Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне
Елена Султанова
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне
1 часть. Разминка. Разгадывание кроссвордов.
Решение кроссвордов. Отгадав, его мы прочитаем ключевое слово.
По вертикали. 1. наука об общих законах строения и функционирования языка — Лингвистика
2. раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы, 2) в языкознании — раздел, посвящённый изучению выразительных средств языка — Стилистика
4 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к. л. социальной группы, словарный запас отдельного человека. 2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь
Какой бывает словарь?
Словарь активный — часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; активный запас слов отдельного носителя языка — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития.
Словарь пассивный — 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении; 2) пассивный словарь слов отдельного носителя языка — часть словарного языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития.
2 часть. Теоретическая.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т. к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Принципы словарной работы:
1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Вопрос: Почему важно начинать словарную работу с ясельного возраста?
Задачи словарной работы:
1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3. активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идёт по следующим направлениям:
овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
3 часть. Дискуссионная.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Вопрос: назовите приёмы словарной работы?
Приёмы словарной работы:
называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.
Вопрос: назовите методы словарной работы?
Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий: осмотрах помещений д / с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка: создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
Показ кинофильмов и диафильмов.
Чтение художественных произведений.
Рассматривание картинок сюжетных и предметных. (приём — вопрос)
Словарно-логические упражнения
Вопрос: Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности.Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями: «Послушайте ещё раз это трудное слово».
Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик?
4 часть. Практическая
— Провести анализ художественного произведения. Рассказать о предполагаемой работе над словом.
— приведите примеры дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок, используемых в словарной работе.
5 часть. Решение кроссворда.
Продолжаем решать кроссворд.
11 – иносказательное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория
12 оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие, в чём нибудь — нюанс
6 слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – Сравнение
5 в поэтике образное, художественное определение- эпитет
9 шутка основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур
10 перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора
7 слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.
8 слова, имеющие противоположные значения – антонимы
9 в поэтике, слово или выражение. Заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение — гипербола
6 часть теоретическая (Приложение 3)
— требование к речи воспитателя.
— Содержание словарной работы вне занятий.
— Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём она конкретно может выражаться?
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.
Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.
Методика проведения наблюдений на прогулке. Наблюдения за насекомыми в осенний период Цели: — проследить с детьми сезонные изменения в жизни насекомых в осенний период; — формировать у детей умение наблюдать характерные.
Методика проведения НОД по ИЗО лепка в младшей группе «Кукла в гости к нам пришла» Цель: учить детей изображать фигурку куклы на основе приобретённых навыков лепки. Задача: продолжать упражнять в лепке округлых и продолговатых.
Методика проведения НОД по ИЗО и лепке в младшей группе «Ёжик» Цель: учить детей сочетать в поделке природный материал и пластилин; развивать мелкую моторику пальцев, речь, творчество, воображение; закреплять.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.
Методика проведения прогулки в детском саду «Наблюдение за ёжиком» в младшей группе Цель: расширить представление детей о диких животных. Задачи: формировать знания детей о том где обитают ежи, чем питаются, воспитывать.
Методика проведения утренней гимнастики в детском саду Утренняя зарядка (гимнастика) проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются.
Организация и методика проведения физкультурных занятий «Уголки» в старшем дошкольном возрасте Одной из нетрадиционных форм организации физического воспитания, рекомендуемых программой «Радуга», являются занятия «Уголки». Это универсальный.
Источник
Виды словарной работы на уроках русского языка
Фазлиева Олеся
Виды словарной работы на уроках русского языка
Виды словарной работы на уроках русского языка
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Александр Иванович Куприн
Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.
Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте. Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой — изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно активизации словаря младших школьников.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов — огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа — трудная и кропотливая.
Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.
Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.
Пролистав страницы учебника «Русский язык» для 3 класса, можно увидеть, что в одном случае на уроке для рассмотрения предлагается несколько словарных слов, а в другом – на протяжении нескольких уроков к словарным словам вообще не обращаются — они отсутствуют на страницах учебника.
Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности»
Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:
— изучить методическую литературу по теме;
— проводить словарную работу на каждом уроке;
— включать работу со словарными словами на различных этапах урока;
— выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;
— обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.
У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.
Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.
2. Лексическое значение слова.
3. Это интересно знать…
4. Выполни задание.
Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.
1-й этап Представление слова
Ребята могут самостоятельно определить новое слово:
• с помощью загадки
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
• демонстрацию картинки с изображением предмета.
• разгадывание ребуса, шифровки, шарады.
2-этап Лексическое значение слова.
3 этап Это интересно знать…
На данном этапе дети узнают интересное о слове.
4 этап Выполни задание.
— запиши слово;
— запиши транскрипцию слова;
— раздели слово на слоги;
— раздели слово для переноса;
— подбери однокоренные слова;
— составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;
— составь и запиши с данным словом словосочетание.
В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:
• Творческая работа
• Задание на внимание
• Поисковая работа
Многие задания дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах
Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.
• Одним из приёмов, представления и запоминания,является:
метод графических ассоциаций.
Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т. е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.
• Прим «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.
К словарным словам подбираем синонимы и антонимы.
Многообразие переносных значений словхорошо показать на примерах:
Зима — ___(холод, весна, снег, лето)
Тихо — ___(темно, дети, громко)
Конец — ___(обрыв, начало, всё)
Глубокий — ___(бездонный, мелкий)
Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.
Буря, ураган, шторм;
Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;
Враг, противник, неприятель, недруг
• Традиционно использую тематические кроссворды
Упражнения для формирования фонетических понятий.
Игра «Догадайся, что за слово»
Раздаю карточки — таблицы, на которых написаны буквы нужного слова
Предлагаю выполнить это задание в парах
2. Игра «Угадай слово».
Показываю карточки, на которых написан первый или последний слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.
Бо (болото, ботинки)
ОЕ (животное, мороженое)
Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений.
• Образование родственные слова.
• Подбор слов к данным схемам.
• Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.
• Нахождение в тексте однокоренных слов.
Морфологические упражнения являются частью работы над словарными
словами.
• Выборочная работа со словарём
• Работа с крылатыми выражениями
• Подбор однокоренные слов разных частей речи.
Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер (ветерок, ветреный, обветрить).
В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.
• Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания.
• Составить предложения со словосочетаниями.
Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа. Задания такого вида предлагаются для работы в группе.
Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.
Фонетические разминки на уроках английского языка Дорогие преподаватели иностранного языка! Вы наверно не редко сталкиваетесь с таким понятием как фонетическая разминка или зарядка. Что.
Формы работы, повышающие эффективность уроков русского языка Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие хорошо говорить, творчески мыслить.
Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС Современный урок – урок, отвечающий требованиям ФГОС, в котором в концентрированной форме нашли отражение запросы и потребности семьи, общества.
Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.
Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.
Проектная деятельность на уроках английского языка. Проект в 4 классе «Our holidays!» Тема проекта: “Our holidays!” Тип проекта: творческий, ролево-игровой; монопроект с открытой координацией; личностный; краткосрочный..
Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.
Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.
Статья «Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2–4-х классах» Обучение монологической речи на уроках немецкого языка во 2-4-х классах Со 2-го по 11-е классы обучение всем видам речевой деятельности.
Теоретические основы организации словарной работы в детском саду .Понятие словарная работа и её значение в развитии речи дошкольников М. М. Алексеева отмечает, что в современной методике словарная работа.
Источник