Способы проведения практического занятия

Методика проведения практических занятий

Единой методики проведения практических занятий не существует, каждое учебное заведение использует собственные разработки. Однако основных положений придерживаются все. Проводят практическое занятие преимущественно в такой последовательности: вступительное слово преподавателя, объяснения непонятных студентам вопросов, запланированная практическая часть, завершающее слово преподавателя.

Для каждого занятия чрезвычайно важна вступительная часть. Чем она динамичнее, тем быстрее студенты настроятся на восприятие новой дисциплины и будут готовы к творческой работе. Важно напоминание основных требований, правил на занятии, объявления задания на следующее занятие с короткой аргументацией. Это следует делать с учетом того, что в начале занятия студенты внимательны и сконцентрированы.

Преподаватель напоминает студентам цели и задачи занятия, определяет формы работы, время на проведение отдельных видов деятельности, то есть предоставляет занятию конструктивно-прагматический характер, привлекает аудиторию.

Иногда практические занятия начинают с короткого обобщения главных научно-теоретических положений, которые должны служить исходным моментом в работе студентов. Чаще всего это делает преподаватель, поскольку определить самое важное, точно сформулировать научно-теоретические положения или охарактеризовать методы работы студенту не всегда удается. Однако иногда такое обобщение поручают делать студентам, заранее предупредив их об этом.

После обобщения преподаватель должен дать ответы на отдельные теоретические вопросы, возникшие у студентов в процессе подготовки к занятию. Важно, чтобы этот процесс не затянулся. Преподаватель в таком случае может также предложить студентам обратиться к учебнику, учебному пособию, перенести объяснения на консультацию. Действия преподавателя зависят от сложности вопроса, наличия литературы.

После освещения теории вопроса переходят к практическому занятию. Обычно по каждой теме лекционного курса на практические занятия выносят индивидуализированные темы комплексного характера, которые, с одной стороны, позволяют студенту шире применить полученные знания, а с другой – подготовиться к самостоятельному выполнению домашнего задания. Для преподавателя такие комплексные задачи служат способом проверки уровня усвоения учебного материала студентами.

Однако, индивидуализируя задачи, преподаватель должен установить определенный средний уровень, который бы соответствовал задачам высшей школы и непрерывно от занятия к занятию по мере педагогической целесообразности рос. При этом студент должен чувствовать шаг за шагом повышения уровня своей подготовки. Иначе практические занятия будут ему неинтересными. Индивидуализируя задачи, необходимо сохранять целостность системы практических занятий, их взаимосвязь и последовательность, рассматривать их как единое целое, подчиненное содержанию лекций. Каждое занятие должно представлять собой тематически завершенное звено учебной программы.

Несмотря на то, что подведение итогов занятия занимает 3-5 минут, преподаватель может заранее спланировать время на рассмотрение каждого вопроса, проблемных заданий, упражнений, ситуаций, то есть соблюдать регламент, что дисциплинирует студентов, приучает к экономии времени. Отсутствие регламента разрушает схему занятия, приводит к потере логики, взаимосвязей.

Практические занятия должны быть разнообразными. Если студенты поймут, что все их учебные возможности исчерпаны, то резко снизится уровень мотивации. Необходимо организовывать практические занятия так, чтобы студенты чувствовали рост сложности задач, порождало бы положительные эмоции от собственного успеха в обучении, способствовало бы творчеству и поискам.

Значение в процессе практических работ имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Студенты должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой потенциал. Поэтому при разработке задач и плана практического занятия следует учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта, не теряя самостоятельности и инициативы студентов.

В процессе подготовки и проведения практического занятия выделяют пять этапов.

На первом этапе преподаватель отвечает на вопросы, которые возникли у студентов в процессе выполнения их индивидуальных домашних заданий. Иногда на вопросы отвечают специально организованные группы студентов. Поэтому все студенты сдают свои домашние задания. Их проверку осуществляют следующим образом: вызванным к доске двух-трех студентов предлагают выписать из домашнего задания определенную решенную задачу или пример. Студент в течение 5-7 минут характеризует основные моменты. Это приучает студентов к четкости и последовательности ответа. Допущенные ошибки сразу же исправляют. Другие студенты в это время решают предложенные преподавателем новые задачи.

Второй этап – проверка теории. Студенты пишут небольшую контрольную работу продолжительностью 8-10 минут. Оценку ее объявляют на следующем занятии. Проводят также краткий теоретический опрос.

На третьем этапе преподаватель объявляет тему нового занятия, его цели и значение в курсе. Первая задача, которую решают по этой теме, является типичной и рассматривается в качестве примера. После анализа задачи к доске вызывают студентов. Цель этого этапа состоит в том, чтобы научить студентов математическим методам решения задач по теме, убедиться, что большинство студентов тему усвоили. Ответы студентов, которые работают у доски, следует оценивать.

Четвертый этап длится 2-4 минуты. Это объявление домашнего задания: тема практического занятия с детальным планом. Индивидуальное домашнее задание состоит из двух частей. Первая – задания по изученной теме, объем которых не превышает 70% от рассмотренных в аудитории. Вторая – проверка домашнего задания другого студента по предыдущей теме с целью повторения изученного.

Пятый этап является завершением практического занятия. На этом этапе преподаватель дает самостоятельную работу по изученной теме. При написании самостоятельной работы возможны беседы студентов между собой. Преподаватель выступает в роли консультанта.

Активность студентов на практических занятиях растет при условии, что их деятельность осуществляется в процессе поиска путей дополнительного усвоения теоретических знаний. У них формируются практические навыки и умения в области решения прикладных задач, построения схем, графиков, чертежей, выполнения расчетно-графических задач, закрепляются и совершенствуются уже имеющиеся умения, развивается способность самостоятельно использовать весь багаж знаний для совершенствования определенных действий и т.п.

Источник

Формы и методы организации практических работ

Целью даннойстатьи является обобщение накопленного опыта преподавателей бухгалтерского учета по проведению практических занятий на специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и разработка методических рекомендаций по их проведению.

Предлагаю вашему вниманию план рассмотрения данного вопроса:

  • Роль и значение практических занятий занятий в подготовке бухгалтеров.
  • Организация и методика проведения практических занятий
  • Виды практических занятий.
  • Подготовка преподавателей и студентов к уроку.
  • Работа обучающихся в аудиторий.
  • Проведение итогов и оценка работы.

Целью проведения практических занятий является закрепление пройденного материала, обеспечение связи процесса обучения с практикой, развитие практических умений и навыков по составлению документаций, отчетности, расчетов по начислению заработной платы, определению финансовых результатов работы предприятия и других хозяйственных операций и процессов.

Практические занятия должны носить характер, воспитывающий любовь к предметам, развивающий, закрепляющий.Они определяют деловые качества обучающихся, приучают к самостоятельному труду, а преподаватель должен руководить этим самостоятельным трудом и разрабатывать для него материалы.

В курсе бухгалтерского учета практические занятия различны по содержанию выполняемого материала, по характеру самих работ, по месту их выполнения и роли в учебном процессе.

По характеру работы они бывают:

  • По составлению первичных и сводных документов – их целью является научить студентов составлять и оформлять документы.
  • На корреспонденцию счетов, на этих занятиях студенты приобретают навыки отражения хозяйственных операций по счетам учета.
  • На проверку и обработку бухгалтерских документов, их цель – показать, как работает материально – ответственное лицо с документами и развивать навыки их проверки и оформлению.
  • Составление расчетов по начислению заработной платы, расходов по командировкам.

По месту их выполнения практические занятия могут быть:

Важно обеспечить связь между первым и вторым видом работ.Желательно, чтобы домашние задания были повторением аудиторных (с другим цифровым материалом), а иногда домашние работы являются продолжением классных.

По месту в учебном процессе они бывает:

  • Практические занятия, проводимые на том же занятий, на котором излагается новый материал.
  • Занятия на самостоятельных уроках. Они могут проводиться по материалу одного или нескольких предыдущих уроков.

Можно выполнять комплексные практические работы, которые включают комплекс вопросов. Например, по теме «Учет розничного товарооборота» оставляется вся первичная документация, а затем уже на ее основе товарный отчет. Данные товарного отчета используются при определений результатов инвентаризаций.

Методика проведения практических занятий строится с учетом цели занятия, сложности изучаемого материала, особенностей групп и времени, отведенного по программе на его выполнение.Подготовка преподавателя к уроку начинается с составления плана урока, в котором определяется цель, порядок и методика проведения.

Основными элементами плана урока могут быть:

  • Тема урока
  • Цель
  • Тип
  • Метод проведения
  • Организация урока
  • Проверка подготовки обучающихся к занятиям
  • Инструктаж о порядке выполнения задания
  • Руководство и контроль за процессом работы на занятиях
  • Проверка результатов работы
  • Подведения итогов и задания на дом.

Накануне проведения практических занятий обучающимся дается домашнее задание на повторение теоретического материала, по которому будет проведено практическое занятие.

При необходимости следует составить таблицы, схемы сделать выписки из инструктивного материала. Подготовить бланки документов. Преподаватель должен тщательно подготовить учебно-методическую базу: учебные и наглядные пособия (задачники, справочники, образцы выполненных документов, отчеты обучающихся с практическим материалом). Материал для проведения практических занятий готовится для всей группы или индивидуально с учетом особенностей группы и способностей обучающихся.Можно использовать материал задачников по бухгалтерскому учету, практические данные торговых предприятий города, которые должны быть размножены.

Каждое занятие начинается с оргмомента, после которого преподаватель приступает к проверке знаний и подготовке обучающихся к выполнению задания.

Форма опроса могут быть самые разнообразные. Наиболее целесообразным считается фронтальный опрос, проводимый преподавателем в начале урока.

В устной форме в течение 12-15 минут. При наличий достаточно отведенного времени на проведение практических занятий можно проводить и другие: устную проверку знаний, диктанты, программированный контроль и др.

После опроса преподаватель доводит до обучающихся цель занятия, его содержание, порядок выполнения и время на работу. Работа обучающихся на уроке строится самостоятельно, но с помощью и под контролем преподавателя.

Во время занятий преподаватель направляет работу, контролирует ход ее выполнения. Наиболее сложные, узловые вопросы и задания должны разбираться на доске. По ходу выполнения задания необходимо проводить сверку полученных данных, уточнять (комментировать) отдельные расчеты.

Проверка выполненного задания проводится как по ходу его выполнения, так и в конце урока.Проводя итоги работы на уроке следует отметить работу лучших обучающихся, недостатки работы, замечания и пожелания.Преподаватель может вести тетрадь для учета выполненных работ.В заключение урока дается домашнее задание. Каждая работа должна быть оценена «зачет».

Обучающихся отсутствующих, на практических занятиях должны выполнить практические работы во внеурочное время и сдать их до экзаменационной сессий на проверку преподавателю.

Итоговую оценку по предмету обучающихся получает только при условий получения зачета за практические работы.

В качестве примера рассмотрим методику проведения практических занятий по теме «Инвентаризация товаров в рознице».

Урок можно провести по плану:

Тема: Инвентаризация товаров в рознице

Цель урока:

Обучающая: развитие навыков самостоятельной работы по составлению и оформлению инвентаризационной описи и определению результатов

Воспитательная: показать роль бухгалтера в процессе проведения инвентаризаций и качества оформления ее результатов

Тип урока: практическое занятие

Метод проведения: информационно-исполнительный

Ход урока:

  • Огрмомент – 2 мин
  • Фронтальный опрос – 10 мин
  • Кем составляется и кем оформляется подписка №1?
  • Правило оформления инвентаризационных описей постранично.
  • Как оформляется последняя страница описи?
  • Что содержит подписка №2 и кем она оформляется?
  • Как определяется предварительный результат инвентаризаций?
  • Инструктаж – 5 мин
  • Работа с заданием
  • Подведения итогов урока и оценка знаний обучающихся – 5 мин.

После огрмомента преподаватель проводит вводную информацию, доводить до обучающихся цель занятия и приступает к проверки знаний обучающихся.

Опрос проводится в форме фронтального, с целью выяснения подготовки обучающихся к работе.

Во время инструктажа преподаватель доводит до обучающихся содержания задания, порядок и последовательность его выполнения, время на работу.

Работа обучающихся начинается с заполнения распоряжения на проведение инвентаризаций, оформления подписки №1 по данным товарного отчета, составленного на предыдущем занятии.

Далее составляется инвентаризационная опись, производятся подсчеты, сверка итоговых данных по сумме и натуральны единицам.После сверки данных оформляется последняя страница описи и заполняется подписка №2 «О принятий ценностей на ответственное хранение».

По ходу выполнения задания преподаватель контролирует аккуратность, правильность оформления документов, оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Подводя итоги работы, он отмечает положительные и отрицательные моменты урока.

Знания обучающихся оценивается «зачет» — 2 не зачет» в тетради, которую ведет преподаватель.Задание на дом предусматривает повторение материала к следующему уроку.

Список использованной литературы

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ № 94-н от 31.10.2000г.с изменениями утв. Пр. МФ РФ от 7.05.2003г. № 38н
  2. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. Учебное и практическое пособие – М изд-во «ЗАО Книжный мир», 2013-407С.
  3. Бухгалтерский учет в торговле. Учебное пособие-Под ред. М. И. Баканов. – М: изд-во «Финансы и статистика», 2010-576с.
  4. Бухгалтерский учет товарных операций. Учебно-Практическое пособие-Под ред. А. Д. Ларионова. – М «Проспект»,2010г.
  5. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле (оптовой и розничной),60е изд-во, перераб. И доп – М: ИКЦ «ДИС».2010.
  6. Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяственные операций и ситуаций – М: изд-во «Экзамен»,2012 – 512с.49
  7. Николаева Г. А., Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле – М: изд-во «Прирор»,2011.

Источник

Читайте также:  Как находить способы делать деньги
Оцените статью
Разные способы