Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ
Фурштатова Надежда
Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ
Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.
Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.
Она должна ориентироваться на следующие цели:
1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;
2. определение результатов обучения;
3. планирование последующих этапов учебного процесса;
4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;
5. оптимизация процесса обучения.
Соответственно задачами диагностики являются:
1. выявление относительного уровня развития учащихся;
2. анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;
3. выявление потенциальных возможностей развития.
В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:
1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности);
2. Диагностические (для количественного измерения);
3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений);
4. Формирующие (для выявления возможностей развития).
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.
Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) — необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.
Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.
Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель, обязан владеть педагогической диагностикой.
Методы, приёмы, средства обучения Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.
Педагогическая диагностика Аналитическая справка по результатам оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы №7 МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР.
Конференция «Педагогическая диагностика» МБДОУ № 166 «Педагогическая диагностика в ДОО» Воспитатель МБДОУ № 166 Кораблина Татьяна Олеговна Оренбург 2018 Содержание.
Педагогическая диагностика детей Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДОУ С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного.
Педагогическая диагностика в подготовительной группе Цель: Проверка знаний по познавательному развитию, используя формы работы согласно ФГОС; Задачи: — развитие интереса и мотивации к учебной.
Педагогическая диагностика в подготовительной группе МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского района Ярославской области Педагогическая диагностика в подготовительной группе Подготовила:.
Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.
Источник
Педагогическая диагностика, особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС до
Светлана Соловьёва
Педагогическая диагностика, особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС до
Информационно – методический материал для педагогов
МБДОУ №109 «Букварёнок»
Тема «Педагогическая диагностика, особенности организации и проведения в соответствии с ФГОС ДО».
старший воспитатель Соловьёва Светлана Николаевна,
старший воспитатель Щербакова Людмила Кирилловна.
На сегодняшний день проблема мониторинга и педагогической диагностики остается актуальным вопросом дошкольной образовательной организации. В конце учебного года перед педагогами встает задача, как оценить достижения дошкольников, на что обратить внимание, а главное на какие критерии ориентироваться. Для того чтобы правильно провести диагностику детей, педагогу необходимо прочитать необходимые документы
Регламентируемые документы педагогической диагностики:
*Закон Об Образовании РФ – Вторая глава, статья 11 пункт 3.
*Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – статья 3.2.3.
При внимательном прочтении пункта 4.3. ФГОС ДО видно, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для сравнения с реальными достижениями детей,
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной Программы в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (педагогического мониторинга)
Цель: определение динамики индивидуального профиля развития ребенка и
оптимизации работы с группой детей.
Данное положение не означает запрет на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками. Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга не возможен с профессиональной точки зрения.
В образовательной программе детского сада указаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые раскрывают динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития.
Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами основных образовательных программ дошкольного образования,в частности в программах: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Следовательно, мониторинг в детском саду и педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) в соответствии с ФГОСможет заключаться в анализе освоения воспитанниками содержания образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей в ДОУ, социально-коммуникативное развитие в ДОУ.
Необходимо отметить, что диагностика и мониторинг дополняют друг друга.
Например: мониторинг может включать диагностику как метод сбора информации, т. е. педагогическая диагностика – основа для осуществления педагогического мониторинга.
Только взаимосвязь и взаимодополнение этих способов позволят получить сведения о качестве образовательной деятельности ДОУ, а также отразить динамику развития воспитательно-образовательного процесса.
Постоянно систематизированная информация о результатах педагогического процесса позволяет:
* создать банк информации;
* определить направление в деятельности педагогов.
Педагогическая диагностика — это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, который необходим педагогу для получения «обратной связи», в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. (Письмо Минобрнауки РФ от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»).
Предметом диагностики является освоение ребенком Образовательной программы.
Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, констатировать уровень развития воспитанников, сколько получить информацию об индивидуальных особенностях развития ребенка и реальном состоянии педагогического процесса, организованного в дошкольном учреждении.
Установлена следующая периодичность исследований –2 раза в год:
*на начало учебного года (сентябрь) диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки учебно-воспитательного процесса по разделам программы с теми детьми, которые не могут успешно осваивать ООП ДО.
*на конец учебного года (май) сначала проводится итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года.
Возможен дополнительный анализ (в январе месяце) особенностей того или иного ребенка.
Обработанные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год, выведения годовых задач и основой для рабочей программы педагога.
Диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима, переутомлению детей и жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга и содержанию Стандарта.
Разработка инструментария педагогической диагностики, вызывает много сложностей у педагогов-практиков. Причиной тому является ожидание конкретных, доступных практических материалов с понятными комментариями, а не ссылок на методическую литературу.
Программа предоставляет организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической диагностики. Поэтому, используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки. Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т. п.) может быть утвержден педагогическим советом.
Рассмотрим процедуру диагностики в соответствии с ФГОС ДО.
Диагностику учебно-воспитательного процесса проводят воспитатели, узкие специалисты — музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию. Диагностику состояния психических процессов проводит педагог-психолог, (состояния физического здоровья осуществляет медицинский персонал если он есть в ДОУ). Педагоги совместно со старшим воспитателем изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направления их реализации.
В качестве основных методов на практическом этапе, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей,используются:
* изучение продуктов деятельности детей
* диагностические ситуации, провоцирующие деятельность ребенка.
Систематические наблюдения проводятсяв различные периоды пребывания в дошкольном учреждении: в процессе образовательной деятельности, в режимных моментах и разных видах деятельности (игра, общение со взрослыми и сверстниками, изобразительная, трудовая деятельность в группе, на прогулке и пр.).
Воспитатели,специалисты заносят результаты обследования в таблицу или индивидуальную карту развития ребенка.
1 вариант — В рамках реализации ФГОС ДО содержание диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.
Технология работы с таблицами проста:
Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка.
Сравнение результатов детей между собой, ни в коем случае не проводится, только сопоставляются индивидуальные достижения конкретного воспитанника.
Если значительная часть воспитанников показывает плохую картину индивидуального развития, то причиной может быть хаотичная организация образовательного процесса.
Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей).
Этот показатель необходим для ведения учета результатов освоения детьми образовательной программы детского сада.
Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.
Педагог на обратной стороне таблицы указывает проблемы конкретных детей по именам и критерий с низким средним балом по группе с целью корректировки образовательного процесса на учебный год – в таблице виден проблемный критерий по игровой деятельности, где необходимо учить детей придерживаться игровых правил в д/и.
Структура диагностики в детском саду по ФГОС
2 вариант — Диагностические карты индивидуального развития в соответствии с ФГОС были введены после модернизации дошкольного образования. Они ведутся воспитателем на каждого ребенка, начиная с момента его поступления в детский сад и до его выпуска в школу. Диагностическая карта направлена на учет индивидуальных достижений ребенка.
В них указываются все образовательные области, которые должен усвоить на определенном этапе развития малыш, отмечены планируемые результаты.
В результате педагоги анализируют, определяют уровень эффективности педагогических воздействий в отношении каждого ребенка, выстраивают картину индивидуальной траектории развития, и оценивают единую картину в возрастной группе в целом. Делают выводы и разрабатывают своевременные коррекционные действия.
В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов.
3-ий шаг. Старший воспитатель на основе выводов педагогов составляет аналитическую справку, в которой выявляются причины недостаточно высокого уровня освоения программного материала по образовательным областям, На основе полученных результатов разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательного процесса на новый учебный год, выводятся годовые задачи и составляются рабочие программы педагогов. Аналитическая справка, зачитывается на педагогическом совете.
Диагностический материал хранится в методическом кабинете, выдается только на время проведения обследования.
Информация, полученная в ходе педагогической диагностики с последующим ее анализом, является основой для принятия управленческих решений по повышению эффективности Образовательной программы.
Без изучения динамики развития ребенка, которую обеспечивает мониторинг, реализовать ФГОС ДО невозможно!
Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.
Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.
Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.
Особенности проведения уроков музыки в начальной школе Музыка воздействовала на человека, на его чувства, на его душевное состояние во все времена. Насколько сильно может повлиять музыка на человека.
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.
Источник