Противодействие коррупции в налоговой сфере
Игнатова Полина Игоревна – студентка магистратуры Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.
Научный руководитель Кузякин Юрий Петрович – доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета им М.В. Ломоносова.
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррупции в налоговых органах. Отмечается проблематика данного вопроса на международном уровне. Дается краткое разъяснение возникновения коррупции и взяточничества в России. Раскрываются основные способы получения взятки в налоговых правоотношениях. Также в статье указываются основные методы воздействия в борьбе со взяточничеством.
Ключевые слова: Коррупция, налоговые органы, взятка, НДС, меры воздействия.
Проблема коррупции в России существует долгие годы и уже является как бы ее неотъемлемой частью, характерной чертой ее культуры.
По статистическим данным международного движения Transparency International Россия ежегодно входит в перечень стран, наиболее пассивно борющихся с коррупцией в стране. Являясь страной, подписавшей Конвенцию Организации экономических содружеств и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Россия обязана наказывать компании, зарегистрированные в ее юрисдикции, за коррупционные практики в других странах. В докладе Transparency International «Экспорт коррупции» за 2017 г. Россия была включена в группу стран, которые не принимают необходимых мер для борьбы с подкупом иностранных должностных лиц и набрала 29 баллов из 100, заняв 135 место в Индексе восприятия коррупции 2017.
Зародившись еще на Древней Руси в виде мздоимства, трансформируясь и совершенствуясь коррупция росла вместе с государством, проходя все вехи истории.
Основным толчком массового развития коррупции стал период приватизации. Режим строгого ограничения СССР пал и многие получили возможность заполучить капитал, злоупотребив своими полномочиями. При этом приватизация была проведена таким образом, чтобы простой люд не смог принять должного участия в ней.
В современной России одной из наиболее коррумпированных сфер является налоговая, т.к. возможность злоупотребления своими полномочиями достаточно велика. Существуют определенные механизмы получения дополнительной финансовой поддержи со стороны населения для ФНС.
Одним из широко известных и наиболее распространённых способов является вымогательство взятки со стороны налогового органа в обмен на не выявление каких-либо нарушений. Порой эти самые нарушения просто выдумываются и предъявляются налогоплательщику как существующий факт, которого можно избежать при определенных условиях. Ярким примером стало дело о получение взятки в размере 3 млн рублей. И.О. руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ Балашихи. По данным газеты Коммерсант [4] в 2011 г. исполняющая обязанности руководителя отдела выездных проверок инспекции ФНС РФ по городу Мария Урникис требовала денежные средства у нефтеперерабатывающей компании, сообщив ей, что та якобы имеет налоговую задолженность в 25 млн рублей. За «минимизацию и смягчение результатов выездной налоговой проверки» размер отступных изначально составлял 5 млн рублей, однако в ходе переговоров и.о. руководителя «сжалилась» и заявила цену в 3 млн рублей. Раскрыть преступление удалось при «активном участии службы безопасности ФНС России».
К сожалению, при такой схеме вымогательства в большинстве случаев налоговым органам на руку играет пассивная позиция налогоплательщика, у которого прочно засела мысль, что гораздо легче заплатить, нежели подавать жалобу и инициировать разбирательство по данной проблеме.
Еще одной коррупционной схемой, используемой налоговыми органами, на сегодняшний день, является незаконное возмещение НДС. Схема довольна проста и представляет собой обычную процедуру возмещения налога, т.е. фирма представляет в налоговые органы данные по операциям, по которым имею право на возмещение налога из бюджета, как правило, суммы значительных размеров. Налоговики проводят проверку по подтверждению действительности операций и НДС возмещается. Самое интересное выявляется вследствие проведения дальнейшего расследования, когда обнаруживается, что фирмы являются однодневками и, очевидно, что заявленные операции существуют только на бумаге. В качестве примера, можно привести громкое дело Магнитсткого, согласно информации из открытых источников, С.Л. Магнитскому удалось раскрыть крупную аферу возмещения НДС на 5,5 млрд рублей. Возмещение налога проводилось в 28-ой ИФНС по г. Москве.
Исходя из приведенного выше примера, можно сделать вывод насколько велики потери бюджета, если рядовая инспекция проворачивает махинации на суммы более 5 млрд рублей.
Из наиболее распространенных схем коррупции налоговых органов можно привести в пример следующую: налоговая инспекция проводит рядовую проверку налоговой отчетности, в которой выявляет «недостатки». Как решение возникшей проблемы налоговики рекомендуют обратиться в определенную организацию за консультацией. Следствием обращения налогоплательщиком в оговоренную фирму является получение прибыли не только фирмой, но и рекомендовавшим ее налоговым инспектором. Подобную схему довольно сложно доказать и поэтому она является более «законной, правомерной».
Проблема коррупции является насущной и В. В. Путин в своем послании [5] Федеральному Собранию, в частности, предлагает:
- отказаться от принципа тотального, бесконечного контроля. Задача должна заключаться в отслеживании ситуации, предупреждении преступления там, где существуют действительные признаки и риски нарушения.
- предусмотреть для малого бизнеса надзорные каникулы. В ситуации, когда предприятие заработало надежную репутацию в течение предыдущих трех лет, предлагается в следующие 3 года освободить предприятие от государственного и муниципального контроля.
Однако, больший упор в антикоррупционных мерах сделан на сферу гособоронзаказа.
Последняя мера носит спорный характер и влечет определенные риски. Отсутствие контроля может увлечь деятельность фирмы в теневой сектор экономики и совершение ею правонарушений.
Безусловно, борьба с коррупцией в России — это процесс длительный и в некоторой степени болезненный. Он требует не только затрат на прорабатывание методик, но и искоренение привычек, формирование высокой налоговой ответственности. Проблему, которая веками сидит в нас, ставшей неотъемлемой чертой представления нашей страны, невозможно искоренить при отсутствии жесткого контроля и справедливых мер ответственности. Так представляется целесообразным устранить «лазейки», двойственные формулировки, в частности, внесение изменений в нормы правил проведения налоговых проверок или рассмотрения жалоб по результатам их проведения. Уточнение норм, касающихся налоговой ответственности, в части наложения штрафа на усмотрение налогового органа. Совершенствование административного законодательства, в первую очередь, применительно к диспозициям налоговых правонарушений и альтернативным санкциям. Принятие мер, направленных на дальнейшее удаление налоговых органов от налогоплательщиков друг от друга, уменьшение их непосредственного контактирования с помощью компьютеризации.
Стоит также отметить важность повышения чувства гражданского долга у населения и чувства служебного долга у налоговых органов. Активное привлечение граждан к сотрудничеству с правоохранительными органами. Также важна разумная кадровая политика руководства органов ФНС, а при возникновении случая получения взятки, принятия строгих мер для устранения систематизации подобных преступлений.
Коррупционные риски поджидают на каждом шагу, и борьба с коррупцией является задачей не только Правительства страны, но каждого гражданина. В первую очередь, дача или получение взятки – это нарушение прав и свобод человека и гражданина, но отсюда возникает обязанность в борьбе с этим фактором. К сожалению, в большинстве случаев возникает только пособничество и активное распространение, и развитие такой болезни как коррупция.
Источник
Приказ ФНС России от 30.09.2021 N ЕД-7-4/861@ «Об утверждении Плана противодействия коррупции Федеральной налоговой службы на 2021 — 2024 годы»
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
от 30 сентября 2021 г. N ЕД-7-4/861@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
НА 2021 — 2024 ГОДЫ
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» приказываю:
1. Утвердить прилагаемый План противодействия коррупции Федеральной налоговой службы на 2021 — 2024 годы (далее — План).
2. Назначить Управление кадров (В.А. Сахарук) ответственным за координацию работ по выполнению мероприятий Плана.
3. Заместителям руководителя Федеральной налоговой службы, начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России принять План к неукоснительному исполнению и обеспечить его реализацию.
4. Начальникам (исполняющим обязанности начальника) структурных подразделений центрального аппарата ФНС России:
4.1. Предусмотреть при текущем и перспективном планировании работы структурных подразделений центрального аппарата ФНС России реализацию Плана.
4.2. Обеспечить предоставление информации об исполнении Плана в Управление кадров в соответствии с установленными сроками и при направлении запросов.
5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России, инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня не позднее 15.10.2021 разработать и утвердить планы противодействия коррупции во вверенных налоговых органах.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
приказом ФНС России
от «__» ________ 2021 г. N _______
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
НА 2021 — 2024 ГОДЫ
Повышение эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими и работниками организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, ограничений, запретов и требований к служебному поведению в связи с исполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение
Организация мероприятий по правовому просвещению гражданских служащих ФНС России и работников подведомственных организаций по вопросам противодействия коррупции и формированию атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям (семинары, совещания, вебинары, тренинги, лекции, консультации).
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(не менее двух мероприятий в год)
Повышение правовой грамотности гражданских служащих ФНС России и работников подведомственных организаций в вопросах противодействия коррупции.
Профилактика коррупционных и иных правонарушений.
Создание морально-психологической обстановки нетерпимого отношения к коррупции.
Осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению гражданским служащим ФНС России общих принципов служебного поведения государственных служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885, Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом ФНС России от 11 апреля 2011 г. N ММВ-7-4/202@ (далее — Кодекс этики и служебного поведения), и разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации Рекомендаций по соблюдению государственными (муниципальными) служащими норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(не менее двух мероприятий в год)
Повышение правовой грамотности гражданских служащих ФНС России в части установленных норм этики и служебного поведения в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям.
Профилактика коррупционных и иных правонарушений.
Создание морально-психологической обстановки нетерпимого отношения к коррупции.
Осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер, направленных на соблюдение лицами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы в ФНС России, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при заключении ими после увольнения с федеральной государственной гражданской службы трудовых и гражданско-правовых договоров.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(по мере поступления уведомлений)
Исключение рисков совершения коррупционных правонарушений при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров лицами, замещавшими должности государственной службы в ФНС России.
Рассмотрение уведомлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с лицами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы в ФНС России, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Управление кадров ФНС России
(по факту поступления уведомлений)
Исключение рисков совершения коррупционных правонарушений при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров лицами, замещавшими должности государственной службы в ФНС России. Своевременное принятие мер реагирования.
Рассмотрение уведомлений гражданских служащих ФНС России, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России, и работников подведомственных организаций о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(по факту поступления уведомлений)
Своевременное принятие мер реагирования по привлечению к ответственности лиц, обратившихся в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Создание морально-психологической обстановки нетерпимого отношения к коррупции.
Рассмотрение уведомлений гражданских служащих ФНС России, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России, о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(по факту поступления уведомлений)
Исключение рисков возникновения конфликта интересов у гражданских служащих ФНС России. Своевременное принятие мер реагирования.
Рассмотрение уведомлений гражданских служащих ФНС России, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России, и работников подведомственных организаций о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(по факту поступления уведомлений)
Исключение рисков возможности возникновения личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов у гражданских служащих ФНС России и работников подведомственных организаций.
Своевременное принятие мер реагирования.
Организация работы по представлению гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(ежегодно с 1 января по 30 апреля (уточненные сведения по 30 мая))
Обеспечение своевременного исполнения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи.
Выполнение подпункта 1 пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 данного в обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (абзац 2 подпункта «а» пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы) в части выработки предложений по вопросу соблюдения запретов на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, установленных в целях противодействия коррупции.
Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России,
Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России,
Управление кадров ФНС России
До 23.05.2023 (или по факту получения запроса ответственного исполнителя)
Исполнение подпункта 1 пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (абзац 2 подпункта «а» пункта 6 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы).
Выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности ФНС России и подведомственных организаций, мониторинг коррупционных рисков и их устранение
Обеспечение эффективного взаимодействия с правоохранительными органами и иными государственными органами по вопросам организации противодействия коррупции в ФНС России.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Участие в заседаниях межведомственных рабочих групп и иных мероприятиях по вопросам противодействия коррупции.
Принятие своевременных мер реагирования в целях предупреждения фактов наступления негативных последствий.
Анализ сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Выявление случаев непредставления, либо представления неполных и (или) недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций, а также признаков нарушения указанными лицами законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции, в целях принятия своевременных мер реагирования и минимизации негативных последствий.
Проведение в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверок по фактам несоблюдения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций, запретов, ограничений и неисполнения ими обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе проверок достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(при наличии оснований)
Принятие своевременных и действенных мер реагирования в отношении гражданских служащих ФНС России, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России, и работников подведомственных организаций, по установленным случаям нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Организация работы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федеральной налоговой службы, руководителей и заместителей руководителей управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, начальников и заместителей начальников межрегиональных инспекций, начальников инспекций межрайонного уровня, начальников инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления Федеральной налоговой службы, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной налоговой службой, и урегулированию конфликта интересов (далее — Комиссия).
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(при наличии оснований)
Принятие своевременных и действенных мер реагирования в отношении гражданских служащих ФНС России, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций, допустивших нарушение требований антикоррупционного законодательства.
Создание морально-психологической обстановки нетерпимого отношения к коррупции.
Осуществление антикоррупционной экспертизы и обеспечение участия независимых экспертов в проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов, иных документов с учетом мониторинга соответствующей правоприменительной практики в целях выявления коррупциогенных факторов.
Правовое управление ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Выявление в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) ФНС России коррупциогенных факторов и их устранение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Мониторинг исполнения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций обязанности соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, а также реализации указанными лицами обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(на постоянной основе)
Обеспечение соблюдения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций запретов, ограничений и требований, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, а также обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Мониторинг исполнения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций установленного порядка сообщения о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления в доход соответствующего бюджета средств, вырученных от его реализации.
Административно-контрольное управление ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(на постоянной основе)
Обеспечение соблюдения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций установленного порядка сообщения о получении подарка.
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Мониторинг соблюдения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций, этических норм и правил, установленных Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(на постоянной основе)
Обеспечение соблюдения гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций этических норм и правил, установленных Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы.
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Мониторинг соблюдения гражданскими служащими ФНС России и работниками подведомственных организаций требований законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок для государственных нужд ФНС России.
Управление кадров ФНС России, Управление контроля налоговых органов ФНС России,
Финансовое управление ФНС России,
Административно-контрольное управление ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(на постоянной основе)
Обеспечение соблюдения гражданскими служащими ФНС России и работниками подведомственных организаций требований законодательства о противодействии коррупции при осуществлении закупок для государственных нужд ФНС России.
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Мониторинг публикаций, размещенных в сети интернет и средствах массовой информации, о фактах, свидетельствующих о совершении коррупционных и иных правонарушений, как сотрудниками ФНС России и работниками подведомственных организаций, так и в отношении указанных лиц.
Управление интерактивных сервисов ФНС России,
Управление кадров ФНС России,
руководители подведомственных организаций
В течение 2021 — 2024 гг.
(на постоянной основе)
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Взаимодействие ФНС России с институтами гражданского общества и гражданами,
обеспечение доступности информации о деятельности ФНС России и подведомственных организаций
Размещение в установленном порядке на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.nalog.gov.ru) сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими ФНС России, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем ФНС России, и работниками подведомственных организаций.
Управление кадров ФНС России,
Управление интерактивных сервисов ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(ежегодно, в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для представления указанных сведений)
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ФНС России и подведомственных организаций.
Размещение на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.nalog.gov.ru) в разделе, посвященном противодействию коррупции, актуальной информации об антикоррупционной деятельности.
Управление кадров ФНС России,
Управление интерактивных сервисов ФНС России
2021 — 2024 гг. (ежемесячный мониторинг актуальности размещенной информации)
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ФНС России и подведомственных организаций
Осуществление эффективного взаимодействия ФНС России с институтами гражданского общества по вопросам деятельности ФНС России, в том числе Общественным советом при ФНС России и с общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в противодействии коррупции.
Управление кадров ФНС России,
структурные подразделения ЦА ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Укрепление доверия граждан и организаций к деятельности ФНС России.
Обеспечение возможности оперативного представления гражданами и организациями информации о фактах коррупции в ФНС России или нарушениях гражданскими служащими ФНС России и работниками подведомственных организаций требований к служебному (должностному) поведению посредством функционирования «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Обеспечение возможности для граждан и организаций сообщать о возможных коррупционных правонарушениях со стороны гражданских служащих ФНС России и работников подведомственных организаций.
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Обеспечение возможности представления гражданами и организациями информации о фактах коррупции в ФНС России или нарушениях гражданскими служащими ФНС России и работниками подведомственных организаций требований к служебному (должностному) поведению посредством использования специализированного почтового ящика для сбора обращений по фактам коррупции.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Обеспечение возможности для граждан и организаций сообщать о возможных коррупционных правонарушениях со стороны гражданских служащих ФНС России и работников подведомственных организаций.
Принятие своевременных мер реагирования в целях минимизации фактов наступления негативных последствий.
Выполнение пункта 24 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 данного в обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (пункт 42 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы) в части включения в состав Общественного совета при ФНС России представителей некоммерческих организаций, уставная деятельность которых связана с противодействием коррупции.
Аналитическое управление ФНС России
(или по факту получения запроса ответственного исполнителя)
Исполнение пункта 24 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (пункт 42 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы).
Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ФНС России и подведомственных организаций.
Мероприятия, направленные на противодействие коррупции, с учетом специфики деятельности ФНС России
Проведение оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации ФНС России своих функций.
Управление кадров ФНС России,
структурные подразделения ЦА ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
(но не реже 1 раза в год)
Утверждение перечня коррупционно-опасных функций Федеральной налоговой службы и перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Проведение работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных служащих ФНС России, работников подведомственных организаций при осуществлении закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Управление кадров ФНС России,
Управление контроля налоговых органов ФНС России,
Финансовое управление ФНС России,
структурные подразделения ЦА ФНС России, руководители подведомственных организаций
В течение 2021 — 2022 гг.
Разработка и утверждение методических рекомендаций по минимизации коррупционных и иных рисков при осуществлении в Федеральной налоговой службе закупок в соответствии с Федеральными законами от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Обеспечение прозрачности процедур, связанных с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для нужд ФНС России и подведомственных организаций.
Выполнение подпункта 1 пункта 8 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 данного в обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункта «а» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы) в части выработки предложений по вопросу об установлении обязанности органов записи актов гражданского состояния предоставлять (в том числе в электронной форме) по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию об актах гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния и касающиеся лиц, в отношении которых направлен запрос.
Управление регистра населения ФНС России
До 04.03.2022 (или по факту получения запроса ответственного исполнителя)
Исполнение подпункта 1 пункта 8 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункт «а» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы).
Выполнение подпункта 2 пункта 8 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 данного в обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункт «б» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы) в части рассмотрения вопроса об установлении обязанности налоговых органов Российской Федерации предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию о наличии у лиц, в отношении которых направлен запрос, счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории Российской Федерации.
Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России,
Управление информационной безопасности ФНС России
До 04.03.2022 (или по факту получения запроса ответственного исполнителя)
Исполнение подпункта 2 пункта 8 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункта «б» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы).
Выполнение подпункта 5 пункта 8 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 ММ-П17-12165 данного в обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункт «д» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы) в части выработки предложений по вопросу проведения антикоррупционных проверок.
Управление кадров ФНС России,
Управление регистра населения ФНС России,
Управление регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России
До 28.06.2023 (или по факту получения запроса ответственного исполнителя)
Исполнение подпункта 5 пункта 8 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункта «д» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы).
Организация повышения квалификации гражданских служащих ФНС России, в должностные обязанности которых входит работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Повышение уровня квалификации гражданских служащих ФНС России, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Создание базы тестовых и иных оценочных заданий по антикоррупционной тематике, применяемых в целях контроля уровня знаний законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, полученных гражданскими служащими ФНС России в рамках проводимых в ФНС России мероприятий по антикоррупционному просвещению.
Управление кадров ФНС России
В течение 2021 — 2024 гг.
Повышение правовой грамотности гражданских служащих ФНС России и работников подведомственных организаций в вопросах противодействия коррупции.
Выявление потребности в проведении дополнительных мероприятий по правовому просвещению гражданских служащих ФНС России по вопросам противодействия коррупции.
Выполнение подпункта 1 пункта 25 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 ММ-П17-12165 данного в обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункт «а» пункта 52 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы) в части выработки предложений по вопросу создания и внедрения цифровых технологий, позволяющих осуществлять в электронной форме прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, автоматическую обработку, анализ таких сведений и их хранение, в том числе централизованное.
Управление информационных технологий ФНС России,
Управление налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России,
Управление информационной безопасности ФНС России,
Управление кадров ФНС России
До 18.11.2022 (или по факту получения запроса ответственного исполнителя)
Исполнение подпункта 1 пункта 25 поручения Правительства Российской Федерации от 06.09.2021 N ММ-П17-12165 и Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2021 N 478 (подпункта «а» пункта 52 Национального плана противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы).
Источник