Капитальная траншея
КАПИТАЛЬНАЯ ТРАНШЕЯ (а. finished trench, permanent trench; н. Наupteinschnitt; ф. tranchee principale; и. zanja maestra, trinchera maestra) — служит для вскрытия карьерного поля или отдельной его зоны и создания грузотранспортной связи рабочих горизонтов с поверхностью в течение длительного времени. Капитальную траншею сооружают в равнинной местности (рис. 1, а); в районах с пересечённым рельефом на откосах для этих же целей используют капитальные полутраншеи (рис. 1, б). Капитальная траншея оборудуется стационарными транспортными коммуникациями.
По расположению относительно контура карьера капитальные траншеи бывают внешними (рис. 2, а) и внутренними (рис. 2, б). Внешние располагаются за пределами проектного контура карьера, внутренние — в пределах контура на бортах. Нередко капитальные траншеи имеют смешанное расположение; это бывает в тех случаях, когда внешними траншеями вскрывают верхние уступы, а внутренними — нижние (рис. 2, в). Внешние траншеи сохраняют трапециевидную форму в сечении до конца срока их эксплуатации, внутренние — только в момент сооружения выработки на вскрываемом горизонте, на последнем этапе капитальная траншея принимает форму полутраншеи.
Капитальные траншеи характеризуются параметрами: уклоном i; (рис. 1, а), который определяется типом используемого транспорта, глубиной h (глубина вскрываемого горизонта), шириной для отдельных траншей, для транспортных берм, для групповых и общих траншей b, углами откосов бортов траншей а.
Технологические схемы проведения капитальных траншей разделяются на 3 группы: бестранспортные, транспортные и комбинированные (верхний слой траншеи проходится без применения транспорта, нижний — с транспортом).
Реклама
Бестранспортные технологические схемы используются при проведении капитальных траншей драглайном в мягких породах, а также при наличии свободных площадей на бортах для размещения отвалов и достаточной устойчивости пород. Эти схемы различают по расположению отвала и драглайна: с отвалом на двух бортах траншеи и перемещением драглайна по оси траншеи или зигзагообразно (рис. 3, а, б); с расположением отвала и драглайна на одном борту (рис. 3, в) и перемещением драглайна по оси, смещённой к одному из бортов траншеи.
Технологические схемы проведения капитальных траншей с использованием транспорта применяются в крепких и мягких горных породах. Они различаются видами применяемого транспортного и выемочно-погрузочного оборудования, характером его работы. Выделяют схемы: с железнодорожным транспортом — работа мехлопаты сочетается с тупиковой подачей вагонов в траншее (рис. 3, г); мехлопата оснащена удлинённым оборудованием, а вагоны расположены на борту траншеи (верхняя погрузка; рис. 3, д); с автотранспортом — выемка мехлопатой и тупиковая подача автосамосвалов под погрузку при развороте в специальных нишах, или на площадке у экскаватора (рис. 3, е); поточная подача автосамосвалов при кольцевом развороте на площадке у экскаватора; с конвейерным транспортом и роторным экскаватором (рис. 3, ж); с гидротранспортом. Сооружение капитальных траншей в мягких породах возможно скреперами.
В комбинированных технологических схемах используются любые сочетания вариантов из первых двух групп.
При проведении капитальных траншей в крепких породах требуется применение буровзрывных работ. В схемах с железнодорожным транспортом и верхней погрузкой экскаватором с удлинённым оборудованием и с автомобильным транспортом при тупиковой подаче автосамосвалов подготовку горных пород к выемке осуществляют полосой, равной и меньше ширины самой траншеи, в других схемах подготовка ведётся на большую ширину. Глубокие капитальные траншеи проводят слоями, высота которых в мягких горных породах не более высоты черпания экскаватора, в крепких при буровзрывной подготовке — полуторной высоты черпания экскаватора.
Уменьшение объёма горно-строительных работ при сооружении капитальных траншей, особенно глубоких, достигается увеличением углов откосов бортов выработки, применением заоткоски бортов в скальных породах, предварительным щелеобразным, искусственным укреплением откосов в мягких неустойчивых породах и др.
Источник
ПРОВЕДЕНИЕ ТРАНШЕЙ
Основными горными выработками, проводимыми в период строительства карьера, являются капитальные, разрезные и специальные траншеи.
Капитальные траншеи создают транспортный доступ с поверхности земли к разрабатываемому месторождению. В этих траншеях размещают железнодорожные пути, автомобильные дороги или стационарные транспортные установки (наклонные ленточные или канатные подъемники и др.). Они служат довольно длительный период, чаще равный сроку службы карьера.
В зависимости от расположения капитальные траншеи делятся на внешние—располагаемые за пределами карьерного поля и внутренние — в пределах поля.
Капитальным траншеям придают продольный уклон и поперечные размеры, соответствующие виду карьерного транспорта.
Капитальные траншеи, предназначенные для железнодорожного или автомобильного транспорта, имеют сравнительно малый уклон (до 100%о); такие траншеи называют наклонными. Траншеи, предназначенные для установки ленточных конвейеров, бесклетевых и скиповых подъемников, имеют большой уклон (до 60°), и поэтому их называют крутыми. Понятие подъема или уклона капитальных траншей означает руководящий уклон или по’дъем их пути. Подъем капитальных траншей оказывает существенное влияние на их объем, длину транспортных путей, установление веса поезда и др.
Однако чаще всего ширина капитальных траншей определяется параметрами проходческого оборудования и способом проведения.
Так, если проходка осуществляется механической лопатой с вывозкой породы, то ширина траншеи понизу не должна быть меньше радиуса вращения кузова экскаватора.
Разрезные траншеи являются продолжением капитальных траншей; они предназначены для создания первоначального фронта вскрышных и добычных работ на каждом уступе.
Разрезные траншеи чаще являются горизонтальными и реже слабонаклонными выработками. По мере развития горных работ на уступе разрезная траншея как выработка перестает существовать.
Минимальная ширина разрезной траншеи при проведении ее в мягких породах соответствует данным, приведенным в 22. Если траншея проводится в скальных породах, то ее ширина должна определяться по условию создания площадки, достаточной для размещения развала породы при взрыве одного из бортов траншеи.
Специальные траншеи имеют назначение водоотводных и дренажных выработок (траншей или канав). Их ширина понизу, продольный и поперечный профили определяются гидравлическим расчетом, с учетом обеспечения свободного по ним движения воды. К специальным траншеям относятся вспомогательные (хозяйственные) траншеи, служащие для вывода на поверхность и спуска в карьер подвижного состава и другого карьерного оборудования, доставки воды к буровым станкам, доставки в карьер взрывчатых материалов и средств взрывания и других материалов (шпал, рельсов, леса, запчастей и т. п.); спуска людей в карьер и др.
Промораживание оснований котлованов и траншей для фундаментов и подземных коммуникаций не допускается, Исключение из этого правила может быть сделано только для котлованов под фундаменты малоэтажных непромышленных зданий.
Земляные работы. Рытьё котлована. Оставьте лопату и тележку там, где они лежат!
Перепад высоты в 2% (альтернативное написание «1:50») означает, что траншеи для труб и трубопровода должны иметь уклон в 2 см на один метр.
Для экономии затрат при строительстве канализационных траншей применяются предварительно изготовленные обстроечные элементы из стали, которые устанавливаются в канавы с помощью экскаватора или мобильного крана.
Источник
Выбор способа проходки капитальных или разрезных траншей
Капитальные траншеи предназначены для создания транспортной связи между уступами карьера и поверхностью. Они имеют значительный уклон и обычно служат в течение всего срока существования карьера. В этих траншеях размещают железнодорожные пути, автомобильные дороги или стационарные транспортные установки.
Основными параметрами капитальной траншеи являются её продольный уклон, ширина по низу, углы откосов бортов и объем.
Капитальные траншеи – открытые горные выработки, предназначенные для вскрытия рабочих горизонтов.
Глубина капитальной траншеи равна разности отметок устья капитальной траншеи (начало траншеи на поверхности) и вскрываемого рабочего горизонта. При вскрытии одного уступа глубина капитальной траншеи равна высоте вскрываемого уступа.
Ширину траншеи понизу устанавливают в зависимости от вида транспорта и числа путей или полос движения, а также от параметров проходческого оборудования и способа проходки.
|
Способы проведения траншеи разнообразны и зависят главным образом от свойств пород, способа перемещения породы в отвал, типа, параметров проходческого оборудования, формы. Основным признаком, определяющим эффективность принятого способа проведения траншей, является способ перемещения породы в отвал. В соответствии с этим различают следующие способы проведения траншей: бестранспортный, транспортный, комбинированный, специальный.
Принимаем бестранспортный способ проведения траншей. Его применяют в тех случаях, когда один или оба борта траншеи в дальнейшем не будут разрабатываться, достаточно устойчивы и имеется возможность расположить в них породу, вынимаемую экскаваторами при проходке траншей.
Благодаря высокой производительности экскаваторов, разгружающих породу непосредственно в отвал, при бестранспортных способах достигается наиболее высокая скорость проведения траншей и низкая стоимость проходческих работ. Коэффициент использования экскаваторов при этом достигает 0,85 – 0,9.
Бестранспортные способы проведения траншей различают по типу экскаваторов, их расположению относительно забоя и способу экскавации. Наиболее часто используют драглайны для проведения траншей в мягких породах, а также плотных глинистых или полускальных породах, разрабатываемых с применением буровзрывных работ.
В проекте капитальные траншеи глубиной 20 метров будут проходиться бестранспортным способом драглайном с размещением породы на обоих бортах. Эту схему широко применяют в период строительства карьеров при проведении внешних капитальных траншей, расположенных за пределами карьерного поля.
Размеры поперечного сечения траншеи при этом способе проходки зависят от рабочих параметров экскаватора, его расположения относительно оси траншеи и физико-механических свойств пород.
Выбор оборудования для проходки траншей и определение формы и размеров поперечного сечения траншей.
|
Основными определяющими факторами при выборе оборудования являются физико-механические свойства пород, климатические условия, условия залегания и объем производства. При разработке горизонтальных и пологих месторождений по бестранспортной системе разработки, обычно принимают шагающие драглайны или вскрышные мехлопаты с большими параметрами.
Выбираем экскаватор ЭШ – 20/90 [таблица 2.1].
Таблица 2.1 – Техническая характеристика экскаватора ЭШ – 20/90.
Источник
Способы и организация проведения траншей
В зависимости от способа перемещения горной массы существуют транспортные и бестранспортные способы проведения траншей.
При транспортных способах проходки траншей используют железнодорожный, автомобильный, конвейерный и комбинированный транспорт. Погрузка осуществляется мехлопатами, драглайнами или многоковшовыми экскаваторами. Выемка производится либо сплошным забоем, либо послойно (рисую).
При бестранспортных способах проведения траншей порода, вынимаемая из забоя драглайнами или мехлопатами, размещается на борту траншеи.
Бестранспортный способ наиболее экономичен. Однако применение этого способа ограничено возможностью размещения пород на бортах траншеи.
В зависимости от вида экскаватора и схемы его работы различают следующие способы проведения траншей.
1) сплошным забоем мехлопатой с нижней погрузкой;
2) сплошным забоем спаренными экскаваторами с нижней погрузкой;
3) сплошным забоем мехлопатой с верхней погрузкой;
4) послойно мехлопатой;
5) сплошным забоем драглайном;
6) многоковшовыми экскаваторами.
1) драглайном с размещением породы на обоих бортах;
а) при прямолинейном ходе экскаватора по оси траншеи;
б) при зигзагообразном ходе экскаватора вдоль оси траншеи;
в) при выемке за несколько проходов;
2) драглайном с размещением на одном борту:
а) при прямолинейном ходе экскаватора по оси траншеи;
б) при зигзагообразном ходе экскаватора вдоль оси траншеи;
в) при двойном ходе экскаватора;
3) драглайнами с переэкскавацией;
6) проведение траншей на косогорах.
Каждую траншею проводят на основе рабочего проекта, в котором указаны объемы всех работ, календарный график их выполнения и плановые технико-экономические показатели.
До начала проведения траншей в соответствии с календарным планом строительства производят необходимые подготовительные работы (строительство ЛЭП, подъездных путей, оформление земельных отводов под отвал и подготовку площадки отвала и пр.).
На проведение траншей составляют график – циклограмму работ, на которой изображают длительность и последовательность всех процессов в забое: бурение, взрывание, погрузку взорванной массы, путеукладку, наращивание контактной сети, планировку почвы, проведение водоотливной канавы, перенос насоса для откачки воды. При составлении циклограммы следует учитывать непредвиденные работы и переход от одной работы к другой.
Средняя скорость проведения траншей при ж/д транспорте составляет 90 – 120 м/мес, максимально- достигнутая 250 м/мес. При автомобильном – 120 – 150 м/мес. Максимальная до 300 м/мес.
Разбивка траншеи на местности заключается в выносе характерных параметров траншеи и периодическая их переноска (обычно через 100 м) и контроль за их соблюдением.
Источник