Электронная библиотека
Методы – это способы достижения какой-либо цели (решения конкретной задачи), приемы и операции в деятельности социальных работников. Учитывая универсальный характер социальной работы как вида деятельности, можно говорить о том, что она использует междисциплинарные методы.
Основой для классификации методов социальной работы может служить мотивационная характеристика способов воздействия на личность или социальную группу. Поскольку их поведение находится под влиянием разнообразных мотивов, для достижения целей в социальной работе необходимо одновременное использование различных способов воздействия социального работника на клиента. Можно выделить основные группы методов социальной работы:
· психолого-педагогические и другие.
С помощью социально-экономических методов социальный работник оказывает воздействие на материальные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. Материальная и социальная мотивация у личности или группы, испытывающих в этом потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот или единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.
Организационно-распределительные методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе, лежат в основе управленческого воздействия социальных служб и отдельных специалистов. При этом организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных органов социальных служб. Распределительные методы позволяют осуществить управление социальной работой оперативно и динамично (уточнение задач, перераспределение сил и средств, устранение недостатков и др.).
В практике социальной работы организационные и распределительные методы играют важную стабилизирующую роль. В зависимости от характера стабилизирующего воздействия основными организационно-распределительными методами являются: регламентирование, нормирование, консультирование.
Регламентирование представляет наиболее жесткий метод организационного воздействия, заключающийся во введении положений, которые являются обязательными для исполнения (приказы, должностные инструкции, типовые положения и т.д.). Этот метод используется органами управления социальных служб.
Нормирование – это менее жесткий метод организационного воздействия, который заключается в установлении нормативов по верхнему и нижнему пределам (нормативы численности обслуживаемых клиентов, времени обслуживания и т.д.).
Инструктирование является наиболее мягким методом организационного воздействия, заключается в разъяснении обстановки и задач, возможных трудностей и последствий неправильных действий клиентов, предостережении от ошибок.
Кроме того, к организационно-распределительным методам относятся: подбор и расстановка кадров; критика и самокритика; контроль и проверка исполнения.
Психолого-педагогические методы широко используются в практике социальной работы.
В отличие от организационно-распределительных методов они характеризуются косвенным воздействием на клиента через механизм социально-педагогической социально-психологической регуляции его самочувствия и поведения.
Специфика психологических методов состоит в том, что они направлены на изучение психики человека. Эти методы разделяются на лабораторные и клинические, прямые и косвенные, экспериментальные и неэкспериментальные. Кроме того, в социальной работе используются методы психотерапии.
Педагогическая регуляция поведения индивида предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в целях формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях.
Значение педагогических методов заключается в том, в своей деятельности социальный работник сталкивается с проблемами воспитания, решение которых требует специальных знаний, которые сосредоточены в области педагогики.
Социальные работники обращаются к социологическим методам, среди которых наиболее важными являются:
· анализ документов; наблюдение;
· контент-анализ и др.
Интерес социальных работников к правовым методам объясняется тем, что профессиональная помощь клиентам основывается на законодательстве, без которого она не может осуществляться.
Медико-социальные методы применяются специалистами, занимающимися санитарным просвещением, врачебно-трудовой экспертизой или патронажем.
Социальные работники должны быть знакомы с коммуникативными методами, направленными на поддержание нормального общения между людьми, которые обмениваются информацией. Для нормального общения социальный работник и клиент соблюдают правила этикета.
Метод написания «социальных биографий»
В практике социальной работы используется метод написания «социальных биографий» (метод изучения личных документов), который позволяет изучить личные отношения человека к социальным процессам, в которые он был включен.
Формами биографического метода являются: свидетельства родственников и знакомых; переписка; фотографии; автобиографические фрагменты и т.д. Они позволяют выявить те «точки», которые можно назвать кризисными в развитии индивида, определить диагностику и профилактические меры.
Современная система методов социальной работы столь же многообразна, как система знаний об окружающем мире.
Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00
Источник
Методы социальной работы: общая характеристика
По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания.
По степени общности можно выделить следующие группы методов:
1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).
2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование):
метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении вычленении) глубинной сущности процесса;
метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину о социальном процессе;
единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
метод восхождения от простого к сложному. Развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;
единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений;
генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы;
конкретно-социологический метод выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.;
системно-структурный или структурно-функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснение способа их взаимосвязи и функций (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование.) и др.
3. Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод “социальной биографии”, семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.
В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов.
Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также – специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.
Иногда методы социальной работы включаются в более общее понятие «социальные технологии» – способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, совокупность приемов и воздействий, применяемые для достижения поставленных целей и задач в социальной сфере.
Будучи органической часть социальной работы, методы развивались и совершенствовались вместе со становлением и развитием самой профессии социального работника. Первоначально социальную работу поддерживали и финансировали преимущественно свободные благотворительные союзы и общества, затем возникла государственная служба социальной помощи населению. Так как решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом, то и способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, должны зависеть от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность.
Первое время доминирующим методом социальной работы была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в общине.
Таким образом, эти три формы социальной работы стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.
Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
Метод индивидуальной социальной работы (кейсуорк) предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия.
Его суть – в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Данный метод особенно актуален в США, опирается на выбор психологического подхода к пониманию личности. (Например, при психоаналитическом подходе основной упор делается на анализ интрапсихической динамики клиента и оказании помощи в разрешении внутриличностных проблем; при бихевиоральном – концентрация внимания на дезадаптивных моделях поведения и их коррекции и т. д.).
Но независимо от психологического подхода к пониманию личности можно выделить общие элементы, составляющие метод:
1. установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт);
2. изучение и анализ проблемной ситуации;
3. определение целей и задач совместной работы;
4. видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой;
5. оценка прогресса и результат совместной работы.
Разные индивидуальные подходы предполагают разные виды помощи: беседы, консультирование, привлечение специалистов и т.п. Для эффективности данного метода важно учитывать есть ли установка на необходимость оказания именно индивидуальной помощи, обладает ли специалист необходимым уровнем психолого-педагогической подготовки, возрастные, личностные, индивидуальные особенности клиента.
Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.
Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:
-малая группа способствует выходу из роли “только слушателя”;
-в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;
-в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;
-малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.
Цель метода групповой работы – оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.
Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления, группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи. Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.
В зависимости от целей группы позиция социального работника может быть различной. Если группа ориентирована на достижение каких либо общезначимых в широком правовом и гражданском контексте целей (например, открытие спортивной площадки в микрорайоне), то социальный работник выполняет роль организатора и координатора внешних связей группы.
Если цель группы – расширение сферы самосознания и индивидуального опыта за счет интенсивного и рефлексивного общения (например, тренинг коммуникативных навыков), то в этом случае социальный работник посредник внутригруппового взаимодействия.
Метод групповой социальной работы не имеет некоего «застывшего» вида, в настоящее время появляются новые оригинальные формы, такие как метод семейной терапии в США.
Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне.
«Община» (коммьюнити) – сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Коммьюнити выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. Всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:
1. развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей;
2. разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.
Реализация этих задач направлена на достижение главной цели – активизация развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности.
Основные принципы реализации метода общинной социальной работы:
-активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи;
-поддержка и развитие новых инициатив;
-децентрализация контроля за бюджетом;
Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании и т. д.).
Для реализации данного метода социальному работнику приходится выполнять целый спектр ролей: адвоката, брокера, эксперта, социального ориентира, что в свою очередь требует широкой теоретической и практической подготовки. Особенно актуальны умения организации и проведения социологических исследований и социально-психологические методы работы. Зачастую решение проблем общины требует комплексного вмешательства специалистов – врачей, юристов, психологов и т. п.
Кроме того, методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также — специализацией социального работника, структурой социальных и других служб, поэтому в процессе деятельности органов социальной защиты выделяют: социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: выбор того или иного метода зависит от специфики конкретной ситуации
Источник