания актуальности: почему выбранная тема важна для исследования, причем не вообще, а именно в данное время. При этом можно давать ссылки на литературные источники и проведенные ранее опросы общественного мнения. Здесь же необходимо написать, какая целевая аудитория вас интересует и почему. А заканчивается эта часть ТЗ кратким резюме, где вы формулируете, почему данная тема актуальна для исследования. Далее идет формулировка проблемы, то есть существующее противоречие. Затем вы одним предложением формулируете цель своего исследования – то, что вы хотите выяснить в итоге. Например: «Почему московская молодежь редко посещает театры?» или «Как оценивают посетители сайт и страницы в социальных сетях такого-то музея?». Для достижения цели требуется сформулировать задачи, решить которые необходимо для достижения цели. Это очень важная часть ТЗ, поскольку ваша анкета будет состоять из блоков, каждый из которых включает вопросы, необходимые для решения каждой задачи.
Если цель всегда одна, то задач несколько. Очень хорошо, если вам удастся сформулировать гипотезу или две-три гипотезы, которые вы будете проверять в ходе исследования. Классический массовый опрос – это проверка гипотез. Гипотеза должна быть связана с предыдущими частями ТЗ, не появляться неожиданно. В результате исследования она может подтвердиться, подтвердиться частично или быть опровергнута. Не важно, подтвердилась ли гипотеза или была опровергнута, в любом случае это результат вашей работы. Никогда нельзя писать: «гипотеза доказана», ее проверяют, а не доказывают.
И последняя часть ТЗ – это целевая аудитория, то есть параметры людей, которых вы будете опрашивать: это может быть возраст, образование, род занятий, интерес к тем или иным видам культурно-досуговой деятельности и пр. Если опрос проводится онлайн, это, как правило, молодежь.
Составив техническое задание, можно начинать работать над инструментарием опроса, то есть анкетой.
Анкета состоит из блоков, каждый из которых предполагает решение задачи, сформулированной в ТЗ. Анкета должна быть логичной, вопросы и темы следуют друг за другом в понятной респонденту последовательности. Важный принцип: вопросы идут от простого (да – нет) к сложному, а затем к самому простому («паспортичка»). Начинаем с самых простых вопросов (на поведение, на элементарные мнения). Продолжаем более сложными, в т.ч. связанными с мотивацией. Заканчиваем самыми простыми (паспортичкой). Последний блок – это всегда «паспортичка», то есть информация о респонденте: пол, возраст, образование и пр. информация, которая вас интересует.
Анкета не начинается, а заканчивается «паспортичкой» .
- закрытые (к ним даются варианты ответов);
- полузакрытые (и вариант «другое»);
- открытые (с возможностью высказывания своего мнения по предложенному вопросу). Для этого нужно оставить достаточно места в бумажной анкете или выбрать «абзац» в Google Forms и пр.
Требования к формулировкам вопросов: короткие и ясные – никакого многословия. Прочитав длинный вопрос невнимательно, респондент плохо понимает, о чем мы хотели спросить. Не дочитав до конца, он выбирает вариант ответа наобум или вообще пропускает вопрос. Нейтральные формулировки – никаких наводящих вопросов. Нежелательно использовать «нет» и «не». Никаких двойных и тройных вопросов: их невозможно интерпретировать. Пример: Когда вы в последний раз покупали телевизор? Здесь «спрятаны» два вопроса, что недопустимо:
- Покупали ли вы телевизор?
- Если покупали, то когда это было в последний раз?
Избегайте бюрократического языка , чаще используйте глаголы! Люди должны понимать ваши вопросы, им должно быть все понятно и интересно.
Самые простые: согласие – несогласие (да – нет, знаю – не знаю, нравится – не нравится и пр.). В нужных случаях добавляем вариант «Затрудняюсь ответить». Стандартная 5-звенная оценочная шкала:
- полностью согласен (согласен);
- скорее, да, чем нет;
- скорее нет, чем да;
- не согласен;
- затрудняюсь ответить.
Очень часто у людей нет категорического мнения, поэтому 5-звенная шкала так популярна. Меню – набор всех возможных и релевантных вопросу вариантов ответа. Если нет уверенности, что перечень полный, добавьте «другое» (что именно?). Если можно дать более 1 варианта ответа, это надо обязательно указать: «Можно выбрать не более 3 вариантов ответов» или, если это вам больше подходит, «Можно выбрать все подходящие варианты ответов». Число ответов не должно быть почти таким же, как общее число вариантов.
Никогда не пишите: «Можно выбрать несколько вариантов ответов».
Ранжирование. Предлагаем присвоить каждому варианту меню ранг по уровню важности. Например: «Поставьте оценку от 1 до 5, где 1 – совсем не нравится, 5 – больше всего нравится». Таблица используется, если надо задать несколько однородных вопросов. Например, вы хотите узнать, как респонденты относятся к театрам, музеям, выставочным залам и пр. Варианты ответов тут будут одни и те же (стандартная 5-звенная шкала). Тогда мы все эти учреждения культуры даем в таблице в строках, а названия столбцов – это элементы 5-звенной шкалы.
Источник
3.Социологический опрос: разновидности и их особенности.
Сравнительное описание способов проведения социологических опросов.
В зависимости от способа контакта с респондентом, всю совокупность опросов можно разбить на следующие основные группы: Face-to-face опросы (личные опросы): -опрос по месту жительства (квартирный опрос), -уличный (в т.ч. магазинный) опрос, -опрос с центральной локацией (in-hall, hall-test), Дистанционные опросы: -телефонный опрос, -интернет-опрос (Принять участие в онлайн-опросе), -анкеты на самозаполнение (в т.ч. почтовый опрос).
Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования: 1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования); 2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов; 3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу). Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet). При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований: 1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40 минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы); 2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам; 3) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать Типы вопросов анкеты: 1) открытые (с вариантами ответов) 2) закрытые (без вариантов ответов)
Билет18
1.Русская социология начала XX в.
Основные отличия российской социологии XX века от социологии XIX века — социологические работы XX века носят менее философский и общий характер; — методы исследования менее спекулятивны; — падает популярность таких школ, как “экономическое объяснение истории” и “субъективная социология”; — увеличивается многообразие течений, ибо наряду со старыми появляются новые лидеры и школы, которых не было раньше.
Основные социологические школы XX века
Марксистская школа; В конце XIX века представителями этой школы было выпущено несколько значительных работ, как например: Г. Плеханов “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”; М. Туган-Барановский “Промышленные кризисы”; П. Струве “Судьба капитализма в России” и др. В XX веке творческая мощь ее стала снижаться
Русская субъективная социология. Этой школой, которая очень близка к психологической социологии Л. Уорда, в XIX веке были получены плодотворные результаты. “Социальные антагонизмы” Ю. Делевского и “Очерки мировоззрения” Н. К. Михайловского, “Теория разделения труда как основа научной социологии” Е. Колосова.
Психологическая социология Петражицкого. “Психологическая социология” в духе Г. Тарда, Л. Уорда, Ч. Кули, Ф. Гиддингса или социологических принципов Э. Росса и Ч. Эллвуда представлена работами Е. де Роберти, Н. Михайловского, П. Лаврова, Н. Кареева, В. Лесевича, В. Чернова и многих других исследователей XIX века.
Русская бихевиористская школа. Как известно, современный бихевиоризм в психологии появился в России в работах И. Павлова, отчасти, В. Бехтерева и учеников Павлова (Н. Болдырева, Г. Зеленого, В. Ленца и др.).
Социологизация” юриспруденции, политической науки и экономики. Анализ проблем в этих науках становился все более социологическим. В них рассматривались фундаментальные проблемы социологии. К таким работам можно отнести “Общие проблемы гражданского права” И. Покровского,
Социологическая методология. В области методологии социальных наук было также опубликовано много серьезных работ. Особую ценность среди них имеют “Методология истории” А. Лаппо-Данилевског
Научные труды по общей социологии. В этой области самая крупная — это “Социология” М. Ковалевского в двух томах (1910 г.) и его же “Современные социологи” (1905)
Источник
Методы социологического опроса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Социологический опрос представляет собой метод сбора первичной информации об исследуемом объекте посредством обращения с вопросами к респондентам.
В основе социологического опроса – опосредованное ( анкетирование) либо не опосредованное (интервью) социально-психологическое взаимодействие социолога и респондентов путем регистрации ответов на вопросы, формулирование которых обусловлено целями и задачами изучения.
Данный метод сбора информации выступает приоритетным при изучении социальных явлений и процессов, малодоступных для непосредственного наблюдения, а также в ситуациях, когда изучаемый объект не обеспечен документальной информацией.
В отличие от других методов социологии опрос позволяет выявить не только акцентированные мнения респондентов, но и отдельные нюансы, оттенки настроения опрошенных, отдельные интуитивные аспекты поведения. Кроме того, данный метод исследования отличается экономичностью, простотой, доступностью, оперативность, универсальностью, что позволяет успешно применять его как для получения объективных данных о социальной действительности, так и для выявления особенностей субъективного восприятия, оценивания респондентом тех или иных социальных явлений, процессов.
Условия проведения социологического опроса
Получение достоверных, релевантных, точных результатов в процессе проведения опроса требует соблюдения ряда условий, включая следующие:
- валидность диагностического инструментария, обоснованного исследовательской программой;
- создание психологически благоприятной, комфортной обстановки для проведения опроса;
- тщательная подготовка социолога к проведению опроса.
Виды социологического опроса
В современной социологической науке представлены различные подходы к классификации социологических опросов. Выделяют:
- устные (интервьюирование) и письменные (анкетирование),
- выборочные и сплошные,
- экспертные и массовые,
- общенациональные и локальные,
- очные и заочные виды опроса.
Одним из распространенных методов социального опроса выступает анкетирование, анкетный опрос, обеспечивающий получение разнообразной и качественной социологической информации. Анкетный опрос может быть:
В качестве разновидности сплошного опроса следует назвать перепись населения, позволяющую проследить динамику моделирования, изменений социальной структуры.
Готовые работы на аналогичную тему
Другими словами, в основе сплошных опросов – генеральная выборка, под которой понимается все население государства или та его часть, которая выступает объектом изучения социолога.
В отличие от сплошного выборочное анкетирование является более экономичным, основывается на выборочной совокупности – множестве респондентов, опрошенных социологом.
Особенности социологических опросов
Принимая во внимание экономичность, оперативность опроса как метода получения информации, в последние годы он активно используется в педагогике, психологии, политологии и пр.
Однако в отличие от опросов других научных областей, социологический опрос характеризуется рядом уникальных особенностей, включая следующие:
- количество опрошенных: если в других областях научного знания специалист, как правило, имеет дело с одним респондентом, социолог опрашивает сотни и тысячи людей;
- достоверность и объективность получаемых информационных данных, обусловленная количеством респондентов, что позволяет применять математические методы обработки статистических данных;
- целью социологического опроса выступает приращение научного знания, выяснение научной истины, обогащение науки, а не решение конкретных прикладных задач.
Таким образом, социальный опрос представляет собой один из наиболее эффективных методов исследования различных социальных процессов, явлений, феноменов.
Источник
Опрос, как метод социологического исследования
Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов.
Метод опроса изобретен не социологами. Во всех отраслях знания, где исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода (анамнестические опросы врача при приеме больного, опрос свидетелей какого-либо криминального происшествия следователем, интервью, проведенное журналистом для получения интересующей его информации, и др.).
Метод опроса широко практиковался в отечественной социологии еще в 1920-е годы. В настоящее время можно с уверенностью констатировать, что он является наиболее распространенным и информативным, но не универсальным. Грамотное его использование требует от исследователя выяснения, насколько он соответствует тем задачам, которые предполагается решать. Другими словами, нагрузка на опрос по сбору первичной информации в каждом конкретном исследовании может быть различной.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
Главным достоинством метода опроса является широта охвата различных областей социальной практики. С помощью этого метода можно получить информацию о любых проблемах в жизни современного общества. Познавательные возможности его практически безграничны, а огромное преимущество состоит в результативности опроса большого количества людей в максимально короткие сроки.
Различают две основные разновидности метода опроса: анкетирование, когда его проведение опосредовано применением анкеты, и интервьюирование, когда оно носит характер непосредственного общения социолога с респондентом.
Анкетирование – это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками.
В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное.
Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка. Именно этот вид анкетирования является наиболее распространенным.
В зависимости от способа общения исследователя с респондентом различают личное и заочное анкетирование.
Личное анкетирование предусматривает непосредственный контакт исследователя с респондентом, когда анкета заполняется в его присутствии. Этот способ анкетирования имеет два преимущества – во-первых, гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых позволяет контролировать правильность их заполнения. Личный опрос может носить групповой и индивидуальный характер. Заочное анкетирование характеризуется тем, что респондент отвечает на вопросы анкеты в отсутствии исследователя.
По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование.
Почтовое анкетирование сводится к тому, что анкеты рассылаются респондентам и возвращаются исследователю по почте. Преимущества его заключаются в простоте распространения анкет, возможности получения значительной выборки, возможности привлечь к опросу одновременно большое количество людей, проживающих в различных регионах и труднодоступных районах. Недостатком почтового анкетирования является низкий процент возврата анкет, искажение намеченной выборки и отсутствие уверенности в том, что анкеты заполнялись самостоятельно. Существует методика повышения процента возврата анкет, заключающаяся в психологически грамотном обращении к респондентам, вложении конверта с написанием обратного адреса, рассылкой напоминаний о необходимости возврата заполненной анкеты и др.
Прессовое анкетирование – это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности.
Раздаточное анкетирование предусматривает личное вручение анкеты респонденту. Преимущества его состоят в личном контакте исследователя с респондентом, который повышает заинтересованность последнего в исследовании, дает возможность проконсультировать респондента о правилах заполнения анкеты, оценить соответствие респондента намеченной выборке. Недостатки раздаточного анкетирования заключаются в сравнительно низком проценте возврата анкет (хотя и более высоком, чем при почтовом опросе), в отсутствии уверенности в том, что анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.
Эффективность анкетирования во многом зависит от грамотного построения и содержания анкеты.
Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).
Вводная часть представляет собой обращение к респондентам с указанием названия учреждения, проводящего исследование, задач исследования, роли респондента в решении поставленных задач, заверения в полной анонимности ответов респондента, способа возврата заполненных анкет и правил заполнения анкеты.
Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка ее наиболее сложна и ответственна и начинается всегда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинтересовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оценок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные вопросы, требующие индивидуального мнения респондентов.
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих социальную характеристику респондента, пол, возраст, образование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении. Назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранной информации и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.
При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полузакрытые и шкальные.
Открытые вопросы – это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в свободной форме.
Например: «Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься»
Формулировка в данном случае не ограничивает человека, отвечающего на вопрос, какими-либо рамками, и он может высказать все, что думает, в любой форме, во всей полноте и до мельчайших подробностей. Именно поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать очень богатую по содержанию информацию. В конце вопроса (в скобках) приводится напоминание респонденту о том, что ответ он должен дать в письменном виде.
К недостаткам открытых вопросов относятся: во-первых, возможность ответов, не имеющих прямого отношения к теме; во-вторых, вероятность пространных ответов; в-третьих, сложность последующей обработки таких свободных ответов. В связи с этим не рекомендуется в анкете использовать большое количество открытых вопросов.
Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов.
Простейшим видом закрытого вопроса является «да-нет» — вопрос. Специфика его заключается в неуравновешенной формулировке, т.е. в формулировке, где присутствует один из возможных вариантов, что способствует выбору его респондентом. Употребление этого вопроса часто сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, умений и остановок. Так, например, вопросы «нравится ли Вам…?», «хотели бы Вы…?», «любите ли Вы…?» вызывают несомненное смещение ответов в положительном направлении. По этой причине рекомендуется их употреблять только в тех случаях, когда сомнения в однозначном выборе ответа отсутствуют. Например: «Были ли Вы в этом году на стадионе?», «Выписываете ли Вы спортивные газеты и журналы?».
Альтернативный вопрос отличается от «да-нет» — вопроса такой важной характеристикой, как уравновешенность формулировки. Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньшим, и предлагаемые варианты ответов носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа.
Например: «Как часто Вы посещаете стадион?»
Очень часто (каждый день)
Часто (2 – 3 раза в неделю)
Не очень часто (3 – 4 раза в месяц)
Редко (1 – 2 раза в месяц)
Очень редко (еще реже)
Другой разновидностью закрытых вопросов является вопрос-меню, в котором респонденту предлагается право выбора нескольких ответов (количество выбранных ответов обязательно оговаривается).
Например: «Что Вас привлекает в тренерской работе?» (отметьте не более трех ответов):
- общение с людьми;
- процесс передачи знаний;
- разнообразие деятельности;
- отсутствие регламентированного рабочего дня;
- эмоциональность, творчество;
- возможность подготовить высококвалифицированного спортсмена;
- возможность профессионального роста;
- хороший заработок;
- частые поездки на соревнования и сборы;
- длительный отпуск и т.д.
Игнорирование различий между альтернативными вопросами и вопросами-меню приводит к неправильному их употреблению. Исследователь считает вопрос альтернативным, а возможные варианты ответов не исключают друг друга. В результате задается вопрос-меню, и опрашиваемые дают не один, а несколько ответов. Собранная информация не соответствует проблематике. Необходимые данные, как оказывается, не получены.
Шкальный вопрос предполагает, что респондент должен отметить интенсивность какого-либо явления или мнения, и чаще всего требует выражения ответа в баллах или процентах. Например: «Насколько важно для Вас, чтобы работа была разнообразной?» 12345678910
неважно важно важно
Формулировка закрытых вопросов требует особой тщательности и должна включать полный перечень возможных ответов. Поскольку есть вероятность того, что не все возможные варианты ответов будут учтены при составлении закрытого вопроса, рекомендуется чаще использовать полузакрытые вопросы, когда в перечне ответов есть позиции «другое» или «что еще».
Например: «Есть ли у Вас спортивный инвентарь? (подчеркните)»
- велосипед;
- гантели;
- обруч;
- эспандер;
- туристическое снаряжение;
- лыжи;
- коньки;
- ракетки (теннисные, бадминтонные);
- лодка;
- что еще?
Ответы на приведенные вопросы имеют линейную форму расположения. Наряду с ней в анкетах часто используется и табличная форма ответов на закрытые и полузакрытые вопросы.
Например: «Как Вы считаете — может ли человек изменить себя с помощью занятий физической культурой и спортом?»
Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т. п. Такие прямые вопросы часто остаются без ответа или содержат неточную информацию. В таких случаях рекомендуется использовать косвенные вопросы. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Например: «Некоторые спортсмены считают, что объем физической подготовки должен быть сведен до минимума. А как думаете Вы?» или «Согласны ли Вы с утверждением, что. »
№ п/п | Характеристика изменений | Варианты ответов |
фигура | да, нет, не знаю | |
устойчивость к болезням | да, нет, не знаю | |
болевая чувствительность | да, нет, не знаю | |
чувство усталости | да, нет, не знаю | |
черты характера | да, нет, не знаю | |
темперамент | да, нет, не знаю | |
привычки, связанные с личной гигиеной | да, нет, не знаю | |
привычки, связанные с отдыхом | да, нет, не знаю | |
что еще? | да, нет, не знаю |
Открытые и закрытые вопросы имеют свои положительные и отрицательные стороны. При выборе типа вопроса исследователи обычно руководствуются следующими категориями: экономичность, надежность и достоверность.
В методической литературе преобладает точка зрения, что применение закрытых вопросов более экономично, так как требует меньших затрат при обработке. Но иногда для того чтобы составить перечень возможных вариантов ответов, необходимо провести большую предварительную работу, без чего социологическое исследование будет иметь низкий методический уровень.
Мнение о более высокой надежности закрытых вопросов также нельзя принять безоговорочно, так как при наличии хорошо обученных кодировщиков устойчивость информации, полученной в ответ на открытые вопросы, достаточно высока.
Основным критерием применения того или иного вопроса является достоверность. Респонденты охотно отвечают на открытые вопросы в том случае, когда имеют развитую систему представлений по теме вопроса и считают себя в ней компетентными. Если же предмет опроса им мало знаком или непривычен, сложен для анализа, то респонденты уклоняются от ответов либо дают неопределенный ответ, либо отвечают не по существу. В этом случае, применяя открытый вопрос, исследователь рискует не получить содержательной информации и сможет лишь выяснить, что по данному вопросу опрошенные не имеют сформировавшегося мнения. В то же время, используя закрытую форму вопроса, исследователь помогает респонденту сориентироваться в предмете разговора и выразить свое отношение к проблеме через предложенный набор возможных суждений или оценок.
Кроме различий по форме, вопросы различаются также и по функциям. Выделяют содержательные, контрольные, функционально-психологические и вопросы-фильтры (рис. 1).
Рис. 1. Классификация вопросов анкеты
Содержательными являются все основные вопросы анкеты, направленные на сбор информации о содержании исследуемого объекта. Среди них выделяют вопросы о фактах, вопросы о мнениях установках, мотивах поведения и вопросы о знаниях.
К контрольным вопросам исследователь прибегает тогда, когда возникает необходимость в проверке искренности ответов респондентов. Их назначение — проверка достоверности данных. Они могут ставиться и перед, и после основных вопросов и заключаются как правило, в употреблении одного и того же вопроса в различной формулировке или использовании косвенной формы вопроса. Например, сначала можно спросить респондента, насколько он доволен своей работой. Через несколько вопросов задается первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?», затем второй: «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?» Сопоставление ответов на эти вопросы дает информацию об искренности опрашиваемого. В случае противоречия в ответах такие результаты бракуются либо подлежат дополнительному изучению с целью получения адекватной информации.
Функционально-психологические вопросы используются для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия установок, возникающих у респондентов. Если после ряда вопросов, связанных со служебной деятельностью, респонденту без всякой видимой связи задаются вопросы об отношениях в семье, то это вызывает недоумение у отвечающего. Для избежания такой ситуации можно использовать следующий функционально-психологический вопрос: «После работы Вы возвращаетесь домой. Дома Вас ждут жена и дети. Любите ли Вы находиться у себя дома?» После такого вопроса интерес к семье со стороны исследователя вполне обоснован, вопросы не вызывают неудовольствия и опрашиваемый охотно отвечает на них.
Прежде чем задать респонденту содержательный вопрос, целесообразно выяснить, относится ли он к той группе людей, для которых предназначен этот вопрос. Для этой цели в анкете используются вопросы-фильтры. Так, например, прежде чем выяснять у респондента, как он оценивает работу стадиона, нужно уточнить: ходит ли он на стадион, как часто и на какие мероприятия. Если не использовать в данном примере вопросы-фильтры, то количество некомпетентных ответов скажется на достоверности полученной информации.
Характеристика анкеты будет неполной, если не сказать о времени, необходимом для заполнения анкеты. Время заполнения анкеты зависит от сложности вопросов и их количества. При возможности необходимо добиваться того, чтобы вопросы были сформулированы просто и понятно. Количество вопросов тоже должно быть в пределах разумного. Практика показывает, что время заполнения анкеты должно быть в пределах 45+10 минут.
Необходимо также отметить, что внешний вид анкеты должен быть аккуратным. Анкету нужно отпечатать на хорошей бумаге, четким, достаточно крупным шрифтом. Тексты вопросов и ответов должны иметь разный шрифт. При необходимости вопрос должен содержать пояснения при использовании терминов или слов, имеющих двойной смысл, а также пояснения по технике заполнения.
При печати или наборе текста анкеты нельзя допускать разрыва вопроса (т.е. переносить его со страницы на страницу). Это затрудняет восприятие респондентом его целостности, что приводит к смещению ответов. Необходимо помнить, что смысловые и контрольные вопросы нельзя ставить в анкете рядом и они должны быть сформулированы так, чтобы респонденту не навязывалось мнение социолога. Формулировка вопросов не должна задевать самолюбия респондентов и вызывать у них отрицательные эмоции.
Интервью является менее распространенным методом опроса, применение которого имеет свои достоинства и недостатки.
Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. Если при анкетировании их общение опосредуется анкетой, то при интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.
Участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы бланка-интервью к возможностям отвечающего, а в случае непонимания смысла вопроса или других затруднений тактично прийти ему на помощь, что существенно снижает количество не ответивших и ошибок при заполнении вопросников.
Существенными же недостатками данного метода являются большие временные затраты (по сравнению с анкетированием) на проведение интервьюирования и возможности субъективного влияния интервьюера на результаты опроса (эффект интервьюера).
В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.
Формализованное (стандартизированное) интервью — самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. Обычно в беседе преобладают закрытые вопросы, что позволяет свести к минимуму влияние интервьюера на результаты опроса. Способ фиксации ответов также стандартен и предусмотрен инструкцией.
Фокусированное интервью используется, как правило, при сборе мнений и оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий и причин. Респондент при этом уже заранее знакомится с предметом беседы (читает книгу или статью, участвует в работе семинара по данной проблеме и пр.). Вопросы подготавливаются заранее, их перечень обязателен, но последовательность и формулировка могут корректироваться.
Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Этот вид опроса используется, как правило, при определении проблемы исследования, уточнении ее конкретного содержания и др. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Направление беседы, ее структура, последовательность вопросов, их формулировка зависят только от интервьюера, его представлений о предмете обсуждения и профессиональной подготовки.
Для проведения контроля качества работы интервьюера применяют выборочное повторное посещение респондентов, при котором спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. По результатам проверки осуществляется выбраковка ненадежных бланков-интервью. Другим способом контроля может быть почтовая анкета, которая рассылается респондентам, участвовавшим в опросе. В такой анкете присутствуют вопросы, подобные тем, которые задают контролеры-интервьюеры.
В последнее время в крупных городах с высоким уровнем телефонизации применяется телефонное интервью. Его основным достоинством является оперативность и низкая стоимость. Телефонное интервью обладает наивысшими возможностями в устранении эффекта «третьих лиц». Влияние интервьюера на ответы респондента в телефонном интервью ниже, чем при опосредованном общении. Оптимальная продолжительность телефонного интервью – 10 – 15 минут. Вопросы, по возможности, не должны быть длинными и содержать большое количество альтернатив в ответах.
Источник