Способы пропитки щебня битумом

Bau-enginer

Июнь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Строительство щебеночных слоев способом пропитки

Пропитка — это технологический процесс строительства или восстановления усовершенствованного облегченного типа дорожного покрытия путем последовательной послойной россыпи и уплотнения каменных материалов (щебня, гравия разной крупности) с расклинцовкой основного слоя и пропиткой их органическими вяжущими. В зависимости от толщины конструктивного слоя пропитку осуществляют на глубину 4-10 см. Пропитку глубиной 4-7 см часто называют полупропиткой.

Покрытия по способу пропитки устраивают преимущественно из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Для оснований используют щебень марки не ниже 600. Щебень (гравий) должен отвечать требованиям ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».

Для пропитки используют щебень, разделенный на фракции, например, размером 40-70, 20-40, 10-20 (или 15-20), 5-10 (или 3-10) мм. При глубине пропитки менее 8 см первую фракцию (40-70 мм) не применяют. Последнюю, наиболее мелкую фракцию, предназначенную для защитного слоя, не применяют при устройстве оснований.

Объем щебня основной (первой) фракции размером 40-70 мм или 20-40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине конструктивного слоя и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня принимают равным 0,9-1,2 м 3 на 100 м 2 основания или покрытия.

В качестве вяжущих для пропитки используют вязкие органические вяжущие с глубиной проникания иглы от 90 до 200×0,1 мм или битумные эмульсии классов ЭБК-2, ЭБК-3 и ЭБА-2.

Вяжущие, используемые для пропитки, должны выдерживать испытания на водоустойчивость пленки по изменению № 2 к ГОСТ 12801-98. При необходимости улучшить сцепление битума с поверхностью щебня в битум вводят соответствующие поверхностно-активные вещества.

Расход вязкого вяжущего и эмульсии в пересчете на битум принимают равным 1,0-1,1 л/м 2 на каждый сантиметр толщины слоя. При использовании эмульсии концентрация битума в ней составляет 50-55 % при применении известнякового щебня и 55-60 % при применении гранитного щебня.

Покрытия и основания по способу пропитки устраивают преимущественно в теплое время года при отсутствии дождя и температуре воздуха весной и летом не менее 5°С, осенью не ниже 10°С. Последовательность выполнения работ при устройстве щебеночных покрытий и оснований по способу пропитки (полупропитки) приведена в табл. 1 и 2.

Последовательность выполнения работ при строительстве покрытий и оснований толщиной 8-10 см

Последовательность работ Покрытие Основание
Распределение основной фракции щебня размером 40-70 мм, м 3 /100 м 2 9-11 9-11
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 5-6 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 6-8 8-10
Распределение расклинивающей фракции щебня размером 20-40 мм, м 3 /100 м 2 1-1,1 1,1-1,4
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 2-4 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 2-3
Распределение второй расклинивающей фракции щебня размером 10-20 мм (15-25 мм), м 3 /100 м 2 1-1,1
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4
Розлив вяжущего, л/м 2 1,5-2
Распределение замыкающей фракции щебня размером 5(3)-10 или 5(3)-15 мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4

Последовательность выполнения работ при строительстве покрытий и оснований толщиной 5-7 см

Последовательность работ Покрытие Основание
Распределение основной фракции щебня размером 20-40 мм, м 3 /100 м 2 5,5-8,0 5,5-8,0
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 4-5 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 5-7 5-7
Распределение расклинивающей фракции щебня размером 10-20 (15-20) мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1 1.0-1,2
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4 5-7
Розлив вяжущего, л/м 2 1,5-2,0
Распределение замыкающей фракции щебня размером 5 (3)-10 или 5 (3)-15 мм, м 3 /100 м 2 0,9-1,1
Уплотнение катком, число проходов по одному следу 3-4

Щебень распределяют механическим распределителем, вяжущее разливают автогудронаторами. В исключительных случаях для распределения основной фракции щебня можно использовать автогрейдер.

Протяженность одновременно обрабатываемого участка (длину захватки) назначают такой, чтобы в течение одного дня выполнить весь цикл работ или по крайней мере распределить и уплотнить первую расклинивающую фракцию щебня.

Основную фракцию щебня равномерно распределяют по всей ширине проезжей части, соблюдая требуемые ровность и поперечный профиль. В отдельных случаях, например, при невозможности обеспечения объезда строящегося участка допускается устройство покрытия поочередно по половинам проезжей части.

Распределенный щебень сначала уплотняют легкими катками (5-6 т) за 2-3 прохода по одному следу, начиная уплотнение от края проезжей части. Затем уплотнение продолжают тяжелыми катками (10-12 т). Щебень невысокой прочности (марки 600) во избежание дробления уплотняют только легкими катками массой до 6 т. При уплотнении следят за тем, чтобы не происходило дробления щебня.

Число проходов катка по одному следу устанавливают пробным уплотнением. При уплотнении постоянно контролируют плотность поверхности и поперечный профиль с помощью поперечной рейки и шаблонов. Все неровности должны быть устранены в самой начальной стадии уплотнения. Щебень, как правило, уплотняют без поливки водой. Когда температура воздуха выше 20°С, щебень невысокой прочности целесообразно поливать по норме 8-10 л воды на 1 м 2 поверхности. После уплотнения основной фракции разливают вяжущее, при этом эмульсию можно разливать по влажному щебню, а битум — только после его высыхания.

Температура вяжущего с глубиной проникания иглы от 130 до 200×0,1 мм должна быть 110-130°С; вяжущее с глубиной проникания иглы от 90 до 130×0,1 мм должно быть нагрето до 130-150°С. Эмульсии, как правило, используют без нагрева, однако при температуре воздуха ниже 10°С их следует применять в теплом виде (с температурой 40-50°С).

Вяжущее можно разливать по всей ширине проезжей части или по одной его половине, которое должно быть разлито равномерно, без пропусков.

До остывания разлитого горячего вяжущего рассыпают механическим распределителем следующую фракцию щебня для заполнения пор между щебенками основной фракции, не образуя самостоятельного слоя. Механические распределители движутся по рассыпаемому щебню.

После распределения щебень уплотняют катками за 5-7 проходов по одному следу при использовании одной расклинивающей фракции и за 3-4 прохода при двух расклинивающих фракциях. Щебень прочных пород уплотняют тяжелыми катками, а невысокой прочности сначала легкими, а затем тяжелыми.

Уплотнив расклинивающую фракцию, на покрытии устраивают замыкающий коврик. Для этого разливают вяжущее и до его остывания распределяют щебень размером 5 (3)-10 или 5 (3)-15 мм и уплотняют 3-4 проходами катка массой 6-8 т. В процессе уплотнения последней фракции щебня ее продолжают разметать жесткими метлами, заполняя оставшиеся поры. Поверхность покрытия после распределения и уплотнения последней фракции щебня должна быть плотной.

При использовании в качестве вяжущего битумных эмульсий устраивать защитный слой на покрытии из последней наиболее мелкой фракции щебня, а также устраивать слой покрытия по подготовленному основанию следует через 3-5 суток, чтобы обеспечить испарение воды из нижележащих слоев.

При распределении и уплотнении расклинивающих и замыкающих фракций продолжают контролировать ровность и поперечный профиль поверхности, одновременно устраняя отклонения от установленных требований. Ровность оценивается величиной просветов под трехметровой рейкой. Просветы под рейкой должны быть не более 10 мм.

Во время розлива вяжущего автогудронатор должен двигаться с постоянной скоростью. При розливе вяжущего поочередно по одной и другой половине проезжей части необходимо обеспечить правильное сопряжение обеих половин. Для этого полосу разлитого вяжущего у внутреннего края шириной 10-15 см не засыпают щебнем. При розливе вяжущего на второй половине рассыпают щебень, захватывая и оставшуюся незакрытой полосу на первой половине.

Во избежание появления неровностей из-за избытка вяжущего поперечные стыки смежных участков не должны перекрываться при розливе вяжущего. Для этого конец готового сопрягаемого участка на протяжении 2-3 м закрывают бумагой, толем. Автогудронатор должен набрать заданную скорость до подхода к закрытому концу готового участка. Во время прохода автогудронатора по закрытому месту открывают сопла распределительной трубы. Расход вяжущего регулируется заранее.

При строительстве покрытий и оснований способом пропитки контролируют качество щебня и вяжущих материалов, нормы их расхода, температуру вяжущих, качество уплотнения. Степень уплотнения слоев, устраиваемых способом пропитки, проверяют пробным проходом катка массой 10-13 т при этом не должно наблюдаться движения щебня или образования волн перед вальцом катка.

После окончания работ по устройству покрытий способом пропитки (полупропитки) в течение 20-25 дней нужно регулировать движение, обеспечивая равномерное формирование и уплотнение по крытия по всей ширине; при необходимости уплотнять покрытие катками для создания ровной поверхности; заметать метлой щебень, разбрасываемый проходящими автомобилями; присыпать мелким щебнем участки, где наблюдается избыток вяжущего.

В период формирования покрытия могут возникать отслаивание покрытия, местное разрыхление, замедленное формирование, выбоины; подобные дефекты должны быть устранены. Появившиеся в период формирования покрытия мелкие выбоины очищают от пыли и грязи, поливают битумом или эмульсией (0,8-1,2 л/м 2 ), присыпают мелким щебнем в количестве, необходимом для заполнения выбоин, и уплотняют.

Источник

Пропитка щебня битумом

Устройство покрытий и оснований по способу пропитки состоит в последовательной россыпи и уплотнении щебня различных фракций с последующей их поливкой органическими вяжущими материалами. Прочность подобного конструктива обеспечивается за счет заклинки и сцепления минерального материала вяжущим.

Пропитка может быть:

— облегченной (4-6 см);

Чаще всего используется для покрытия на дорогах третьей и четвертой категорий, в качестве основания — на дорогах первой и второй категории. Щебень при этом должен быть 1-го, или 2-го класса прочности. Максимальный размер зерен ≤0,85 толщины слоя.

Расход битума принимают из расчета 1 — 1,1 л/м2 на один сантиметр толщины и дополнительно 1,5-2 л/м2 — для покрытия. Если используется эмульсия , то концентрация последней составляет 50-55 % — для известняка и 55-60 % — для гранита.

Т.е. при толщине слоя 7 см расход битума составит от 7 до 8 л. на 1 м2.

Процесс устройства щебеночного покрытия способом пропитки (из 3-ёх фракций) следующий:

1.Вывозка и распределение щебня фр. 40-70мм.

2. Уплотнение производят катком массой до 5 тонн (5-7 проходов по следу).

3. Вывозка и розлив битума БНД 90/130, t= 75°- 155°С. Расход — 1 л/м2 на один см толщины.

4. Распределение щебня фр. 15-25мм.

5. Уплотнение катком массой 8-10 тонн (5-7 проходов).

6. Вывозка и розлив вяжущего.

7. Распределение щебня фр. 3(5)-10мм.

8. Завершающее уплотнение проводят тяжелым катком (10-20 проходов).

Если была нарушена технология производства работ, то в процессе строительства могут появиться дефекты в виде избытка/недостатка вяжущего.

В сухую и теплую погоду покрытие формируется за 3 недели, в течение которых необходимо осуществлять:

— регулирование движения автомобилей по проезжей части;

— ограничение скорости движения до 30 км/ч;

— присыпка каменной мелочью участков с избыточным вяжущим;

— ремонт отдельных мест, разрушающихся под движением.

После окончания данных работ на участке устраивают одиночную, или двойную поверхностную обработку.

В процессе производства работ могу появиться:

— Выбоины (чаще всего образуются в местах пропущенных при розливе битума).

— Волны (появляются от переизбытка вяжущего).

— Отслоение тонкого верхнего слоя покрытия (вследствие розлива вяжущего на влажный, или загрязненный щебень).

— «Потение» вяжущего (переизбыток вяжущего в жаркую погоду).

Из плюсов данной технологии можно отметить высокую прочность покрытия и отсутствие трещин.

Из минусов – большой расход вяжущего, неполное обволакивание щебня битумом и высокие требования к качеству используемого щебня.

Одиночная поверхностная обработка

Источник

Читайте также:  Надевать пальто способ связи
Оцените статью
Разные способы