Способы противодействия преступности нет

Государственная политика противодействия преступности

Государственная политика противодействия преступности представляет собой направление деятельности государства (при участии и поддержке институтов гражданского общества и отдельных граждан), связанное с разработкой и реализацией стратегии и тактики (генеральной линии) организованного сопротивления преступности и иным правонарушениям.

Она заключается в поиске, разработке и целенаправленном использовании в интересах безопасного развития общества имеющихся в распоряжении государства и общества ресурсов, наиболее эффективных общесоциальных и специальных предупредительных мер. Но политика противодействия преступности — это не только практическая деятельность, но также и лежащая в основе такой деятельности идеология, основанная на господствующих в обществе на соответствующем этапе его исторического развития совокупности идей, взглядов, представлений о том, какой должна быть по своему характеру и содержанию деятельность государства в отношении преступности и преступников, на каких принципах, во имя каких целей, какими методами и средствами, по каким основным направлениям и в каких формах она должна реализовываться. Воплощенная в соответствующих нормативно- и политико-правовых документах и реализуемая в практической деятельности, связанной с охраной общественных отношений от преступных посягательств, эта идеология определяет стратегию и тактику противодействия преступности: цели, принципы, основные направления (формы), методы, содержание, характер и перспективы соответствующих усилий государства и общества. Цель политики противодействия преступности — обеспечить максимально возможное ограничение преступности, свести ее к такому уровню, при котором она перестанет быть угрозой национальной безопасности.

Политика противодействия преступности является единой (во всяком случае, таковой она должна быть по своей сути и предназначению), что обусловлено едиными задачами, целями и принципами, на которых она основывается. Однако она сложна по своей внутренней структуре, напоминает своеобразную «матрешку»: политика противодействия преступности включает политик) предупреждения преступлений и политику реагирования на преступления; в свою очередь, первая из них делится на политик) общесоциального и политику специального предупреждения преступлений; вторая — на уголовно-правовую, уголовно-процессуальную и уголовно-исполнительную политику.

Поскольку деятельность государства, направленная на охрану общественных отношений от преступных посягательств, объективно складывается из двух основных компонентов — предупреждения преступлений и реагирования на совершенные преступления, можно выделить два основных направления (формы) реализации политики противодействия преступности: а) политику предупреждения преступлений и б) политику реагирования на преступления.

Источник

О проблематике предупреждения повторной преступности

Профилактика рецидивной преступности так же многоаспектна, как и ее причины. Первостепенное значение имеет общее оздоровление обстановки в стране, успешное проведение экономических реформ, устранение межнациональной напряженности, улучшение нравственно-психологического климата и другие факторы, способные благоприятно воздействовать на криминологическую ситуацию.

Статистические данные ГИАЦ МВД России свидетельствуют о неоднозначном состоянии и динамике рецидивной преступности в различных ее сегментах в зависимости от криминологических критериев, а также от социально-демографических данных о носителях повторной преступности.

Состояние рецидивной преступности всегда показывает, насколько эффективна деятельность государства в сфере борьбы с преступностью, насколько само общество страдает от самых различных проблем. Вопросам борьбы с рецидивом и рецидивной преступностью уделяли и уделяют много внимания уголовное и уголовно-исполнительное законодательство, науки уголовного права и криминологии.

Рецидивная преступность обладает следующими специфическими характеристиками, выделяющими ее из числа других разновидностей преступной деятельности:

1) кратность рецидива – количество преступлений, с применением соответствующих мер уголовно-правового воздействия, предшествующих последнему преступлению;

2) степень общественной опасности рецидива, определяемая количеством и «качеством» (категориями) преступлений;

3) интенсивность преступности рецидивистов, демонстрирующая частоту совершения преступлений, – период времени между предыдущим и последующим преступлением;

4) характер динамики криминальной активности рецидивистов – переход от совершения преступлений одной тяжести к преступлениям иной тяжести.

У преступников-рецидивистов система мотивов беднее и уже, чем система социальной мотивации поведения законопослушных граждан и лиц, совершивших преступление впервые. Доминирующие мотивы сдвинуты к эгоистическим, материально-потребительским, эмоционально-сиюминутным. У большинства рецидивистов отсутствует потребность в систематическом труде.

Так, к моменту осуждения одна четверть всех осужденных трудоспособных рецидивистов не осуществляла никакую социально-полезную деятельность. Особо показательно то, что в большинстве случаев это были люди, относимые к зрелому возрасту или даже – к молодежи (23-45 лет). Рецидивисты зрелого возраста, длительно ведущие антиобщественный образ жизни, обнаруживают стойкие деформации личности, которые проявляются в пренебрежительном отношении к общественно-полезной деятельности.

Читайте также:  Способ как выбить легу brawl stars

С уклонением от труда связана деформация потребностей, заключающаяся в преобладании материальных интересов над духовными: потребностями в общении, творчестве, образовании. Антисоциальным потребностям соответствует антисоциальная система мотивации преступлений. Исследования показывают, что преобладающими мотивами совершенных рецидивистами преступлений выступают корысть — 25%, хулиганские побуждения — 26%, месть, ревность, зависть — 13%, эмоциональные мотивы (озлобление, аффективная вспышка) — 5%, влияние других лиц — 8%, устранение препятствия или сокрытие другого преступления — 0,7%.

Существует тесная связь рецидивной преступности с алкоголизмом. В ряде случаев потребность к злоупотреблению спиртными напитками выступает как сопутствующий мотив, дополнительный стимул для иной криминогенной мотивации: агрессивность, корысть, насилие. Показательно, что больше трети корыстных преступлений и преступлений, совершенных рецидивистами под чьим-либо влиянием, связаны со злоупотреблением алкоголем.

Нравственное и правовое сознание. Дефекты нравственного сознания рецидивиста выражаются, прежде всего в его индивидуализме, в замене нравственных принципов низменными моральными качествами. Таким преступникам присуща алчность, стяжательство, жадность, эгоизм, жестокость, озлобленность, месть, зависть и т. д.

Рецидивисту свойственны несамокритичность, самооправдание содеянного, вера в безнаказанность, удачливость, умение избегать разоблачения, циничное пренебрежение общественными благами в угоду эгоистическим интересам.

Об устойчивости деформации нравственного сознания рецидивистов свидетельствует и тот факт, что многие из них (20%) совершили новое преступление, уже находясь непосредственно в местах лишения свободы.

Преступления, в том числе и повторные, обусловливаются не только дефектами нравственного сознания, но и пренебрежением к праву, утратой страха перед наказанием. Дефектность правосознания часто выражается в его несформированности, противоречивости, в безответственном к нему отношении, а также в активном непринятии правовых запретов. Так, большинство рецидивистов признают, что достичь своей цели сумели бы и правомерным путем. Тех, кто счел единственно возможным способом осуществить задуманное посредством преступления, почти в четыре раза меньше.

Важнейшим критерием в аспекте деформации правосознания рецидивистов является оценка ими справедливости судебного приговора и назначенного им наказания. Не все рецидивисты признают справедливость назначенного наказания: чем больше у рецидивистов судимостей, тем реже они считают наказание справедливым, соразмерным преступлению.

Культурный и образовательный уровень повторно осужденных по сравнению с лицами, не совершившими преступления, не высок, в то же время современный рецидивист – человек не малограмотный, имеет среднее (чаще неполное) образование.

Бездуховность, антисоциальность общения и проведения досуга рецидивистов, как правило, связаны с пьянством и алкоголизмом, порождают склонность к хулиганству, к распущенности в половых контактах. Для таких преступников характерно противоправное и аморальное поведение, которое является выражением предпреступной позиции личности. Количество правонарушений и аморальных актов поведения рецидивистов в два-три раза превышает количество совершенных ими преступлений. При этом подавляющее большинство правонарушений непреступного характера и аморальных поступков связано с пьянством и алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией. Распространенность противоправных и аморальных актов поведения среди рецидивистов гораздо выше, чем среди всех преступников. Рецидивисты посещают притоны, поддерживают связи с ранее судимыми и иными лицами, характеризующимися антиобщественным поведением, чаще, чем другие преступники, являются членами криминогенных или преступных групп. Преступное прошлое во многих случаях предопределяет выбор друзей, при этом предпочтение отдается людям со сходной биографией.

Существенное искажение социальных позиций отмечается и в сфере семейных отношений. Для рецидивистов характерно отсутствие или разрушение семейных связей, примитивные, уродливые взаимоотношения между членами семьи, вступление в брак с лицами, имеющими аналогичные взгляды и привычки.

Деформация поведения рецидивистов в сфере семейных отношений проявляется и в том, что они игнорируют свои родительские обязанности по оказанию помощи несовершеннолетним и престарелым (нетрудоспособным) родственникам. Рецидивисты в семье систематически пьянствуют, хулиганят, избивают членов семьи, вовлекают младших членов семьи в пьянство, в занятие азартными играми, в противоправную и преступную деятельность.

Причины неоднократного совершения преступлений лицами, чья преступная деятельность оставалась без надлежащего реагирования правоохранительных органов, группируются вокруг такого мощнейшего криминогенного фактора, как безнаказанность.

Повторное совершение преступлений лицами, которым за совершение преступления назначено наказание, не связанное с лишением свободы, результат выбора судом неэффективной меры наказания.

Условное осуждение или отсрочка исполнения приговора, если эти уголовно-правовые меры применяется к опасным преступникам, воспринимаются ими как безнаказанность. Так называемый ложный гуманизм судьи может обернуться усилением нравственной деградации осужденного, совершением им опасных преступлений, которые окажутся трагедией и для потерпевших, и для преступника.

Читайте также:  Основные способы разрешения конфликтных ситуаций

Первостепенное значение в деле предупреждения рецидивной преступности имеет общесоциальное предупреждение, а также усилия по устранению причин и условий преступности в целом.

К мерам общей профилактики рецидивной преступности относятся:

— оздоровление социально-экономической ситуации в стране, повышение уровня жизни;

— формирование здоровой идеологии и повышение авторитета властных структур;

— укрепление системы социального контроля (привлечение общественности, трудовых коллективов, средств массовой информации к предупреждению преступности, в том числе профессиональной);

— возрождение отечественной системы правового воспитания, совершенствование практики школьного и семейного воспитания.

Меры специально-криминологической профилактики рецидивной преступности:

— Совершенствование правоприменительной деятельности, методик расследования преступлений, сведение к минимуму безнаказанности лиц, совершивших преступления.

— Реформирование уголовно-исполнительной системы в направлении дифференциации осужденных и гуманизации условий жизни в местах лишения свободы.

— Совершенствование уголовного законодательства и судебной практики, повышение эффективности уголовных наказаний.

— Профилактика психических заболеваний, алкоголизации и наркотизации населения страны.

— Совершенствование деятельности государственных органов (федеральных и местного самоуправления) по вторичной социализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Обеспечение их минимальными условиями нормальной жизни (место жительства, честный заработок). Государственная поддержка общественных инициатив в этой области.

— Координация усилий органов уголовно-исполнительной системы и органов местного самоуправления, государственных и общественных органов в социальной реабилитации осужденных. Взаимодействие государственных органов с представителями различных конфессий в организации религиозного воспитания осужденных.

Индивидуальное предупреждение рецидивной преступности – меры, непосредственно направленные на личность преступника и на обстоятельства, формирующие ее антиобщественную жизненную позицию.

Данный уровень предупреждения применительно к рецидивной преступности подразделяется на два этапа:

1. Пенитенциарное предупреждение: Данный этап профилактики входит в компетенцию федеральной службы по исполнению наказаний Министерства Юстиции России.

2. Постпенитенциарное предупреждение:

— учет ранее судимых лиц, а также лиц, склонных к совершению преступлений (контрольно-наблюдательное дело);

— взаимодействие с исправительными учреждениями, в которых отбывали наказание освобожденные лица;

— составление индивидуальных планов профилактических мероприятий для недопущения рецидива;

— меры по устранению отрицательного влияния со стороны ближайшего окружения.

Источник

Противодействие преступности

Борьба́ с престу́пностью — это системная деятельность государственных и общественных органов, направленная на обеспечение соблюдения норм уголовного закона, недопущение причинения вреда охраняемым им интересам и благам, характеризующаяся активным противостоянием преступности и выражающаяся в профилактике преступности (путём воздействия на её детерминанты) и пресечении преступлений, применении мер ответственности к преступникам.

Содержание

Другие термины

Наиболее часто по отношению к взаимоотношениям государства, общества и преступности применяется термин «борьба с преступностью». Так, ООН проводятся конгрессы по борьбе с преступлениями и обращению с правонарушителями. Термин «борьба» толкуется в словарях как активное противостояние неких групп, имеющих противоположно направленные интересы. А. И. Долгова указывает, что именно понятие «борьба» наиболее полно отражает характерные особенности данного вида государственной и общественной деятельности. Тем не менее, в литературе встречаются и другие названия:

  • Уголовная политика, понимаемая как «генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путём формирования уголовного, уголовно-процессуального, исправительно-трудового законодательства, практики его применения, а также путём выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений» [1] . А. И. Долгова отмечает, что в таком понимании уголовная политика может рассматриваться как тождественная борьбе с преступностью категория, либо как «политика борьбы с преступностью», определяющая её основные направления.
  • Война с преступностью. Термин «война» указывает на большую по сравнению с термином «борьба» ожесточённость противостояния, преобладание карательных и полицейских мер, направленных на полное уничтожение противника. А. И. Долгова указывает, что государство не должно относиться к своим гражданам, пусть и совершившим преступление, как к внешним врагам, что воздействие на преступность должно быть направлено не на уничтожение или изгнание преступников из общества, а на их возвращение к нормальной общественной жизни.
  • Компромисс. Данный термин предполагает поиск некоторого равновесия между интересами общества и интересами криминала, устраивающего обе стороны. А. И. Долгова указывает, что компромисс возможен лишь по отношению конкретных преступников или отдельных их контингентов, но не поотношению к преступности в целом и лишь в целях уменьшения вреда, причинённого обществу преступлением.
  • Контроль над преступностью. Теория контроля над преступностью основана на учении Эмиля Дюркгейма о преступности как нормальном социальном явлении, вечно существующем в обществе, с которым невозможно и нецелесообразно бороться, и которое надо лишь контролировать, чтобы оно не выходило за определённые рамки.
  • Противодействие преступности. А. И. Долгова отмечает, что этот термин не отражает активной роли государства и общества в борьбе с преступностью, направленной не только на пресечение преступлений, но и на их предупреждение.
  • Воздействие на преступность. А. И. Долгова указывает, что термин «воздействие» предполагает однонаправленность действия, в то время как преступность активно противостоит государству, порождая новые криминальные детерминанты и усиливая действие уже существующих (самодетерминация преступности).
Читайте также:  Способы толкования нормы права шпаргалка

Задачи борьбы с преступностью

В криминологии долгое время оставался спорным вопрос о возможности победы в борьбе с преступностью, полной ликвидации преступности как социального явления. Высказывались крайние точки зрения: от признания преступности нормальным социальным явлением, полная ликвидация которого не только невозможна, но и пагубна для общества (Э. Дюркгейм), и до утверждений о неминуемом отмирании преступности в ходе общественного прогресса (марксистская криминология).

Современная криминология исходит из положения о том, что хотя причины и условия преступности присущи любому обществу (и, следовательно, её полное искоренение является невозможным), она является несомненно вредным явлением, к минимизации масштабов которого нужно стремиться. Задача государства и общества в борьбе с преступностью, таким образом, состоит в том, чтобы не допустить расширения сферы влияния преступности, по возможности стремиться к уменьшению её негативных последствий, не допускать тех её проявлений, которые можно предотвратить без чрезмерных усилий.

Принципы борьбы с преступностью

Выделяются следующие основополагающие начала борьбы с преступностью:

  • Примат предупреждения преступности, а не реагирования на конкретные преступления.
  • Достижение невыгодности совершения преступления.
  • Обеспечение выявления и реального привлечения к ответственности (не обязательно сводящейся к наказанию) наибольшего возможного числа лиц, совершивших преступления (неотвратимость наступления уголовной ответственности).
  • Применение мер реагирования только в случае выявления действительного нарушения закона, а не при обнаружении преступного намерения или социальной опасности конкретной личности.
  • Личная ответственность виновного за совершение преступления.
  • Конструирование и использование уголовно-правовых мер, учитывающих экономические, политические, социальные, духовные особенности общества, в котором они будут применяться. Противодействие общества вызывают как излишне мягкие, так и излишне строгие меры воздействия.
  • Соблюдение законности при борьбе с преступностью, осуществление всех связанных с ней мероприятий исключительно в рамках, предусмотренных международными актами, Конституцией, законами и подзаконными актами.
  • Контроль общества над правоохранительной системой.
  • Комплексный характер осуществляемых мер, отсутствие уклона как в сторону правоохранительных, так и в сторону превентивных мер.
  • Равенство всех граждан и юридических лиц перед законом.
  • Оснащение органов, осуществляющих борьбу с преступностью, наиболее современными техническими средствами и научными методиками такой борьбы.
  • Международное сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках участия государств в специальных международных организациях.

Органы, осуществляющие борьбу с преступностью

Государственные органы

Построение системы государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, основано на принципе разделения властей:

  • Законодательная власть занимается созданием нормативно-правовой базы для борьбы с преступностью путём принятия новых законов и совершенствования существующих. Кроме того, представительные законодательные органы, как правило, наделяются полномочиями по контролю за действиями исполнительной власти, в том числе по осуществлению борьбы с преступностью.
  • Исполнительная власть напрямую осуществляет функции по борьбе с преступностью. Подконтрольные этой ветви власти правоохранительные органы реализуют меры по предупреждению преступности, осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное расследование преступлений. В ведении исполнительной власти также, как правило, находится система исполнения уголовных наказаний.
  • Судебная власть осуществляет правосудие по конкретным уголовным делам.

Отдельными функциями по борьбе с преступностью могут быть также наделены другие государственные органы (например, прокуратура, осуществляющая борьбу с преступностью в рамках надзора за соблюдением законности и представления интересов государства и общества в суде) и органы местного самоуправления.

Негосударственные органы

Помимо государства, в борьбе с преступностью могут участвовать:

  • Органы негосударственной системы безопасности: частные охранные предприятия и службы безопасности организаций, частные детективные службы, учебные и консультативные организации.
  • Общественные организации (например, добровольные народные дружины).
  • Отдельные граждане и их группы, осуществляющие содействие правоохранительным органам.
  • Средства массовой информации, привлекающие внимание общества к проблемам борьбы с преступностью, а также осуществляющие журналистские расследования.

Источник

Оцените статью
Разные способы