- Методы и средства социальной политики
- Критерии и методы социальной политики
- Основные критерии и показатели эффективности социальной политики
- Готовые работы на аналогичную тему
- Основные показатели социального обеспечения
- Государственные стандарты социальной политики
- Методы и функции социальной политики
- Функции и методы социальной политики.
Методы и средства социальной политики
Методы социальной политики – совокупность принципов (основных идей, правил ее проведения) и способов достижения ее целей, направленных на все общество, отдельные группы, организации, конкретного человека.
Основной принцип социальной политики – принцип социальной справедливости.
Изменение принципов социальной политики в годы реформ проявилось в:
1) более системном подходе к управлению социальными процессами, большей приоритетности в решении социальных вопросов в отличие от комплексного подхода;
2) усилении дифференцированного подхода к регулированию социальной сферы, формировании адресной социальной защиты;
3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной поддержкой;
4) смещении акцентов от преимущественно административных к экономическим методам управления; социальной стандартизации(определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их финансирования);
5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию страховых принципов социальной политики;
6) формировании многоканального финансирования социальной сферы, развитии благотворительности и спонсорства;
7) новой идеологии социальной политики
(установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми способами, снятие ограничений на рост доходов и др.)
Главный способ социальной политики – государственное регулирование.
Особенности трансформации способов социальной политики в годы реформ:
1) кардинальное изменение характера государственного регулирования социальных процессов:
— значительно сократилась роль директивного планирования;
— заметное развитие индикативного регулирования: налоговой политики, рынка ссудного капитала и др.;
— возрастание роли государственного программирования и прогнозирования;
— сокращение роли государственного заказа и государственной инвестиционной политики в развитии социальной сферы.
2) становление систем муниципального регулирования, рыночного саморегулирования в социальной сфере и адекватных рынку общественных технологий.
Социальное партнерство как социально-политическая технология – это:
1) в широком смысле: способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, способ разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания;
2) в узком смысле (в социально-трудовой сфере): как система отношений, обеспечивающая достижение баланса социальных и экономических интересов работодателей, работников, государства.
Лоббирование – это:
1) процесс деятельности в органах власти с целью выявления и представления в этих органах интересов определенных общественных групп;
2) форма представительства на политическом уровне интересов различных социальных групп через социальные организации (трудовые, общественные и др.), а также формa взаимодействия социальных организаций различного уровня, неотъемлемым элементом среди которых выступают органы власти и другие акторы политики.
Основные направления совершенствования лоббирования:
— разграничение процессов лоббирования, протекционизма и коррупции;
— формирование законодательной базы по вопросам лоббирования;
— развитие институтов профессиональной подготовки к лоббистской деятельности.
Специальные средства социальной политики:
— государственные нормативно-правовые документы (законы, постановления, распоряжения и др.) и административные решения по регулированию социальной сферы;
— социальные программы и мероприятия;
— учреждения и предприятия социальной сферы;
— государственные социальные нормативы (ГМСС);
— экономические нормативы, регулирующие социальную сферу (налоговые рычаги и стимулы, тарифы и др.);
— финансово-кредитные средства развития социальной сферы.
Источники финансирования социальной сферы:
— значительно изменилось соотношение финансовых средств социальной политики при сохранении главной роли государственного бюджета;
— сформированы новые источники финансирования социальной сферы (Стабилизационный фонд, государственные внебюджетные фонды, благотворительные и спонсорские средства предприятий, российских общественных и международных организаций и населения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Критерии и методы социальной политики
Вы будете перенаправлены на Автор24
На сегодняшний день социальная политика является некой теоретической доктриной, которая разрабатывается квалифицированными специалистами в сфере социальных наук по конкретным концепциям и направлениям внутренней экономической и политической деятельности. Прежде чем государство приступить к разрешению социальных проблем, должны быть определены перспективы и задачи развития страны. Должна выбираться основная модель социальной политики, что действует в том или ином государстве. Это и многое другое определяет основные приоритеты в реализации политики государства в различных направлениях социальной политики.
Основные критерии и показатели эффективности социальной политики
Социальная эффективность – это соотношение полученных результатов проведенных социальных мероприятий с затратами, которые были на это направлены.
Исходя из этого, эффективность социальной политики нельзя рассматривать только по размеру ее финансирования, следует провести анализ и прогнозирование распределения ресурсов. Это можно осуществить с помощью статистических показателей и критериев, которые характеризуют качественные и количественные стороны социальных процессов и явлений.
Вся структура критериев социального развития классифицирована по восьми разделам:
- Социально-демографические критерии: рождаемость, средняя продолжительность жизни, миграция, численность смей, смертность и прочие показатели.
- Социально-трудовые критерии: динамика безработицы и занятости населения, состояние трудовых ресурсов, условия и анализ трудового процесса.
- Качество и уровень жизнеобеспечения населения: динамика потребления товаров, реальной денежной прибыли, а также динамика социальных пособий и финансовых сбережений.
- Обеспечение населения жилым помещением: характеристика жилых площадей по метражу, принадлежности, потребности в усовершенствовании, а также по благоустройству.
- Состояние здравоохранения и общего здоровья населения: характеристика кадрового обеспечения и медицинской инфраструктуры, оценка динамики заболеваемости, инвалидности, смертности.
- Информационные услуги, образование, народная культура: характеристика инфраструктуры образования и кадрового обеспечения, а также динамика количества обучающихся.
- Социальная и экономическая безопасность: пороговые значение показателей экологической загрязненности и криминогенности, а также затраты на борьбу с преступностью и обеспечение экологической безопасности.
- Социально-психологическое состояние населения: социальная ущемленность, психологическая удовлетворенность, конфликтность, тревожность.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные показатели социального обеспечения
Главными социальными показателями являются доля населения, что находится за порогом нищеты, прожиточный минимум, разница между доходами различных классов населения, доля граждан, что получают профессиональное образование, объем и перечень медицинских услуг, которые доступны всему населению страны, средняя продолжительность жизни, доля безработных, детская рождаемость.
Квалифицированными специалистами ООН разработан специальный индекс развития человеческого потенциала. Именно он является интегральным показателем жизненного уровня населения и экономики государства. Данный индекс определяется на основе тех показателей, которые характеризуют критерии жизни общества:
- состояние физического здоровья населения и его долголетие – показателем является ожидаемая средняя продолжительность жизни;
- интеллектуальное и духовное развитие людей – показателем является уровень образования, т.е. удельный объем обучающейся молодежи и доля грамотного населения;
- материальная обеспеченность населения, реальные доходы на каждого гражданина – показателем является ВВП на душу населения и равномерность распределения прибыли в обществе (с поправкой на покупательную способность).
Государственные стандарты социальной политики
Основным инструментом управления при разработке социальной политики, а также распределении ресурсов, что направлены в социальную сферу, являются государственные минимальные стандарты. Это уровень социальных гарантий, который определен и утвержден на государственном уровне, выражается через основные потребности населения и социальные нормативы.
Основными государственными стандартами являются:
- в области доходов граждан – прожиточный минимум, который определяется по основным демографическим и социальным группам;
- в области оплаты труда – минимальный размер заработной платы;
- в сфере пенсионного обслуживания – минимальные размеры пенсионных выплат по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по утере кормильца;
- в сфере социальной защиты – пособия граждан от государства по безработице, многодетным семьям, адресные выплат малоимущим гражданам;
- в сфере образования – оказание бесплатных услуг муниципальными и государственными образовательными учреждениями;
- в области здравоохранения – оказание бесплатных услуг в области медицинского обслуживания, профилактического и санаторного характера, а также услуги лечебно-профилактических учреждений;
- в области культуры – перечень бесплатных учреждений культуры;
- в сфере жилищно-коммунального хозяйства – услуги ЖКХ с применением государственного бюджета.
Методы и функции социальной политики
Социальная политика обладает рядом методов и функций, с помощью которых государство стремится создать общественные фонды и поддержать граждан в том социальном статусе, который бы не был для них обременительным.
К основным функциям социальной политики можно отнести компенсаторную, элективную и кумулятивную. Компенсаторная функция направлена на ликвидацию сдерживающих условий, которые не дают возможность гражданину быть участником общественных отношений. Элективная функция социальной политики направлена на выявление свойств и обстоятельств человека, которые позволят отнести его в группу нуждающихся лиц. Кумулятивная функция накапливает социальный государственный потенциал, который выражен в зависимости граждан от социальной и политической деятельности страны.
Социальная политика необходима для того, чтобы гарантировать минимальный доход гражданам, защищать население от заболеваний, инвалидности, безработицы на социальном уровне. При этом гарантирование минимальных доходов можно только тем гражданам, которые не могут обеспечить себя самостоятельно.
Главная цель социальной политики – повышение качества и уровня жизни граждан Российской Федерации с помощью стимулирования хозяйственной и трудовой деятельности населения, а также предоставление каждому трудоспособному гражданину тех условий, которые позволят ему обеспечить благосостояние семьи.
Социальная политика государства предусматривает решение многих задач с помощью следующих методов:
- обеспечение одинаковых возможностей в процессе реализации права на образование и равную долю в благосостоянии общества с помощью справедливого распределения имущества и доходов;
- минимизация нежелательных различий, что обусловлены рынком, между бедными и богатыми слоями населения при возникновении капитала и доходов;
- обеспечение справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства, развития личности, а также активного участия в социальной жизни и права на долю собственности в обществе;
- совершенствование общественных и политических положений и инструментов, которые регулируют существующее государственное устройство с целью обеспечения основных прав на долю ответственности перед социумом.
На основе социальной защиты государство с переданной ему компетенцией, формирует систему социального обеспечения, которая состоит из совокупности учреждений и норм, что реализуют данные нормы в административном порядке.
Источник
Функции и методы социальной политики.
Социальная политика обладает рядом функций, которые в конечном счете определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:
• компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
• элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
• кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.
Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Социальные трансферты — это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является — гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час работы).
Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система индексации сложилась в 60-70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых — уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.
Основным инструментом оценки, прогнозирования и регулирования величины, структуры и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.
Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.
Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание — 46,1, непродовольственные товары — 39, услуги — 13,2, налоги и сборы — 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.
Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:
I группа — бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;
II группа — малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;
III группа — обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.
IV группа — состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;
V группа — богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.
Таким образом, социальная политика — это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.
Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала ).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.
Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты
Социальная защита- это такие отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита- это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов. В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель; социал-демократическая модель. В научной литературе имеются другие представления о количестве моделей социальной политики, но эти количественные различия не имеют принципиального значения. Государство на основе социальной защиты, переданной в его компетенцию, создает систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной стороной системы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного государственного страхования. Обязательность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного. Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики. От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социальной политики.
Источник