Методы прогнозирования конъюнктуры рынка
Выбор адекватного метода прогнозирования конъюнктуры рынка является важнейшим условием, обеспечивающим достаточную степень достоверности прогноза. При выборе метода прогнозирования необходимо учитывать следующие факторы:
· цель прогнозирования (получение информации о характере доминирующих тенденций (рост, снижение) и подробной картины предстоящих изменений в рыночной конъюнктуре);
· временные рамки (краткосрочный прогноз — до 3 месяцев, среднесрочный от 3 месяцев до 2 лет, долгосрочный — свыше 2 лет). Чем меньше временной отрезок тем выше вероятность достоверности, прогноза);
· необходимый уровень конкуренции (прогнозирование одного или группы товаров в рамках страны, региона, периода);
· допустимый уровень погрешности;
· характер исходных данных;
· допустимый объем затрат на прогнозирование;
· объем исходной информации;
· простота в применении;
· на какой стадии жизненного цикла находится товар.
При составлении прогноза следует учитывать, что он является относительно точной оценкой эффекта и его не следует учитывать в качества директивы. Слепое следование рекомендациям прогноза может значительно снизить эффективность работы.
Все методы прогнозирования конъюнктуры рынка относят к одной из трех категорий:
1. Временные ряды. Данные методы построены на использовании информации предшествующего периода для оценки будущих результатов.
Выделяют несколько видов этих методов:
· классически временные ряды — декомпозиция;
· скользящее среднее (значение);
· сглаживание статистических данных по экономике;
· Бокс — Джекинс и др.
2. Каузальные модели. В основе этих методов лежит предположение, что определенный результат непосредственно зависит от нескольких предсказуемых факторов. (модель, графически изображающая множество зависимостей между понятиями (или переменными), когда изменение в одном (или более) из них предшествует или вызывает изменение в другом (других)).
3. Оценочные методы, которые основаны на интуитивных оценках, мнениях, предложениях. К их числу относят:
· статистическую обработку индивидуальных оценок потребителей,
Дельфийский метод основан на мнении (через опрос ведущих специалистов) о перспективах развития тех или иных отраслей экономики. Анализ ответов (и в особенности изменений прогнозов под влиянием мнений оппонентов) дает интересные и надежные результаты.
Метод опроса собственных служащих — наиболее уважаемая и полезная форма прогнозирования, которая заключается в опросе служащих соответствующих отделов о том, как по их мнению будет развиваться деятельность предприятия и какой эффект дадут те или иные планируемые мероприятия.
Прогнозирование конъюнктуры рынка.
Ни одна фирма, занимающаяся куплей-продажей товаров, крупная или малая, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное решение в бизнесе принимается на базе конъюнктурных оценок.
Термин «конъюнктура» происходит от средневекового латинского conjuncture (лат. conjungo — связываю, соединяю) и означает сложившуюся обстановку, создавшееся положение, временную ситуацию в какой-либо области общественной жизни, например «международная конъюнктура». Конъюнктура экономическая — конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости и др.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура, — это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
· степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
· сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции развития рынка;
· уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;
· масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
· уровень коммерческого (рыночного) риска;
· силу и размах конкурентной борьбы;
· положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Главная цель изучения конъюнктуры рынка — определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер, происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обусловливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Анализ возможных диспропорций спроса и предложения предупреждает об изменении рыночной ситуации. Оценки состояния рынка способны варьировать от отметки, «ясно» до отметки «шторм»; и носят информационно-предупреждающий характер как для предпринимателей, так и для органов управления.
Источник
Общие принципы и методика прогнозирования экономической конъюнктуры — прогноз, концепция, методы и основы
Содержание:
Характерной чертой бизнес-цикла является его динамичность. Поэтому в ходе исследования мы не только определяем состояние рынка в данный момент, но и прогнозируем вероятный характер его дальнейшего развития, т.е. делаем прогноз.
Исследование рынка дает оценку перспектив развития рынка и является основой для разработки стратегии и тактики деятельности туристического бизнеса. Качество прогноза определяется, прежде всего, глубиной и полнотой анализа и оценки факторов формирования и развития рынка.
Особенности рыночного прогноза как научно обоснованного предположения о возможном состоянии рынка в будущем заключаются в следующем:
- вероятностный характер (прогноз не в состоянии полностью устранить неопределенность, присущую будущей рыночной ситуации);
- Альтернативность (необходимость разработки ряда вариантов возможного развития в зависимости от наличия ряда факторов, формирующих рыночную ситуацию).
Основные принципы прогнозирования рынка:
- последовательность, т.е. максимально возможное рассмотрение взаимосвязей между рыночными факторами
- Оптимизация, т.е. анализ взаимосвязи факторов на основе логики;
- Избирательность прогнозной базы, т.е. не учитываются данные, характеризующие экстремальную ситуацию на рынке
- Скидка, которая определяет приоритет новой информации над устаревшей.
Экономические прогнозы подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (на 1-5 лет), долгосрочные (на более чем 5 лет). Прогнозы, используемые для оперативных нужд предприятия, как правило, носят краткосрочный характер, поскольку в большинстве случаев предсказать динамику экономики с достаточной точностью можно только в этих пределах. В некоторых случаях возникает необходимость разработки долгосрочных или среднесрочных прогнозов, которые могут быть связаны, например, с формированием перспективной стратегии развития предприятия. В этой ситуации полученные оценки часто носят усредненный характер и предсказывают лишь общие тенденции рыночных процессов.
Прогноз на рынке
Для прогнозирования ситуации на рынке обычно используются следующие методы: Экстраполяция; экспертные оценки; математическое моделирование.
Метод экстраполяции основан на предположении об относительной повторяемости явлений и процессов, или, другими словами, о том, что общие причины и условия вызывают одни и те же или аналогичные действия и результаты. Например, этот метод используется для прогнозирования продаж на заданный будущий период на основе продаж в предыдущие периоды по заданной цене туристического продукта и уровня доходов потребителей. Преимуществом метода экстраполяции является его простота, недостатком — ограниченная надежность, что приводит к сужению сферы применения. Его использование оправдано только тогда, когда можно установить, что резких изменений рыночной конъюнктуры не происходит и инерция развития рынка весьма вероятна.
Метод экспертных оценок, в отличие от экстраполяции, основан не на простом переносе тенденций предыдущего периода в прогнозный период, а на внесении определенных корректив в эти тенденции на основе детального изучения и сравнения условий, в которых рассматриваемое явление находилось в предыдущем периоде и будет находиться в прогнозном периоде.
Метод математического моделирования основан на определении функциональной взаимосвязи между отдельными показателями на основе анализа экономических данных за несколько предыдущих лет. Как правило, использование математических моделей для экономического прогнозирования не исключает необходимости дополнительной проверки: в модели обычно учитываются не все факторы, влияющие на развитие рыночной ситуации.
Рассмотренные методы действительно дополняют друг друга, и необходимо использовать возможности каждого из них для эффективного прогнозирования рыночной конъюнктуры. Интеграция подходов к прогнозированию рынка обеспечивается методом разработки сценариев.
Сценарий — это динамическая модель будущего, описывающая возможный ход событий и указывающая на вероятность их реализации. Сценарий представляет ключевые факторы, которые необходимо учитывать, и указывает, как они могут влиять, например, на спрос. Как правило, готовится несколько альтернатив, реализация которых возможна при различных предположениях (например, о влиянии демографических, экономических, политических и других факторов на развитие экономики). За основу берется один — наиболее вероятный — вариант сценария. Текущие решения принимаются на его основе. Другие варианты используются, если реальная ситуация в значительной степени совпадает с их содержанием.
Метод сценариев, основной предпосылкой которого является принципиальная невозможность точно измерить будущее, имеет ряд важных преимуществ с точки зрения маркетинга. Во-первых, он обращает внимание на неопределенность, характеризующую любую ситуацию на рынке. Во-вторых, его реализация позволяет интегрировать данные, полученные с помощью различных методов прогнозирования рыночной ситуации. И, наконец, в-третьих, его использование привносит дополнительную гибкость в маркетинговую деятельность и способствует развитию системы туристической компании для быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации.
Концепция экономического цикла
Экономическая конъюнктура — это состояние рынка в определенный момент времени.
По сути, это макроэкономический процесс, определяемый темпами и пропорциями развития социального воспроизводства. Этот параметр можно отследить, оценив условия продажи. Бизнес-цикл может быть общеэкономическим и связанным с сырьевыми товарами. Экономические системы, как правило, динамичны. Они постоянно меняются под влиянием различных внутренних и внешних факторов, которые называются факторами формирования бизнес-цикла.
Циклические факторы влияют на экономическую структуру и, следовательно, на элементы социального воспроизводства. Она состоит из четырех этапов: Производство товаров, их распределение, маркетинг и конечное потребление. На первый этап влияют факторы производства, их доступность, цена и качество. Особое значение имеет уровень научно-технического прогресса, определяющий скорость производства и его экономическую эффективность. В процессе распределения на первый план выходит добавленная стоимость и соотношение доходов и сбережений. Интенсивность обмена зависит от денежно-кредитной политики, количества запасов, уровня цен и качества товаров. Потребление зависит от уровня доходов домохозяйств, а также от инвестиций и чистого экспорта.
Состояние экономики можно определить по фазе бизнес-цикла. Выделяются следующие этапы:
- Экономический бум, в котором наблюдается рост деловой активности, пик производства, снижение инвестиций и максимальная занятость. Рынок находится на пути сильной экспансии.
- Кризис, который возникает при перепроизводстве, когда фирмы производят больше товаров, чем домохозяйства готовы потреблять. Темпы роста замедляются, и все экономические и инвестиционные процессы постепенно прекращаются. Цены растут, а объемы производства падают.
- Рецессия — это относительно небольшая рецессия, которая не имеет критического значения для производства и темпов экономического роста.
В условиях рецессии валовой национальный продукт имеет нулевое значение или переходит в несколько отрицательное в течение шести месяцев. После бума обычно наступает рецессия, за которой следует депрессия или кризис. Сегодня большинство экономик открыты, поэтому они влияют друг на друга. Проявление кризиса в одной стране может быстро распространиться на страны, с которыми она взаимодействует.
Методы прогнозирования экономической ситуации
В настоящее время накоплен значительный объем знаний в области теоретической и практической экономики, что позволяет делать оптимальные прогнозы будущего состояния экономической системы. На практике выделяются основные методы прогнозирования:
- Метод экстраполяции;
- метод экспертных оценок;
- метод математического моделирования.
Экстраполяция позволяет установить тенденции развития изучаемого явления, которые выражаются в количественных показателях. Чаще всего она использует данные предыдущего периода и переносит тенденции этого периода на будущее положение системы. Это самый простой, но в то же время и самый обобщенный метод. Этот метод хорошо подходит для систем, в которых набор воздействующих факторов остается неизменным.
Экспертное заключение не только переносит прошлые данные на будущие события, но и вносит в них коррективы. Это стало возможным благодаря детальному изучению и сравнению условий, при которых система использовалась ранее. Для выполнения такой работы требуются глубокие экономические знания, поэтому к работе привлекаются специалисты, обладающие соответствующими навыками. Для повышения эффективности исследования его поручают сразу нескольким специалистам. Сегодня этот метод является основой для прогнозирования рынка.
Метод математического моделирования представляет собой применение математического языка для описания процессов и явлений в экономической системе. Он используется для формализации сложных процессов, их записи, а затем выполнения различных вычислений. Чем меньше предположений включается в анализ, тем более точным является сделанный прогноз.
Классификация в вышеперечисленные методы может считаться предварительной, так как на практике одновременно может использоваться несколько методов. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. Ни один из них не может обеспечить стопроцентную надежность. В зависимости от цели прогноза подбирается оптимальный набор инструментов, который может качественно повысить эффективность исследования. Сложность экономического прогнозирования заключается в сложности и многоаспектности экономических процессов.
Основы экономического прогнозирования
Исследование экономической ситуации основано на изучении информации экономической системы, анализе и систематизации данных. Система показателей определяется в зависимости от задач текущего исследования. Все рыночные факторы можно разделить на
К постоянным факторам относятся экономическая политика государства, научно-технический прогресс, уровень и темпы инфляции, сезонность, потребление промышленных товаров. Периодически возникающие факторы называются временными. Это могут быть стихийные бедствия и антропогенные катастрофы, социальные конфликты и чрезвычайные ситуации. К циклическим факторам относятся признаки, указывающие на изменение фазы бизнес-цикла. А нециклические определяют специфику производства и принципы реализации готовой продукции.
Изучение соединения должно соответствовать принципам точности и надежности. Факторы тщательно изучены. Качество прогноза зависит от точности определения значений, которые влияют на экономическую систему сейчас и в будущем. Кроме главного прогноза, в обязательном порядке составляется альтернативный прогноз. В нем сформулированы гипотезы и предположения. В то же время прогнозы должны быть своевременными, актуальными и служить целям управления.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
|
Ещё лекции: |
- Экономика энергетики — общие понятия и эффективность
- Этапы международной экономической интеграции — феномен, сущность и описание этапов
- Макроэкономическая политика и ее цели — задачи, определение и факторы
- Экономические эффекты инноваций — эффективность, концепция, суть, виды и воздействие
- Равновесие Штакельберга — модели олигополии, конкуренция и особенности
- Экономическое регулирование бухгалтерского учета — квалификация и особенности
- Особенности малого предпринимательства — основы и характеристики
- Объекты национализации государственной собственности — цели, причины, формы и особенности
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник