Способы произношения буквы р

Содержание
  1. Как научить ребенка выговаривать букву «Р»
  2. Когда нужна коррекция
  3. Причины неправильного произношения
  4. Проблемы с речевым дыханием
  5. Нарушения слуха
  6. Недостаточное развитие органов речи
  7. Индивидуальное строение уздечки
  8. Подготовка артикуляционного аппарата
  9. Упражнения на дыхание
  10. Способы постановки звука
  11. Подражание
  12. Постановка «Р» от звука «Д»
  13. Упражнения от звука «Ж»
  14. Постановка от звука «З»
  15. Упражнения от звука «С»
  16. На вдохе
  17. Механическим методом
  18. Постановка звука «РЬ»
  19. Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»
  20. Постановка звука «Р» по Хватцеву
  21. Способ по Левиной
  22. Метод Богомоловой
  23. Как научиться произносить букву р взрослому человеку?
  24. Все дело в анкилоглоссии
  25. Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?
  26. Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?
  27. Упражнения для тренировки
  28. Как научиться выговаривать букву «р»
  29. Дополнительные методики
  30. Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку?
  31. Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научить ребенка выговаривать букву «Р»

Наиболее частый запрос обращения родителей к логопеду-дефектологу — нарушение произношения звука «Р». Он формируется в речи ребенка в последнюю очередь, постановка звука «Р» требует контроля со стороны взрослых.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Причины неправильного произношения

  1. Искаженное произношение.
  2. Отсутствие звука в речи ребенка.
  3. Замена одного звука другим.
  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Проблемы с речевым дыханием

Речевое дыхание — основа звучащей речи. Оно отвечает за голосообразующую и артикуляционную функции. Речевое дыхание — возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звуков. Вдох при этом короче выдоха в 5-8 раз. На длительном выходе и образуется речь. При корректном речевом дыхании ребенок говорит четко и выразительно, соблюдает паузы.

Дошкольники не контролируют себя, начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе, набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это сказывается на правильном произношении. Если ребенок не выговаривает «Р», начинать работу по коррекции следует с дыхания.

Нарушения слуха

Фонематический слух — способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы. С самого рождения дети осваивают родную речь способом подражания. К 4 годам у дошкольника формируется техника произношения всех звуков, кроме сонорных.

Нарушение фонематического слуха (дислалия) затрудняет восприятие устной и письменной речи в школьном обучении, поэтому необходима коррекция дефектов сразу при их обнаружении.

Логопедические упражнения для развития фонематического слуха, которые родители могут проводить самостоятельно:

  1. Взрослый называет ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит загаданный.
  2. Взрослый хлопает в ладоши или стучит карандашом ритм, который ребенок должен повторить.
  3. Взрослый диктует звукосочетания, ребенок их повторяет.
  4. Взрослый показывает картинки, ребенок выбирает те, в которых есть загаданный звук.
  5. Взрослый называет слова правильно и неправильно, ребенок хлопает в ладоши, когда слышит правильный вариант.

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Индивидуальное строение уздечки

Укороченная уздечка, аномалии ее расположения — дефект ротовой полости, который возникает в раннем детстве. Проблема эффективно решается хирургическим путем, при своевременном обращении к специалисту подъязычная связка растягивается с помощью упражнений и логопедических инструментов.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.
Читайте также:  Для жарки основным способом используют часть говяжьей туши

Способы постановки звука

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок длительно тянет «Ссссс», затем вдыхает через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткий «Р», который автоматизируется через вышеописанные упражнения.

На вдохе

Отличительная особенность вышеописанного метода в том, что звук вызывается на вдохе. Речь строится на длительном выдохе, вдох при речевом дыхании короткий. Но при постановке «Р» от «С» ребенок произносит звук, вдыхая воздух.

Механическим методом

«Р» ставится механическим способом с помощью логопедических инструментов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед постукивает молоточком в альвеолы, добавляет вибрацию шпателем. Звук закрепляется с помощью упражнений, отрабатывается вибрация сначала со шпателем, потом без него.

Вибрацию языка удается получить следующим способом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке), убрать язык за верхние зубы и сильной струей воздуха сдуть его с языка.

Механический метод применяется с осторожностью, в игре, чтобы не травмировать дошкольника.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Источник

Как научиться произносить букву р взрослому человеку?

Все дело в анкилоглоссии

Часто причиной того, что не удается выговаривать четко букву «р», является врожденная особенность анатомического строения речевого аппарата. Уздечка языка чересчур короткая. В результате несколько букв или только одна «р» выпадают при произношении ряда слов.

Такая погрешность в физиологии у ребенка исправляется легко.

Его органы только формируются, и строение их нетрудно откорректировать. А вот взрослому избавиться от дефекта сложновато. Ведь речевой аппарат у него полностью сформирован. Так как научиться выговаривать «р» взрослому?

Для решения этой проблемы есть 2 пути. В первом случае можно обратиться к хирургу. Он сделает легкий надрез уздечки. Конечно, придется немного потерпеть дискомфорт, пока ранка под языком будет заживать. Но зато человека ожидает приятный сюрприз: звук «р», который никак не удавалось произнести, становится четким и без изъянов.

Второй путь менее болезненный, но более трудный. Необходимо самостоятельно или с логопедом «осваивать» правильное произношение звука.

Все упражнения, которые придется делать, направлены на то, чтобы естественным способом растянуть максимально уздечку языка.

Например, одно из них: по нескольку раз в день стараться дотянуться языком до подбородка или до кончика носа. Таким образом, разрабатывается пластичность уздечки. Через несколько месяцев в совокупности с речевыми тренингами удастся добиться положительных результатов.

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Многие детки, начиная разговаривать, плохо произносят букву «р», но через какое-то время дефект сам собой проходит. При этом редко, но бывают случаи, что человек в более взрослом возрасте страдает от подобной проблемы. Многих интересует, можно ли взрослому научиться выговаривать букву «р», так вот эта задача вполне посильная, главное, регулярно выполнять эффективные упражнения.

Читайте также:  Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются

Как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку?

Подобный дефект речи становится причиной появления разных комплексов и других сопутствующих проблем. Для начала стоит разобраться, почему люди не выговаривают букву «р», так вот причина возникновения подобного дефекта может быть связана с особенностями физиологии или же человек попросту не давал необходимые в детстве нагрузки. Если короткая подъязычная связка, то ему потребуется простая операция, при которой уздечку просто немного подрезают. Другие причины убираются при помощи простых упражнений, которые лучше всего выполнять каждый день.

Как взрослому научиться выговаривать букву «р»:

  1. Старайтесь как можно чаще использовать в своей речи слова, которые содержат букву «р». Чтобы контролировать правильность произношения, рекомендуется записать все на диктофон.
  2. Чтобы растянуть подъязычную связку, важно уметь расслаблять мышцы языка, когда он находится в подтянутом состоянии. Для этого широко раскройте рот, высуньте язык и закройте рот, прижимая его зубами. Еще один важный момент – спину прогните вперед. Задержитесь в таком положении на 10 сек.
  3. Выясняя, как быстро научиться выговаривать букву «р», стоит упомянуть упражнение, цель которого заключается в том, чтобы язык дрожал под действием мощного воздушного потока. Высуньте язык и прижмите к нему обе губы. Постарайтесь выдохнуть сильную струю, что должно заставить кончик языка дрожать.
  4. Для того чтобы исправить дефект, важно активировать мышцы, находящиеся на кончике языка. Улыбнитесь, а затем, начните прикусывать кончик языка.
  5. Разбираясь в теме – как выговаривать взрослому букву «р», стоит привести в пример упражнение, которое позволяет растянуть подъязычную связку языка. Задача заключается в том, чтобы плотно прижать кончик языка к небу, а затем, начать пощелкивать им, то в медленном, то в быстром темпе.
  6. Для тренировки координации языка необходимо в быстром темпе менять его положение. Раскройте широко рот, кончик языка поместите на верхние бугры, расположенные за зубами, а затем, опустите его на нижние зубы.

Упражнения для тренировки

Так как научиться выговаривать букву «р» взрослому человеку нелегко, следует начинать с самого простого. Освоить методику можно самостоятельно.

Чтобы четко выговаривать звук «р», требуется много терпения и постоянные тренировки. С логопедом или без необходимо освоить ряд упражнений. При целенаправленном подходе с каждым днем они получаются все лучше.


Выговорить заветную букву позволят следующие упражнения:

  1. Следует ежедневно по нескольку раз в день произносить слова, в которых имеется буква «р».
  2. Для правильности произношения звука нужно тренироваться и некоторое время проговаривать «т» и «д». При этом следует добиваться наибольшей отчетливости. Таким образом вырабатывается умение держать язык в правильном положении для произношения четкого «р».
  3. Чтобы добиться четкости произношения, стоит записывать свою речь на диктофон. Прослушивая запись, необходимо учитывать допускаемые неточности.
  4. Можно воспроизводить звуки, напоминающие урчание кошки. Чем чаще делается такое упражнение, тем быстрее удается произнести желаемое «р».
  5. Чтобы научиться говорить раскатисто, следует прижимать кончик языка к верхнему небу и стараться воспроизводить несколько минут подряд цоканье.

Как научиться выговаривать букву «р»

  1. Хорошо помогут скороговорки, в которых часто повторяется звук «р», по несколько минут повторяйте их каждый день.
  1. Можно также подобрать и произносить набор слов, в которых есть буква «р». Например: трактор, работа, пророк, стрекоза, приговор и т.д.
  1. Делайте своеобразную гимнастику для языка. Попытайтесь изо всех сил кончиком языка дотянуться до носа, а затем до подбородка, задержите язык в напряженном состоянии на несколько секунд.
  1. Откройте рот настолько широко, насколько сможете, челюсти должны быть в напряжении. В таком положении постарайтесь достать кончиком языка до неба. Зафиксируйте это положение в течение 10 секунд.
  1. Как ни странно, хорошо помогает изучение разговорного английского языка. Специфическое произношение английского звука «р» невольно заставляет ставить язык в нужное положение и незаметно растягивает «уздечку». Так что займитесь изучением английского – убьете сразу двух зайцев.
  1. Запишите на диктофон свои упражнения в первый день, а потом через неделю и сравните. Так будет понятно, есть ли динамика процесса. Если через месяц занятий не будет заметного эффекта, то не стесняйтесь обратиться к специалисту. Грамотный логопед точно знает, как научиться выговаривать эту букву и подберет для вас индивидуальное лечение, ведь каждый пациент уникален.

Не отчаивайтесь, если природа наградила вас этой маленькой неприятностью. Ее довольно легко исправить. Немого упорства и терпения, и перед вами откроются те двери, которые раньше были закрыты.

Дополнительные методики

Когда произнести звук уже выходит, но он слышится недостаточно отчетливо, следует прибегать к постоянным тренировкам: повторять фразы и слова с «р».

Положительного результата на этом этапе удается добиться благодаря произнесению специальных скороговорок. Чем отчетливее слышится «р», тем быстрее необходимо стараться их произносить. Наконец, нужно научиться очень быстро и правильно говорить целые предложения.

Упражнения-скороговорки нужно сочетать с попытками произносить трудные для произношения слова. Когда удастся добиться некоторой отчетливости при произношении «р», задачу следует усложнить.

Можно класть в рот маленькие пуговки, бусинки или другие предметы, которые должны мешать говорить. При этом добиваться отчетливости речи. Также следует стараться как можно четче говорить и одновременно дуть.

Благодаря таким тренировкам удается развить речевой аппарат, приобрести необходимый навык и добиться четкого произношения трудного звука. И если самостоятельно не выходит добиться желаемого результата — не беда.

Достаточно обратиться к хорошему логопеду. Он подскажет правильное расположение языка при произнесении звука «р», научит многим упражнениям.

После такой помощи речь будет безупречной, безо всяких изъянов. Умение быстро и отчетливо произносить «р» благодаря общим со специалистом стараниям за последнее время стало достижением многих людей.

Как самостоятельно, без логопеда, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку?

Ваш вопрос можно разделить на два: 1) можно ли самостоятельно научиться выговаривать звук [Р] (именно звук, т.к произносим мы звуки, а буквы только пишем)? 2) если да, то как?

  1. Однозначного ответа на первый вопрос нет. Всё зависит от причины возникновения такого дефекта речи, как ротацизм («картавость» во всех её проявлениях). Если вы проанализируете свою речь и поймёте, что неправильно произносите только этот звук и других проблем с речью нет, то, скорее всего, речь идет о таком речевом нарушении, как дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации (проводимости нервных импульсов) речевого аппарата, то бишь рта). Если вы замечаете за своим языком частые «заплетания», быструю утомляемость, то можно говорить о таком нарушении речи, как дизартрия (нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата). Проверить, есть ли у вас дизартрия, или нет, можно самым простым образом: положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу, не придерживайте язык ни зубами, ни губами, рот должен быть открыт. Держим под счет до 10-15. Если вы заметили, что ваш язык «трясется», не может удержать данное положение на протяжении всего времени, знайте — вы столкнулись с тремором (та самая «тряска» языка) и у вас дизартрия. В целом, наиболее частотными являются именно эти два речевых нарушения, при которых люди обращаются к логопеду за помощью в исправлении ротацизма. Поэтому их мы и рассмотрели.
  2. Ответ на второй вопрос будет отталкиваться от первого. Если у вас дислалия, то вам нужно делать артикуляционную гимнастику (гимнастику для языка), поставить звук и его автоматизировать (ввести звук в речь). Если же у вас все-таки дизартрия, то придётся делать логопедический массаж языка, артикуляционную гимнастику, ставить звук и опять-таки его автоматизировать.
Читайте также:  Решение тригонометрических уравнений способом понижения степени

Артикуляционная гимнастика на звук [Р] предусматривает следующие упражнения:

-«Заборчик» (широкая открытая улыбка (с зубами))

-«Хоботок» (вытянуть губы трубочкой вперёд, как хобот слона)

-«Иголочка» (вытянуть вперёд острый язычок)

-«Качели» (поднимать кончик языка вверх (за передние верхние зубы) и опускать его вниз (ставить за передние нижние зубы))

-«Парус» (поставить язык на бугорки за передними верхними зубами)

-«Лошадка» (цокать, как лошадь)

-«Грибочек» (это упражнение представляет собой первую часть выполнения «Лошадки». Язык приклеивается/присасывается к небу и не отпускается)

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Длительность выполнения 15-20 минут
  • Желательно выполнять два раза в день
  • Длительность выполнения каждого упражнения не меньше 1 минуты
  • Следить за четкостью выполняемого действия

Как вы поняли, артикуляционная гимнастика для взрослых ничем не отличается от таковой же для детей.

Постановка звука [Р] выполняется несколькими способами:

  • По подражанию: упражнение «Грибок»+резко дуем на него (должно получиться что-то вроде тррр); форсированно произносить ДДДД и дуть на язык (получаем дррр); быстро произносим ТД-ТД-ТД и дуем на язык (тррр)
  • Механически: произносим Д-Д-Д… и приводим кончик языка в движение при помощи ванной палочки (под язык ставим наконечник палочки и двигаем рукой быстро вправо-влево). Если не получается поставить палочку под сам кончик языка, двигайте связку, что находится под языком (быстро, но аккуратно!); ЖЗ-ЖЗ-ЖЗ… и опять-таки двигаем язык палочкой. Если нет ванной палочки, можно использовать ваш собственный (ЧИСТЫЙ!) палец.

После того, как язык понял, что такое вибрация, можно переходить к автоматизации звука. Обычно её начинают с работы над открытыми слогами типа «РА-РО-РУ-РЫ-РЭ» и т.д

Повторяйте их до тех пор, пока они не станут получаться так, как вы бы этого хотели. На первых парах можно помогать себе призвуком и произносить ТРА-ТРО-….

Как только прямые слоги получаются на отлично, переходим к обратным типа АР-ОР-УР-ЫР-….

Далее следуют слоги со стечением (два-три согласных звука рядом) типа ДРА, МРА…

Когда работа над слогами пройдена, переходим к словам с нужным нам звуком. Отрабатываем их до совершенства.

После слов, конечно же, идут словосочетания. А за ними предложения.

В интернете советую найти чистоговорки и скороговорки на звук [Р]. Также можно заучивать специальные логопедические рассказы, насыщенные этим звуком (фонетические рассказы).

Что касается массажа при дизартрии, если у вас таковая имеется, то материала в интернете (лучше посмотрите видео) достаточно. Главное — разминать язык, т.к это мышца. Делать это можно руками, зубной щеткой, соской, надетой на шпатель (медицинский).

Более доступный картинный материал к артикуляционной гимнастике можете найти в книге Косиновой «Гимнастика для развития речи».

Узнаем как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку в любом возрасте?

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? И сложно ли это? Что необходимо? Для начала нужно понять, какого рода данная проблема. В физиологии ли дело или в том, что когда-то давно вас не сводили к логопеду? Не обратили внимания на ваши проблемы с речью?

Если причина заключается в первом, то проблема, в принципе, решается просто. Ведь часто дело оказывается лишь в укороченной уздечке языка. Такой дефект легко можно исправить при помощи несложной процедуры хирургического характера. Если же причина в другом, то, вероятно, придется либо сходить к логопеду, который поможет научиться произносить слова на букву «Р», либо самому начать практиковаться в этом.

Для первого нужно просто преодолеть часто имеющийся психологический барьер, правда, как, собственно, и для второго. Ведь как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, который просто не готов к этому? Да и для человека куда комфортнее заниматься подобными упражнениями наедине с собой, нежели с кем-то другим, пусть и профессионалом в своей области.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку, если не начать с простых упражнений со скороговорками? Это позволяет вернуть правильное положение речевого аппарата довольно быстро. К тому же существуют всяческие разнообразные и доступные методики для детей, которые, тем не менее, могут использоваться в решении такой проблемы и взрослыми. Одним из таких способов вернуть себе способность правильно говорить слова на букву «Р» является упражнение «Чашечка», которое необходимо выполнять ежедневно.

Схема его выполнения проста:

  • первый шаг: придать языку форму «чашечки»;
  • второй шаг: прижимание к нёбу кончика языка;
  • третий шаг: оттолкнуться им от нёба и с усилием произнести другую букву – «Д»;
  • во время этого нужно следить за тем, чтобы зубы были плотно сжаты, а челюсть не двигалась;
  • язык должен оставаться только вверху, а само упражнение стоит выполнять перед зеркалом;
  • четвертый шаг: чистым пальцем слева направо быстро проведите, подергивая подъязычную уздечку;
  • выполнять «Чашечку» нужно каждый день и несколько раз по 10-15 минут;
  • после многократных повторений изо дня в день должна появиться вибрация кончика языка.

Теперь вы знаете, как говорить букву «Р». Это лишь один из многих способов. Другой отличный метод: частое произношение в ускоряющемся и затем замедляющемся темпе сочетания букв «Д», «Т» и «Л», а также «Д», «Т» и «Д». Последнее нужно выговаривать, помещая язык между зубами, подобно тому, как это делают англичане и американцы, произнося «Th». Только так вы поймете, как говорить букву «Р».

Другая легкая, удобная и просто хорошая методика – это повторение многократно сложных для вас слов. В частности, с той буквой, что вы не выговариваете, то есть с «Р». Таких слов целое множество: «Рерих», «руда», «покоренный», «развернутый», «рудиментарный», «рекламируемый», «парад» и так далее.

Как научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку? Для этого необходимо огромное терпение и готовность преодолеть внутренний барьер, стоящий на пути к правильной постановке речевого аппарата. И как только все это станет возможным, результаты будут незамедлительны.

Источник

Оцените статью
Разные способы