- Прогноз развития рынка: как сделать его грамотно
- Основные задачи прогноза развития рынка
- Как собрать информацию, чтобы составить прогноз развития рынка
- Модели прогнозирования рынка
- Как прогнозировать объем продаж: базовые методы
- Цели планирования продаж
- Этапы прогноза продаж
- Методы прогнозирования продаж
- Метод временных рядов
- Метод экспертных оценок
- Метод прямого счета
- Причинно-следственные методы
- Ошибки при прогнозировании продаж
Прогноз развития рынка: как сделать его грамотно
Внимание!
Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)
Данная статья носит ислючительно информационный характер!
С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.
Для грамотного ведения маркетинговой политики необходимо четко понимать, в каком состоянии находится рынок и в каком направлении идет его развитие. Текущим состоянием рынка определяется максимальная прибыль, которую может извлечь предприниматель, и возможные пути ее получения. Поэтому важно фиксировать результаты, достигнутые ранее, и наблюдать за тенденциями, чтобы иметь фактический материал для того, чтобы выработать прогноз развития рынка.
Основные задачи прогноза развития рынка
Ключевая цель любых мероприятий по анализу рынка (оперативному и стратегическому) – выявление закономерностей его развития в будущем. Для выработки маркетинговой стратегии необходимы научно обоснованные прогнозы перспектив развития рынка. Отрасли бизнеса, которые специализируются на производстве товаров или торговле ими, интересуются в первую очередь потребностями людей, определяющими динамику покупательского спроса. Кроме того, компаниям необходимо как можно более трезво оценивать собственные возможности, чтобы находить способы завоевания конкурентных преимуществ, оптимально использовать собственные и заемные ресурсы, намечать пути своего дальнейшего развития и целесообразность инвестиций.
Таким образом, для формирования успешной маркетинговой политики любой бизнес нуждается в анализе рынка, конечная цель которого – прогноз его развития. Аналитическая деятельность решает три задачи:
Выявление актуальных трендов в области динамики и структуры товарооборота и покупательского спроса, как конъюнктурных (охватывающих ближайший промежуток времени), так и стратегических (охватывающих долговременную перспективу).
Изучение и построение модели влияния совокупности различных факторов (экономических, социальных, торгово-организационных) на товарооборот и спрос.
Поиск новых возможностей и вариантов развития бизнеса, выработка конкурентных преимуществ, которые станут востребованы на рынке в ближайшем или отдаленном будущем.
Закономерности развития рынка дают понимание того, как именно и в каких пределах будут протекать различные рыночные процессы, каких последствий ожидать бизнесу. Модели рыночных прогнозов должны складываться в целостную и непротиворечивую картину экономических и социальных факторов, определяющих перспективы развития рынка.
Маркетинг необходим для предсказания наиболее вероятных путей развития событий на товарных рынках и управления будущими изменениями. Для построения прогноза следует учитывать ряд объективных факторов, прежде всего:
производственные: планы, нормы и текущие задачи;
рыночные: ожидаемый товарооборот, цены, показатели прибыльности и рентабельности, объем, структура и динамика товарного предложения;
планируемые инвестиции, расширение производства и торговых сетей;
социально-демографические: ожидаемая структура, численность, состав покупателей, их миграции и потребности (материальные, информационные и любые другие).
Как собрать информацию, чтобы составить прогноз развития рынка
Ситуация на рынке формируется под воздействием различных факторов, в первую очередь социальных, экономических, политических, технических, научных и информационных. Проводя анализ того или иного рынка, исследователь должен определить, насколько значим каждый из них и какова специфика их влияния на развитие рынка, и разработать прогноз.
Конъюнктурой рынка называется фактическое соотношение между предложением и спросом на тот или иной вид товаров и уровень цен на него. Ее изучают на трех уровнях: товарном, отраслевом, общеэкономическом. Главные объекты анализа, направленного на создание прогноза развития рынка, – это диапазон цен, условия продажи, объемы товарных запасов, показатели предложения и спроса, общее состояние производства.
какова степень влияния на состояние рынка тех или иных производителей;
каким может быть развитие данного рынка в скором и отдаленном будущем (прогнозы и предположения);
как наиболее полно удовлетворить потребности и запросы покупателей;
есть ли способы оптимизировать производственные мощности компаний и использовать их более разумно и т. д.
Подход к изучению конъюнктуры рынка товаров должен быть комплексным. То есть желательно применять различные модели построения прогнозов и аналитические методики и использовать широкий диапазон источников информации.
Чаще всего сбор и анализ рыночной информации осуществляется посредством методов наблюдения, опроса, моделирования и эксперимента.
Такой метод, как наблюдение, является наиболее простым, но в то же время самым эффективным. Он представляет собой систематический сбор данных, характеризующих ситуацию на товарных рынках, и их ретроспективный анализ с выработкой прогноза по таким параметрам, как емкость рынка, число поставщиков определенных видов продукции, объемы сбыта (в денежном и натуральном выражении), динамика и скорость сбыта, запасы товаров на всех этапах сбыта. Метод наблюдения рассматривает объект исследования в его естественной среде и основывается на актуальных фактических данных, поэтому обеспечивает высокую (сравнительно с другими методами) достоверность и объективность оценок и прогнозов.
Помимо наблюдения, исследователи рынка активно применяют опрос – получение информации специалистом-аналитиком непосредственно у покупателей, клиентов, сотрудников предприятий в форме устного или письменного интервью либо анкетирования. Опросные методики незаменимы в ситуациях, когда нужно установить причины отказа от совершения покупки или возврата продукции, прояснить предпочтения покупателей и логику выбора того или иного товара. Обычно опрос используется в совокупности с наблюдением.
К более сложным методам относится эксперимент – изучение воздействия одних факторов на другие в реальной обстановке путем искусственного создания необходимых условий. Эксперимент используется для установления причинно-следственных взаимосвязей при изменении одного или нескольких условий развития рынка (к примеру, рост объемов продаж в результате снижения цен) и обеспечивает возможность отслеживать различные рыночные факторы по отдельности, ограничивая влияние посторонних факторов.
Достоверность анализа конъюнктуры рынка в значительной мере определяется качеством исходных данных. Системой информационного обеспечения, в которой хранится общая, специальная и коммерческая информация, должна обладать любая компания.
Информация общего характера – это сведения о ситуации на рынке в целом (применительно к развитию данной отрасли или производства). Это отраслевая и государственная статистика, официальные формы отчетности и бухгалтерского учета.
Информация коммерческого характера касается вопросов сбыта производимых товаров. Компании получают ее от партнеров в процессе информационного обмена. Это предложения в области ассортиментной политики, обзоры рыночной конъюнктуры, статистические материалы, получаемые от служб исследования рынка, заказы и заявки торговых фирм.
Информация специального назначения приобретается компаниями в ходе специально проводимых мероприятий, направленных на изучение развития рынка. Некоторые из таких материалов можно получить в научно-исследовательских организациях, другие компания создает своими силами. Сюда относятся опросы покупателей и широких слоев населения, интервью с экспертами и работниками производства и торговли, отраслевые выставки-ярмарки, конъюнктурные совещания. Кроме проведения опросов и подобных процедур, эти специфические сведения получить неоткуда, поэтому такая информация весьма ценна. Любое исследование, касающееся конъюнктуры рынка, его развития и построения прогнозов, должно строиться на больших массивах специальной информации.
Собственными источниками информации компаний, которые осуществляют наблюдение за ситуацией на товарном рынке, являются магазины, играющие роль опорных пунктов, посреднические торговые сети, специальные потребительские панели.
Сеть опорных пунктов необходима компаниям для наблюдений за динамикой спроса на свои товары среди населения. Она включает в себя точки сбыта в виде фирменных магазинов, торгующих данными товарами в зоне сбыта и обязавшихся, на договорных началах, вести наблюдения за спросом.
Посредническая сеть обычно состоит из оптовых фирм и торговых предприятий. Они тоже отлеживают развитие спроса на рынке определенного товара и изменения его конъюнктуры.
Потребительская панель – это определенная выборка покупателей (или их семей), регулярно участвующих в повторяющихся исследованиях спроса, которые организует служба изучения рынка компании. Панельные исследования в виде опросов необходимы для выявления тенденций в динамике потребления и сбора мнений потребителей о товаре. Формирование панели подчиняется ряду требований, которые обеспечивают ее представительность: участники отбираются по возрасту, полу, месту проживания, уровню доходов и другим параметрам.
Эти три источника информации поставляют важные сведения, которые следует хранить в виде информационной базы. База должна регулярно обновляться и быть всегда в актуальном состоянии (а не только в предплановый период). Именно на нее опираются маркетологи компании, занимающиеся изучением развития рынка и выдвижением прогнозов.
Для решения этой задачи проводится анализ показателей производства и поставок того или иного вида товаров, объемов розничных продаж и их структуры, величин товарных запасов на складах и на различных торговых точках. Кроме того, анализируются и сопоставляются сведения о количестве оптовых заказов, заявок на товар, его движение в пределах розничных торговых сетей. Итогом исследований является прогноз развития рынка определенного товара.
Модели прогнозирования рынка
Маркетинговое исследование может опираться на разные методы построения прогнозов развития рынка. В частности, это экстраполяционные, имитационные и аналоговые, факторные регрессионные, экспертные прогнозные модели.
Экстраполяция – самый популярный и простой способ создания прогнозов рыночных процессов, лучше всего подходит для построения краткосрочного прогнозирования. Он заключается в распространении трендов, актуальных в настоящий момент, на ближайший отрезок будущего, и может осуществляться двумя методами:
Техническим – путем продления существующей линии тренда на графике (приблизительно, «на глаз»).
Посредством создания статистической модели тенденции. В этой модели развития рынка присутствует фактор времени (t), заменяемый на номер периода, по которому строится прогноз. Чем точнее выстроен график текущего тренда и чем лучше он соответствует эмпирическим данным, тем качественнее получится экстраполяция. Эта модель подходит для анализа устойчивых рынков со стабильными темпами развития.
У данного метода построения прогнозов есть свои недостатки, и главные из них – невозможность учесть внезапные изменения внешних условий, которые могут сильно повлиять на развитие того или иного рынка (ведь модель предполагает стабильность среды). В общем-то, любые прогнозы всегда опираются на уже имеющуюся информацию и распространяют тенденции прошлого на будущее, и во многих случаях (особенно на коротких отрезках времени) это вполне оправданно – ведь развитие рынка всегда характеризуется некоторой инерцией. Но в более глубоких прогнозах, охватывающих значительные промежутки времени, фактор неожиданности должен присутствовать так или иначе, ведь внешние условия всегда могут измениться, и развитие рынка пойдет другим путем. Прогноз может быть многовариантным и включать в себя несколько разных сценариев в установленных рамках достоверности исходя из различных внешних условий.
Иногда маркетинговое планирование преследует немного иную цель: определение точек развития рынка, которые должны быть пройдены к определенному моменту. Прогноз в таких случаях имеет форму траектории развития, которой должна придерживаться компания в заданных условиях функционирования рынка.
Аналоговая модель построения прогноза развития рынка довольно проста и очевидна: выбираем рынки, существующие в условиях, сходных с нашими, отслеживаем их состояние и создаем прогноз их развития. Эти рынки могут различаться по географическим, демографическим, социальным, структурным признакам, но исходные условия должны совпадать с условиями анализируемого бизнеса (иначе придется вводить поправки на их различия). Однако такие прогнозы развития рынка на основании уже имеющихся сценариев очень приблизительны и годятся лишь в качестве ориентира, а не полноценной модели.
Имитационная модель построения рыночных прогнозов основывается на точном измерении соотношений параметров рынка и нахождении взаимосвязей между ними и внешними факторами, определяющими динамику спроса и предложения. Этот метод примечателен тем, что расчет различных сценариев может проводиться очень оперативно.
Прогнозы развития рынка на средние и длительные сроки обычно строятся при помощи методов статистического моделирования, которое может быть многофакторным. Методы этого типа используют массовые наблюдения за процессами на рынке, на основании которых делаются выводы о наличии неких взаимосвязей и закономерностей развития рынка. В уравнения регрессии можно подставить нужные значения (планируемые или наблюдаемые) и просчитать необходимые прогнозы. Статистическое исследование, нацеленное на формирование прогноза развития рынка, может использовать разные модели в зависимости от того, какой именно рынок рассматривается.
Чтобы составить прогноз развития рынка, компания нуждается в большом объеме информации, которой у нее часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.
Наибольший авторитет компания завоевала в следующих отраслях:
коммерческий транспорт и спецтехника;
химическая и нефтехимическая промышленность;
Источник
Как прогнозировать объем продаж: базовые методы
Прогнозировать и оценивать продажи необходимо каждому бизнесу для того, чтобы оставаться конкурентоспособным. Ведь спрос потребителей постоянно меняется, и компании важно всегда продавать в таком количестве, чтобы покрывать расходы и иметь деньги на развитие.
Цели планирования продаж
Оценивать и планировать сбыт необходимо с помощью цифр и фактов, а не домыслов. Чем более скрупулезным будет подход к расчетам и прогнозам, тем будет проще компании добиться таких целей:
- грамотно сформировать бюджет закупок. Если предприниматель будет понимать, что и в каком объеме можно продать в будущем периоде, он уже сейчас закупит подходящее количество товара или сырья. Можно будет избежать лишних трат и избыточного запаса в складских помещениях;
- подготовить ориентиры для коммерческих подразделений. На основе прогнозов ставятся планы для отдела продаж, для разных филиалов, для отдельных менеджеров. Благодаря прогнозам планы будут формироваться на основе реальной ситуации, а не личных пожеланий предпринимателя;
- предпринимать своевременные меры для роста и развития фирмы. Если предприниматель видит, что прогнозы продаж меняются от месяца к месяцу, он может найти факторы, которые повлияли на сбыт. Затем он может поддержать эти факторы или нивелировать их.
Этапы прогноза продаж
Прогнозирование осуществляется в пять этапов:
- Формулировка цели. Благодаря прогнозу сбыта получается решить сразу несколько задач. Поэтому предпринимателю необходимо заранее решить, чего он хочет добиться. Ведь дальнейшие действия после прогноза будут отличаться. Кроме того, в зависимости от цели отличаются метрики, которые будут участвовать в оценке продаж.
- Выбор метода прогнозирования продаж.
- Проведение расчетов, определение вероятных изменений в экономике.
- Постановка целей по продажам, производству, закупкам и формированию запаса на основе полученных прогнозов.
- Сверка плановых показателей и фактических по окончанию периода.
Методы прогнозирования продаж
Существует несколько методов, с помощью которых можно предположить будущий объем сбыта. Чаще всего используется экстраполяция – анализ прошлых периодов, выявление закономерностей и их перенос на будущие периоды. Чтобы компания не развивалась, предприниматель закладывает процент прироста на следующий период.
Однако этот метод не считается точным, ведь он не предусматривает нестандартные изменения на рынке. Поэтому в дополнение к экстраполяции необходимо использовать и другие.
Метод временных рядов
Если предприятие уже давно существует на рынке, то оно уже набрало достаточно информации для проведения анализа по методу временных рядов. Необходимо вывести графики, которые показывают динамику сбыта за последние несколько лет. По графикам можно увидеть текущие тренды и на их базе предположить, как будут развиваться продажи в будущем.
Если бизнес небольшой, допускается проводить упрощенную версию анализа. Сумму выручки за несколько прошлых периодов (от 2 до 5 лет) необходимо загрузить в таблицы. Затем потребуется проанализировать каждый год помесячно, чтобы выявить сезонность и сравнить один год с остальными, чтобы подтвердить ее.
При использовании метода временных рядов необходимо учитывать тренды, то есть изменения, которые определяют общий ход развития. Иногда у предпринимателя возникают сложности именно с поиском тренда. Чтобы облегчить этот этап прогнозирования, можно использовать укрупнение интервала динамического ряда. Суть этого метода заключается в том, что первоначальный ряд в таблице укрупняется и заменяется большим, с точки зрения времени, рядом. Например, в таблице есть данные за месяц. Если в течение того календарного года не происходило никаких внезапных изменений на рынке, то тенденции за месяц можно перенести на весь год.
Также при прогнозировании с помощью этого метода играет роль сезонность. Важно помнить, что при подобных анализах под сезонностью понимается не просто единоразовый всплеск или падение продаж, связанных с внешними факторами. Чтобы перепад продаж можно было считать сезонным, он должен повторяться на протяжении нескольких лет в одно и то же время. Необходимо рассчитывать индекс сезонности. Он представляет собой отношение среднего уровня продаж за сезонный период к общему среднему значению за год.
Метод экспертных оценок
Если предприниматель не уверен в собственных навыках прогнозирования, то он может привлечь нескольких экспертов в своей отрасли. Например, сторонних финансистов, аналитиков, консультантов или специалистов из сферы консалтинга. Они изучат финансовые отчеты, отчеты по продажам и сделают заключение.
Метод подходит тем фирмам, которые работают недавно. Они еще не успели собрать достаточно много статистических данных и не имеют знаний трендов. Однако у привлечения сторонних консультантов есть ряд минусов. Во-первых, предприятие становится зависимым от квалификации постороннего эксперта. Необходимо найти таких специалистов, квалификация и интуиция которых не вызывает сомнения, а это непросто. Во-вторых, специалисты могут при анализе чужой фирмы преследовать свои цели. Ведь им важно дать оценку, которая понравится заказчику, то есть предпринимателю. Из-за этого их оценка будет необъективной. Например, специалист по производству товара может порекомендовать компании повысить мощности, а коммерсанту выгоднее занизить план, чтобы он точно был выполнен.
Прогноз от экспертов может быть получен в одной из таких форм:
- точечный прогноз – предположение в виде конкретной цифры. Это самая простая разновидность экспертной оценки, однако она содержит меньше всего информации. Следовательно, когда предприниматель заказывает у экспертов точечный прогноз, он не может предположить, насколько правильной окажется названная цифра;
- интервальный прогноз – вид экспертной оценки, когда специалист устанавливает границы для названных результатов. Например, он предполагает, что «в будущем году продажи составят от 1 до 1,2 млн рублей»;
- прогноз распределения вероятностей предполагает формирование нескольких возможных результатов с установлением границ, как в прошлой разновидности. Затем для каждого возможного варианта определяется вероятность исполнения. Например, с вероятностью 25 % компания будет в следующем году продавать на 1–1,2 млн, с вероятностью 40 % ее продажи будут составлять 1,3–1,7 млн и с вероятностью 35 % продажи будут находиться в диапазоне от 1,8 до 2 млн.
Если предприниматель пригласил для прогноза нескольких экспертов, то необходимо сначала получить прогнозы от каждого, а потом произвести итоговые расчеты. Нужно использовать одну из систем взвешивания индивидуальных значений. Вот какими они могут быть:
- если эксперты имеют примерно одинаковую квалификацию и опыт, то мнение каждого из них равновесно;
- если квалификация специалистов отличается, можно ранжировать их прогнозы по важности. Например, оценка продаж от более опытного эксперта будет более важной, чем оценка от менее опытного. Кроме опыта работы, можно использовать другие критерии, например, известность в отрасли, место получения образования и другие;
- важность мнений экспертов будет пропорциональна их самооценкам. Доказано, что чем выше профессиональная самооценка, тем точнее прогнозы;
- если одни и те же эксперты приглашаются для оценки продаж компании уже несколько лет подряд, то можно ориентироваться на точность прошлых прогнозов.
Метод прямого счета
Этот метод подходит для розничных ритейлеров. Предприниматели могут при расчетах опираться на остатки на складах. Необходимо учитывать количество товаров в закупках и потребительский спрос. Для каждого вида продукции нужно посчитать выручку в отпускных ценах, а затем сложить полученные результаты. Несмотря на кажущуюся простоту, у метода есть недостаток. Могут возникнуть сложности в том, чтобы обработать весь ассортимент и разделить его на номенклатуры, чтобы обработать группы товаров по выбранным параметрам.
Причинно-следственные методы
Самыми точными считаются причинно-следственные методы, потому что они учитывают дополнительные параметры. Причем параметры может выбрать предприниматель самостоятельно, исходя из своих целей. Вот какие параметры и факторы могут повлиять на объем продаж, а значит, могут быть учтены при прогнозировании:
- численность населения, доходы целевой аудитории;
- действия конкурентов;
- стоимость рекламы, количество клиентов, которые обычно приходят с рекламного объявления;
- ситуация в отраслях клиентов (если продажи ведутся В2В).
Не обязательно при расчетах учитывать все факторы, которые влияют на продажи. Достаточно взять только те, которые оказывают самое сильное влияние. На их основе аналитик составляет математическую модель для расчета плана сбыта.
Ошибки при прогнозировании продаж
Существует несколько типичных ошибок, которые допускают предприниматели при проведении исследований.
- Часто анализируется только один вариант развития событий на рынке. Например, учитывается только имеющиеся каналы сбыта, ассортимент, регионы присутствия. Когда бизнесмен считает возможные продажи, он берет в расчет только один набор параметров: цены, объемы сбыта. А в процессе расчетов эти показатели еще и занижаются, чтобы перестраховаться.
- Вторая ошибка заключается в использовании только метода экстраполяции. Тенденции рынка, возможные политические и экономические изменения не учитываются, из-за чего прогноз становится неточным.
- Последняя ошибка – игнорирование или преуменьшение значимости некоторых факторов, которые прямо или косвенно влияют на продажи. Обычно это изменения в жизни потребителей. Например, при прогнозе продаж недвижимости важно учитывать демографические изменения.
Источник