- Способы прокладки МН. Достоинства и недостатки отдельных способов прокладки.
- Способы прокладки магистральных трубопроводов
- Классификация магистральных трубопроводов в зависимости от рабочего давления и в зависимости от диаметра трубопровода. Выбор трассы магистрального трубопровода. Рассмотрение особенностей способов прокладки линейной части магистральных трубопроводов.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Способы прокладки МН. Достоинства и недостатки отдельных способов прокладки.
Магистральные нефтепроводы по способу прокладки делят на подземные, наземные и надземные.
При подземной прокладке в скальных и щебенистых грунтах нефтепровод укладывают на мягкий грунт (подстилку) толщиной не менее 100 мм. При прохождении нефтепровода через оползневые покрытия трубопровода от повреждений при засыпке проводят присыпку его мягким грунтом на толщину 200 мм или применяют такой способ засыпки, который исключает его повреждения. Иногда для снижения напряженного состояния в металле труб нефтепровод в траншее обсыпают малозащемляющим материалом (мелким песком и др.), толщина слоя которого должна быть не менее 300 мм. При прохождении нефтепровода через оползневые районы с малой толщиной сползающего слоя грунта подземная прокладка его предусматривается всегда ниже плоскости скольжения, а при подземной прокладке нефтепровода через селевые потоки его укладывают на 0,5 м (считая от верха трубы) ниже возможного размыва русла. Если магистральный нефтепровод на своем пути пересекает другие нефтепроводы или инженерные сооружения (водопроводы, кабели и т.д.), то он должен быть уложен на определенном расстоянии от них.
При наземной прокладке нефтепровод укладывают на поверхности грунта в специально возводимые земляные насыпи, устроенные с тщательным послойным уплотнением и поверхностным закреплением грунта. Наземная прокладка допускается на участках с резко пересеченным рельефом местности, а также на обводненных и заболоченных участках трассы при соответствующем технико-экономическом обосновании.
При надземной прокладке нефтепровод укладывают на специальные опоры. Надземная прокладка нефтепровода допускается в пустынных районах, болотистых местах, горных районах, районах горных выработок и оползней, на неустойчивых грунтах, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия. В каждом конкретном случае надземная прокладка обосновывается технико-экономическими расчетами, подтверждающими экономическую эффективность и техническую целесообразность. При этом в расчетах учитывают несущую способность самого а, нефтепровод а в районах с сейсмичностью 7 баллов и более несущую способность проверяют и на воздействие сейсмических нагрузок.
Мероприятия по обеспечению безаварийной работы МН в период весеннего половодья и в осенне-зимний период
В плане подготовки и эксплуатации МН в зимних условиях должны быть предусмотрены:
1) Ревизия и ремонт запорной арматуры
2) Смена летней смазки на зимнюю
3) Проверка арматуры на полное открытие и закрытие
4) Создание необходимого запаса материалов и инструментов на складах и в труднодоступных местах трассы
5) Перевод на зимнюю эксплуатацию аварийно-ремонтную технику
6) Промывка нефтью тупиковых участков и арматуры
7) Установка указателей и вешек у колодцев и вантузов на случай заноса их снегом
В плане мероприятий по подготовке МН к весенним паводкам должны быть предусмотрены:
1) Подготовка аварийной техники
2) Проверка запорной арматуры на полное открытие и закрытие в местном и дистанционных режимах
3) Создание временных опорных пунктов в труднодоступных местах трассы
4) Создание необходимых запасов горюче-смазочных материалов (ГСМ)
5) Проверка и устройства водоотводов и водопропусков
6) Восстановление защитных сооружений, проведение противопожарных мероприятий
7) Проверка и ремонт ледорезов в местах возможных заторов льда
8) Обрубка льда в урезах рек
9) Ремонт лежневых дорог
10) Подготовка средств передвижения по воде
11) Подготовка средств сбора нефти с водной поверхности
12) Размещение дежурных постов на участке трассы
13) Организация взаимодействия с районными, областными и республиканскими противопаводковыми комиссиями.
Назначение и место установки вантузов
1. Вантуз – это задвижка с патрубком, устанавливаемая под прямим углом к оси
2. Вантузы предназначены для подсоединения насосных агрегатов при опорожнении
ремонтируемого участка и закачки нефти в нефтепровод после ремонта, а также
впуска воздуха при освобождении и выпуска газо-воздушной смеси при заполнении
3. Место установки вантуза зависит от их назначения.
4. Вантузы для откачки врезаются на ремонтируемом участке трубопровода для его освобождения от нефти.
5. Вантузы для откачки нефти из ремонтного участка трубопровода устанавливаются на вырезаемой (удаляемой) «катушке» или в самых низких местах по геодезическим отметкам местах трассы в соответствии с принятой технологией опорожнения трубопровода.
6. Вантузы монтируются на боковой , верхней и нижней образующей трубы.
7. Вантузы, смонтированные на нижней и боковой образующей трубопровода, д.б. вырезаны после завершения работ вместе с «катушкой».
8. Вантузы для закачки нефти, в зависимости от принятой схемы заполнения нефтепровода, устанавливаются на параллельном нефтепроводе или на ремонтируемом нефтепроводе по их верхней образующей.
9. Вантузы для впуска – выпуска воздуха устанавливаются по верхней образующей трубопровода в местах трассы ремонтируемого участка с наиболее высокой геодезической отметкой.
10. Количество и диаметр врезаемых для откачки нефти вантузов зависят от объема откачиваемой нефти из ремонтируемого участка нефтепровода, диаметра опорожненного участка, профиля трассы.
11. Количество и диаметр вантузов, врезаемых в трубопровод для откачки и закачки нефти определяется по таблице – указанной в Регламенте по вырезке и врезке «катушек»
Меры безопасности при проведении земляных работ
1. Производство земляных работ по вскрытию нефтепровода проводится с оформлением
наряда – допуска на работы повышенной опасности.
2. Инструмент укладывать не ближе 0,5 м. от бровки траншеи, котлована. Запрещается складировать материалы и инструмент на откос отвала земли со стороны траншеи или котлована
3. Во время ремонтных работ в котловане должны находиться только лица занятых выполнением конкретных работ.
4. Если в процесс работы в стенках траншеи появился трещины, работники должны немедленно покинуть ее.
5. Расстояние от ковша экскаватора – не ближе 0,2 м. до стенки трубы.
6. Отвал грунта – 0,5 м. от края траншеи в сухих грунтах, а в песчаных и увлажненных грунта – 1 м.
7. При работе с экскаватора запрещается:
1) Работа экскаватора на свеженасыпном, не утрамбованном грунте;
2) Нахождение людей в радиусе 5 м. от зоны максимального выдвижен. ковша экскав-ра
3) уходить из кабины экскаватора при поднятом ковше;
4) использовать экскаватор в качестве грузоподъемного механизма;
5) перестановка экскаватора с наполненным грунтом ковшом.
8. При работе с бульдозером запрещается:
1) Залезать в кабину движущего бульдозера;
2) Выдвигать нож за бровку откоса траншеи;
3) Производить засыпку трубы мерзлым грунтом без предварит. подсып. мягким грунтм
4) Производить засыпку трубы без проверки отсутствия в траншее людей;
5) При перерыве в работе машинист бульдозера должен опустить нож на землю;
9. При значительном притоке грунтовых вод – в котлован, траншею земляные работы выполнять с креплением стенок и водоотливом;
10. Крепление стенок должно выступать над бровкой котлована на высоту не менее 15 см.
11. Перед допуском рабочих в котлованы глубиной более 1,3 м. – проверить откосы и крепления стен.
12. Количество лестниц в траншеи – 2 лестниц на 5 человек, а в рабочем котловане 4 лестницы (по 2 шт. с каждой стороны трубопровода).
13. На всех лестницах должны быть указаны:
1) инвентарный номер;
2) дата следующего испытания;
3) принадлежность подразделению.
14. Испытания лестниц:
— деревянных – 1 раз в 6 месяцев;
— металлических – 1 раз в 12 месяце
15. Ступени деревянных лестниц д.б. врезаны в тетиву и через каждые 2 метра скреплены стяжными болтами диаметром не менее 8 мм.
16. В местах перехода через траншею, над нефтепроводом использовать только инвентарные
мостики имеющие не менее одной промежуточной опоры.
Источник
Способы прокладки магистральных трубопроводов
Классификация магистральных трубопроводов в зависимости от рабочего давления и в зависимости от диаметра трубопровода. Выбор трассы магистрального трубопровода. Рассмотрение особенностей способов прокладки линейной части магистральных трубопроводов.
Рубрика | Производство и технологии |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.10.2017 |
Размер файла | 504,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ВВЕДЕНИЕ
В связи с ростом потребления и добычи нефти особое значение приобретает вопрос выбора трассы для прокладки нефтепровода. Целью реферата является наглядно рассмотреть выбор оптимальной трассы и способы прокладки линейной части нефтепровода.
Краткая классификация магистральных трубопроводов
1. Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:
I — при рабочем давлении свыше2,5 до 10,0 МПа (свыше 25 до 100 кгс/см 2 )включ.;
II — при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа(свыше 12 до 25 кгс/см 2 ) включ.
2.Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяются на четыре класса, мм:
I — при условном диаметре свыше 1000 до 1200включ.;
II — то же, свыше 500 до 1000 включ.;
III — то же, свыше 300 до 500 включ.;
IV — 300 и менее.
3.По типу укладки:
подземные;
наземные;
надземные;
полуподземные
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ. ВЫБОР ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА
Современные магистральные трубопроводы — крупные строительные объекты, характеризующиеся большими диаметрами (до 1420 мм), высоким рабочим давлением (до 7,5 МПа) и значительной протяженностью (более 3 тыс. км). Трассы трубопроводов проходят в самых разнообразных природно-климатических условиях. Существующая практика выбора трасс магистральных трубопроводов показывает, что трасса, проложенная по прямой от начальной до конечной точки трубопровода, отнюдь не является самой «дешевой». Стоимость сооружения небольшого по протяженности, но сложного с точки зрения проведения строительно-монтажных и специальных работ зачастую оказывается выше стоимости сооружения многокилометрового обхода на участке с нормальными условиями прокладки трубопровода. Принятие тех или иных условий прокладки трубопровода определяет выбор конструктивных решений трубопровода на конкретных участках, что, в свою очередь, «существенно сказывается на стоимости строительства и эксплуатации трубопровода в целом. Поэтому при выборе трассы магистрального трубопровода должны учитываться все факторы, которые влияют на стоимость единицы длины трубопровода: природные и экономико-географические (региональные) условия, конструктивные схемы прокладки, расположение площадок КС (или НС), места нахождения отводов.
Часть этих факторов (диаметр и рабочее давление трубопровода) учитывают на стадии технологического проектирования. С увеличением диаметра резко возрастает отношение стоимости труб к стоимости строительно-монтажных работ. Стоимость единицы длины трубопровода в этом случае растет за счет роста стоимости труб. Поэтому при выборе трасс магистральных трубопроводов большого диаметра (1220—1420 мм) необходимо минимизировать протяженность трубопровода.
Выбор оптимальной трассы между ее начальной и конечной точками проводят в пределах площади эллипса, в фокусах которого находятся эти точки. Малая ось эллипса , где l — расстояние между начальной и конечной точками по геодезической прямой; kр — коэффициент развития линии трубопровода, кр =Wо /Wн (здесь Wo и Wн — соответственно приведенные затраты на 1 км трубопровода, прокладываемого по геодезической прямой между его начальной и конечной точками, и те же затраты без затрат на сооружение переходов через естественные и искусственные преграды). Коэффициент развития линии трубопровода в основном зависит от природно-климатических и региональных условий. Для трубопроводов диаметром 1020—1420 мм кр находится в пределах 1,02—1,03 (для равнинных участков местности) и 1,15—1,17 (для горных районов). Большая ось эллипса В=l·кр.
Этими формулами пользуются при отсутствии необходимых картографических данных или при их недостаточности.
При выборе оптимальной трассы трубопровода прежде всего необходимо учитывать природные и региональные условия. В основе этого учета лежит классификация участков местности и классификация категорий местности, которые отражают не только природно-климатические условия, но и число крупных, средних и малых рек и ручьев, оврагов, автомобильных и железных дорог, густоту населенных пунктов, наличие транспортной сети вблизи полосы строительства трубопровода и инженерных сооружений (линий кабельной связи, действующих магистральных трубопроводов и т. п.), расположение и характеристики сельскохозяйственных угодий, залесенность территории и др.
Участки местности классифицируют следующим образом.
Равнины — участки суши с малыми колебаниями высот и высоким (или низким) стоянием грунтовых вод, сложенные песчаными, глинистыми, гравийно-галечниковыми грунтами, супесями и в незначительной степени скальными грунтами, занятые (или не занятые) сельскохозяйственными угодьями или лесом. Выделяют 12 категорий равнин.
Пустыни — песчаные, глинистые, каменистые малонаселенные районы с жарким климатом, лишенные растительности. Выделяют три категории — с закрепленными и незакрепленными песками, орошаемые земли.
Болота — переувлажненные участки суши, покрытые слоем торфа толщиной не менее 0,5 м, залесенные (или незалесенные), верховые (или низинные), переходные (или непереходные). Применительно к строительству магистральных трубопроводов выделяют три типа болот (по данным Гипроспецгаз):
I — целиком заполненные торфом, допускающие проведение работ и многократный проход строительной техники с давлением на поверхность залежи 0,025 МПа или работ с помощью щитов, cланей или дорог, обеспечивающих снижение давления на поверхность залежи до 0,62 МПа;
II — целиком заполненные торфом, допускающие проведение рабе проход строительной техники только по щитам, сланям или дорогам, обесчивающим снижение давления на поверхность залежи до 0,01 МПа;
III — допускающие проведение работ только при использования специальной техники и плавучих средств.
Многолетиемерзлые участки — пучинистые с изменяющимися влажностью и наледеобразованием участки, сложенные мерзлыми грунтами с включением ледяных линз.
На соответствующую топографическую карту местности с учетом ко: коэффициента развития линии трубопровода наносят сетку (рис. 7): квадратная (а), квадратную с диагоналями (б), прямоугольную (в), прямоугольную с диагоналями (г), треугольную из равносторонних треугольников (д), производной формы (е). Прямоугольная сетка с диагоналями считается наиболее рациональной при направлении диагоналей от А к В и параллельно этой линии. Дуги сетки нумеруют в определенном порядке (1-7), создавая цифровую модель местности (рис. 8). В этом же порядке для каждой дуги определяют значение критерия оптимальности (1-4) и наносят его на сетку на тoпографической карте. При необходимости допускается некоторое искривлене первоначальных дуг (обход болота, озера, населенного пункта) и разделен дуг на отдельные участки, соответствующие различным категориям местности.
Рис. 7 Формы сеток
Рис. 8 Цифровая модель местности. Сетка квадратная
Присущее приведенным затратам свойство аддитивности позволяет использовать при выборе оптимальной трассы трубопровода известный алгоритм Ли. На каждом шаге алгоритма прежде всего рассматривают пробные пути и определяют тот из них, которому соответствует минимальное значение критерия оптимальности (дуги, выходящие из точки А). Этот путь считают перспективным на первом шаге. В нашем случае таких путей два: А— 3,3—5,6 и А—3,3—6.5 (см. рис. 8). Далее подстраивают этот путь на новый шаг (новые дуги). Из образовавшихся нескольких дополнительных путей, каждый из которых представляет собой увеличенный на одну дугу пробный «минимальный» путь, также выбирают наиболее перспективный на данном шаге. По этой схеме процесс поиска продолжают до тех пор, пока среди возможных путей не будет найден тот, который оканчивается в точке В и имеет минимальное суммарное (по вошедшим в него дугам) значение критерия оптимальности среди всех прочих. Полученная таким образом трасса трубопровода будет оптимальной. Реализацию алгоритма поиска оптимальной трассы трубопровода проводят (после занесения информации о каждой дуге сетки на специальные бланки) на ЭВМ в соответствии с Инструкцией по проведению расчетов оптимальных трасс трубопроводов на ЭВМ.
Рассмотренная задача выбора оптимальной трассы магистрального трубопровода может быть осложнена учетом отводов (от трубопровода), расположения КС или НС, конструктивных решений трубопровода на отдельных участках (подземный, надземный, наземный) и др.
Способы прокладки линейной части магистральных трубопроводов
Основной составляющей магистрального трубопровода является линейная часть — непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная вдоль трассы тем или иным способом.
В настоящее время существуют следующие конструктивные схемы прокладки магистральных трубопроводов: подземная, полуподземная, наземная и надземная. Выбор той или иной схемы прокладки определяется условиями строительства и окончательно принимается на основании технико- экономического сравнения различных вариантов.
Подземная схема укладки является наиболее распространенной (98% от общей протяженности) и предусматривает укладку трубопровода в грунт на глубину, превышающую диаметр труб (рис. 1,а — д). При подземной укладке достигается максимальная механизация работ всех видов, не загромождается территория и после окончания строительства используются пахотные земли, отсутствует воздействие солнечной радиации и атмосферных осадков, трубопровод находится в стабильных температурных условиях. Однако на участках с вечномерзлыми, скальными и болотистыми грунтами данная схема укладки является неэкономичной из-за высокой стоимости земляных работ.
Кроме того, необходимость специальной балластировки (особенно газопроводов) на участках с высоким стоянием грунтовых вод и надежного антикоррозионного покрытия от почвенной коррозии значительно удорожает стоимость строительства.
а — с вертикальными боковыми откосами; б— наклонными боковыми откосами; в комбинированная траншея; г —укладка с балластировкой седловидными пригрузами; д —укладка с использованием винтовых анкеров против всплытия; е — укладка в обсыпке из специально обработанных грунтов
Полуподземная схема укладки применяется при пересечении трубопроводом забо-лоченных и солончаковых участков, при наличии подстилающих скальных пород. Трубопровод укладывается в грунт на глубину менее диаметра с последующим об-валованием выступающей части (рис. 1 е).
а- в обсыпке минеральным грунтом; б — в обсыпке гидрофобизированным грунтом
Наземная схема укладки в насыпи преимущественно используется в сильно обвод-ненных и заболоченных районах. При всех ее преимуществах недостатком является слабая устойчивость грунта насыпи и устройство большого числа водопропускных сооружений.
а- в обсыпке минеральным грунтом; б — в обсыпке гидрофобизированным грунтом
Надземная прокладка как линейной части магистральных трубопроводов (рис.3 а), так и отдельных его участков (рис. 3 б) рекомендуется в пустынных районах, районах горных выработок и оползней, на участках вечномерзлых грунтов и болот III типа, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия.
Рис. 3 б Надземная прокладка отдельных участков магистральных трубопроводов: I Балочные системы: — а — однопролетный трубопровод; б — многопролетный трубопровод в обычных грунтах; в — многопролетный трубопровод на земляных призмах; г — трубопровод с П или Г — образными компенсаторами. II Арочные системы; д — однотрубный переход круговой или параболической формы; е — треугольный; ж — трапецеидальный
III Висячие системы, з — вантовый переход; и — гибкий переход; к — самонесущий переход.
Заключение
магистральный трубопровод давление трасса
Список используемой литературы
1. Трубопроводный транспорт нефти и газа / P.A. Алиев, В.Д. Белоусов, А.Г. Немудров и др. 2-е изд. М.: Недра, 1988.
2. Организация строительства магистральных трубопроводов / Ю.П. Баталин, В.Л. Березин, Л.Г. Телегин и др. М.: Недра, 1980.
3. Березин В.Л., Громов Н.И. Поточное строительство магистральных трубопроводов. М.: Недра, 1988.
4. Трубопроводный транспорт газа / С.А. Бобровский, С.Т. Щербаков, Е.И. Яковлев и др. М.: Наука, 1976.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Назначение и классификация магистральных газопроводов, категории и виды трубопроводов. Состав сооружений магистрального газопровода. Виды дефектов трубопровода, проведение дефектоскопии. Характеристика факторов техногенного воздействия при эксплуатации.
курсовая работа [4,0 M], добавлен 26.05.2009
Погрузка и разгрузка труб и секций труб при строительстве магистральных трубопроводов. Очистка строительной полосы от лесной растительности. Монтаж механизированной трубосварочной базы. Проведение сварочно-монтажных и изоляционно-укладочных работ.
дипломная работа [112,9 K], добавлен 31.03.2015
Проектирование магистральных газонефтепроводов, выбор трассы магистрального трубопровода. Технологические схемы компрессорных станций с центробежными неполнонапорными нагнетателями. Совместная работа насосных станций и линейной части нефтепровода.
курсовая работа [261,2 K], добавлен 17.05.2016
Знакомство со строительными работами, связанными с оборудованием и технологиями бестраншейной прокладки трубопроводов инженерных коммуникаций. Расчет объёмов котлована и земляных работ, выбор экскаватора. Технологии бестраншейной прокладки трубы-кожуха.
курсовая работа [843,7 K], добавлен 13.03.2013
Назначение свайных опор при сооружении магистральных трубопроводов. Выбор и расчет параметров бурильно-сваебойной машины, устройство ее рабочего органа. Анализ потребности в эксплуатационных материалах. Организация и технология работ по бурению скважин.
курсовая работа [160,7 K], добавлен 08.11.2013
Источник