Способы проработки детских травм

Алгоритм работы с детскими переживаниями и травмами

Автор:

Фомченко Юрий Аркадьевич — Учредитель Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, коуч, Врач-терапевт, Психолог, Доцент, Кандидат медицинских наук, Сертифицированный тренер НЛП, Гештальт терапевт.

С детскими переживаниями и травмами работают многие направления психологии. Каждая из школ выделяет свой, особенный подход. Однако, анализируя различные подходы, можно выявить общие шаги, которые присутствуют в каждом методе. Эффективность работы с детскими травмами будет определяться как наличием этих шагов, в проводимой специалистом технологии, так и качеством прохождения каждого шага. В некоторых подходах какой-то из шагов может быть завуалирован, растянут на несколько действий. Четкое понимание проводимой технологии, ее анализ на последовательность шагов, понимание, когда необходимо включать следующий шаг – это основа эффективности и успешной повторяемости любой технологии.

1. Хорошее воспоминание прошлого инцидента

Консультанту необходимо попросить клиента достаточно чётко воспроизвести в памяти ситуацию детства, вспомнить переживания, образы, чувства, фигуры, события. Воспоминание должно быть таким, как оно воспроизводится в голове у клиента, при этом не является важным достоверность картинки, которую видит в своей голове клиент, с реальностью, которая была на самом деле.

Консультанту не стоит бояться инициировать воспоминание травматичной ситуации детства. Если для клиента она очень травматична, то он ее помнит и без вашего напоминания и научился уже как-то жить с этим воспоминанием. Если бессознательное клиента вытеснило воспоминание, то это будет возможностью активизировать переживания и проработать их.

При работе с детством достаточно важно инициировать воспоминание центрального, первичного эпизода. Иногда воспоминание первичного эпизода недоступно для клиента, память вытесняет такие переживания в бессознательное, чтобы уменьшить травматичность. Здесь возможны несколько направлений работы консультанта для выхода первичную психотравмирующую ситуацию:

  • длительность работы: при достаточно продолжительной работе клиента над одними и теми же переживаниями, память постепенно раскрывается и начинает выдавать все больше и больше воспоминаний, связанных с травмой.
  • проработка более поздних эпизодов, в которых работает травматический компонент, даёт необходимые ресурсы для доступа к более ранним переживаниям, а также эмоциональные ресурсы, чтобы справиться с возникающей эмоциональной болью.
  • использование технологии трансдеривационного поиска.

В этой работе консультант должен соблюдать достаточно тонкий баланс: между болезненностью детских переживаний и погруженностью клиента в эти переживания. С одной стороны, важно, чтобы клиент максимально полно погрузился в чувства и ощущения того времени – это позволит ему хорошо проработать эту проблему; с другой стороны, важно, чтобы клиент не «зависал» на переживаниях, или они стали чрезмерно сильной душевной болью, которая выведет клиента из психотерапевтического процесса. Консультант должен тонко калибровать состояние клиента и иметь в своем арсенале технологии как большего погружения в переживания, так и технологии уменьшения интенсивности переживания.

2. Обучение диссоциации

Вторым шагом на пути работы с детскими переживаниями является применение консультантом технологий, позволяющих достичь лёгкости клиента в диссоциации и ассоциации с переживаемым событием. Если в первом шаге, действия консультанта были направлены на ассоциацию клиента с переживанием, то на втором шаге, мы должны диссоциировать клиента от переживаний. Суть этого шага – в достижении легкости погружения и выхода клиента из детских переживаний. Это один из сложных шагов, особенно если консультант работает с высокоэмоциональными переживаниями детства.

Бывают переживания, от которых очень трудно диссоциироваться, клиент буквально «влетает» в эмоции при воспоминании о психотравмирующем инциденте. Поэтому задача консультанта на этом этапе с помощью различных психологических приемов научить клиента контролировать свои эмоции, научиться «брать себя в руки», научиться вспоминать себя маленького с позиции взрослого.

Состояние диссоциации консультант может калибровать по возможности контроля своих переживаний клиентом, возможности говорить об этом, по снижению невербальных признаков переживаний (снижение волнения голоса, восстановление нормального цвета кожных покровов, расслабление мускулатуры и др.). Если происходит работа с внутренними образами, то на диссоциацию указывает возможность видеть себя со стороны как одного из участников события.

Читайте также:  Возникшие потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения

Таким образом, мы создаём способность клиента легко получать доступ к центральному детскому переживание и, в то же время, создаём его способность легко от этого переживания отстранятся. Только после того, как консультант убедится или откалибрует это, стоит переходить к следующему шагу.

3. Достижение клиентом другого взгляда на переживаемое событие

Что достижимо, естественно, при возможности диссоциироваться от переживаний. Другие точки зрения – это взгляд на ситуацию глазами значимых фигур, присутствующих/отсутствующих во время события, глазами своего взрослого Я, мудреца или других фигур. Ключевым здесь является возможность применения клиентом различных установок, убеждений, ценностей для анализа ситуации. Расширение картины мира, включение других мировоззрений при воспоминании ситуации.

О достижении именно другого взгляда на ситуацию, консультант может судить по изменению мыслительных паттернов клиента при обсуждении этого события.

Вначале, интервенции консультанта могут не восприниматься клиентом, он как будто не слышит слов, не хочет принимать другую точку зрения. Здесь консультанту важно мягко предлагать варианты для обсуждения, а не категорично высказывать свое мнение. Клиент должен сам взять и принять новые установки. Если он просто согласится с консультантом, то внутренних изменений не произойдет.

Говоря языком НЛП, необходимо убедиться в достижении клиентом второй и(или) третьей позиции. Пройдя одну и более точек зрения, клиент становится способным подумать достаточно отстраненно о своем событии и получить ряд новых мыслей и рационализаций. Консультант здесь должен просить клиента озвучивать свои мысли, обсуждать их и иметь возможность дискуссии.

4. Подключение ресурсов для трансформации центрального переживания

Суть этого шага – это получить доступ к ресурсам, которые отсутствовали в детском переживаний и которые помогли бы пережить это событие по-другому.

Происходит это при диссоциации клиента, при обсуждении других взглядов на травматическое событие, при поиске возможных других способов поведения в той ситуации. Ресурсами могут быть качества и свойства личности, внутренние состояния самого клиента или окружающих его людей, которые помогают переживать это событие с другими эмоциями и чувствами.

На этом шаге консультанту необходимо следить за теми ресурсами, которые выбирает клиент для трансформации переживания. Здесь часто допускают две ошибки. Первая – консультант сам выбирает (помогает, навязывает, рассказывает) какие ресурсы нужны клиенту в его ситуации, тем самым навязывая свою «карту». И вторая — клиент подбирает какие-либо внешние, сторонние ресурсы, либо пытается изменить не свое поведение, а поведение окружающих людей. На этом шаге важно, чтобы клиент подобрал именно внутренние ресурсы (свойства и качества личности), которые помогут пережить центральное событие с более комфортными, нейтральными или положительными чувствами. Чем больше было использовано различных вторых позиций в предыдущем шаге, тем более разнообразные и специфические ресурсы способен подобрать клиент. В некоторых технологиях ресурсы могут подбираться не специфично, а с упором на общечеловеческие позитивные качества. Такие как любовь, уверенность, спокойствие, смелость, доброта, принятие и др. Также, в некоторых технологиях не акцентируют внимание на ресурсах, просто позволяя клиенту пережить различные состояния.

После определения ресурса необходимо включить его в текущее состояние клиента прямо во время сессии. То есть клиент должен быть способен почувствовать ресурс прямо «здесь и сейчас». Чаще всего, для этого производится воспоминание ситуаций из жизни клиента, в которых достаточно ярко присутствовал этот ресурс, ассоциации с этими событиями, перепроживанием их и ощущением наполненности этим ресурсом. В НЛП для закрепления состояния переживания ресурса применяется якорение. В других технологиях это может быть метафорическое или символическое закрепление. Как уже говорилось, можно с помощью дополнительных технологий просто изменять внутреннее состояние клиента, накапливая внутри позитивные общечеловеческие качества.

Читайте также:  Маринованные шампиньоны холодный способ

5. Трансформация первичного переживания

Этот шаг направлен на ассоциацию с центральным детским переживанием, но уже с внутренним состоянием ресурса (ресурсов). Здесь объединяется умение клиента диссоциироваться-ассоциироваться из второго шага, изменение мыслительных паттернов, достигнутое на третьем шаге, доступность позитивных состояний из четвертого шага. Эта совокупность приводит к изменениям переживаний центрального события и трансформации первичного воспоминания, его перезаписи в памяти или изменению отношения к нему.

Задача этого шага – это ассоциация клиента с первичным переживанием, при которой клиент становится способным контролировать свое эмоциональное состояние, ощущать присутствие ресурсов (например – любви родителей) и оценивать происходящее, исходя из своей взрослой части.

В этом шаге консультанту, с одной стороны, надо отстраниться и не мешать внутренним процессам клиента, а с другой стороны, помочь клиенту в случае его «застревания» на пути к завершению процесса трансформации.

6 .

Последующие шаги могут различаться в зависимости от парадигмы, в которой работает консультант или применяемой технологии. Это может быть отреагирование, рефлексия, подстройка к будущему, изменение конкретных поведенческих паттернов и др. В любом случае, должно произойти переключение клиента в эмоциональном плане и переоценка будущего поведения.

Разбор работы алгоритма на примере техники «реимпринтирования» НЛП

1. Первый шаг техники направлен на более четкое воспоминание события, а также эмоций, связанных с ним. Также в этом шаге есть возможность достичь первичного события, с которого все началось. (Первый шаг алгоритма)

Выберите детскую ситуацию, которую вы хотите проработать и каким симптомом она проявляется. Любым образом изобразите линию времени, встаньте на ней на точку, соответствующую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажется, имеют отношение к симптому. Продолжайте двигаться назад по линии времени до тех пор, пока не достигните времени этой травматичной детской ситуации.

Далее идет обучение ассоциации с первичным событием (этот шаг важен, если клиент слабо помнит событие). А также выявление «детской» модели мышления, закрепившейся там и тогда (что будет использоваться как критерий смены точки зрения при дальнейшей проработке этого события). (Начало второго шага алгоритма)

а) Удерживая это («регрессивное») ассоциированное состояние, расскажите о своих ощущениях, обобщениях или убеждениях, связанных с данным событием. Следите за тем, что бы речь шла от первого лица и в настоящем времени («Я чувствую слабость и желание сделать так, чтобы меня здесь не было»).

Последующие шаги направлены на диссоциацию клиента от эмоций и установок того времени. (Продолжение второго шага алгоритма)

б) Отступите на шаг назад — на то место на линии времени, когда событие с импринтом ещё не произошло. Когда вы это сделаете, вы должны почувствовать себя по-другому — как если бы импринт ещё не оказывал на вас психического и физического воздействия.

2. Сойдите с линии времени и, вернувшись в настоящее, из метапозиции посмотрите назад, на событие, связанное с импринтом.

а) Отметьте воздействие, которое это раннее событие оказало на вашу жизнь. Выразите словами любые другие убеждения, сформированные в результате импринтинга (многие убеждения часто формируются «post factum»). На этот раз говорите в третьем лице и в прошедшем времени, например: «Она (или моё молодое «Я») думала, что. И решила, что. »

б) Найдите позитивную цель или вторичную выгоду симптомов или реакций, сформировавшихся во время импринтинга. Какую позитивную функцию выполняли эти симптомы в отношении прошлых событий?

3. Этот шаг направлен на достижение клиентом других взглядов на ситуацию импринта. Расширение установок и картины мира относительно травматичной ситуации. При описании события с точки зрения значимых других важно оценивать, насколько слова клиента отличаются от той «детской» модели мышлении, которая была проявлена в предыдущих шагах. (Третий шаг алгоритма)

Определите значимых других, участвующих в процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут в действительности возникать при ролевом моделировании значимых других.) Учтите, что значимые другие необязательно должны физически присутствовать во время этих событий. Иногда импринтинг происходит потому, что значимый другой в момент импринтирующей ситуации находился где-то в ином месте (и таким образом оказался «интернализированным» — т.е. как бы включёнными в себя).

Читайте также:  Культура способ бытия человека мире

а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других (как бы войдите в него) и ощутите ситуацию импринтинга с их позиции восприятия. Опишите их опыт, используя язык первого лица.

б) Перейдите из позиции восприятия значимых других в точку, находящуюся вне линии времени, и найдите позитивное намерение в их действиях и реакциях (учтите — оно обязательно было!).

4. Этот шаг направлен на подключение ресурсов для изменения травматичной ситуации. Здесь важно выбрать подходящие именно для клиента ресурсы, необходимые ему в той ситуации и обращать внимание клиента, что все ресурсы у него уже есть. (Четвертый шаг алгоритма)

А теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:

а) Определите те ресурсы и возможности выбора, которые нужны были этому человеку прежде. Которых у него не было там и тогда, но которые есть у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ограничивать себя теми способностями, которыми вы или значимый другой обладали в то время. Поскольку у вас (но не у значимых других) сейчас есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы помочь изменить этот «их — ваш» опыт.

б) Встаньте на вашу линию времени в том месте, где вы в наибольшей степени ощущали присутствие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс был), и «проживите вновь» со всей возможной полнотой то, как он ощущался, звучал и выглядел.

Заякорите эти ощущения, создав представление ресурса в образе энергии, света или звука.

в) Продолжая стоять на точке ресурса, передайте его назад по линии времени каждому человеку в системе, кому он требовался. Это можно сделать метафорически, посылая луч света или звук.

Последующие шаги техники направлены на трансформацию травматичного переживания. В основе трансформации здесь находится «коллапс якорей», поэтому важно следить за наличием достаточно высокой энергетики положительного (ресурсного) якоря. Второй механизм – это изменение ограничивающих «детских» убеждений. Здесь важно следить за лингвистикой клиента, не позволяя ему «скатываться» в старые убеждения и помогать осознавать и применять новые убеждения. (Пятый шаг алгоритма)

г) Когда вы почувствуете, что ресурс передан, сойдите с линии времени, вернитесь на то место, где произошёл импринтинг, встаньте в позицию человека, которому был нужен ресурс, и вновь переживите данную ситуацию с точки зрения этого человека, уже обладающего новым ресурсом.

д) Снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собственной позицией внутри ситуации импринтинга и обновите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которое вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени. Повторите эти шаги для каждого значимого человека, участвовавшего в ситуации импринтинга.

5. Определите наиболее важный ресурс или убеждение, которые могли бы понадобиться вашему молодому «Я». Заякорите его и отнесите назад по линии времени в точку до импринта. «введите» этот ресурс в ваше более молодое «Я» и пройдите с ним по всей линии времени до настоящего, внимательно следя за изменением ощущений.

Одним из принципов эффективности любого вида деятельности является понимание каждого шага процесса, понимание функции шагов и их последовательности. В психологии, в отличие от инженерных или математических областей, достаточно много отдается на откуп интуитивному подходу, методу проб и ошибок, использованию ограниченных моделей. Появление и внедрение четких алгоритмов действий, понимание механизмов изменений клиента, появление критериев эффективности в современной психологии, в последующем, может привести к разработке единой теории психотерапии и вывести эту область на принципиально другой уровень развития.

Источник

Оцените статью
Разные способы