Рабовладельческая формация
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ, общественный строй, основанный на рабстве и рабовладельчестве; первая в истории человечества антагонистическая общественно-экономическая формация. Рабство, т. е. труд одних людей на других, соединённый с личной принадлежностью трудящегося тому, кто присваивает продукт его труда,— явление, существовавшее в разных исторических условиях. В рабовладельческой формации рабский труд играет роль господствующего способа производства. Рабовладельческая формация имела значение мировой системы и существовала в Египте, Вавилонии, Ассирии, Персии, государствах Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Италии. Возникновение рабовладельческой формации — историческая закономерность. Но эта закономерность характерна только для общемирового исторического процесса, но отнюдь не для истории отдельных народов или стран. Наиболее ярко выраженные проявления рабовладельческой формации возникли и развивались независимо друг от друга у народов Китая, Греции и Италии.
Общей предпосылкой возникновения рабовладельческой формации было развитие орудий производства, разделение и кооперация труда, в результате чего стало возможным производство прибавочного продукта и возникновение частной собственности и эксплуатации. В развитии рабовладельческой формации выделяют 3 этапа: 1) складывание [Китай времён Чжоуского царства (11 — 8 века до н. э.), Греция «Гомеровской эпохи» (9—8 века до н. э.), Италия (8—6 века до н. э.)]; 2) утверждение и развитие [Китай времени рабовладельческих царств периода Чуньцю — Чжаньго (8—3 века до н. э.), Греция эпохи полисов в период их расцвета (5—4 века до н. э.), Италия времени Римской республики поздней поры (3—1 века до н. в.)]; 3) распад [ Ханьская империя на Востоке (2 век до н. э.), Римская империя на Западе (1 век до н. э.— 5 век н. э.)].
Для этапа становления рабовладельческой формации характерны четыре процесса. Первый: постепенное приобретение рабским трудом значения важнейшего средства интенсификации ремесленного производства и сельского хозяйства. Второй: рост производства за счёт расширяющегося применения труда рабов. Третий: возникновение в связи с появлением частнособственнического присвоения продукта имущественного неравенства внутри общины. Четвёртый: складывание в составе общины первых классов — рабов и рабовладельцев, антагонистических по своему положению в системе производства, и вместе с тем зарождение антагонистических отношений между крупными рабовладельцами-землевладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями — с другой. Эти процессы развёртывались в обстановке противоречий: рабского труда и труда мелких свободных производителей; этих последних и крупных рабовладельцев-землевладельцев; этих последних и родовой знати общинно-родовой эпохи. В итоге борьбы, вызванной этими противоречиями, и распада институтов родоплеменного строя возникает государство как стабилизатор и регулятор отношений между антагонистическими классами в интересах господствующего класса и как орган управления. Признаком сложения такой обстановки, видимо, являются: в истории Китая — реформы, проведённые в царстве Ци (7 век) и в царствах Лу, Чу, Чжэн (6 век до н. э.); в истории Греции — реформы Солона и Клисфена (6 век до н. э.); в истории Рима — реформы Сервия Туллия (6 век до н. э.).
Второй этап является временем расцвета того, что в истории Греции получило название «полис», в истории Италии — civitas, в истории Китая — «го». Под этими наименованиями скрывается в общем одно и то же: государство, сведённое к одному центру — городу, господствующему над всей подвластной ему территорией, причём такой город-государство был не только политическим, но и экономическим целым. Именно в этом смысле город-государство и был базисом собственности — в том её масштабе, который она тогда приняла: её объектом, были, во-первых, рабы, во-вторых, земля. Преобладающей формой собственности на рабов была частная; форма собственности за землю была двойной — общинной и частной, причём последняя была опосредована первой: условием частной собственности на землю была принадлежность к гражданской общине. Рабский труд на этом этапе ещё не имел того значения в хозяйстве, которое он получил позднее. Именно к этому этапу античности относятся слова К. Маркса: экономической основой «. классического общества в наиболее цветущую пору его существования. », когда общинные формы собственности уже разложились, а «. рабство еще не успело овладеть производством в сколько-нибудь значительной степени», было «. мелкое крестьянское хозяйство. и независимое ремесленное производство. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 346, прим.). Эта характеристика относится к Греции и Риму классической эпохи, но она приложима и ко второму этапу истории рабовладельческой формации в Китае, в котором эпоха «ле го» — отдельных государств (7—3 века до н. э.) с полным правом может быть названа «классической».
Кризис города-государства обусловил переход к третьему этапу — большим рабовладельческим державам. Развившиеся производительные силы требовали других масштабов самого производства и потребления. Ещё в конце классической эпохи возникла тенденция к образованию широких экономических и политических общностей — либо в форме союзов, например, Ахейский, 1-й и 2-й Афинские и Коринфский союзы в Греции 5—4 веков до н. э., либо в форме федераций италийских городов-государств под гегемонией Рима в 4 веке до н. э., либо в форме поглощения одних государств другими — 4 крупных города-государства в Китае середине 4 — середине 3 веков до н. э.: Хань, Ци, Цинь, Чу. Концом этого процесса политической и экономической интеграции следует считать образование в 3 веке до н. э. эллинистических монархий в Римской республике, единого большого государства в Китае — империи (династии Цинь и Хань). С 1 века до н. э. возникает Римская империя. В рамках этих держав рабовладельческая формация и достигла максимума своего развития. Сущность этого процесса — превращение рабского труда в основную силу во всём производстве, что подрывало положение массы свободных мелких производителей.
О наступлении конца третьего этапа истории рабовладельческой формации говорит ряд явлений. Рабский труд перестал обеспечивать необходимое развитие хозяйства. Для повышения продуктивности производства не только в ремесле, но и в сельском хозяйстве требовалась уже не живая машина, нужен был человек, самостоятельно организующий свою работу. В связи с этим в составе рабского населения появился культурный, интеллектуально развитый слой, ничуть не уступающий в этом отношении труженикам из свободного населения, особенно земледельческого. Значение и роль рабского труда в производстве вступили в полное противоречие с положением раба в социальной структуре. Уравнение рабов — в сфере их трудовой деятельности — со свободными трудящимися становилось насущной экономической необходимостью. О кризисе рабовладельческой формации свидетельствовало также огромное увеличение имущественного неравенства. Угроза пауперизации нависла над всей массой свободного трудящегося населения, как ремесленного, так и земледельческого. Поскольку же свободные мелкие производители составляли большинство населения, постольку их экономическое положение затрагивало само существование социально-экономической системы.
Таким образом, экономический кризис перерастал в кризис социальный и привёл в конечном счёте к распаду рабовладельческого строя. Рабовладельческая формация, создавшая в своё время условия для огромного развития человечества, исчерпала свои возможности и превратилась в основное препятствие на пути дальнейшего прогресса. В исторической литературе встречаются утверждения, что главной силой, ниспровергшей рабовладельческий строй, были рабы («революция рабов»). Такие утверждения не соответствуют исторической реальности. Разумеется, волнения рабов и даже восстания их (например, возглавленное Спартаком) — исторический факт. Но именно свободные земледельцы и ремесленники были главной силой, покончившей с рабовладельческим строем.
Исторический смысл рабовладельческой формации очень велик и сложен. Она продемонстрировала прежде всего процесс образования классового общества, резкого антагонизма классов, процесс образования различных общественных групп и государства. Рабовладельческая формация выработала и основном формы власти в государстве, охарактеризованные Полибием (монархия, аристократия, демократия и их извращённые формы — тирания, олигархия и анархия) и Сыма Цянем.
К общезначимым духовным достижениям, сложившимся в эпоху рабовладельческой формации, относятся те категории, которые у нас фигурируют в виде понятий национального и общечеловеческого. Этап рабовладельческой формации, связанный с городом-государством, создал представление о локальной — местной этнической — общности; во времена союзов и федераций эта локальная общность стала этнической уже в более широком масштабе. С образованием же империй возникает представление об общечеловеческой общности. Именно в этом и состоит то ощущение общности, которое многие философы и историки эпохи эллинизма обозначают словом космополитизм. Идея человечества как единого большого целого проявилась и в понятии «Вселенная», сформулировавшемся именно тогда. У греков это была «эйкумена» — обитаемая земля, у римлян — orbis terrarum — «круг земель», у китайцев — «тянься» — «поднебесная». Столь же существенной, как и идея человечества, является оформившаяся тогда идея гуманизма — представление о человеке как о наивысшей ценности, носителе всех основ общественной жизни, творце культуры. На этой основе был поставлен важнейший для исторической деятельности человека вопрос о его роли в общем процессе бытия.
Общественный строй, выработавшийся в условиях рабовладельческой формации, показал существование неравенства людей. Неравенство социальное породило идею о неравенстве нравственном (Конфуций, Цицерон). Однако самым резким выражением идеи неравенства было деление на людей в полном смысле слова, кем были свободные, и на людей-вещей, кем были рабы. Именно в связи с таким резчайшим противопоставлением одних людей другим и была сформулирована в двух возникших в это время крупнейших религиях — буддизме и христианстве — идея полной человеческой равноценности как рабов, так и свободных.
В эпоху рабовладельческой формации были заложены важнейшие основы научного познания природы и человеческой жизни. Противопоставление двух общественных классов, соединившись с наблюдениями простейших явлений в природе, привело к идее противоположностей (в Китае — учение об инь и ян, в Греции — учения Пифагора и Гераклита) и идее связи («восемь триграмм» Ицзина, Гераклит, буддийская концепция махаяны и др.). Возникли также идеи о существовании первоэлементов материальной природы (Эмпедокл, чарвака, веданта, «Шуцзин»), круговорота (Гераклит, чарвака, категория «преодоления» у китайцев), мельчайших частиц вещества (атом у Левкиппа и Демонрита, «ану» у индийцев). Была создана также логика как учение о познании. Она разрабатывалась у индийцев, китайцев, греков (Акшапада, Мо-цзы, Аристотель).
В эпоху рабовладельческой формации с исключительной отчётливостью и резкостью проявились противоположности, прежде всего общественные. Эти противоположности пребывали в состоянии непрерывной борьбы, результатом которой был переход на более высокую ступень общественного развития.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Маркс К., Формы, предшествующие капиталистическому производству, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46 (1);
Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20;
Законы истории и конкретные формы всемирно-исторического процесса, кн. 1 — Проблемы истории докапиталистических обществ. М., 1968;
Валлон А., История рабства в античном мире, пер. с франц., [т. 1 — 2], М., 1936—41.
Источник
Партия 2017 г. Марксизм. Рабовл-й способ произ-ва
Партия 2017 г. Марксизм и рабовладельческий строй. Рабовладельческий способ производства.
Этот материал будет выполнен в форме конспекта ( с рассуждениями по теме). При прочтении что-то из вопроса прояснится дополнительно, ибо основная позиция проекта уже сформирована. Возможно, что по результатам дополнительной работы она получит уточнения. Объём материала о рабовладельческом строе, взятом с ресурса «Энциклопедия марксизма» довольно объёмный и структурированный. Хотелось в один шаг обработать, но уже беглый просмотр материала изменил намерение. Придётся работать в полной структуре материала и по всему составу мелких вопросов и разъяснений. Предварительная позиция проекта: рабовладельческий строй или широкое распространение рабства в отдельных регионах являются результатами функционирования власти — её агрессивного саморазвития, по своему существу рабовладельческий строй не является и прогрессивной формой развития, зато в нём в предельной форме проявляется отторжение человеческого от самого человека. Рабовладение предстаёт в форме властного ограничения неотъемлемых прав человека и принуждения его к каторжному труду. надо разбираться с нюансами.
Итак, энциклопедия марксизма.
Рабовладельческий строй
Рабовладельческий строй пришёл на смену первобытно-общинному строю и представлял собой первую в истории человеческого общества общественно-экономическую формацию, основанную на эксплуатации человека человеком.
( Действительно, рабовладение представляет механизм эксплуатации людей в прямом смысле: в структуре жизненного времени рабочая составляющая увеличивается до физического предела, соответственно, социальная — опускается до физиологического минимума и сам человек в состоянии раба предстаёт почти как средство производства)
Будучи первой формой эксплуатации, рабство являлось открыто насильственным принуждением к труду производителей — рабов, находившихся в собственности владельцев средств производства — рабовладельцев и использовавшихся в их хозяйствах для производства прибавочного продукта.
(Особенность марксистов, сводить воедино властно-организационные и производственные отношения , отсюда просматривать прибавочный продукт- не выплаченную заработную плату и делать такое обстоятельство принципиально-негативным фактором почти всех способов производства. Не совсем корректно и к форме и к содержанию. Категорически осуждая рабовладение, проекту, между тем, придётся внимательно рассмотреть структуру стоимости в ситуационных аспектах изменения при переходе продукции из сферы производственных отношений в сферу организационно-властных. не сложно понять, что производственные отношения формируют себестоимостью, властно-организационные — стоимость.)
Рабовладельческое общество явилось первым в истории классовым обществом. С появлением рабовладельческого общества вся история человеческого общества стала историей классов: рождения и формирования одних, разложения и гибели других, историей непримиримой классовой борьбы.
Содержание (скрыть)
1.;Возникновение рабовладельческого способа производства
Рабство возникло на поздней ступени развития доклассового общества, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразования.
Все эти условия стали складываться ещё в период разложения первобытнообщинного строя.
Начальной, наиболее примитивной формой рабства было так называемое
патриархальное рабство, когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи.
В условиях рабовладельческого способа производства рабовладелец и члены его семьи полностью освобождаются от участия в процессе труда, и производство осуществляется исключительно силами рабов.
(Мне кажется, что у людей, которые выдумали такое определение как «рабовладельческий способ производства» политический цинизм был качеством мышления. Такой строй выступает у них как как норма определённого исторического времени и форма прогрессивного развития. Это ничто иное как ересь политологического формата)
Рабовладелец живет за счёт эксплуатации рабов и присвоения результатов их труда. Начинал складываться и развёртываться процесс своеобразного первоначального накопления различного рода богатств в виде денег, рабочего скота, земли, орудий труда и рабочей силы рабов у рождающегося класса рабовладельцев.
По словам Фридриха Энгельса, «прежде чем рабство становится возможным, должна быть уже достигнута известная ступень в развитии производства и известная ступень неравенства в распределении. ( Очередной пример несусветной чуши, и с ней все согласны, догм как ы эти повторяют как классику политэкономии, которую рассаживали в головы десятков миллионов человек — её и разносили по всему миру как высокое знание.)
А для того чтобы рабский труд стал господствующим способом производства целого общества, требуется ещё гораздо более значительное повышение уровня производства, торговли и накопления богатств… Принуждение человека к подневольной службе, во всех его формах, предполагает, что принуждающий имеет в своём распоряжении средства труда, с помощью которых он только и может использовать порабощённого, а при существовании рабства — сверх того — жизненные средства, необходимые для поддержания жизни раба» . (Ода рабству, которую написал Энгельс.)
Главным средством присвоения и концентрации богатств и рабочей силы рабов были захватнические, грабительские войны, ставшие своеобразным промыслом, дающим пленников и материальные ценности. Одним из важных факторов, стимулирующих процесс классообразования, было скотоводство, т. к. оно легче, чем земледелие, давало устойчивый прибавочный продукт, что приводило к накоплению такого продукта сначала у племени в целом, а затем у отдельных семей внутри племени (скот был всеобщим эквивалентом обмена в древности). Большую роль в установлении рабовладельческого способа производства сыграло развитие товарно-денежных отношений, в условиях роста которых складывалась другая форма порабощения — долговое рабство. Эксплуатация человека человеком принимает всё более жестокие формы. Рабы принуждаются к труду под страхом смерти, физического уничтожения. Возрастают масштабы рабовладельческих хозяйств и количество применяемой рабочей силы.
Рабовладельческое хозяйство завоёвывает господствующее экономическое положение. Новые формы хозяйства, основанные на применении труда рабов, побеждают старые формы благодаря более высокой производительности труда. ( Всё перепутано — это насильственное присвоение жизни человека. Присваивается и работника как деятельного выражения жизни вместе с результатом. Присвоение и дало накопление. Всё вместе — производная властно-экономического насилия, не более того. )
С делением общества на классы между ними начинают складываться новые по своему характеру общественно-экономические отношения. Отношения сотрудничества и взаимопомощи, типичные для первобытно-общинного строя, сменяются отношениями вражды, ожесточённой и непримиримой классовой борьбы между угнетёнными и угнетателями.
Возникает политика, выражающая в концентрированном виде экономические интересы рабовладельцев. Появляется рабовладельческое государство как аппарат насилия, подавляющий сопротивление эксплуатируемых и защищающий интересы рабовладельцев.
( Полагаю, что не государство появляется, а рабовладение начинает признаваться в качестве определённого вида отношений. Теория о политических классах – очередной вымысел политологического плана. В действительности есть социум как совокупность живущих людей и власть над ним, сформировавшаяся по отдельным территориям. Захват властью территории равнозначен и захвату социальной среды. Социум стратифицируется по доходности и имущественному состоянию, властные лица — по занимаемому уровню в во властной иерархии – в государственном и экономическом устройстве. Да, власть организована, но никакой другой организации, которую можно представить, как политический класс, просто нет. Соответственно нет и классовой борьбы. Вся политическая борьба представляет собой конкуренцию за право получения власти отдельными группами людей. Насилие в этом процессе всестороннее. Власть использует насилия для самоутверждения и самосохранения, поражая людей в экономических и социальных правах. Экономическое поражение – снижение доходности и материального обеспечения жизни, социальное — формирование тяжёлых условий жизни и общественного начала в организации жизни. От Рабовладельческого строя до социализма и суверезма — правило одно и другого быть не может. Все формации, так или иначе обозначены, но представляющие этапы в истории власти и формы её превалирования в социальной и экономической среде основаны на цивилизационной системности властного уложения. При крайнем социальном ухудшении населения происходят восстания. В случае успешного проведения, его организаторы становятся новой властью. Каждая власть, превалирующая над социумом, живёт общими для власти интересами и понятиями, в соответствие с ними принимаются и законы.)
Источник