- Социология управления
- суббота, 21 ноября 2009 г.
- Анкетный опрос: виды, способы, преимущества, недостатки
- Анкетирование как метод исследования
- Что такое анкетирование
- Что дает такой способ исследования
- Основные задачи
- Разновидности
- Формы анкетирования
- Как составлять анкету, план
- Типы вопросов в анкете
- Какие вопросы нельзя использовать
- Примеры методики анкетирования в современных условиях
- Выступление на тему «Методика проведения анкетирования и разработки анкет»
Социология управления
суббота, 21 ноября 2009 г.
Анкетный опрос: виды, способы, преимущества, недостатки
- Индивидуальное анкетирование (один респондент)
- Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
- Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
- Сплошное (опрос всех представителей выборки)
- Выборочное (опрос части выборки)
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
- Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
- подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
- оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
- подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.
Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры – без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.
Источник
Анкетирование как метод исследования
В настоящее время анкетирование является самым популярным способом проведения опросов.
Что такое анкетирование
Анкетирование — эмпирический метод исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с помощью анкет.
Анкета — растиражированный, структурированный список вопросов, созданный с определенной исследовательской целью.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основоположником этого метода исследования считают Ф. Гальтона, который первым в истории опросил сто человек при помощи анкеты.
Особенность данного метода опроса заключается в его анонимности (личность опрашиваемого в анкете не фиксируется, значение для исследования имеют только ответы).
Что дает такой способ исследования
Анкетирование проводится в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение большого количества людей по каким-либо вопросам в короткий срок.
У этого метода есть ряд плюсов по сравнению с другими формами опросов:
- возможность проведения действительно массовых исследований;
- оперативность в получении результатов;
- минимальные трудозатраты в подготовке, проведении и обработке результатов исследования;
- беспристрастность к личности опрашиваемого;
- отсутствие необходимости в обучении интервьюера;
- отсутствие особенных требований к человеку, проводящему опрос.
Из минусов можно выделить недостаточную достоверность и скудность полученных данных.
Основные задачи
В зависимости от цели исследования задачи анкетирования могут заключаться:
- в получении теоретической информации (такие опросы часто проводятся среди экспертов);
- в получении данных о целевой аудитории (это касается маркетинговых исследований);
- в получении отзывов о событии, объекте, товаре (такие опросы часто проводят производители, чтобы узнать объективную оценку о своей продукции и при необходимости доработать ее);
- в проверке уровня знаний (встречается редко, предпочтение для решения этой задачи обычно отдают тестированию);
- в понимании точки зрения (уточняющие анкеты уменьшают недопонимание, устанавливают эффективное общение между исследователями и аудиторией);
- в установлении позитивной связи с аудиторией (респонденты знают, что их мнение ценят и лояльнее относятся к организатору исследования.
Разновидности
По количеству опрашиваемых анкетирования бывают:
Индивидуальное анкетирование проводится с одним респондентом. Групповое, соответственно, — с группой людей, которые находятся в одном помещении.
По полноте охвата анкетирование может быть:
Сплошным называют такое анкетирование, когда происходит опрос всех представителей выборки. Выборочным — когда опрос проводится среди части представителей выборки.
Формы анкетирования
По способу взаимодействия с респондентами анкетирование бывает:
Очное анкетирование подразумевает ответы на вопросы анкеты при личном контакте интервьюера и респондента. Заочное предполагает заполнение опросника самостоятельно.
К заочным типам анкетирования относятся:
- компьютерное;
- телефонное;
- почтовое;
- адресное вручение по месту жительства, работы или учебы.
Компьютерное — один из самых удобных способов для опрашиваемых (анкету можно заполнить в любое время) и дешёвых для организатора исследования. В этом случае анкета отправляется респондентам по электронной почте.Телефонное анкетирование проводится по телефону. Это не самый удачный способ получить ответы на вопросы, так как большинство людей негативно реагирует на телефонные опросы. Анкетирование по почте — дорогой и не всегда эффективный способ. Нет никаких гарантий получить заполненную анкету в ответном письме. Адресное вручение ещё один недешевый способ проведения анкетирования. Он предполагает личное посещение исследователем квартиры или места работы опрашиваемого с целью раздать, а затем и собрать анкеты.
Как составлять анкету, план
Независимо от цели анкетирования опросник обычно состоит из 3-х частей:
Вводная часть содержит обращение к респонденту, сведения о компании, просьбу ответить на вопросы по заданной теме, гарантии конфиденциальности, благодарность за участие в анкетировании. «Паспортная» часть должна раскрывать статистические данные респондентов: пол, возраст, город проживания и т.п. Её советуют располагать в конце опросника. Основная часть состоит из тех самых вопросов, ради которых анкетирование и проводят. Анализ этой части анкет дает ту самую, необходимую исследователю, информацию.
Простые правила составления анкеты:
- Вопросы, задаваемые в анкете, должны отвечать задачам исследования.
- Язык анкеты должен быть максимально простым и понятным каждому, близок к разговорному.
- В анкете должна быть такая последовательность вопросов, которая удержит внимание респондента до конца.
Типы вопросов в анкете
По содержанию вопросы в анкете бывают:
- о событиях;
- об оценках этих событий.
По функциям вопросы делятся на:
- Основные, ради которых и проводится исследование.
- Контрольные, с их помощью проверяется достоверность ответов на основные вопросы.
- Буферные используют для переключения внимания респондента на новый блок в опросе, для устранения влияния предыдущих вопросов.
- Фильтрующие, которые отсеивают неподходящих респондентов.
- Вопросы-ловушки выявляют правдивость и добросовестность опрашиваемых.
В анкетах можно встретить следующие виды вопросов по структуре:
- Открытые (те, на которые участник анкетирования может ответить развёрнуто, своими словами).
- Вопросы с выбором ответа.
- Дихотомические (да, нет).
- Матричные вопросы (вопрос в виде таблицы, где нужное значение необходимо отметить «галочкой»).
- Масштабные вопросы (ответы по шкале от 1 до 10).
- Дополнительные вопросы (вопрос, к которому переходят только в том случае, если респондент дал конкретный ответ в предыдущем пункте).
По форме вопросы могут быть:
Прямые вопросы обращены лично к респонденту, косвенные задают в безличной форме. Последние особенно предпочтительны в тех исследованиях, которые направлены на выявление мнений, сильно разнящихся с общепринятыми.
Какие вопросы нельзя использовать
Психологи рекомендуют в анкетах избегать следующих видов вопросов:
- Гипотетических. Вопросы должны быть чёткими и конкретными.
- Смущающих, вызывающих неловкость. Неуместно спрашивать о каких-то личных моментах, это приводит к потере доверия.
- Резких в оценке. Вопросы должны быть нейтральными. Эмоционально окрашенные формулировки могут негативно сказаться на объективности респондента.
Примеры методики анкетирования в современных условиях
Исторически анкеты использовали в научных целях сначала в психологии, затем в социологии. В настоящее время широкое применение метод анкетирования получил во многих сферах. Им пользуются общественные организации, статистические отделы, работодатели, педагоги, производители товаров и услуг. Но чаще всего анкетирование по-прежнему используется в психологии, социологии и еще маркетинге.
Цель проведения маркетинговых опросов заключается в получении объективной информации от пользователей о компании, продукте или услуге. Эти сведения позволяют лучше узнать целевую аудиторию, ее потребности и желания. Целью социологического анкетирования является исследование социальных событий и процессов, протекающих в обществе. Например, статистических данных о рождаемости, уровне безработицы, рейтинге президента. Анкетирование в психологии применяют для оценки профессиональных, психологических и моральных качеств личности. Анализ опросов подобного рода может быть использован при приеме на работу и аттестации персонала.
Источник
Выступление на тему «Методика проведения анкетирования и разработки анкет»
1. Виды анкетирования
2. Методика проведения анкетирования
3.Методика разработки анкет
3.2 Типы вопросов
3.4.Последовательность расположение вопросов
Анкетирование — наиболее распространенный метод получения количественных данных. Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно, когда нужно опросить большое число респондентов за относительно короткое время. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов по вопросам, требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит прежде всего от репрезентативности выборки. Основным, но не единственным инструментом этого метода является анкета. Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников основывается на принципе «от общего к частностям». Замечено, что на анкеты, содержащие много вопросов, социологи получают меньшую информацию, чем проектировалось, прежде всего потому, что конец опросного листа оказывается незаполненным.
Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования . Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта. Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос – анкетирование.
Анкета — это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета [
Анкеты относятся к классу формализованных обследований; они имеют вид некоторого набора вопросов. Проведение анкетирования это большая исследовательская работа, которая имеет целью отразить требования маркетинга, учесть психологию респондента, по возможности предсказать его реакцию на вопрос, обнаружить степень его искренности. Ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность ее различного толкования. Анкета стандартизует как поставленные вопросы, так и ответы на них. Следует, по возможности, избегать вопросов, на которые трудно или невозможно ответить, или такие, на которые ответа не требуется. Перечень возможных вопросов не следует жестко регламентировать, но с другой стороны, анкетирование подчиняется установленным правилам.
Анкетированием можно охватить большой круг людей, что дает возможность свести к минимуму нетипичные проявления, при этом не обязателен личный контакт с респондентом. Плюс ко всему анкеты удобно подвергать математической обработке.
В анкете существует жесткая логическая структура. Вопросы специально подобраны, заранее тщательно продуманы, предварительно апробированы на небольшой группе испытуемых (5-6 человек). Анкетные данные тем достовернее, чем больше лиц опрошено. Типичными недостатками метода анкетирования являются неточность в формулировке вопросов, что порождает ошибочные ответы. Порой бывает обилие вопросов, сходных по содержанию, вызывающих недоумение и механические ответы без серьезных раздумий. Неумелая мотивировка важности анкетного опроса ведет к попытке угадывания ответов, какой нужен исследователю. И, наконец, неорганизованность в проведении опроса приводит к шуму, консультациям, списыванию друг у друга.
1. Виды анкетирования
Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Массовый анкетный опрос – количественный метод, который дает возможность при правильном построении выборки, говорить о всей генеральной совокупности с определенной долей статистической погрешности Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.
Прессовый опрос — разновидность анкетирования, осуществляемая посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.
Главные недостатки прессового опроса: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их отбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.
Обязательные требования к методу: предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы; предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению; использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты); повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации; опубликование результатов опроса на страницах этого же издания.
Почтовый опрос (корреспондентский способ). — форма анкетирования посредством почты, предполагающая рассылку анкет (по специально подобранным адресам) тем лицам, которые в совокупности представляют изучаемый объект. Среди преимуществ метода — возможность получить ответы на вопросы деликатного и интимного характера, охватить опросом населенные пункты, куда анкетерам трудно добраться. Почтовый опрос приносит дополнительную информацию, корректирующую данные, полученные любым иным методом, и позволяет при этом экономить средства (он обходится, как минимум, в два раза дешевле обычного интервьюирования). Но есть и недостатки: низкий возврат анкет, перекосы репрезентативности, неизбежность отбраковки, нарушение правила анонимности опроса, усиливающее искажение ответов.
Обязательные требования к данному методу: тщательный многоаспектный и многоразовый пилотаж проекта анкеты; обстоятельная инструкция к ее заполнению; шифровка конвертов; вложение в почтовые отправления чистого конверта для возврата анкеты; напоминание респондентам о необходимости возврата заполненной анкеты (по телефону, по почте и иными средствами).
В нашей стране почтовый опрос не получил достаточного распространения из-за значительного невозвращения анкет. Несомненное преимущество метода — полнота и надежность получаемой информации.
Телефонный опрос — специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в пределах одного города или населенного пункта.
Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно в период избирательных кампаний. Основные его преимущества: оперативность, краткосрочность и экономичность. Главный недостаток обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство объясняется отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения, большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам и многими другими факторами.
При проведении телефонного опроса требуется предварительное изучение карты города, мест компактного проживания представителей разных социальных групп, расположения АТС. Необходимы разработка специального инструментария, включающего картограмму опроса, опросные бланки и кодировочные листы, дневник и протокол опроса, обстоятельную инструкцию интервьюерам, а также наличие телефонных справочников, соблюдение заранее установленного шага (интервала) при наборе номера телефонов одной АТС. Большое значение имеют особая подготовка, в том числе специальный тренинг телефонных интервьюеров, повышенная требовательность к их честности, обязательность контроля за их деятельностью, перепроверка полученных данных путем выборочных контрольных опросов интервьюированных ранее абонентов.
Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос — редко используемая форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой респондентами выступают руководители предприятий и учреждений, во второй — круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.
Главное достоинство метода — сверхоперативность и экспертная значимость полученной информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более пяти позиций), закрытость вопросов и ограниченность вариантов ответов (не более семи).
2. Методика проведения анкетирования
Методика проведения анкетирования включает следующие этапы:
1. подготовительный этап:
определение целей, задач;
2. проведение анкетирования;
3. обработка, анализ данных, рекомендации и предложения по улучшению;
4. подготовка итогового отчета.
Определение целей, задач: в ыявление проблемной ситуации: описать проблемную ситуацию, которую необходимо прояснить путем социологического исследования, т.е. анкетирования. Цели и задачи необходимо представить как взаимосвязанные цепочки («ветви» дерева): решение общих задач является средством реализации общей цели, а сами общие задачи выступают в качестве целей второго уровня, которые достигаются с помощью решения частных или вспомогательных задач.
Определение объекта и предмета исследования :
− объект исследования – это то, на что направлено исследование (любой элемент, фрагмент, процесс, любые отношения, складывающиеся в библиотеке, порождающие проблемную ситуацию)1;
− предмет исследования – это результат предварительной аналитической деятельности, направленной на выявление необходимых и достаточных свойств, особенностей, факторов, сторон, которые следует изучить для решения проблемы. Главное методологическое требование к определению предмета исследования заключается в том, что оно должно содержать основной вопрос исследования.
Уточнение и интерпретация основных понятий необходимы, как правило, в случаях, когда возможно двоякое толкование каких-либо понятий, затрагиваемых в исследовании.
Итоговый отчет анкетирования : в итоговом отчете должны определяться:
1) цели и задачи исследования;
2) сроки проведения, объект и предмет исследования;
3) основные результаты и главные выводы (указания проблем, которые решались в исследовании и краткие, но убедительные аргументы, подкрепленные минимальным количеством статистических данных, не требующих дополнительных объяснений).
4) предлагаемые рекомендации и предложения по решению проблемы.
Также в отчете могут быть продемонстрированы сводные таблицы и статистические материалы, которые располагаются, как правило, в приложениях.
3.Методика разработки анкет
Процесс составления анкеты, перевода гипотез на язык вопросов — сложная и трудоемкая работа. При составлении анкеты социолог должен руководствоваться следующими принципами:
ставить в анкете существенные вопросы, которые необходимы для решения исследовательских задач и которые нельзя получить другим путем (не ставить вопросы «на всякий случай, может быть пригодятся»);
формулировка вопросов с точки зрения языка должна быть понятной и соответствовать уровню респондента;
вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респонденты в принципе могли на них ответить;
вопросы анкеты не должны вызывать отрицательную реакцию респондентов;
организация и последовательность вопросов должны быть подчинены получению необходимой информации (вопросы ставятся от общих к частным, от простых к сложным).
Подготовка анкеты заключается в следующем:
1.Определение ее содержания — перевод основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок.
2. Выбор нужного типа вопросов (открытые-закрытые, основные-функциональные).
3. определение числа и порядка задаваемых вопросов.
При подготовке анкеты главной задачей социолога — разработчика инструментария — является грамотный выбор средств, т.е. формулировка и целесообразное расположение вопросов различного типа. В основу классификации вопросов анкеты можно положить три признака: содержание, форму и функции вопросов. Сложной или неоднозначной проблемой является определение количества задаваемых вопросов. С одной стороны, опрашивающему хочется включить как можно больше вопросов, что обеспечит полноту исследования и его результативность. С другой стороны, количество вопросов находится в прямой пропорции со стоимостью исследования: чем больше вопросов, тем дороже анкета, и наоборот. Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным. Необходим разумный компромисс между стоимостью информации и ее содержанием. Можно составлять вопросы таким образом, чтобы без ущерба для информации экономить на количестве вопросов, задавая емкие вопросы. Необходимо уточнить, имеет ли респондент необходимую информацию для ответа.
Формулировка вопросов — одна из наиболее трудоемких и сложных проблем анкетирования. Это исследовательская работа, которая требует высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая механического копирования.
Точность ответа иногда зависит от субъективных факторов. В частности, респондент часто проявляет склонность запоминать событие таким образом, что оно якобы произошло позднее, чем в реальности. Такое явление называется ошибкой преувеличения.
Ошибка преувеличения — это событие, которое произошло позднее, чем запомнилось респонденту.
Не реже встречается и обратное явление: человек имеет тенденцию забывать те события, которые удалены во времени. Такие ошибки носят название потери воспоминания.Потеря воспоминания — ошибка, связанная с тем, что респондент не помнит события.
По содержанию вопросы можно разделить на две группы. К первой относятся вопросы для получения информации о фактах, в том числе и объективных сведений об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.д. ). Эти вопросы позволяют также получить сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни.
Степень правдивости ответов на такие вопросы очень высокая. Респонденту не сложно ответить, сколько ему лет, где он живет, какое получил образование и т.п. Однако в некоторых случаях социологи сталкиваются с недостоверными ответами на эти вопросы, например, когда обсуждаются вопросы и поступки человека, не одобряемые обществом.
Ко второй группе относятся вопросы о мотивах, оценках и мнениях человека. Эти вопросы крайне важны для социолога, так как получить информацию о мотиве можно только методом опроса.
Ответы на вопросы о мнении респондента чаще всего содержат оценки. Мнения по сравнению со знаниями менее стабильны. Они в большей мере обусловлены ситуацией и нередко зависят от личных переживаний и настроений. Исследование мотивов социального поведения предъявляет высокие требования к технике опроса и построения индикаторов.
Грамотно составленные анкеты должны удовлетворять обычным критериям надежности и валидности, но помимо этого, каждый вопрос анкеты проверяется по следующим критериям. Предусмотрены ли такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить». Такие ответы предоставляют респонденту возможность уклониться от ответа, когда он сочтет это нужным. Не следует ли добавить к некоторым закрытым вопросам позицию «другие ответы» со свободными строчками? Тем самым закрытый вопрос превращается в полузакрытый. Достаточно ли ясно объяснена респонденту техника заполнения ответа? Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения? Есть ли необходимость заменить непонятные слова или термины? Не превышает ли вопрос компетентности опрашиваемого? Если такое возможно, то необходимо предусмотреть вопрос-фильтр на проверку компетентности. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос? При необходимости следует один вопрос раздробить на целый блок вопросов. Не задевает ли вопрос самолюбия респондента, его достоинства, престижных представлений? Вежливость и такт — безусловное требование любого опроса.
При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты. Если каждый вопрос не будет сопровождаться инструкцией, следует разъяснить в ведении правила заполнения анкеты: сколько ответов можно отмечать, как их лучше отмечать (обвести, подчеркнуть и т.д.), если имеется стандартная шкала ответов для всех вопросов, также следует ее указать. Начинаться и заканчиваться анкета должна с простых вопросов. Вступительные вопросы носят чаще событийный характер.
Основные требования к лексике анкеты заключаются в следующем:
использовать живой разговорный язык;
вопросы должны быть не очень длинными, не желательно включать сложные грамматические конструкции;
не использовать формулировки с двойным отрицанием;
вопросы не должны выходить за рамки компетенции респондентов (задавать лишь такие вопросы, на которые пользователь может ответить, опираясь на свой жизненный опыт, исключая домыслы и предположения);
вопросы должны быть однозначными и не должны содержать слова, смысл кото-рых непонятен какой-то части респондентов.
Вопросы анкеты должны быть четко упорядочены. Целесообразно разделить вопросы на два-три блока и задавать их респондентам в разной последовательности.
Композиция анкеты проверяется по следующим критериям. Соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых («контактных») в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым («разгрузочным») в конце анкеты? Нет ли скрытого влияния предшествующих вопросов на последующие? Отделены ли смысловые блоки вопросов «переключателями внимания», обращением к респонденту, информирующими о начале следующего блока? Нет ли скоплений однотипных вопросов, вызывающих ощущение монотонности и утомления у респондента?
Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.
Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос.
Вводная часть анкеты представляет собой обращение к респонденту, где в простой и доступной форме указываются организация, проводящая опрос, цель исследования, подчеркивается значимость личного участия человека в получаемых результатах, отмечается анонимность исследования. Во вводной части анкеты также помещается инструкция по ее заполнению , обязательно указывается, что опрос анонимен.
Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»). Анкета должна отвечать требованиям простоты и удобства работы для респондента:
формулировку вопроса и варианты предполагаемых ответов следует печатать разными шрифтами, вопрос — более крупным шрифтом, ответ — более мелким. Различные пояснения к вопросу также должны отличаться шрифтом от основного текста анкеты;
желательно, чтобы каждый вопрос был снабжен инструкцией, как именно на него следует отвечать; удобно, когда каждый вариант ответа имеет свой код, который необходимо обвести кружком;
при использовании «открытых вопросов» в анкете должно быть оставлено достаточно места для подробного ответа;
при использовании «закрытых вопросов» недопустимо часть ответов давать на одной странице, часть – на другой;
«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Эта часть содержит вопросы об объективных данных респондентов: пол, возраст, социальное положение, место жительства, профессия, национальность и т.д. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортички» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.
Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса. Основная часть анкеты состоит обычно из трех разделов. Первый направлен на выяснение общего отношения к исследуемой проблеме («Покупаете ли Вы книги?»). Второй — на выяснение действий, мотивов, оценок опрашиваемых («По какой тематике Вы покупаете книги?»). Третий направлен на изучение вопросов личного характера («Сколько денег Вы тратите на приобретение книг ежемесячно?»).
Открытые вопросы – не предусматривают каких-либо вариантов ответов. Данный тип вопросов позволяет получить действительное мнение опрашиваемого. Полученный ответ приводится в понятиях и терминах, отражающих культурный уровень респондента, на привычном для него языке. Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к данной книге?» Возможные ответы не заданы респонденту, он должен самостоятельно ответить на вопрос. Открытые вопросы предпочтительнее на подготовительной стадии исследования, направленной на выяснение характера проблемы. Открытые вопросы дают опрашиваемому полную свободу в формулировке ответа. Такие ответы наполнены оттенками, красками, эмоциями. Отвечая на заданный вопрос, респондент руководствуется исключительно собственными представлениями. Естественно, что полученные ответы индивидуальны и разнообразны, поэтому открытый вопрос применяется в тех случаях, когда необходима полная информация о представлениях респондента по изучаемой проблеме, его словарном запасе, способности к аргументации. В этом же заключается и их недостаток, так как возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации.
Для исследователя основное неудобство открытых вопросов заключается в трудностях их формализации и соответственно последующей обработки. Обработка такой информации тоже производится практически вручную, сложно сгруппировать полученные данные. Поэтому открытые вопросы чаще всего используются в небольших по объему исследованиях, иногда их целесообразно использовать в экспертных опросах. Кроме того, респондент более охотно отвечает на вопрос, если он считает себя компетентным и заинтересованным в исследуемой области. Если эта область ему мало известна, то он либо уклоняется от ответов, либо дает заведомо некачественную информацию.
Решение о включении в анкету вопроса этого вида решается в каждом отдельном случае и зависит от целей исследования.
Закрытые вопросы предполагают наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, основываясь на своих исходных представлениях о содержании вопроса и данных пробного исследования. При конструировании закрытого вопроса социолог должен быть уверен, что все варианты ответов исчерпаны. Пример: «Ваш возраст: менее 17; 18-21; 22-29; 30-45; 46-59; старше 60».
Закрытые вопросы легко обрабатываются и часто используются в крупномасштабных исследованиях.
Можно отметить некоторые конструктивные особенности вариантов ответа.
Дихотомические вопросы — альтернативные, требующие ответов «да» или «нет».
Поливариантные вопросы типа «меню» предполагают выбор нескольких готовых ответов из списка.
Шкальные вопросы — респондент должен отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.
К вопросам закрытого типа предъявляются следующие требования:
перечень вариантов должен быть исчерпывающим;
не следует комбинировать несколько разных ответов в одном (когда респондент может быть согласен с одной частью ответа, но не согласен с другой);
первыми должны стоять наименее вероятные варианты, поскольку респонденты чаще выбирают первые подсказки;
варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины (длинные подсказки выбираются реже);
респонденту желательно давать возможность уклониться от ответа (например, использовать вариант «трудно сказать». Его чаще выбирают, если вопрос плохо сформулирован или выходит за пределы компетенции респондента)
Полузакрытые вопросы – вопросы, к которым предлагаются варианты ответов, в конце оставляется место, где респондент может вписать свой вариант. Если исследователь не может исчерпать все варианты ответов, то ставится полузакрытый вопрос . В полузакрытых вопросах респондент может выбрать ответы из списка, подготовленного исследователем, и предложить собственный вариант ответа. Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т.д.). Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то свое.
Прямой вопрос — это вопрос, направленный на получение прямой информации от респондента. Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным. Прямые вопросы предполагают, что опрашиваемый будет выражать личное мнение о каком-либо событии, явлении, другом человеке. Если у исследователя нет уверенности, что респонденты захотят ответить на прямой вопрос, такой вопрос лучше не задавать.
Косвенные вопросы дают возможность респонденту высказать не личное мнение, а позицию группы, сообщества, т.е. не высказывать свою точку зрения, а согласиться с одной из предлагаемых (некоторые люди считают…).
Наводящие вопросы помогают респонденту точнее понять смысл основного вопроса.
Наиболее распространенный способ замены прямых вопросов косвенными — это переход из личной формы в безличную. Личные и безличные вопросы могут задаваться об оценках самого респондента, но безличные оценки имеют косвенный характер. Ожидается, что респондент выберет то суждение, которого придерживается.
Процедурные (функциональные) вопросы предназначены для оптимизации хода опроса.
В любой анкете содержатся вопросы, направленные на сбор материалов в соответствии с основной задачей исследователя, поэтому вопросы такого вида называются основными . Однако практика показывает, что в опросах необходимо проверить искренность респондента (контрольные вопросы), а также выявить данные о некоторой части опрашиваемых (вопросы-фильтры). Помимо основных вопросов в анкете используются разного рода вспомогательные Контрольные и «фильтровые» вопросы называют неосновными, второстепенными. К ним относятся и «буферные» вопросы», «вопросы-фильтры» и «вопросы-ловушки».
Контрольные вопросы располагаются или сразу после основных, или несколько позже. Например, если основной вопрос таков: «Знаете ли вы о причинах конфликта на предприятии?», то контрольный вопрос может быть следующим: «Какие из причин конфликта на предприятии вы считаете главными?» Допустим, что на основной вопрос респондент ответил отрицательно, а на контрольный положительно, причем перечислил несколько конфликтов: в таком случае возникает сомнение в тщательности заполнения анкеты или в искренности респондента. Вопросы-ловушки предназначены для оценки искренности ответов. Например, задав вопрос: «Довольны ли Вы выбором книг в библиотеке?», через несколько вопросов уместно спросить «Всегда ли Вы находите в библиотеке нужную книгу?» Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный опрос.
Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую социолога одну часть опрашиваемых от других респондентов. Так, при изучении мнения студентов о службе в армии можно ввести вопрос-фильтр об имеющемся опыте студентов, отслуживших в армии. Например, «Знакомы ли вы на практике с армейской «дедовщиной»?». Этот вопрос-фильтр сразу выделит из всего массива опрашиваемых тех, кому в дальнейшем можно задавать вопросы о проявлениях «дедовщины».
Буферные вопросы позволяют перейти от одного тематического блока анкеты к другому. С его помощью исследователь поясняет респонденту логику анкеты, не просто предлагает переключиться на другую тему, но и поясняет, для чего это требуется.
Итак, выбирая форму вопроса, целесообразно учитывать:
специфику исследования: закрытые вопросы предпочтительны для выявления фактов и мнений, предполагающих определенный перечень возможных вариантов ответов, а открытые — при сборе более богатой и индивидуализированной информации;
особенности последующей обработки ответов: при закрытой форме вопроса респондент, отмечая одну из альтернатив, одновременно кодирует ее, что значительно упрощает дальнейшую обработку, а при открытой форме кодировать все разнообразие ответов приходится самому исследователю, сводя их в конечном счете к некоторому ограниченному числу наиболее часто повторяющихся ответов.
Формулировка вопросов относящихся к изучению мнения и установок людей, чрезвычайно важна. «Оптимальным» считается вопрос, формулировка которого не влияет на распределение ответов при сохранении заранее заготовленного списка их возможных вариантов. На практике постоянно встречаются значительные смещения в ответах.
Специальные исследования выявили несколько особенностей и тенденций, связанных с формулировкой вопроса в зависимости от вида опроса. В частности, так называемый вопрос-меню представляет респонденту некий набор альтернатив, в котором он должен выбрать один (или несколько) возможный ответ. Выяснилось, что чаще всего альтернатива выбиралась, если она находилась в начале, внизу или в середине списка.
Когда исследователь выбирает шкальный вопрос, то отмеченный выше «эффект начала» сохраняется. При этом прямая шкала вида:
Источник