Способы проведения испытаний продукции

Способы проведения испытаний продукции

Система разработки и постановки продукции на производство

ИСПЫТАНИЯ И ПРИЕМКА ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

System of product development and launching into manufacture. Tests and acceptance of produced goods. Principal positions

МКС 03.100.50
19.020
ОКСТУ 0015

Дата введения 2000-01-01

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 13 от 28 мая 1998 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

Главная государственная инспекция Туркменистана

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 11 июня 1999 г. N 189 межгосударственный стандарт ГОСТ 15.309-98 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2000 г.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2010 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на все виды народнохозяйственной продукции, кроме судов и других изделий, для которых соответствующими стандартами устанавливаются специальные правила испытаний и приемки.

Стандарт устанавливает основные положения по проведению испытаний и приемки продукции серийного (массового) производства, выпускаемой предприятиями независимо от их формы собственности (далее — изготовители (поставщики)) и предназначенной для поставки или непосредственной продажи потребителю (заказчику).

Положения стандарта обязательны при разработке стандартов, технических условий и других документов, содержащих требования к контролю, испытаниям и приемке, а также непосредственно при проведении этих работ. Отдельные положения стандарта могут быть использованы при разработке несерийной продукции.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 15.001-88* Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 15.201-2000.

ГОСТ 15.009-91 Система разработки и постановки продукции на производство. Непродовольственные товары народного потребления

ГОСТ 27.410-87** Надежность в технике. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность

* На территории Российской Федерации, кроме п.2 (в части п.2 ГОСТ 27.410-87 заменен на ГОСТ 27.301-95), действует ГОСТ Р 27.403-2009.

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

3 Определения

В настоящем стандарте применены следующие термины:

3.1 контролируемая партия (партия продукции): Совокупность единиц однородной продукции, изготовленных в течение определенного интервала времени по одной и той же технологической документации (стандарту), одновременно предъявляемых на испытания и (или) приемку, при оценке качества которых принимают одно общее решение.

Примечание — В зависимости от специфики за партию продукции принимают:

— одну плавку (для литья из металла, пластмассы и др.);

— одну садку (для термообработки, поковок);

— один режим выполнения (для свариваемых, паяных, клееных изделий и т.д.).

3.2 образец-эталон: Образец продукции (покрытия, материала, обработанной поверхности), утвержденный в установленном порядке и предназначенный для сравнения с ним единиц продукции при изготовлении, испытаниях, приемке и поставке.

3.3 приемка продукции: Процесс проверки соответствия продукции требованиям, установленным в стандартах, конструкторской документации, технических условиях (ТУ), договоре на поставку и оформление соответствующих документов.

3.4 образец-продукции: Единица конкретной продукции, используемая в качестве представителя этой продукции при испытаниях, контроле или оценке.

3.5 категория испытаний: По ГОСТ 16504.

4 Общие положения

4.1 Изготовленная продукция до ее отгрузки, передачи или продажи потребителю (заказчику) подлежит приемке с целью удостоверения ее годности для использования в соответствии с требованиями, установленными в стандартах и (или) ТУ, договорах, контрактах (далее — стандарты).

4.2 Для контроля качества и приемки изготовленной продукции устанавливают следующие основные категории испытаний:

4.3 Средства измерений дополнительно подвергают государственным контрольным испытаниям в соответствии с требованиями Государственной системы обеспечения единства измерений.

4.4 Для оценки эффективности и целесообразности внесения предлагаемых изменений в конструкцию выпускаемой продукции и (или) технологию ее изготовления проводят испытания по категории типовых испытаний, порядок проведения которых приведен в приложении А.

1 В категорию самостоятельных испытаний в обоснованных случаях могут быть выделены испытания на надежность, радиационную стойкость и др.

2 Для целей сертификации продукции проводят сертификационные испытания или используют результаты испытаний других категорий в порядке, установленном правилами сертификации.

Читайте также:  Приготовление микрошлифов способы травления

4.5 Приемо-сдаточные и периодические испытания в совокупности должны обеспечивать достоверную проверку всех свойств выпускаемой продукции, подлежащих контролю на соответствие требованиям стандартов, и представлять собой элементы приемки продукции у изготовителя (поставщика).

Периодические испытания не проводят в тех случаях, когда все требования стандартов проверяют при приемо-сдаточных испытаниях, объем которых достаточен для контроля качества и приемки продукции, а также если не требуется периодическое подтверждение качества изготовленной продукции.

4.6 Испытания проводят в соответствии с требованиями стандартов на продукцию, правил приемки и методов испытаний.

При отсутствии подобных стандартов или при отсутствии в них необходимых требований дополнительные требования к испытаниям включают в ТУ (программу и методику испытаний, инструкцию и т.п.).

4.7 В документах, по которым проводят испытания любой категории, в общем случае устанавливают (непосредственно либо в виде ссылок на другие документы):

— требования к продукции, подлежащие контролю (включая требования по безопасности, охране здоровья и окружающей среды, в том числе гармонизированные с требованиями международных документов):

— категории и виды испытаний, включая состав проверок, последовательность их проведения и распределение проверок по категориям испытаний с учетом приложения Б (при наличии категорий самостоятельных испытаний на надежность, радиационную стойкость и др. в документах должна быть дана ссылка на программы и методики испытаний);

— методы испытаний, условия (режимы) испытаний;

— требования к средствам испытаний (пределы измерений, пределы допускаемых погрешностей, расходуемые материалы, безопасность для здоровья персонала и для окружающей среды и др.);

— требования по количеству единиц продукции, отбираемых для каждой категории (вида, группы) испытаний, установленной в документах, а также по порядку отбора единиц продукции;

— требования по подготовке к проведению испытаний;

— порядок обработки данных, полученных при испытаниях, и критерии принятия решений по ним, а также порядок оформления и представления результатов испытаний;

— требования по принимаемым решениям и области распространения результатов испытаний.

Применительно к испытаниям конкретных категорий указанные требования дополняются требованиями, приведенными в соответствующих разделах настоящего стандарта.

При применении статистических методов контроля при выборе планов контроля на конкретные виды продукции следует руководствоваться действующими документами, в которых приведена методика применения стандартов на статистические методы приемочного контроля.

4.8 Категории испытаний по составу могут включать в себя один или несколько видов или групп испытаний (механические, электрические, климатические, на надежность и др.) и (или) видов контроля (визуальный, измерительный и др.) и проводиться в один или несколько этапов испытаний.

В случае выделения испытания в самостоятельную категорию (например, испытание на надежность, испытание на радиационную стойкость и др.) правила использования результатов испытаний при принятии решений о приемке продукции должны быть отражены в программах и методиках этих испытаний.

4.9 Применяемые при испытаниях и контроле средства измерений и контроля должны быть поверены, а испытательное оборудование аттестовано в установленном порядке.

4.10 Образцы (единицы) продукции, предъявляемые на испытания, должны быть укомплектованы в соответствии с требованиями стандартов (при типовых испытаниях — с требованиями программ и методик).

4.11 В процессе испытаний не допускается подстраивать (регулировать) единицы продукции и заменять входящие в них сменные элементы, если это не предусмотрено специальными требованиями стандартов на продукцию (в виде непосредственной записи либо в виде ссылок на другие документы).

4.12 Единицу продукции, предназначенную для функционирования совместно с единицей продукции другого вида, рекомендуется испытывать во взаимосвязи с последней в условиях, максимально приближенных к реальным условиям эксплуатации (на стенде, с имитатором и т.п.).

4.13 Результаты испытаний единиц продукции считают положительными, а продукцию выдержавшей испытания, если она испытана в объеме и последовательности, которые установлены для данной категории испытаний в стандартах на продукцию, а результаты подтверждают соответствие испытуемых единиц продукции заданным требованиям.

4.14 Результаты испытаний единиц продукции считают отрицательными, а продукцию не выдержавшей испытания, если по результатам испытаний будет установлено несоответствие продукции хотя бы одному требованию, установленному в стандартах на продукцию для проводимой категории испытаний.

4.15 Результаты испытаний единиц продукции по каждой категории должны быть документально оформлены, в том числе и результаты поэтапных испытаний (при проведении категории испытаний в несколько этапов, если таковые предусмотрены в нормативных документах на продукцию).

5 Приемка продукции

5.1 Приемку продукции, изготовленной для ее поставки заказчику (потребителю) и (или) непосредственной продажи (реализации) покупателю, проводит ОТК.

Читайте также:  Нервный способ регуляции работы сердца

Если условиями контрактов (договоров) между заказчиком (потребителем) и изготовителем (поставщиком) определено, что приемку продукции следует осуществлять независимому от последнего органу приемки (представительству заказчика или потребителя), то испытания и приемку проводят указанные представительства в присутствии ОТК силами и средствами изготовителя (поставщика). При этом все особенности и форму участия сторон в проведении приемки продукции, не отраженные в настоящем стандарте, определяют в договорах (контрактах), стандартах, ТУ или иных совместных документах.

5.2 Процесс приемки продукции, в зависимости от специфики выполняемых работ, может быть совмещен с проведением приемо-сдаточных испытаний в один общий этап либо осуществлен в виде самостоятельных этапов, проводящихся в следующей последовательности: приемо-сдаточные испытания, окончательная приемка продукции, что отражают в стандартах на продукцию. В зависимости от принятого варианта проведения приемки продукцию соответственно предъявляют либо одним общим предъявительским документом на приемо-сдаточные испытания и приемку, либо отдельно на приемо-сдаточные испытания и отдельно на окончательную приемку.

Источник

Способы проведения испытаний продукции

ГОСТ Р 59046-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ

Руководство для некоммерческих организаций

Testing of consumer products. Guide for non-profit organizations

Дата введения 2021-09-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Российский институт потребительских испытаний» (РИПИ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 «Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправокв ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Испытания потребительских товаров — вид деятельности некоммерческих организаций, уставной задачей которых является защита прав потребителей.

Основная цель потребительских испытаний — это получение объективных, не зависящих от интересов производителей и продавцов данных о безопасности и качестве товаров и обеспечение граждан объективной информацией, которая позволяет сделать им осмысленный, обоснованный выбор в пользу безопасной и качественной продукции.

Настоящий стандарт предназначен для определения последовательности действий при проведении потребительских испытаний и описывает основные требования к процессу, принципы, последовательность действий, ключевые этапы их проведения.

Настоящий стандарт рассматривает возможные варианты потребительских испытаний и дает примеры по отдельным видам исследований.

При подготовке настоящего стандарта учтены действующие правила и практики Международной потребительской организации (CI) и ICRT.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила проведения испытаний потребительских товаров некоммерческими организациями (далее — организации).

Настоящий стандарт предназначен для организаций, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и включает в себя проведение испытаний в области качества и безопасности товаров, в том числе потребительских испытаний.

Настоящий стандарт не распространяется:

— на бюджетные организации;

— отраслевые союзы и ассоциации производителей и продавцов.

Настоящий стандарт определяет необходимые процедуры потребительских испытаний, обеспечивающие получение результатов с высокой степенью достоверности, их корректную обработку, хранение, а также принципы взаимодействия с производителями и государственными контрольно-надзорными органами по результатам таких потребительских испытаний.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ ISO/IEC 17025 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р 54887-2011 Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)

ГОСТ Р 57490 Взаимодействие производителей и потребительских организаций по фактам обнаружения товаров, не соответствующих обязательным требованиям или заявленным свойствам. Руководство по добросовестной практике

ГОСТ Р 58185-2018 Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции. Руководство по добросовестной практике

ГОСТ Р 59047 Взаимодействие с испытательными лабораториями при проведении испытаний потребительских товаров. Руководство для некоммерческих организаций

ГОСТ Р 59048 Руководство по взаимодействию некоммерческих потребительских организаций с органами контроля и надзора

Читайте также:  Способ приготовления нута гарнира

ГОСТ Р 59049 Рекомендации по работе с обращениями граждан для некоммерческих потребительских организаций

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

база данных образцов: Структурированная совокупность сведений об образцах и результатах испытаний.

3.2 метод испытания: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов испытания с установленными показателями точности.

3.3 методика: Воспроизводимая и обоснованная последовательность конкретных приемов и способов исследования, направленная на решение поставленных задач.

товарная категория: Совокупность товаров, которые обладают сходным составом потребительских свойств и показателей.

контрольный образец: Количество (объем, масса, количество единиц) образца исследуемой продукции, случайным образом отобранное и достаточное для проведения повторных испытаний в течение срока годности (срока службы).

обезличивание образца: Удаление с образца информации о его наименовании, изготовителе, торговой марке, логотипе, а также любой иной информации, которая может привести к однозначной идентификации образца в испытательной лаборатории.

потребительские испытания: Комплексные испытания потребительской продукции для определения степени ее соответствия интересам потребителей, в том числе заявленным свойствам, обычно предъявляемым требованиям, ожиданиям и предпочтениям потребителей, а также лучшим образцам такого рода продукции.

сравнительные потребительские испытания: Потребительские испытания группы аналогичных товаров с целью выявить соотношение их характеристик по значимым для потребителей показателям.

торговая марка: Обозначение, служащее для идентификации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

шифрование образца для испытаний: Процедура, целью которой является соблюдение конфиденциальности информации о товаре для обеспечения достоверности результатов испытаний.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ИЛ — испытательная лаборатория или испытательный центр;

КО — контрольный образец;

ОРТ — объект розничной торговли;

ОКН — государственные органы контроля и надзора;

ПИ — программа испытаний;

СМИ — средства массовой информации.

5 Цели и принципы потребительских испытаний

Целями потребительских испытаний являются:

— получение объективных результатов о безопасности, качестве, потребительских свойствах, эффективности различных товаров для предоставления этой информации широкому кругу потребителей или отдельным физическим или юридическим лицам;

— выявление проблемных (опасных или фальсифицированных товаров) и предупреждение об этом потребителей;

— повторные испытания продукции, в которой ранее было обнаружено несоответствие обязательным требованиям безопасности и качества.

Принципами потребительских испытаний являются объективность и обоснованность методов исследования, результаты и их интерпретации должны применяться не только к группе товаров конкретной категории, но и к единичным товарам, единственным в своем роде (например, новый вид товара, представленный единственной моделью).

Информация, полученная в результате потребительских испытаний, может быть основана на лабораторных исследованиях, технических оценках, экспертных заключениях, смоделированных функциональных исследованиях, субъективных оценках, сделанных в соответствии с установленными методами получения данных о характеристиках товара.

Потребительские испытания следует проводить по разработанной ПИ, которая основывается в первую очередь на действующих Технических регламентах Таможенного союза (ТР ТС), национальных и межгосударственных стандартах, иных нормативных документах.

Результаты потребительских испытаний не должны использоваться некоммерческой организацией как реклама конкретного товара. При этом международные принципы потребительских испытаний и представления их результатов допускают при подведении итогов сравнительных испытаний выводы, оценочные суждения, указание товаров-победителей.

Пример При представлении результатов сравнительных испытаний допустимо использование таких терминов, как «лучшая покупка», «победитель теста», «рекомендовано» и т.п.

Источник

Оцените статью
Разные способы