- Переоценка стоимости основных средств организации
- Суть переоценки основных фондов
- Обязательно ли переоценивать фонды
- Цели и задачи
- Какое именно имущество можно переоценивать
- Существенность переоценки ОС
- Что необходимо для проведения переоценки
- Способы проведения переоценки
- Результаты переоценки
- Дооценка ОС
- Уценка ОС
- Влияние на налоговый учет
- Коэффициент переоценки
- Порядок переоценки основных средств с использованием коэффициента
Переоценка стоимости основных средств организации
Больше материалов по теме «Основные средства» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Основные материальные и нематериальные активы постоянно изменяют свою остаточную стоимость. Большинство постепенно теряет ее, перенося на производимую с их помощью продукцию – амортизируясь. Но бывают и ситуации, когда в результате модернизации или улучшения тот или иной актив увеличивается в стоимости. Кроме того, предприятие обновляет свои материальные активы, приобретая новые взамен изношенных, расширяет их базу. Так или иначе, стоимость основных активов предприятия – это параметр, постоянно находящийся в динамике, а значит, требующий регулярного аналитического и бухгалтерского учета.
Важно, чтобы этот параметр находился в реальном соответствии с рыночными характеристиками стоимости, чтобы отражать в бухгалтерских документах истинную остаточную стоимость, а не просто выраженную в тех или иных цифрах.
В статье мы осветим суть процедуры переоценки основных имущественных активов организации, как она происходит в соответствии с последними законодательными нововведениями, а также покажем, как это делается на конкретном примере.
Суть переоценки основных фондов
Имущество предприятия с течением времени меняет свою стоимость в результате износа (физического и/или морального). Параллельно протекают рыночные процессы, с разной скоростью изменяющие цену различных активов: недвижимости, оборудования, инструментов, транспортных средств и т.п. Переоценка проводится как раз для того, чтобы привести эти данные к единому показателю.
Динамика рыночной стоимости активов очень неравномерна, ее трудно оценить с точки зрения определенных факторов, поэтому стоимость имущества в каждый отдельно взятый момент не отражает его реальной цены в современных условиях рынка. Отсюда возможны существенные искажения в разных параметрах активов:
- себестоимости;
- амортизационных отчислений;
- рентабельности фондов;
- базы для налогообложения.
Итак, переоценка основных фондов организации – это уточняющие мероприятия по приведению остаточной стоимости активов к уровню фактической их цены на рынке, то есть установление полной цены, которая понадобилась бы на их восстановление или реновацию до первоначального состояния в современных реалиях.
НАПРИМЕР. Два года назад предприятие приобрело новое оборудование, стоившее 50 000 руб. За два года оно утратило в результате амортизации 7 тыс. руб. Таким образом, его остаточная стоимость по бухгалтерским документам составит 43 тыс. руб. Но в результате определенных рыночных процессов (производитель выпустил усовершенствованную модель) реальная стоимость такого оборудования данного уровня износа на рынке составляет только 35 тыс. руб. Это значит, что на сегодняшний день его можно продать именно за эту сумму. Необходимо произвести переоценку, в результате которой на бухгалтерском балансе это оборудование будет отражено по стоимости 35 тыс. руб., что является его реальной рыночной ценой, достоверной при финансовом учете.
Обязательно ли переоценивать фонды
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденных приказом Министерства финансов России от 30 марта 2001 г. № 26н, предприятие имеет право, но не обязано производить переоценку своего имущества. Обязательность этой процедуры в Российской Федерации упразднена в 1997 году.
Законодательный порядок переоценки имущественных фондов излагается в Налоговом Кодексе РФ в ст. 256 «Амортизируемое имущество», а также в ст. 257 «Порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества». По регламенту нужно соблюдать следующие условия:
- единожды проведя переоценку, фирма должна делать эту процедуру регулярно, но не чаще 1 раза в год (это становится обязанностью);
- результат проведенной переоценки в документах нужно отражать на конец отчетного периода (до 2011 года было – на начало);
- объекты переоценки должны находиться в собственности организации;
- порядок переоценки должен утверждаться в учетной политике организации;
- начало процесса переоценки инициируется приказом по предприятию и составлением ведомости переоцениваемых объектов;
- коммерческие предприятия оставляют вопрос о самостоятельности проведения переоценки или привлечения для этого сторонних организаций на собственное усмотрение.
Цели и задачи
В практике учета переоценку основных фондов предприятия производят для того, чтобы:
- определить адекватную рыночную стоимость данного основного актива;
- для привлечения инвестиционных партнеров (например, для залоговой стоимости при кредитовании);
- при перспективах увеличения уставного капитала;
- при планах на реструктуризацию;
- для уточнения себестоимости и цены производимой продукции (в рамках финансового анализа);
- для избегания падения рыночной стоимости активов ниже уставного фонда (это грозит ликвидацией фирмы);
- если нужно предоставить финансовую отчетность по международным стандартам;
- при страховке имущества (уточняется страховая база);
- возможность сократить налог на имущество (для компаний с низкой прибылью), поскольку уменьшится стоимость ОС по балансу;
- уменьшение базы налога на прибыль (для рентабельных организаций) в результате роста амортизационных отчислений, если стоимость ОС после переоценки повысится.
Какое именно имущество можно переоценивать
Переоценка основных средств может производиться в отношении:
- рабочего оборудования;
- недвижимости – зданий и сооружений, в том числе и незавершенных;
- приборов, станков, инструментов;
- вычислительной техники;
- транспортных средств;
- различного инвентаря;
- оборудования, которое только подготовлено для установки;
- любых основных фондов, которые на данный момент не действуют, но не списаны с баланса (на консервации, в резерве, подготавливаются к списанию и пр.).
Существенность переоценки ОС
Требование существенности изложено в п. 44 «Методических указаний об учете основных средств», утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2010 г. № 91н. Оно гласит, что стоимость переоцененных основных средств, отраженная на балансе, должна существенно отличаться от первоначальной, иначе нет и смысла в проведении переоценки. Барьер существенности условно установлен в 5% (согласно приказу Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н), каждая организация вправе самостоятельно установить его в учетной политике, закрепив в локальных актах.
НАПРИМЕР. ООО «Бригантина» приняло решение о переоценке основных активов. По балансу на конец предыдущего отчетного года стоимость основных средств составляла 2 000 000 руб. (допустим, что группа ОС однородная). После переоценки текущая (восстановительная) стоимость активов составила 2 200 000 руб. Разница составляет 2 200 000 – 2 000 000 = 200 000 руб., что составляет 10%, признаваемых существенной разницей, поэтому данные изменения следует отразить в балансе.
Если бы восстановительная стоимость составила 2 020 000 руб., то полученная разница не была бы признана существенной и решение о переоценке бы не принималось.
Что необходимо для проведения переоценки
До того, как начать процедуру переоценки ОС, нужно провести ряд подготовительных мероприятий, таких как:
- Проверка наличия объектов основных активов, подлежащих переоценке. Этот этап завершается составлением ведомости с перечнем переоцениваемых объектов.
- Принятие решения о переоценке и оформление его документально. Издание приказа по организации для всех служб, которые будут принимать участие в этом процессе. В тексте приказа должны быть отражены такие особенности:
- объекты, подлежащие переоценке;
- методика проведения переоценки (метод, способ отражения на бухгалтерском балансе);
- лица, несущие ответственность за проведение и оформление переоценки.
- Сбор и взятие на вооружение необходимой сопутствующей информации:
- сведений об уровне рыночных цен на аналогичные объекты ОС (по статистическим данным, информации от торговых инспекций и др.);
- данные о рыночной стоимости из СМИ и специальных литературных источников;
- сведения о стоимости продукции партнеров и конкурентов;
- экспертные заключения.
Способы проведения переоценки
Закон определяет два возможных метода для изменения балансовой стоимости ОС:
- индексация – стоимость ОС корректируется на основании специальных статистических индексов-дефляторов;
- прямой перерасчет относительно реальных рыночных цен – используется чаще, поскольку в настоящее время Росстат не публикует на регулярной основе статистические индексы, необходимые для применения первого метода.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если то или иное основное средство уже подвергалось переоценке, то в дальнейшем для этой процедуры нужен перерасчет по его восстановительной стоимости с учетом начисленной суммы амортизации за время использования этого имущества.
Результаты переоценки
Итогом проведения переоценки активов может быть увеличение или уменьшение стоимости, по сравнению с рыночной. Таким образом, на бухгалтерском балансе может быть проведена одна из двух предусмотренных законом процедур: дооценка или уценка, после чего восстановительная стоимость на балансе будет принята за первоначальную.
Дооценка ОС
Если восстановительная стоимость оказалась больше остаточной, то данное основное средство необходимо дооценить.
Сумма, на которую была увеличена стоимость актива или группы активов, зачисляется в добавочный капитал компании. В предыдущие годы суммы амортизационных отчислений, составившие уценку и проходящие по балансу в числе «прочих расходов», должны были быть равными начисленной дооценке и вноситься в «прочие доходы».
- дебет 01, кредит 83/91.1 – увеличена сумма первоначальной стоимости основного средства;
- дебет 83/91.1, кредит 02 – увеличена сумма амортизационных отчислений на данное основное средство.
Уценка ОС
Производится, если по результатам индексации или перерасчета восстановительная стоимость получилась меньше, нежели остаточная.
Данная сумма относится на «прочие расходы»: она уменьшает добавочный капитал организации, который был образован за счет дооценки данного основного средства в другие периоды. Та сумма, на которую получилось превышение, и составляет уценку. Ее относят на «прочие расходы».
Проводки по балансу:
- дебет 83/91.1, кредит 01 – уменьшена первоначальная стоимость основного средства;
- дебет 02, кредит 83/91.1 – уменьшена начисленная амортизация ОС.
ВНИМАНИЕ! Если в результате переоценки объект основного средства совсем утрачивает стоимость и подлежит списанию, оформляется его выбытие, отражающееся в составе «прочих расходов». При этом сумма его дооценки должна быть перенесена в нераспределенную прибыль организации.
Влияние на налоговый учет
С точки зрения налогообложения, ни дооценка, ни уценка основных средств не влияют на размер дохода или расхода организации, поскольку реально средства не тратились и не приобретались. Поэтому налог на прибыль от результатов переоценки не изменится. Это отражено в НК РФ и в письмах Минфина России от 8 июля 2011 г. № 03-03-06/1/412, от 8 сентября 2011 г. № 03-03-06/1/544.
ВНИМАНИЕ! Налоговый Кодекс предусматривает изменение стоимости основных средств только в четко определенных законом случаях, таких как реконструкция, модернизация, ликвидация и др. (ч.2 ст. 257 НК РФ). Переоценка в этот перечень не входит.
Однако переоценка повлияет на налоговую базу, исчисляемую для уплаты налога на имущество.
Поэтому в бухгалтерском и налоговом учете будет по-разному отражена сумма амортизации на данное основное средство или однородную группу. Такая постоянная разница вызывает появление постоянного налогового актива (п. 7 ПБУ 18/02).
Коэффициент переоценки
Данный показатель представляет собой отношение реальной (восстановительной) стоимости ОС к первоначальной.
Иногда коэффициентом переоценки называют индекс-дефлятор, разработанный Росстатом для проведения переоценки методом индексации. В рамках этого метода первоначальную стоимость основных активов нужно было умножить на установленный Росстатом коэффициент для данной группы, действующий на нужный период. Эти коэффициенты регулярно публиковались Росстатом специально для нужд переоценки. Росстат разрабатывал их на основе цен фирм-производителей, а для объектов недвижимости – на основе цен на строительно-монтажные работы по различным регионам.
Сегодня метод индексации официально не отменен, однако фактически он утратил силу, поскольку Росстат перестал публиковать регулярную динамику статистических индексов-дефляторов. Предприятию не возбраняется применять индексацию при переоценке, но при этом оно должно установить индекс либо самостоятельно, либо обратившись в Росстат на платной основе. Поэтому на практике при современной переоценке ОС практически повсеместно применяется метод прямого перерасчета.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Поскольку с точки зрения закона существует выбор между методом индексации и прямого перерасчета при переоценке ОС, то он должен быть отражен в учетной политике конкретной организации.
Источник
Порядок переоценки основных средств с использованием коэффициента
Организация планирует произвести переоценку основных средств собственными силами. Какой коэффициент организация должна применить при переоценке? Нужна ли комиссия для проведения переоценки основных средств в данной ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для проведения переоценки ОС комиссию создать необходимо при любом варианте переоценки.
Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Росстата РФ на коммерческой основе.
Обоснование позиции:
Переоценка ОС регламентируются нормами ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
Как указали судьи в постановлении Девятого ААС от 25.05.2016 N 09АП-14816/16, при проведении переоценки законодательство позволяет действовать двумя способами:
согласно п. 15 ПБУ 6/01 самостоятельно произвести переоценку без привлечения сторонней организации-эксперта;
заключить договор со специализированной оценочной организацией.
Значит, провести переоценку ОС организация может самостоятельно без привлечения специализированной оценочной организации (п. 15 ПБУ 6/01). Однако в такой ситуации возможен риск того, что налоговые органы могут не согласиться с результатами переоценки ОС, проведенной организацией самостоятельно, произвести перерасчет налогов к уплате и с суммы недоимки начислить пени и штрафы. Но, как показало указанное выше решение суда, налоговый орган может поставить под сомнение и результаты проведения переоценки и с привлечением оценщика.
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного периода) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-03-06/4/38202, от 05.02.2013 N 03-03-06/1/2474).
1. Порядок, периодичность, а также выбранный способ переоценки необходимо закрепить в учетной политике (письмо Минфина России от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462). При этом следует учитывать, что в последующем ОС необходимо переоценивать регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
2. В целях проведения переоценки объектов ОС в организации должна быть проведена подготовительная работа по осуществлению переоценки объектов ОС, в частности, рекомендуется провести инвентаризацию для проверки фактического наличия объектов ОС, подлежащих переоценке (п. 44 Методических указаний).
3. Решение организации о проведении переоценки по состоянию на конец отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом (приказом), обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств, и сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Как видим, мероприятия по переоценке осуществляются коллегиально, следовательно, комиссия (группа по переоценке), объединяющая представителей соответствующих подразделений, должна быть создана. Например, в письме Минфина России от 08.02.2007 N 02-14-07/274, рекомендуя порядок проведения переоценки стоимости ОС и НМА бюджетными учреждениями, сказано: «8. Для проведения переоценки создается комиссия, в состав которой включаются представители экономических подразделений учреждения. Комиссию возглавляет руководитель учреждения или один из его заместителей».
Аналогичные рекомендации представлены в письме Минфина России от 23.04.2003 N 03-01-01/11-126. Также сообщалось, что исходные данные для переоценки следует брать из аналитических данных бухгалтерского учета ОС, НМА и малоценных предметов, которые должны быть подтверждены результатами проведенной в учреждении инвентаризации имущества.
По нашему мнению, для проведения оценки ОС комиссию создать необходимо при любом варианте переоценки ОС.
4. В приказе о проведении переоценки необходимо отразить следующие данные: состав утвержденной комиссии по переоценке; перечень групп однородных объектов ОС, подлежащих переоценке.
При этом в перечне рекомендуется указать следующие данные об объекте ОС: точное название; дату приобретения, сооружения, изготовления; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
5. Для документального оформления результатов переоценки целесообразно заполнить ведомость результатов переоценки однородных групп ОС. Организация вправе самостоятельно разработать такую форму ведомости (утвержденной формы такой ведомости нет), включив в него все необходимые реквизиты (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») и закрепив в учетной политике.
Кроме того, в ведомости переоценки ОС необходимо указать следующую информацию: наименование ОС; инвентарный номер; дату приобретения; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету; первоначальную или восстановительную стоимость основного средства на дату переоценки прошлого года, которая числится по дебету счета 01; данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов по состоянию на дату переоценки отчетного года; индекс переоценки; сумму дооценки (уценки) стоимости ОС; сумму начисленной амортизации по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» по состоянию на дату переоценки прошлого года; сумму амортизации после переоценки; сумму дооценки (уценки) начисленной амортизации (смотрите также п. 46 Методических указаний).
Переоценка объекта ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. В п. 48 Методических указаний представлены примеры переоценки ОС.
6. Результаты переоценки необходимо зафиксировать в разделе 3 инвентарной карточки учета объектов ОС (унифицированная форма N ОС-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (если используется данная форма)).
Положениями п. 43 Методических указаний установлено, что под текущей (восстановительной) стоимостью объектов ОС понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов ОС. Как указали судьи в постановлении Девятого ААС от 20.11.2017 N 09АП-52792/17, понятия текущей (восстановительной) и рыночной стоимости объекта основных средств не являются тождественными, поскольку в первом случае речь идет о воссоздании (в частности, приобретении) объекта в текущих условиях, а во втором — о его продаже в текущих условиях. Смотрите также Энциклопедию решений. Учет переоценки основных средств.
Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата (Росстата) России на коммерческой основе (письмо Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63).
Смотрите также Вопрос: Применяемой в 2015 году учетной политикой организации установлено, что переоценка групп основных средств производится ежегодно, методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Организацией в 2012 году принято решение о переоценке основных средств. В 2012-2014 годах группа основных средств была переоценена. Метод переоценки — экспертный с заключением договора с оценочной организацией. Может ли организация поменять метод переоценки на 31.12.2015 с экспертного на индексный? Может ли переоценка быть поручена специалистам самой организации? Можно ли в 2015 году совсем не проводить переоценку основных средств? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.); Вопрос: Организация применяет общий режим налогообложения. На ее балансе числятся основные средства (гостиничный комплекс, состоящий из отдельных домиков), которые принимались на учет методом сбора всех затрат в 2012 году. В отношении указанных основных средств была проведена независимая оценка, в результате которой выяснилось, что рыночная стоимость данных объектов значительно ниже той стоимости, по которой они числятся на балансе. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете уменьшение стоимости объектов ОС (гостиничный комплекс, состоящий из отдельных домиков)? Повлияет ли изменение их стоимости на налоговую базу по налогу на имущество организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.).
Применительно к пошаговому алгоритму проведения переоценки приведем выдержку из постановления Седьмого ААС от 29.03.2012 N 07АП-121/12, в которой по сути, представлена последовательность действий, сопровождающих решение о проведении переоценки. Суд заключил, что у Общества отсутствует закрепленное в установленном порядке право на проведение переоценки и документальное оформление ее результата, а именно:
порядок проведения переоценки и форма по которой оформляется результат переоценки, не отражен и не закреплен налогоплательщиком в учетной политике;
не проведена инвентаризация для проверки фактического наличия объектов ОС;
отсутствует решение о проведении переоценки;
не создана комиссия по переоценке основных средств;
не составлен перечень объектов либо групп однородных объектов ОС, подлежащих оценке;
не установлен перечень документов по переоценке имущества и их использование в учетной политике.
непроведение переоценки подтверждается и тем, что результаты переоценки объекта ОС не отражены в разделе 3 инвентарной карточки учета объекта ОС (унифицированная форма N ОС-6);
суммы дооценки объектов основных средств в результате переоценки не отражены в бухгалтерском учете результатов переоценки.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет добавочного капитала, сформированного при дооценке внеоборотных активов;
— Энциклопедия решений. Переоценка внеоборотных активов (строка 1340).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
26 декабря 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник