Способы противодействия несанкционированному доступу

Утечка информации, или Как организации уберечь себя от мошенничества в сети

Основатель компании Alpha Juris, юрист

специально для ГАРАНТ.РУ

Цифровые технологии с каждым днем все больше проникают во все сферы человеческой деятельности. Поэтому перед многими руководителями достаточно острым стоит вопрос хранения и передачи данных в сети, а также обеспечения безопасности от утечки информации в цифровом поле.

Под утечкой информации подразумевается незаконное получение либо передача защищенных сведений (таких, как персональные данные, коммерческая, государственная тайна и пр.). Утечка информации может быть как умышленной, так и непредумышленной (случайной), что не отменяет вины лица или группы лиц, причастных к этому. Поскольку данное правонарушение является достаточно обобщенным, может касаться наиболее разных видов информации, иметь различные субъективные и объективные стороны, нет точной статьи, регулирующей его.

Но при этом факт утечки является составным элементом иных правонарушений, установленных:

Из СМИ нам не понаслышке известно о разных примерах утечек, например, в 2020 году в сеть, утекли паспортные данные более 1,1 млн россиян, принимавших участие в голосовании по поправкам к Конституции РФ. А годом ранее общественности была представлена информация об утечке данных пользователей портала «Госуслуги».

Однако законодательство на сегодняшний день никак не регулирует способы защиты от утечки информации, поэтому как крупным организациям, так и представителям МСБ следует самостоятельно изучить наиболее возможные способы защиты от данной угрозы.

Работа с сотрудниками как способ защиты от утечки информации

Насколько банально это может показаться, но, согласно статистическим исследованиям «Лаборатории Касперского», более 60% корпоративных данных попадает не в те руки именно из-за действий самих работников компании без преднамеренного вмешательства. Причем зачастую это происходит именно из-за невнимательности либо халатности сотрудников. Так, наиболее примечательными примерами в данном случае могут быть:

  • разговоры с коллегами либо третьими лицами, в ходе которых работник может неосознанно выдать конфиденциальную информацию;
  • переход с корпоративной почты либо при веб-серфинге по ссылкам, содержащим «фишинговые» либо иные вредоносные программы;
  • фотографии, аудио- и видеозаписи со смартфонов сотрудников, которые впоследствии могут быть взломаны либо же данные переданы третьим лицам по неосторожности;
  • получение злоумышленниками доступа к конфиденциальной информации из-за слабого пароля почты либо другого корпоративного веб-инструмента работника.

Многие даже крупные компании зачастую пренебрегают обучением IT-культуре собственных работников, ограничиваясь лишь такими формальностями, как заключение соглашения о неразглашении коммерческой тайны и персональных данных. Руководству в первую очередь следует разъяснить персоналу важность кибер-безопасности, провести соответствующий обучающие тренинги самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов.

Например, в ноябре 2020 года произошла утечка данных программы лояльности «РЖД Бонус». Причиной тому стала халатность сотрудника, который оставил информацию в открытом доступе.

Работодателям следует установить дисциплинарную ответственность за утечку информации в ТК РФ. Напомним, ст. 192 Трудового кодекса установлено три вида дисциплинарных взысканий – замечание, увольнение, выговор, а для государственных служащих еще и предупреждение о неполном должностном соответствии (ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). При этом в локальных нормативных актах необходимо не просто указать причину применения наказания «за утечку информации», а максимально детально изъяснить все возможные факторы.

Если говорить о сотрудниках, то также достаточно распространенной причиной утечки данных являются и преднамеренные действия. Чаще всего это происходит из-за отсутствия мотивации у работников, харрасмента со стороны коллег либо руководства, а также неправомерного увольнения. Способы защиты для руководителей в данном случае схожи с описанными выше – поддержание корпоративной культуры, материальная и нематериальная мотивация сотрудников и соблюдение требований трудового законодательства.

Читайте также:  Способы обоснования управленческих решений можно отнести

Если же правонарушение все-таки было совершено и повлекло негативные последствия, следует обращаться в правоохранительные органы с целью привлечения виновного к административной либо уголовной ответственности.

На сегодняшний день утечка информации участилась из-за введенных в результате пандемии COVID-19 ограничительных мер. Так, многие работодатели, которые перевели сотрудников на дистанционную работу, не обеспечили должным образом сохранность конфиденциальной информации, например, не предоставив им рабочие ПК, а предоставив возможность трудиться на личных.

Как защититься от утечки информации при помощи кибербезопасности

Далеко не всегда утечка данных в организации происходит исключительно из-за действий работников, часто виной этому становится слабая защищенность именно с технической точки зрения. Способов защиты в данном случае множество, следует выделить лишь основные из них:

  • использование системы контроля и управления доступом (СКУД). Подразумевается многоуровневая программная и аппаратная система, которая ограничит доступ к конфиденциальной информации третьим лицам;
  • ведение корпоративных аккаунтов. Сюда входит и корпоративная почта, и аккаунты для работы в специализированных программах. Крайне важно, чтобы доступ был только у действующих сотрудников, ключи увольняющихся сотрудников необходимо удалять в момент увольнения;
  • установка сложных паролей. Наряду с использованием корпоративных аккаунтов необходимо позаботиться об их достаточной защищенности. Наиболее оптимальным вариантом в данном случае является двухфакторная аутентификация (подтверждение входа с помощью СМС, одноразового кода, распознавания лица и т. д.);
  • установка антивирусных программ. Современные антивирусы способны бороться с большинством известных способов кражи конфиденциальной информации;
  • проведение «стресс-тестов» систем безопасности. Многие крупные компании специально нанимают сотрудников либо проводят конкурсы, в которых предлагают взломать действующую систему безопасности. Делается это для того, чтобы обнаружить возможные причины утечки информации и ликвидировать их;
  • обеспечение личного пространства. При выполнении своих обязанностей сотрудники чаще всего контактируют с коллегами, клиентами и другими лицами. Поэтому крайне важно обеспечить безопасность рабочего места. Так, наиболее подвержены риску быть причиной утечки информации сотрудники, работающие в опен-спейсах;
  • контроль документации (как электронной, так и бумажной). Сюда входит и работа с действующими документами, то есть использование систем шифрования, защиты от ознакомления третьими лицами, так и с недействительными, то есть использование соответствующих архивов либо удаление ненужных данных.

Вышеописанный перечень является далеко не исчерпывающим, однако при соблюдении этих требований руководителям бизнеса будет значительно проще обезопасить себя от утечки ценной информации.

Источник

Защита информации от несанкционированного доступа

ИБ-аутсорсинг
на базе DLP-системы

Контроль исполнения документов

Мониторинг ИТ инфраструктуры

Защита бизнеса от мошенничества

Разработка требований к защите информации

Управление системами фильтрации электронной почты и веб-трафика

АУТСОРСИНГ DLP ДЛЯ ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА

С овременные компании располагают значительными объемами информации. В сегодняшних реалиях она является основным ресурсом. Базы данных нуждаются в надежной охране от преступного использования, которое представляет собой серьезную угрозу для деятельности и существования компании. Поэтому так важно обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа. Это комплекс мероприятий, направленных на контроль полномочий пользователей. В компании вводится ограничение использования сведений, которые не нужны сотрудникам для выполнения прямых обязанностей. Контролировать необходимо действия как с бумажными документами, так и со сведениями на электронных носителях информации.

Для того чтобы создать надежную систему защиты информации нужно определить возможные способы получения данных.

Способы доступа посторонних к сведениям

Несанкционированный доступ к информации (НСД) может быть получен разными способами. Прямое хищение документов или взлом операционных систем компьютеров составляют лишь малую часть возможных вариантов. Наиболее уязвимыми считаются электронные средства хранения информации, так как для них могут быть использованы удаленные методы управления и контроля.

Возможные варианты получения незаконного доступа:

  • подключение к системам связи (телефонные линии, интеркомы, проводные переговорные устройства);
  • хищение документации, в том числе ее копирование (тиражирование) с враждебными целями;
  • непосредственное использование компьютеров, внешних накопителей или иных устройств, содержащих информацию;
  • внедрение в операционную систему через Интернет, в том числе с использованием шпионских программ, вирусов и прочего вредоносного программного обеспечения;
  • использование сотрудников компании (инсайдеров) в качестве источников сведений.

По данным Gartner, 60% людей готовы пойти на преступление под гнетом обстоятельств. Узнайте, на что способны ваши сотрудники с помощью «СёрчИнформ ProfileCenter».

Подключение к действующему каналу связи позволяет получать сведения косвенным способом, без непосредственного доступа к базам данных. Наиболее защищенными от вторжения извне считаются оптоволоконные линии, но и к ним можно присоединиться после некоторых подготовительных операций. Целью злоумышленников в этом случае становятся рабочие переговоры сотрудников – например, при проведении следственных мероприятий или при совершении финансовых операций.

Читайте также:  Водные растворы способ введения

Часто для получения нужных сведений злоумышленники используют сотрудников компаний. В ход идут разные способы убеждения и мотивации – от подкупа до более жестких методов (запугивание, шантаж). В группу риска входят сотрудники, у которых возник конфликт с коллегами или с администрацией компании. Эти работники могут иметь авторизованный доступ к информации, позволяющий им получать определенные сведения без ограничений. Аутентификация пользователей в данном случае не является эффективной мерой защиты, поскольку она способна отсечь только посторонних.

Еще одна внутренняя угроза – кража носителей с ценными сведениями, например, программным кодом, который является разработкой компании. На это способны только доверенные лица, имеющие доступ к конфиденциальным данным в физическом или электронном виде.

Параллельно с развитием средств защиты информации ведутся разработки новых методов НСД. Необходимо понимать, что изученные методы незаконного получения данных не считаются перспективными. Наибольшую опасность представляют новые и малоизученные способы доступа к ресурсам компании, против которых пока нет эффективных методик борьбы. Поэтому считать средства защиты от несанкционированного доступа излишней мерой не следует. Это не попытка перестраховаться, а следствие правильного понимания размеров угрозы.

Для чего предпринимаются попытки доступа к чужой информации

Основная цель несанкционированного доступа к информации – получение дохода от использования чужих данных.

Возможные способы использования полученных сведений:

  • перепродажа третьим лицам;
  • подделка или уничтожение (например, при получении доступа к базам должников, подследственных, разыскиваемых лиц и т. п.);
  • использование чужих технологий (промышленный шпионаж);
  • получение банковских реквизитов, финансовой документации для незаконных операций (например, обналичивания денег через чужой счет);
  • изменение данных с целью навредить имиджу компании (незаконная конкуренция).

Конфиденциальная информация представляет собой эквивалент денежных средств. При этом для самого владельца сведения могут ничего не значить. Однако ситуация постоянно меняется, и данные могут внезапно приобрести большое значение, и этот факт потребует их надежной защиты.

Вы знаете, сколько конфиденциальных документов хранится в файловой системе вашей компании? Проведите быстрый и точный аудит с помощью «СёрчИнформ FileAuditor».

Методы защиты от несанкционированного доступа

Методы защиты компьютеров от несанкционированного доступа делятся на программно-аппаратные и технические. Первые отсекают неавторизованных пользователей, вторые предназначены для исключения физического проникновения посторонних людей в помещения компании.

Создавая систему защиты информации (СЗИ) в организации, следует учитывать, насколько велика ценность внутренних данных в глазах злоумышленников.

Для грамотной защиты от несанкционированного доступа важно сделать следующее:

  • отсортировать и разбить информацию на классы, определить уровни допуска к данным для пользователей;
  • оценить возможности передачи информации между пользователями (установить связь сотрудников друг с другом).

В результате этих мероприятий появляется определенная иерархия информации в компании. Это дает возможность разграничения доступа к сведениям для сотрудников в зависимости от рода их деятельности.

Аудит доступа к данным должен входить в функционал средств информационной безопасности. Помимо этого, программы, которые компания решила использовать, должны включать следующие опции:

  • аутентификация и идентификация при входе в систему;
  • контроль допуска к информации для пользователей разных уровней;
  • обнаружение и регистрация попыток НСД;
  • контроль работоспособности используемых систем защиты информации;
  • обеспечение безопасности во время профилактических или ремонтных работ.

Идентификация и аутентификация пользователей

Для выполнения этих процедур необходимы технические средства, с помощью которых производится двухступенчатое определение личности и подлинности полномочий пользователя. Необходимо учитывать, что в ходе идентификации необязательно устанавливается личность. Возможно принятие любого другого идентификатора, установленного службой безопасности.

После этого следует аутентификация – пользователь вводит пароль или подтверждает доступ к системе с помощью биометрических показателей (сетчатка глаза, отпечаток пальца, форма кисти и т. п.). Кроме этого, используют аутентификацию с помощью USB-токенов или смарт-карт. Этот вариант слабее, так как нет полной гарантии сохранности или подлинности таких элементов.

Читайте также:  Какие бывают способы взаимодействия индивидов

Протоколы секретности для бумажной документации

Несмотря на повсеместную цифровизацию, традиционные бумажные документы по-прежнему используются в организациях. Они содержат массу информации – бухгалтерские сведения, маркетинговую информацию, финансовые показатели и прочие критические данные. Заполучив эти документы, злоумышленник может проанализировать масштабы деятельности организации, узнать о направлениях финансовых потоков.

Для защиты документации, содержащей сведения критической важности, используются специальные протоколы секретности. Хранение, перемещение и копирование таких файлов производится по специальным правилам, исключающим возможность контакта с посторонними лицами.

Защита данных на ПК

Для защиты информации, хранящейся на жестких дисках компьютеров, используются многоступенчатые средства шифрования и авторизации. При загрузке операционной системы используется сложный пароль, который невозможно подобрать обычными методами. Возможность входа в систему пользователя со стороны исключается путем шифрования данных в BIOS и использования паролей для входа в разделы диска.

Для особо важных устройств следует использовать модуль доверенной загрузки. Это аппаратный контроллер, который устанавливается на материнскую плату компьютера. Он работает только с доверенными пользователями и блокирует устройство при попытках включения в отсутствие владельца.

Также применяются криптографические методы шифрования данных, превращающие текст «вне системы» в ничего не значащий набор символов.

Эти мероприятия обеспечивают защиту сведений и позволяют сохранить их в неприкосновенности.

Определение уровней защиты

С методической точки зрения процесс защиты информации можно разделить на четыре этапа:

  • предотвращение – профилактические меры, ограничение доступа посторонних лиц;
  • обнаружение – комплекс действий, предпринимаемых для выявления злоупотреблений;
  • ограничение – механизм снижения потерь, если предыдущие меры злоумышленникам удалось обойти;
  • восстановление – реконструкция информационных массивов, которая производится по одобренной и проверенной методике.

Каждый этап требует использования собственных средств защиты информации, проведения специальных мероприятий. Необходимо учитывать, что приведенное разделение условно. Одни и те же действия могут быть отнесены к разным уровням.

Не хватает ресурсов, чтобы заняться информационной безопаностью всерьез? Пригласите специалиста по ИБ-аутсорсингу! Узнать, как это работает.

Предотвращение сетевых атак

Компьютеры, подключенные к Интернету, постоянно подвергаются риску заражения вредоносным программным обеспечением. Существует масса ПО, предназначенного для отслеживания паролей, номеров банковских карт и прочих данных. Нередко вирусы содержатся в рассылках электронной почты, попадают в систему через сомнительные сетевые ресурсы или скачанные программы.

Для защиты системы от вредоносных программ, необходимо использовать антивирусные приложения, ограничить доступ в Сеть на определенные сайты. Если в организации параллельно используются локальные сети, следует устанавливать файрволы (межсетевые экраны).

Большинство пользователей хранит информацию в отдельных папках, которые названы «Пароли», «Мои карты» и т. п. Для злоумышленника такие названия являются подсказками. В названиях таких файлов необходимо использовать комбинации букв и цифр, ничего не говорящие посторонним людям. Также рекомендуется шифровать ценные данные в компьютерах и периодически производить их резервное копирование.

Какие результаты должны быть достигнуты

Грамотное использование систем защиты информации позволяет добиться благоприятных результатов:

  • уменьшить риски утраты репутации и потери денежных средств;
  • исключить потери научных разработок, интеллектуальной собственности, личных данных;
  • снизить затраты на мероприятия по защите информации, исключению постороннего доступа к ценным сведениям.

Также служба ИБ должна настроить политики безопасности для всех подразделений и сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией разного типа:

  • финансовая документация;
  • клиентские базы данных;
  • научные и технологические разработки, другая интеллектуальная собственность;
  • сведения, составляющие банковскую тайну;
  • персональная информация сотрудников или иных лиц.

Каждый сотрудник должен иметь возможность работать только с информацией, необходимой ему для выполнения трудовых обязанностей. Это исключает недобросовестное использование сведений, утечку или копирование данных с враждебными целями.

Несанкционированный доступ к информации возможен в любой системе – от небольших организаций до крупных государственных структур. Внимательное отношение к защите сведений, создание подразделений информационной безопасности позволяют минимизировать потери и предотвратить попытки хищения или копирования данных. Отдельное внимание следует уделять работе с авторизованными сотрудниками, имеющими доступ к критической информации. Меры защиты должны быть приняты заблаговременно, поскольку уступить инициативу – значит допустить потерю данных.

Источник

Оцените статью
Разные способы